Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

ГРЕЦИЯ

Остров Сифнос и монастырь на нём.

Очерки 1956 г.: История II тыс. до р.Х., микенская эпоха, . - 1 пол. 1 тыс. до р.Х.; войны с Персией, расцвет демократии; культура Греции 5 в.; 4-3 вв.

Stansbury-O'Donnell, Mark. A History of Greek Art. Chichester: Wiley;n Blackwell, 2015. Pp. 437.

См. Афины. Афон.

История в 1 тыс. до р.Х.: Егер, 1904. В 1-3 вв., Ранович, 1949.

Кузищин В. и др. История древней Греции . М.: Высшая школа, 1986. 382 с.

Эсхил. Трагедии. М.: Наука, 1989. 609 с.

Скурат об Элладской Правосл. Церкви.

Арсеньев Н. Пессимизм и мистика в древней Греции / Путь.—1926.— № 4 (июнь — июль).— С. 88—102

История греческой литературы. Под ред. С.И.Соболевского. В 3-х тт. М. 1946-1960.

Кун Н. А. Легенды и мифы древней Греции. М., 1954. 450 с.

Бузескул В. История афинской демократии. СПб.: Гуманитарная академия, 2003. 480 с.

Мифы и легенды народов мира. М.: Литература, Мир книги, 2004. Т. 1. Немировский А.И. Греция. 496 с.

Греция: храмы, надгробия, сокровища. М.: Терра, 1997. 166 с.

Bottero, Jean; Herrenschmidt, Clarisse; Vernant, Jean Pierre. Ancestor of the West: Writing, Reasoning, and Religion in Mesopotamia, Elam, and Greece. Chicago: Chicago University Press, 2000. 207 pp.

Ярхо В. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М.: Художественная литература, 1978. 297 с.

Дюран В. Жизнь Греции. М.: Крон-пресс, 1997. 704 с. История до завоевания Римом.

Тахо-Годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СПб.: Алетейя, 1999. 710 с.

Доддс Э.Р. Греки и иррациональное. СПб.: Алетейя, 2000. 509 с.

Eros grec: amour des dieux et des hommes: Grand Palais 6 novembre 1989 - 5 fevrier 1990. 168 pp.

Язык древнегреческий - греческий.

Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. СПб., 1899. 693 с.

Ксенофонт. Киропедия. М., 1976.

Кереньи К. Элевсин: архетипический образ матери и дочери. М.: Рефл-бук, 2000. 288 с.

Caraher, William R. Church, society, and the sacred in Early Christian Creece. The Ohio State University, 2003. 550 pp. Раннехристианские храмы Греции.

Успенский, Порфирий. Восток Христианский. Путешествие в метеорские и осолимпийские монастыри в Фессалии архимандрита Порфирия Успенского в 1859 году . СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1896. — 615 с.

Halliwell S. Greek Laughter. A Study of Cultural Psychology from Homer to Early Christianity. Cambridge University Press, 2008. 632 pp.

См. Каподистрия (ум. 1831).

Кротов:

anemi.lib.uoc.gr - на англ. б-ка совр. исследований.

Anthony Kaldellis. The Christian Parthenon: Classicism and Pilgrimage in Byzantine Athens. Cambridge, Cambridge University Press, 2009, 268 pp., 28 halftone ill.

Montiglio, Silvia. Silence in the Land of Logos. Princeton, Princeton University Press, 2010, 360 pp.

Гаджиев A. Независимость де-факто: Турецкая Республика Северного Кипра. М.: REGNUM, 2009. 176 C.

Карты:

Археологическая карта Эгеиды (II тысячелетие до н.э.)

Греция в IX -VIII вв. до н.э.

Греция в VII-VI вв. до н.э.

Греческие колонии в VIII-VI вв. до н.э.

Македония и Греция во II в. до н.э.

Halkin, Francois. Bibliotheca hagiographica graeca. 3-е изд. Bruxelles: Societe des bollandistes. 1957. Vol. 1-3.

Cобрание "Патрология греческая" (PG).

Греция - язычество тут, очерк Меня; эллинизм; русско-греческие связи церковные 16-19 вв, очерк Жуковой, 2000; о приезде греков в Россию в 1 пол. 17 в. и проверке чистоты их веры, Опарина.

Керн критически об отношении русских к Греции, 1934.

Ассман Ян. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с. Греция как родина мысли.

См.: Зелинский Ф., о древнегреческой религии и культуре. Бюркле о соотношение древнегреческой религии и Евангелия.

справка Робертсона о церкви здесь, 1999; и о греко-католической церкви Г. его же; очерки С.Говоруна по истории греч. христианства 18-19 вв.; очерк расколов 20 в., Капустин, 2000; Яшунский о старостильниках, 2001.

Лебедев А. История Греко-Восточной церкви под властью турок: От падения Константинополя (в 1453 году) до настоящего времени

Хризостом I, архиеп. Афинский. История Матери Церквей. М.: Изд. Срет. м-ря, 2003. - 208 с. 5 тыс. э.

Гаспаров М. Занимательная Греция. Популярные и очень хорошие очерки для школьников по истории древней Греции.

Фролов Э. Факел Прометея. Очерки древнегреческой мысли, 1979 г. Тут есть библиография.

Mouriki, Doula. The Mosaics of Nea Moni on Chios. Athens, 1985.Vol. 1.

Millar, Fergus. Rome, The Greek World and the East. London: The University of North Carolina Press, 2002.

Литургия на греческом языке в русской транслитерации.


 

См. Афон. Греческий шрифт: spionic.

Богослужебные тексты на греческом: www.tcgalaska.com, политоническая версия http://www.tcgalaska.com/glt/ - 2005 год.

Особенности греческого совершения литургии в сравнении с русским, Кривошеин, 1975;


 

The Digital Library of Modern Greek Studies («Anemi»)

Огромное количество изданных в XVI—XX веках книг по византийской и поствизантийской истории, филологии, истории церкви. Значительное число книг еще, насколько понимаю, в процессе оцифровки. Удобный поиск. В формате pdf. http://anemi.lib.uoc.gr/



Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня

ГРЕЧЕСКАЯ БИБЛЕИСТИКА, толкование и изучение Библии грекоязычными экзегетами Египта, Иудеи, Римской империи, Византии и  Греции нового времени.

История египетской Г. б. начинается в эпоху создания *Септуагинты. Иудейские писатели *александрийской школы 2 в. до н.э. (Аристобул, Артапан, Евполем) пытались связать ветхозав. события с событиями мировой истории и выдвинули гипотезу, что антич. философы заимствовали свои идеи из Библии. Те же писатели впервые применили *аллегорический метод толкования Библии по образцу экзегезы античной (см. ст. Герменевтика библейская). Труды их сохранились лишь в фрагментах. Полное представление о методах и взглядах иудео-александрийской экзегезы дают книги *Филона Александрийского.

С определенными оговорками к Г. б. можно отнести такие соч.  *Иосифа Флавия, как «Иудейские древности» и «Против Апиона». После падения Иерусалима в 70 грекоязычная библ. лит-ра иудеев быстро исчезает, хотя тогда был сделан ряд переводов ВЗ на греч. язык (см. ст.: Акила; Симмах; Феодотион).

Период в истории христианской Г. б. с 1 по 5 вв. включительно принято называть  п а т р и с т и ч е с к и м, или святоотеческим. Кроме писаний свв. отцов и учителей Церкви, к этому периоду относятся толкования еретиков и авторов, православие к-рых оспаривалось. Одни патрологи доводят патристич. период до 8 в. (т. е. до завершения эпохи Вселенских соборов), другие — до разделения церквей (11 в.), а третьи — даже до падения Византии (15 в.).

В и з а н т и й с к и й  этап (с 6 по 15 вв.) является менее творческим и оригинальным в сравнении со святоотеческим. Большинство толкователей, даже столь известных, как *Прокопий Газский (6 в.), свт. *Андрей Кесарийский (6-7 вв.), прп. *Анастасий Синаит (7 в.), *Арефа Кесарийский (9-10 вв.), *Экумений Триккский (10 в.),  блж. *Феофилакт Болгарский (11 в.), *Евфимий Зигабен (11-12 вв.), несмотря на свою ученость, не решались выходить за рамки достигнутого свв. отцами и чаще всего повторяли их мысли в своих толкованиях. Великие визант. богословы *Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, *Симеон Новый Богослов, не будучи экзегетами, внесли большой вклад в понимание Библии.

Н о в о г р е ч е с к а я  библеистика — плод новейшего времени, поскольку турецкое господство (1453-1821) нанесло всей греч. культуре огромный урон. В созданном после освобождения страны Афинском ун-те (1837) не было даже кафедры Свящ. Писания. Попытки переводить Библию на новогреч. язык встречали резкую оппозицию. Однако в кон. 19 в. появилась первая грамматика евр. яз., необходимая для будущих экзегетов. Составителем ее был архиеп. Вимпос Мантинийский, переводчик НЗ на новогреч. яз. В тот же период проф. Афинского ун-та Николай Дамала (ум. 1892) написал «Введение в Новый Завет» и комментарий к *синоптическим Евангелиям.

В 1937 в Афинах вышло «Введение в Ветхий Завет» проф. П. Брациотиса (р. 1889). Как отмечал *Карташев, комментарий этот построен «всецело на предпосылках старой докритической школы, хотя проблемы критической науки не замалчиваются здесь, как это делалось в старых учебных руководствах». Брациотису принадлежат также комментарии на Откр (1950), на Еккл (1951) и Ис 1-12 (1956). Однако примерно в это время наметился коренной поворот, связанный с именем Велласа, к-рый настаивал на необходимости усвоения правосл. библеистикой новых критич. методов экзегезы. Идеи проф. Велласа В. продолжил его ученик *Агуридис — редактор первого греч. правосл. журнала по Свящ. Писанию «Бюллетень библейских исследований» (выходит в Афинах с 1971). Из других совр. греч. библеистов отметим *Хаступиса, *Иоаннидиса, Г. Галитиса, И. Папангопулоса.

ГРЕЧЕСКИЕ ПЕРЕВОДЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА — см. Септуагинта; Акила, Симмах; Феодотион.

ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК НОВОГО ЗАВЕТА —  см. Койне.

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова