Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

КРОВЬ

 

Jewish Blood: Reality and metaphor in history, religion and culture. Edited by Mitchell Hart. London, Routledge, 2009, 240 pp.

McCarthy, Dennis J. The Symbolism of Blood and Sacrifice. Journal of Biblical Literature, Vol. 88, No. 2 (Jun., 1969), pp. 166-176.

Переливание крови: отказ от него как право и как обязанность, Леонтьев, 2011 в связи с делом Свидетелей Иеговы.

Евр. 9, 22 - очищение К.

Knight, Chris. Blood relations: menstruation and the origins of culture. Yale University Press, Year: 1991. Pp. 594.


СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ

В позднем иудействе и в НЗ двухчленное выражение «плоть и кровь» обозначает ч-ка в его тленной природе (Сир 14.19; 17.30; Мф 16.17; Ин 1.13). то состояние, к-рое Сын Божий принял, придя на землю (Евр 2.14). Но за исключением этого случая в Библии говорится только о пролитой К. (в смысле лат. cruor), всегда в связи с потерей или отдачей жизни, в отличие от греч. мышления, связывавшего понятие крови (в смысле лат. sanguis) с понятием продолжения рода и с эмоциональностью ч-ка.

В3

Как все древние религии, религия Израилева признает за К. свящ. характер, так как К. - это жизнь (Лев17.11,14; Втор 12.23), а все, что касается жизни, связано с Богом, ее единственным Владыкой. Отсюда три вывода: запрещение убийства, запрет вкушать К. и употребление К. в культе.

1. Запрещение убийства. - Ч-к был сотворен по образу Божию, и поэтому один Бог властен над его жизнью; если кто-либо проливает К., то за это с него взыщет Бог (Быт 9.5 сл). В этом религиозное обоснование той из десяти заповедей, к-рая гласит: «Не убивай» (Исх 20.13). В случае убийства К. жертвы, как, напр., К. Авеля «вопиет об отмщении» убийце (Быт 4.10 сл; ср 2 Цар 21.1; Иез 24.7 сл; 35.6). Обычное право тех времен считает законным действие «мстителя за кровь» (Быт 9.6). Оно стремится только избежать бесконечно продолжающейся кровавой мести (ср Быт 4.15,23 сл) и подчинить ее нек-рым правилам (Втор 19.6-13; Числ 35. 9-34). К тому же, это отмщение берет на Себя Сам Бог: невинная К. падает на голову проливших ее (Суд 9.23 сл; 3 Цар 2.32). Вот почему гонимые верующие взывают к Нему, чтобы Он отметил за К. Своих служителей (Пс 78.10; 2 Макк 8.3; ср Иов 16.18-21 евр.), и Он Сам обещает это сделать, когда придет День Его (Ис 63.1-6).

2. Запрет вкушать кровь. - Запрет употреблять в пищу К. или не обескровленное по определенному обряду мясо (Втор 12.16; 15.23; ср 1 Цар 14.32-35), - гораздо более ранний, чем библ. откр. (ср Быт 9.4). Каков бы ни был его первоначальный смысл, он получает в ВЗ определенное обоснование: К., как и жизнь, принадлежит одному Богу; это Его часть, именно Ему принадлежащая при жертвоприношениях (Лев 3.17); ч-к может ею пользоваться только для «очищения своей души» (Лев 17.11 сл). Этот запрет К. сохраняется потом нек-рое время и в первоначальном христианстве, чтобы облегчить общение в трапезе между иудеями и обращенными язычниками (Деян 15.20-29).

3. Культовое употребление крови. - Свящ. характером К. определяется, наконец, ее различное употребление в культе.

а) Зовет, заключенный между Ягве и Его народом, скреплен на К. обрядом: половина К. жертв выливается на жертвенник, к-рый как бы представляет Бога, другая половина - на народ. Моисей объясняет этот обряд: «Вот кровь Завета, к-рый Ягве заключил с вами» (Исх 24.3-8). Этим устанавливается нерасторжимая связь между Богом и Его народом (ср Зах 9.11; Евр 9.16-21).

б) При жертвоприношениях К. также составляет основной элемент. Будь то при всесожжениях, или при «жертвах мирных», или при обрядах освящения, К. выливается священниками на жертвенник и вокруг него (Лев 1.5,11; 9.12; и др). В пасхальном обряде К. Агнца приобретает другое значение: ею мажут косяки и перекладины дверей (Исх 12.7,22), чтобы охранить дом от язвы губительной (12.13,23).

в) Обряды с пролитием К. имеют исключительное значение в очистительных богослужениях, так как «кровь душу очищает» (Лев 17.11). Ею окропляют (4.6 сл и др). В частности в день Очищения первосвященник входит в Святое Святых с К. жертв, принесенных за его грехи и грехи народа (16).

