Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

СЛУЖИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ГИМНЫ


Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня - К указателю по Новому Завету в целом. - Библия.

СЛУЖИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ГИМНЫ, цикл важнейших мессианских пророчеств во 2-й части Кн. прор.Исайи. Впервые эти тексты были выделены как самостоят. целое *Думом (1892). С.Г.г. состоят из пяти песен: 42:1-9; 49:1-6; 50:4-9; 52:13-53; 61:1-3 (четкие их границы в контексте Ис остаются дискуссионными). Большинство толкователей на основании сходства идей и языка отождествляют автора гимнов с автором 2-й части Ис (см. ст. Исайи прор. Книга).

Центральным образом гимнов является таинственное Лицо, названное Служителем Господним, или Рабом, Отроком Господним (евр.Эвед Яхве). Понятие Эвед не носит уничижительного характера.

 Славянский пер. «Отрок» в зап.-европ. словоупотреблении обозначает человека, к-рый верно служит своему владыке (в данном случае Богу). В первом гимне Сам Господь обращается к Служителю, во втором и третьем – Служитель говорит от первого лица; в четвертом гимне вновь звучит голос Бога, а затем голос хора (языческих народов и царей). Возможно, что во втором гимне Служителем является сам пророк.

Служитель – это Избранник Бога. Он послан в мир для установления высшей Правды. Он не похож на земных властителей, действующих насилием. Он кроток, почти слаб.

  Не возопиет и не возвысит голоса Своего,

   и не даст услышать его на улицах.

  Трости надломленной не переломит,

   и льна курящегося не угасит.

      (42:2-3).

Его уста – «как острый меч», Он призван на служение «от утробы матери». Он назван «Израилем», но не тождествен змпирическому Израилю, к-рого Он должен обратить к Богу (49:5). Однако миссия Служителя идет дальше пределов народа Божьего. Он станет «светом для язычников» (42:6), на Него будут уповать «острова», т.е. народы западного мира, Он прострет спасение Божье «до концов земли» (49:6). Впрочем, не этот универсализм составляет уникальность С.Г.г. в ВЗ. Необыкновенен путь Его спасительного дела. В глазах народа Он лишен земной силы и славы, «презрен и умален пред людьми» (53:3). Служитель добровольно идет на заклание, как кроткий жертвенный агнец, и Сам становится жертвой, соединяющей Бога и людей. Хор с изумлением восклицает:

   Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.

  Но Он взял на Себя наши немощи

   и понес наши болезни;

  а мы думали, что Он был поражаем,

   наказуем и уничижен Богом.

  Но Он изъязвлен был за грехи наши

   и мучим за беззакония наши;

   Наказание мира нашего было на Нем,

   и ранами Его мы исцелились.

      (53:3-5).

Ни иудейские, ни раннехрист. комментаторы не сомневались в мессианском характере пророчеств, заключенных в С.Г.г. Впервые иное толкование дал им в 17 в. *Гроций, считавший, что под Служителем следует понимать либо прор.Иеремию, либо самого автора гимнов. В 18-19 вв. ряд протестантских экзегетов выдвинул концепцию, согласно к-рой Служитель – это идеальный образ народа Божьего, страдания к-рого призваны служить для спасения всего мира (*Додерлейн, *Гезениус, *Эвальд, *Гитциг, *Велльхаузен и др.). В наст. время перевес получила интерпретация, выдвинутая Францем *Деличем, к-рая исходит из *полисемантизма С.Г.г. Образ Служителя в самих гимнах неоднозначен, и это объясняется тем, что в Нем слиты Сам Мессия и Его Община, идеальный народ Божий, Церковь. Толкование Делича было принято и мн. правосл. богословами. Его справедливость подтверждается в свете учения о *корпоративной личности в Библии.

Определяющим для правосл. толкования С.Г.г. служат слова Христа Спасителя, Который учил, что в Его миссии исполнилось пророчество гимнов о Служителе (Лк 4:16 сл.; ср.Деян 8:32 сл.).

l *В о л н и н  А.К., Мессия по изображению пророка Исайи, К., 1908; *М у р е т о в  М.Д., Раб Божий, БВ, 1917, № 2-3; *М ы ш ц и н  В.Н., Раб Иеговы, БВ, 1905, т.2, кн.7-8; *Р е а k е  A.S., The Servant of Jahwe, Manchester, 1931; *R о w l е у  Н.H., The Servant of the Lord and Other Essays, L., 1952; проч. библиогр. см. в ст.Исайи прор. книга.

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова