Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

БОЛГАРСКАЯ БИБЛЕИСТИКА


Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня - К указателю по Новому Завету в целом. - Библия.

БОЛГАРСКАЯ БИБЛЕИСТИКА,  изучение Свящ. Писания богословами и экзегетами Болг. Правосл. Церкви. Б.б. развилась в рамках культурного возрождения, к-рое последовало за освободит. войной 1877-78 и созданием независимой Болгарии. В 1918 свящ. Д.Монов создал 2-томную тематич. *симфонию к Библии. Однако издать ее было решено лишь после публикации нового болг. перевода Свящ. Писания (1925). Кн. Д.Монова вышла в Плевне под назв. «Изложение Библията по предмети» (1928). В нее вошли выдержки из Библии, разбитые на 333 темы. Составитель широко пользовался трудами рус. библеистов (*Дьяченко, *Михайловского  и др.).

 В 1923 по постановлению правительства при Софийском ун-те был образован богосл. ф-т, к-рый позже (1950) был выделен в самостоят. учебное заведение — Духовную академию им. св. Климента Охридского. С тех пор эта богосл. школа и стала центром Б.б. В ее становлении принимали деятельное участие рус. библеисты (*Глубоковский, *Рождественский А., *Поснов). В дальнейшем влияние рус. экзегетики оставалось в Болгарии определяющим. Богосл. ф-т и Духовная академия опубликовали большое число работ по библеистике. Среди ведущих экзегетов первого поколения следует упомянуть *Марковского, *Гяурова и *Пиперова, а из современных — *Шиварова и *Валчанова. Работы их охватывают обширный перечень тем от проблем библ. *жанров, библ. *богословия и *исагогики до *археологии и экзегезы Свящ.Писания. Своей гл. задачей болг. библеисты считают разработку правосл. библеистики, к-рая бы отвечала учению Церкви и совр. уровню богосл. науки.

l ГДА; И г н а т ь е в  А., 50-летие Болгарской высшей духовной школы: 1923-1973, ЖМП, 1973, № 8.

 

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова