Оглавление

Чека в кино: 2011 год, «О чем еще говорят мужчины»

Три новогодних фильма: «День сурка», «С легким паром» и «О чем еще говорят мужчины». Последний фильм уникален, потому что посвящен тайной политической полиции, КГБ, нарушая принцип «о чекистах либо хорошо, либо ничего». Фильм имел огромный кассовый успех (17 миллионов в прокате). Сценарий не хуже «Ревизора», игра превосходна, остроумие очаровательное, особенно удался Лев Толстой, который делает гебешнику замечание: надо мыть руки после туалета, на что гебешник сухо отвечает, что у кадрового офицера и так чистые руки, холодная голова и горячее сердце. Это единственная реплика в фильме, прямо указывающая на то, что речь идет именно о гебешниках, а не о представителях «одного из силовых ведомств», как написано в рупедии.

В роли ревизора выступает мелкий конфликт: в среднего руки бизнесмена (владелец рекламного агентства, квартира 120 кв. метров) въезжает жена средней руки гебешника (не ниже генерала по общевойсковой табели, квартира 150 кв. метров, дача 200 кв. метров). Бизнесмен материт гебешницу, та обращается к мужу, муж (и двое его подручных) добивается от бизнесмена извинений. Добивается без всякого рукоприкладства, просто становится ясно, кто главный, вежлив, корректен и даже в конце искренне говорит, что сам бы хотел обматерить супругу, но... Гебешник, видимо, должен стать президентом, чтобы получить право на развод.

Функцию монолога городничего выполняет монолог бизнесмена в финале (85 минута):

«Он меня мордой во все это вот... Мне 40 лет, он разговаривал со мной как... «Сейчас придет самый главный»... А почему они главные?! Они умней? Лучше? Любишь ты ее? Так научи ее с людьми разговаривать!! И сам научись! «Мужская просьба у меня к тебе»... А если бы за ним эти двое не стояли, его вообще кто-нибудь пустил сюда? «Попросить», «по-мужски»... А я смогу к нему прийти? Попросить извиниться перед моей женой?»

Ключевой вопрос: «А почему они главные?»

Фильм снят в марте 2011 года, за полгода до начала оппозиционного движения «белоленточников», которое, в отличие от диссидентского, состояло в основном из мелких буржуа и интеллектуалов. Это движение если и ставило вопрос «А почему они главные», то не давало на него ответа, разве что «потому что мы терпим их коррупцию». Участники движения не возмущались, когда Ельцин и Путин истребляли чеченцев, бранили Запад, взрывали дома в Москве. Они терпели, когда гебешники обкладывали их данью, организовывали провокацию, ставшую предлогом для вторжения в Грузию. Они не возмущались, когда Путин назвал ликвидацию относительно независимых СМИ Гусинского и Ходорковского «спором хозяйствующих субъектов». Они, кажется, действительно считали, что все определяется деньгами («хозяйствованием»), и в 2011 году начали протестовать, потому что считали себя самостоятельными субъектами.

Власть быстро напомнила им, что они лишь элементы тоталитарной автократии, что они добились успеха благодаря интеграции с властью, что, в отличие от Свободного мира, они всегда были зависимы от репрессивного аппарата. Что они этой зависимости не сознавали и даже ее отрицали, это их проблема. То, что они, по прихоти обстоятельств оказавшись гонимой оппозицией, так и не обрели понимания того, что такое демократия, политика, свобода, это уже не только их проблема, потому что именно на них сделал ставку Западный мир как на союзников. Союзники из них вышли такие же ледащие, как противники Мадуро или Асада. Ведь их мышление буржуазное, ориентированное на доминирование через подавление конкурентов, с гуманизмом очень облегченного и эгоцентричного типа. Такое мышление и порождает тоталитаризм, и разлагает демократию, что превосходно описано уже Орвеллом.

Наверное, фильм был бы острее, не новогодним капустником, а действительно сатирой, если бы гебист всучил главному герою свою стерву-жену, а жена героя ушла бы к гебисту, но все-таки это же не Гоголь, как и Владимир Владимирович Путин не Николай Александрович Романов.

Кадры из фильма: Толстой; пир гебешников.

 

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

 

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении,
которое одновременно является
именным и хронологическим
указателем.