Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

ПАТРИАРХИ


 

О формировании патриаршей системы управления - Лебедев, 1905. Полемика о патриаршестве в России.

Ресницын, П. Церковная жизнь и вопрос о патриаршестве / П. Ресницын // Русская мысль. - М., 1913. - Год тридцать четвертый, кн. I. - С. 45-48.

1917, 4 ноября. Определение Собора РПЦ о правах и обязанностях Святейшего Патриарха.

1918, 13 августа. О порядке избрания патриарха Русской Церкви.

В БИБЛИИ

Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

Апокрифы: Завет двенадцати патриархов.

К досье Меня

ПАТРИАРХИ, племенные вожди, стоявшие у истоков истории народа Божьего. Само греч. слово patriЈrcai появилось лишь в первые века н.э. и соответствует евр. слову ав? т, отцы. Иногда словом П. обозначались все праотцы человеч. рода, упомянутые в Быт 1-2; но в библ. науке это название прилагается лишь к лицам, жившим в 19-17 вв. до н.э. (Аврааму, Исааку, Иакову и его 12 сыновьям).Значение П., или отцов, определяется тем, что Бог *Откровения назван в Библии "Богом отцов" (Исх 3:13; Втор 4:37; 12:1; Суд 2:12; 4 Цар 21:22; 1 Пар 5:25 и др.). Именно им были впервые даны Откровение, *Завет и Обетование (ср.Рим 9:5). Поэтому Господь именуется в ВЗ "Богом Авраама, Исаака и Иакова", а Иисус Христос назван "Сыном Авраамовым" (Мф 1:1). Вера П. была ответом на призвание Божье. Она вменялась им в праведность, и через них было обещано благословение всем народам земли (Быт 12:3). Истинными сынами П., сынами Авраама, ап.Павел называет не тех, кто происходит от него по плоти, а всех живущих по вере (Рим 9:6-8).

Отсутствие внебибл. свидетельств о П. и недостаточность сведений об их эпохе привели экзегетов *религиозно-исторической школы 19 в. к отрицанию их реальности. Сказания о них были объявлены мифами, а сами они рассматривались как боги древних израильтян. Однако исследования памятников *Древнего Востока (напр., *Нузийских текстов) показали, что эта т. зр. страдает *гиперкритицизмом. Обычаи, описанные в главах Быт, посвященных П., отражают не эпоху монархии (когда, по мнению критиков, сложились эти сказания), а первые века 2-го тыс. до н.э. Выяснилось, что имена П. — типичные личные имена того времени, а не имена богов. "Авраам, Исаак и Иаков, — пишет *Олбрайт, — не кажутся теперь изолированными личностями, ни тем более какими-то измышлениями позднейшей израильской истории. Они предстают теперь перед нами как истинные сыны своего века и подлинные герои своей эпохи". Раскопки в Уре Халдейском (родина Авраама) позволили *Вулли утверждать, что первоначально П. были жителями городов Двуречья и стали кочевниками лишь в Палестине. По словам *Брайта, библ. предания о П., запечатленные в Быт, "содержат в себе всю сложность кланового движения; в них индивидуум сливается со всей группой... Но патриархов нельзя сводить к роли простых *эпонимов... Вряд ли можно отрицать, что руководители групп были реальными личностями, т.е. что Авраам, Исаак и Иаков были вождями кланов и действительно жили между девятнадцатым и семнадцатым веками". Эта общепринятая датировка П. оспаривается лишь в работах *Раули.

Религия П. отличалась простотой. Они исповедовали Бога неба и земли, Покровителя их племени, Который требовал от них "непорочности" и заключил с ними Завет. Их благочестие выражалось в жертвах, приносимых под открытым небом, и сооружении памятных святилищ. Завет, заключенный через Моисея на Синае, рассматривается в Библии как продолжение Завета, восходящего к эпохе П.

l Свящ.А л е к с а н д р о в Н., История евр. П., Каз., 1901; *Б о г о р о д с к и й Я.А., Об Иосифе, библейском П., ПС, 1891, т.II; *В в е д е н с к и й Д., П. Иосиф и Египет, Серг.Пос., 1914; е г о ж е, Авраам и Сарра в стране фараонов, в кн.: В память 100-летия МДА (1814-1914), Серг.Пос., 1915, ч. 1; свящ.З ы к о в А., Библ. П. Авраам, Пг., 1917; свящ.*К н я з е в А., Иуда и Фамарь, ПМ, 1948, вып.VI; свящ.*Л е б е д е в А., Ветхозав. вероучение во времена П., СПб., 1886; М и р о л ю б о в А., Быт евр. П., Каз., 1898; *П е т р о в с к и й А., Патриархальный период в истории народа еврейского, "Странник", 1905, ? 1; [свящ.*П о б е д и н с к и й - П л а т о н о в И.], Принесение Исаака в жертву Богу, ДЧ, 1860, ч. 1, ? 1-4; *П р о т о п о п о в В.И., Евр. П., ПС, 1908, т.II; С.Р., Евреи в Палестине до Моисея (заметка), ЧОЛДП, 1893, ? 1; С - в А., Сны фараона, ЧОЛДП, 1878, кн. 1; свящ.С ы с у е в П., Быт П. евр. народа, ПС, 1900-1901, т.1-2; Ф е й е Р., В а н о е А., Авраам, СББ; *Щ е г о л е в Н.И., Призвание Авраама и церк.-историч. значение этого события, К., 1874; Abraham unser Vater, Benz O. ea (hrsg.), Festschrift fur Otto Michel, Leiden, Koln, 1963; *A l t A., Der Gott der Vater, Stuttg., 1929; A m m a s s a r i A., La religione dei patriarchi, Roma, 1976; B r i g h t J., A History of Israel, Phil., 1981; *C a z e l l e s H., Les patriarches entre la Mesopotamie et l’Egypte, MB, 1980, ? 12; *D e V a u x R., Histoire ancienne d’Israёl, P., 1971-73, v.1-2 (англ. пер.: The Early History of Israel, L., 1979); M i c h a u x R., Les patriarches, 1973; *R i n g g r e n H., Israelitische Religion, Stuttg., 1963 (англ. пер.: Israelite Religion, L., 1966 (там же указана осн. иностр. библиогр.); см. также ст.: Допленный период; Монотеизм; Пятикнижие.

 

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова