Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

СВЯТОЙ

 

СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ

 

 

Во время литургии взывают к Богу трисвятому, Христос провозглашается как «Един Свят» и поминаются святые. Мы говорим также о св. Евангелиях, о св. седмице. И мы призваны стать С. Святость, следовательно, является некоей сложной реальностью, к-рая соприкасается стайной Божией и в то же время с богослужением и нравственностью. Святость заключает в себе понятие священного и чистого, но она выше их. Она кажется относящейся только к Богу и недоступной, и в то же время ее постоянно приписывают его творениям.

Семитское слово кодеш (свящ. предмет, святость), к-рое происходит от корня, обозначающего, вероятно, «отрезать, отделить», содержит идею отделения от мирского. Свящ. предметы - это те, к к-рым не прикасаются и к к-рым приближаются только при определенных условиях ритуальной чистоты. Являясь как бы носителями некоей силы, тайны и величия, в к-рых видится нечто сверхъестественное, они вызывают то смешанное чувство страха и притяжения, к-рое заставляет ч-ка осознать свое ничтожество перед этими проявлениями «священно-божественного».

Библ. понимание святости много богаче. В Библии показаны не только реакции ч-ка перед божественным и святость определяется не только как отказ от мирского, - она содержит откровение Самого Бога. Святость в ней определяется, восходя к своему источнику, т.е. к Богу, от К-рого исходит всякая святость. Но этим самым в Писании ставится проблема природы святости, к-рая есть в конечном итоге проблема тайны Божией и ее сообщения людям. Эта производная святость, вначале внешняя для лиц, мест и предметов, к-рые она делает «священными», становится подлинной и внутренней только через дар Самого Духа Св. Тогда любовь, к-рая есть Сам Бог (1 Ин 4.16), будет сообщена после победы над грехом, к-рый препятствовал излучению ее святости.

ВЗ

I. БОГ СВЯТ И ПРОЯВЛЯЕТ СВОЮ СВЯТОСТЬ

Святость Божия недоступна ч-ку. Для того, чтобы он ее узнал, надо чтобы Бог «освятил Себя», т.е. показал Свою святость, проявив Свою славу. Творение, теофании, испытания, наказания и бедствия (Числ 20.1-13; Иез 38.21 слл), а также и чудесная защита и нечаянные избавления открывают, в каком смысле Бог свят (Иез 28.25 сл).

Святость Ягве, проявленная сначала в величественных Синайских теофаниях (Исх 19.3-20), показывается как сила, одновременно ужасающая и таинственная, готовая уничтожить все, что к ней приближается (1 Цар 6.19 сл), но готовая также и благословить тех, кто принимает ковчег Завета, где она обитает (2 Цар 6.7-11). Следовательно, эту силу не следует смешивать ни с трансцендентностью Бога, ни с гневом Божиим, ибо она проявляется также в любви и в прощении: «Не сделаю по ярости гнева Моего... ибо Я - Бог, а не человек; среди тебя - Святый» (Ос 11.9).

В храме Ягве является Исайе как бесконечно величественный Царь, как Творец, чья слава наполняет всю землю. Ему подобает поклонение, совершать к-рое достойны только одни серафимы. Впрочем даже и они недостаточно С., чтобы видеть лицо Божие. Ч-к .же «не может увидеть Бога и остаться в живых» (Ис 6.1-5; Исх 33.18-23). Тем не менее, этот неприступный Бог уничтожает расстояние, отделяющее Его от Его созданий. Он есть «Святый Израилев», радость, сила, поддержка и искупление народа, с к-рым Он соединен Союзом-Заветом (Ис 10.20; 17.7; 41.14-20).

Так, вовсе не ограничиваясь отделенностью или трансцендентностью, святость Божия заключает в себе все обладаемые Богом богатства и всю жизнь, все могущество и благость. Она больше, чем один из атрибутов Божиих. Она - отличительная черта Бога. Оттого Имя Его свято (Пс 32.21; Ам 2.7; см Исх 3.14). Ягве клянется святостью Своей (Ам 4.2). Это убеждение отражается в самом языке Библии, в к-ром нет прилагательного «божественный»; оно заменяется в качестве синонимов именами Ягве и Святый (Пс 70.22; Ис 5.24; Авв 3.3).

II. БОГ ХОЧЕТ, ЧТОБЫ ПОЧИТАЛИ ЕГО СВЯТОСТЬ

Бог, ревнуя о Своем исключительном праве на поклонение ( культ) и послушание, хочет, чтобы Его признали С., чтобы Его почитали Единым Истинным Богом, дабы так проявлялась Его святость через людей. Он тщательно устанавливает подробности жертвоприношения (Лев 1-7) и условия необходимой для культа чистоты (Лев 12-15), Он требует, чтобы Его С. Имя не бесчестилось (Лев 22.32), потому что правильно совершаемое богослужение являет славу Господню (Лев 9.6-23; 3 Цар 8.10 слл; см Лев 10.1 слл; 1 Цар 2.17; 3.11 слл) и утверждает Его величие. Но этот культ имеет значение, только если он выражает соблюдение 3акона (Лев 22.31 слл), глубокую веру (Втор 20.12), личное восхваление (Пс 98.3-9) - все это и значит бояться Бога, святить Его (Ис 8.13).

III. БОГ ОСВЯЩАЕТ. ОН СООБЩАЕТ СВОЮ СВЯТОСТЬ

1. Святость и посвящение. - Предписывая правила культа, чрез к-рые Он проявляет Свою святость, Ягве сохраняет для Себя место (св. земля, святилище, храм) и людей (священники, левиты, первенцы, назореи, пророки), а равно и предметы (приношения, одежды и предметы культа) и время (субботы, юбилейные годы), к-рые посвящаются Ему посредством определенного ритуала (приношения, жертвы, посвящения, помазания, окропления кровью) и тем самым становятся запрещенными для мирского употребления. Так, на ковчег Завета левиты не должны смотреть (Числ 4. 1-20), субботы не должны быть нарушаемы (Иез 20. 12-24), поведение священников должно следовать особым правилам, более строгим, чем общие законы (Лев 21).

Все эти вещи - священны, но святость их может быть различной степени, соответственно связи, соединяющей их с Богом. Святость тех или иных лиц или священных предметов - не той же природы как святость Бога. Действительно, в отличие от того, как это происходит с передачей нечистоты (Лев 11.31; 15.4-27), она не приобретается автоматически от соприкосновения со святостью Божией. Она есть следствие свободного решения Божия по Его Закону, по обрядам, Им установленным. Бесконечное расстояние, отделяющее эту святость от святости Божией (Иов 15.15), выражается в ритуалах: так, первосвященник может входить в Святое-святых не больше одного раза в год, после тщательного очищения (Лев 16.1-16). Следовательно, надо отличать истинную святость, присущую Богу, от вида святости, отделяющей от мирской жизни нек-рых людей и нек-рые предметы и ставящей их в некое промежуточное положение, к-рое одновременно и прикрывает и проявляет святость Божию.

2. Святой народ. - Израиль, избранный и выделенный среди народов, становится личным достоянием Бога, народом священников, «народом святым». По Своей непостижимой любви Бог живет и «идет» среди Своего народа (Исх 33.12-17). Он является ему посредством облака, ковчега Завета, храма или славы Своей, к-рая сопровождает народ Его даже в изгнании (Иез 1.1-28): «среди тебя - Святый» (Ос 11.9). Это действительное присутствие Божие сообщает народу святость не только ритуальную, но и подлинное достоинство, требующее от народа нравственной святости. Ягве дает Свой закон именно для освящения народа (Лев 22.31 слл). Израиль, напр., не должен предаваться порокам хананейских племен, ему следует отказываться от браков с чужестранными девицами и «предавать заклятию» все, что может осквернить его (Втор 7.1-6). сила его не в войсках или в искусной дипломатии, но в вере в Ягве, Святого Израилева (Ис 7.9). Израиль обязан Ему не только Своим выделением из других народов, но и своей безопасностью (Ис 41.14-20; 54.1-5), достоинством (Ис 43.3-14; 49.7) и наконец несокрушимым упованием (Ис 60.9-14).

IV. ИЗРАИЛЬ ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ К СВЯТОСТИ

Свободно избранный Богом, К-рый хочет его освящения, Израиль должен Ему ответить своим освящением.

1. Сначала он должен очиститься, т.е. омыться от всякой скверны, несовместимой со святостью Божией, прежде чем присутствовать при теофаниях или принимать участие в богослужении (Исх 19.10-15). Но в конечном счете только один Бог дает ему чистоту посредством жертвенной крови (Лев 17.11) или очищая его сердце (Пс 50).

2. Пророки и Второзаконие неустанно повторяли, что приношения жертвы за грех не достаточно, чтобы угодить Богу, но что требуются правда, послушание и любовь (Ис 1.4-20; Втор 6.4-9). Т. обр. заповедь: «Будьте святы, ибо свят Я, Господь Бог ваш» (Лев 19.2; 20.26) должна быть понимаема не только как чистота культа, но именно как переживание святости, согласно многочисленным предписаниям семейным, общественным и экономическим, равно как и ритуальным, содержащимся в различных сводах Законов (ср Лев 17-26).

3. Освящение ч-ка тоже может возрастать. Поэтому «святыми» смогут быть названы только те, кто сумеют пройти через испытания и получить эсхатологическое Царство (Дан 7.18-22). Это будут мудрецы, к-рые боялись Бога (Пс 33.10), Сионский «малый Остаток» спасшихся, тех, к-рых Бог «вписал в книгу для житья» (Ис 4.3).