г) Наконец, К. жертвоприношений имеет освятительную силу. В обрядах посвящения священников (Исх 29.20 сл; Лев 8.23 сл,30) и освящения жертвенника (Иез 43.20) ею обозначается принадлежность Богу.

НЗ

НЗ прекращает кровавые жертвоприношения евр. культа и отменяет предписания Закона, относящиеся к кровной мести, потому что в нем осознано значение и ценность К. «непорочной», К. «драгоценной» (1 Петр 1.19), пролитой для искупления людей.

1. Синоптические Евангелия. - Идя Сам навстречу смерти, Иисус думает об ответственности Иерусалима: пророков прежних времен убивали, Он Сам будет предан, Его посланцев будут также убивать. Суд Божий над виновным городом не может не быть строгим: вся К. невинная, пролитая на земле, начиная от К. Авеля, падет на этот род (Мф 23. 29-36). Страсти Христовы включаются в эту трагическую перспективу: Иуда признается в том, что он предал К. невинную (27.4), Пилат умывает руки, а толпа принимает на себя ответственность за «кровь Его» (27.24 сл).

Но в этой трагедии есть и другая сторона. На Тайной Вечере Иисус указал на евхаристическую чашу как на «кровь Завета, за многих изливаемую во оставление грехов» (26.28 п). Т. обр., Его Тело, принесенное в жертву, и Его излитая Кровь превращают Его смерть в жертвоприношение, имеющее сугубое значение: это жертвоприношение Союза-Завета, через к-рое новый Завет приходит на смену Синайскому; и это жертвоприношение умилостивительное, согласно пророчеству об Отроке Ягве. Невинная К., неправедно проливаемая, становится К. искупления.

2.Ап. Павел. - Павел часто выражает смысл крестной смерти Христа, указывая на Его искупительную К. Иисус, обагренный Своею К., имеет отныне для всех людей то значение, к-рое прежде прообразно обозначалось очистилищем, крышкой на ковчеге Завета (см Евр 9.5), при обряде очищения (Рим 3.25): Он - место присутствия Божия и Он дает уверенность в отпущении грехов. Ибо К. Его имеет спасительную силу: ею мы оправданы (Рим 5.9), искуплены (Еф 1.7), приобретены Богу (Деян 20.28); ею осуществляется единство между иудеями и язычниками (Еф 2.13), людьми и небесными силами (Кол 1.20). И этой К. НЗ люди могут приобщаться, когда пьют от евхаристической чаши (1 Кор 10.16 сл; 11.25-28). Тогда между ними и Господом устанавливается глубокое единение эсхатологического характера: напоминается смерть Господа и возвещается Его пришествие (11.26).

3. Послание к Евреям. - Вхождение первосвященника в Святое Святых с умилостивительной К. рассматривается в Посл, к Евр. как пророческий прообраз Христа, входящего в небеса со Своей собственной К., чтобы приобрести для нас искупление (Евр 9.1-14). Этот образ соединяется с образом жертвоприношения Завета, принесенного Моисеем на Синае: К. Христа, К. НЗ, приносится для отпущения грехов ч-ских (Евр 9.18-28). Ею грешники получают доступ к Богу (10.19); эта К. «говорящая лучше, нежели Авелева» (12.24), обеспечивает освящение их (10.29; 13.12) и вводит их в стадо Доброго Пастыря (13.20).

4. Ап. Иоанн. - В Откр Ин слышится древнее учение о К. Агнца: этой К. мы омыты от грехов наших (1.5; ср 7.14); искупив нас для Бога, она соделала нас царями и священниками (5.9). Учение это тем более важно, что, как пишет тайнозритель, - Вавилон, город зла, упояется К. мучеников (18.24). Мученики победили Сатану К. Агнца (12.11), но их пролитая К. тем не менее вопиет о правом суде. Бог отмстит за нее тем, что даст пить К. людям, ее пролившим (16.3-7), прежде еще, чем их К. будет пролита в свою очередь и станет победной одеждой Слова, свершающего суд (19.13;ср Ис б З. З). Совсем иным является размышление ев. Иоанна о К. Иисуса. Он видел, как из ребра Христова, пронзенного копьем, вытекли вода и К. (Ин 19. 31-37), как двойное свидетельство о любви Божией, совпадающее со свидетельством Духа (1 Ин 5. 6 слл). И эти вода и К. продолжают изливать в Церкви свою животворящую силу. Вода - это знамение Духа, возрождающего и утоляющего жажду (Ин 3.5; 4.13 сл). К. же подается людям при совершении Евхаристии: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную... [он] во Мне пребывает, и Я в нем» (Ин 6.53-56).

CS & PG

cр. Авель - Агнец Божий 2 - вино 2 6 - волшебство 2 а в - гонение - душа I 1 - Евхаристия - жертва - жизнь II 3 - Искупление НЗ 1,2 - мученик - насилие - обрезание ВЗ 2 - отмщение 1,4 - Пасха 1 6 6 - плоть I 1,3 б - свидетельство НЗ III 2 - Союз / Завет ВЗ I 3, НЗ I - умилостивление - чаша 3 - чистый НЗ II 2


В 1929 году в германских университетах антисемиты ещё только разворачивались. "Либерал" Гильберт выставил из редакции "Математических анналов" Брауэра, который считал недопустимым печатать статьи иностранцев, настроенных антинемецки. Среди немецких математиков с еврейской родословной были и сторонники Брауэра, и сторонники Гильберта. Сам-то Гильберт был чистокровным арийцем. В Геттингене шутили, что в университете остался один-единственный математик-ариец, но и в его жилах течёт еврейская кровь: когда Гильберту делали переливание крови, то кровь сдал коллега Рихард Курант.

*

КРОВЬ ж. красная, жизненная жидкость, которая обращается в животном теле, в жилах, силою сердца. Кровь состоит из светлой, желтоватой пасоки и из крутой печенки; алая, жильная, артериальная кровь обращается в боевых жилах; черная, подкожная, венозная, в жилах обратных. У низких животных (насекомых, слизняков) кровь пасочная, белесоватая. Кровь, показавшаяся от ушиба, удара: краска, мозга вост. и сиб. Кровь, говор. о кровопускании или о кровотечении: руда. Драконова кровь. растен. Саlamus drасо; заячья кровь, растен. зверобой; растен. Smilacinа, дерябка. Кровца, немножко крови. Кровища, увелич. Крови мн. женское или рубашечное, месячное, очищенье, на себе. Заячья кровца, растен. зверобой, Нуреricum perforatum, кровавец м. | Кровь употреб. также в знач. рода, племени, колепа, поколения. От крови Рюриковой; благородной крови. Ушибиться в кровь, до крови. Кровью кровь смыть, обиду обидой. Мстить за кровь, за убийство. Москва на крови стоит (убийство Кучки?). На личике ала кровь с молоком переливается. Бела, румяна, ровно кровь с молоком. Сердце кровью обливается! Сердце кровью подплывает. Кровь путает. Кровь пути кажет. Кровь улика. Виноватого кровь - вода; а невинного - беда. Повинного кровь - вода; праведного кровь - беда. Война кровь любит (кровь пьет). Ни моря без воды, ни войны без крови. Кровь за кровь. Кровь крови просит. Кровь кровью смывается. Ты у меня кровью своею умоешься! Грешно чужою кровью откупаться. местами поверье: о найме рекрут. От скупости кровь из зубов. Если кровью ворона вымазать дуло ружья, не будет промаха. Заговорил на свою алую, горячую кровь, на свой частый, подложечный пот, на слину тощую, заговор. Кругла, пухла, бела, румяна, кровь с молоком. Кровинка ж. капля, малость крови. Кровный, однокровный, родственый; или | чистой, настоящей породы, без подмеси, чистокровный; и | *близкий, сердечный, задушевный. Он мне приходится кровным. Кровная лошадь, с родословною, известного племени, породы, скаковой, рысистой. Кровная нужда, просьба, обида. Кровнак, родной, кровный, однокровный человек. | Кавк. кровоместник, враг за убийство родни. Кровность ж. свойство, принадлежность кровного. Кровяной, из крови, с кровью, кровью сделанный. Кровяные колбасы, колобки. Кровяное пятно. Кровеной, к крови относящ. Кровеные сосуды, жилы. Кровеные крупинки, шарики. Кровяность, сост., принадлежность кровяного. Кровянистый, кровяный, кровь в себе содержащий. Кровянистый подтек. | На кровь похожий. Кровя(е)нистый цвет. -нистость ж. состоянье, принадлежность кровянистого. Кровянить, кровенить кого, обагрять кровью, ранить или только замарать кровью, окровавлять. - ся, ушибиться, порезаться до крови; замараться в крови. Кровистый, многокровный, много крови содержащий. -тость, состоянье, принадлежность кровистого. Кровавый, кровопролитный, кровянистый, кровяной. Кровавый бой, - обида, кровная. Кровавые подтеки, болячка. Кровавый цвет, резуха индийская, шпанский крес, Тгорoelum. Кровавить кого, что, кровенить. - ся, кровениться, окровавляться. Кроваветь, становиться кровавым. Кровавление ср. действ. по глаг. кровавить. Кровавик м. ископаемое кровавого цвета, железистая известь. | Египетская яшма, серозеленая, в красных брызгах, гелиотрон. Что эта яшма кровавик, взятая в руку ( без всякой оправы), останавливает разные кровотеченья, в том шлюсь на Ф. И. Иноземцева и многих последователей его. | Растен. Асhilleа, деревей. | Растен. Рtarmica vulgaris, дикая заря, гулявица, чихотная. | Stratiotes aloides, резак, ядрорез, телорез, резун. Кровавница ж. растен. Lythrum salicariа, плакун, махорка, дубник, подбережник. | Растен. Роlygonatum, куп. | Растен. Sanguinariа. | Мозглявый, кровавый нарост на теле, Fungus. Кровавиковый, к кровавику относящ. Кровавник м. растен. кровавик, Роlygonatum. Кровянка ж. растение Sanguinariа. Кровяк, растен. Inula helenium, девясил, дивосил. Кровянчики м. мн. кровяные колобки, ржаная мука со свиною кровью и салом. Кровянка ж. пск. твер. сукровица, кровяная пасока. Кровеник м. кровавый веред, чирей, боляток. | Твер. печень. Кровеники мн. кровяные колбасы. Кровезный ты мой, кровезнушка, кровезка об. калужск. костр. кровный мой, родной, милый, сердечный. Кровешка, кровяшка ж. запекшаяся или засохшая кровь. Кровишка унизительное дрянная, болезненная кровь. Кровеносные сосуды, жилы, служащия для кровообращенья, кровеоборота, главнейшие двух родов: боевые (артерии), разносящия алую, питательную кровь по всему телу; чернокровные ( подкожные, обратные, вены), уносящия принятую в кровь, обветшавшую плоть ( уголь) в сердце. Это большой кровооборот; малый же происходит между сердцем и легкими: черная кровь передается здесь, наоборот, боевыми жилами в легкие, где очищается дыханьем и возвращается алою в сердце, для разгона по всему телу. Кровень, арх. заяц (Шейн). Кровобрезга об. кто боится крови, не может видеть се. Кровебоязнь ж. отвращение от крови, страх. Кровевозвратный сосуд, обратный, вена. Кроводоение ср. кроводой м. болезнь коров, доящих молоко с кровью. Кроводойная корова, кроводойница. Кроводревник, растен. Нaematoxylon. Кровожадный, кровожадник м. -ница, кто кровожадничает, кровожаждеть, кто жаждет крови, жаден до крови, в прямом и переносн. энач. Бывали злодеи, в кровожадности не уступавшие дикому зверю. Кровоизлияние ср. кровотеча внутри тела. Кроволитие, кровопролитие ср. убийство, погубление людей в битве, в резне, насилии. -литный, -пролитный, к убийству, избиению, резне относящ. -пролитель, - проливатель м. - ница ж. кто проливает кровь, убивает, особ. убийца людей. Кровоместь ж. - мщенье ср. убийство за убийство, месть кровью за кровь, за смерть однокровных, родных. -местник, -мститель м. -ница ж. кто мстит кровью за кровь, убийством за убийство своего родного. -местный, -мстительный, к сему относящ. Кровопивец м. - вица ж. кровопийца об. кровожадный, лютый, свирепый, немилосердно жестокий человек. Кровоплеванье, -харканье ср. болезненное состояние, при котором кров отделяется дыхательными сосудами легких и выплевывается. -харкатель м. -ница ж. одержимый этим недугом. Кровопусканье ср. кровопуск и. кровометанье ср. бросанье или выпуск крови из тела, в виде врачебной помощи. Кровопусканье боежильное, из боевой жилы; -жильное, из чернокровной, и подкожное, рожки, банки и пиявки. -пускатель, рудомет, цирюльник; вообще врач, по чьему распоряжению бросается кровь. -тельный, к этому делу относящ. Кроворазлитие ср. стар. кровопролитие, убийство, резня. | Повреждение жилы и растек крови внутри тела, от кровяного удара либо от наружных насилий. Кровосмешенье ср. супружеские отношения между кровными родными. Кровосмесник, -смеситель м. -ница ж. состоящий в таких отношениях. -смесный, -смесительный, ко греху и преступлению сему относящ. Кровосос м. сосущий кровь; животное вампир или упырь; снаряд для пускания подкожной крови, рожки, банки. - соска ж. то же; насекомое Нiрроbosса; пиявица, пиявка. -сосный, к соске крови относящ. Кровотворенье ср. претворение пищи в кровь, выработка из пищи живой крови. -творный, к сему относящ. Кровотеченье ср. кровотеча, кровоточа ( течь и точить) ж. течение крови из тела животного или внутри его, от повреждения сосуда, от болезненого расширения сосудцев. -течный, до кровоточи относящ. -точивый, одержимый кровотечением. -точный, относящ. до течения, выпускания крови. Кровохлебка, растен. Sanguisorbа, переводн. Кровоцветник м. растен. Наетаnthus. Кровочистный, -чистительный, служащий для врачебного очищения крови, - трава, растен. Smyrnium olusatrum. Кровоядный, питающийся кровью.

Ист.: Даль, 1880.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова