Яков Кротов. История. Книга о том, как общение создаёт свободу, любовь, человечность

Оглавление

1289 год до Р.Х.: история Пашеду, Служителя Места Истины

С XI века распространяется изображение «древа Иессеева» — иллюстрация к пророчеству Исайи о том, что Машиах будет из дома царя Давида, сына Иессея.

Самые первые изображения были довольно простыми. Например, в сборнике евангельских текстов, который был написан для коронации в Праге короля Вратислава II 15 июня 1085 года, «древо Иессея» это просто небольшое дерево с семью ветвями, словно менора. На ветвях семеро голубей, а над деревом король. Потом за пять веков живописцы навострились изображать огромное кудрявое генеалогическое дерево.

Кстати, а какое дерево имел в виду Исайя?

Дерево не названо, там слово, которое на русский переводили как «корень», но вообще-то просто «virga», «отросток». На латыни это вылилось в каламбур, потому что virgo — «девушка».

Тем не менее, выбор невелик: либо финиковая пальма, либо сикомор (смоковница), и скорее финиковая пальма, которая не случайно была символом Израиля. Как и в Египте, финики в древности — одна из главных отраслей (извините за каламбур) экономики, они же заменяли сахар.

«Финик» слово греческое и означает «рыжий», даже «огненный». Тут та же многозначность, что в имени рыжего Исава с его «огненным» характером, «жарким темпераментом». Почему греки называли финики рыжими, в России не совсем понятно, до нас финики доезжают темно-коричневыми. Но на пальмах они именно рыжие! Отсюда второе значение слово — «феникс». Огненная птица — да, это всё то же греческое слово. Более того, не исключено, что «Финикия» тоже от фиников, а вовсе не от пурпура, как чаще трактуют.

На обложке сборника древнеегипетской литературы британского издательства «Пингвин» помещено чудное изображение египтянина под финиковой пальмой. Правда, это перерисовка, немножко улучшенная в сравнении с росписью.

Этот египтянин — Пашеду, руководитель погребального департамента фараона Сети I. Вполне возможно, что Пашеду сам и рисовал, тогда эта фреска автопортрет.

Сети правил в 1290-1279 годах до Р.Х. Конечно, даты не слишком твёрдые.

Можно очень условно и осторожно сказать, что Пашеду — современник Исхода и, соответственно, может быть даже ровесником Насосна из родословия Иисуса, предка Иессея. Наассон первым вошёл в расступившееся море.

Отца Пашеду звали Менну, а имя его матери позвольте привести в латинской транскрипции: Huy.

Жил Пашеду на западном берегу Нила (сейчас тут город Дери эль-Медина), напротив Фив, в правление Сети I (1290-1279). Сохранилась его гробница (TT3). Жену Пашеду звали Неджет-бехдет. Он украшал царские гробницы и поэтому имел звание Служителя Места Истины.

На фреске в гробнице Пашеду он изображён у подножия трона именно как художник.

Сети — фараон, который воевал против напиравших на египтян кочевников Палестины, и с боями дошёл через Газу, Реховот и Бет-Шеан до Ливана — до Хеттского царства, его главного врага. Он страшно гордился своими победами, но они были довольно эфемерные.

Исход обычно относят к более раннему времени, когда строили великие пирамиды (Сети и Пашеду похоронены в скальных гробницах). Но в принципе тут синхронизировать устные предания евреев с египетскими надписями и памятниками заведомо невозможно, а главное, ненужно. Всё равно, что использовать пейзажи Тернера для прогноза погоды. У синоптиков из метеослужбы своё Место Истины, у синоптиков-евангелистов своё.

О Пашеду см.: Benedict G. Davies, Who's Who at Deir el-Medina: A Prosopographic Study of the Royal Workmen’s Community, Nederlands Instituut Voor het nabije Oosten, Leiden, 1999, pp 2, 166

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание:
если кликнуть на картинку в самом верху страницы
со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении,
которое одновременно является
именным и хронологическим
указателем.