НЗ

Апостольская община восприняла учение и словоупотребление ВЗ. Так, Бог есть «Отец Святы и» (Ин 17.11), трансцендентный Вседержитель и эсхатологический Судия (Откр 4.8; 6.10). Святы Его Имя (Лк 1.49), Его Закон (Рим 7.12) и Его Завет (Лк 1.72). С. также ангелы (Мк 8.38), пророки и св. писатели (Лк 1.70; Мк 6.20; Рим 1.2). С. Его храм, С. и небесный Иерусалим (1 Кор 3.17; Откр 21.2). Так как Сам Бог С., то и избранные Им тоже должны быть С. (1 Петр 1.15 = Лев 19.2), и святость Имени Его должна проявить себя в пришествии Царства Божия (Мф 6.9). Подлинное проявление Духа Св., к-рое лежит в основе собственно НЗ-ного понимания святости, произошло на Пятидесятницу.

I. ИИСУС СВЯТЫЙ

Святость Христа тесно связана с Его богосыновством и с присутствием Духа Божия в Нем. Он зачат от Духа Св. и, следовательно, будет С. «и наречется Сыном Божиим» (Лк 1.35; Мф 1.18). При крещении Иоанном «Сын Возлюбленный» получает помазание от Духа Св. (Деян 10.38; Л к 3.22). Он изгоняет нечистых духов, и они провозглашают Его «Святым Божиим» или «Сыном Божиим» (Мк 1. 24; 3.11); эти два выражения отныне равнозначны (Ин 6.69; см Мф 16.16). Христос, исполненный Духа Св. (Лк 4.1), проявляет Себя Своими деяниями ( дела). Чудеса и поучения должны быть не столько знамениями силы, вызывающими поклонение, сколько знамениями святости. Перед лицом Христа люди чувствуют свою греховность, как перед Богом (Лк 5.8; см Ис 6.5).

«Святый Сын» Божий (Деян 4.27,30), претерпевший смерть, хотя Сам Он - податель жизни, Христос - «Святый» в абсолютном смысле (3.14 сл). «Посему и Бог превознес Его» (Флп 2.9). Воскресший «по духу святыни» (Рим 1.4), Он не от мира сего (Ин 17.11). С того времени, воссев одесную Бога (Мк 16.19), Он может Как Бог именоваться С. (Откр 3.7; 6.10). Следовательно, святость Христа иной природы, чем совсем относительная святость святых ВЗ. Святость Христа тождественна со святостью Бога, Его С. Отца (Ин 17.11): та же духовная сила, те же чудесные проявления, та же таинственная глубина. В силу Своей святости Христос так любит Своих, что даже приобщает их к Своей славе, полученной от Отца, жертвует Собой для них. И Он т. обр. проявляет Свою святость: «За них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены...» (Ин 17.19-24).

II. ХРИСТОС ОСВЯЩАЕТ ХРИСТИАН

В отличие от жертвоприношений и культа ВЗ, к-рые очищали Иудеев только внешне (Евр 9.11-14; 10.10), жертва Христа освящает верующих «истиною» (Ин 17.19), сообщая им подлинную святость. В самом деле, хр-не принимают участие в жизни воскресшего Христа через веру и Крещение, дающие им «помазание от Святого» (1 Кор 1.30; Еф 5.26; 1 Ин 2.20). Оттого они «освящены во Христе» (1 Кор 1.2; Флп 1.1) через присутствие в них Духа Св. (1 Кор 3.16 сл; Еф 2.22); они действительно «крещены Духом Св.», как возвестил Иоанн Креститель (Лк 3.16 п; Деян 1.5; 11.16).

III. ДУХ СВЯТОЙ

Следовательно, главная действенная сила освящения хр-нина есть Дух Св. Он щедро одаряет первые хри-ские общины дарами и харизмами. Однако Его действие в Церкви отличается от действия Духа Божия в ВЗ. Полнота и универсальность Его излияния обозначают, что мессианское время свершилось с момента воскресения Христа (Деян 2.16-38). С другой стороны, Его пришествие связано с крещением и с верой в тайну Христа, умершего и воскресшего (Деян 2.38; 10.47; 19.1-7). Его присутствие постоянно, и вот почему Павел говорит, что искупленные являют собой «Храм Духа Св.», «Храм Божий» (1 Кор 6.11,19; см 3.16 сл) и что у них подлинное общение с Богом (2 Кор 13.13). И т.к. «все водимые Духом Св. суть сыны Божий» (Рим 8.14-17), то хр-не не только пророки, подчиненные временному действию Духа Св. (Лк 1. 15; 7.28), но и дети Божий, всегда имеющие в себе источник святости Божией.

IV. СВЯТЫЕ

Слово «Святой» в своем абсолютном смысле употреблялось в ВЗ только в виде исключения, оно сохранялось для избранников эсхатологических времен. В НЗ оно обозначает хр-н. Сначала применяемое к членам первохристианской общины Иерусалима, в особенности к небольшой группе, собравшейся на Пятидесятницу (Деян 9.13; 1 Кор 16.1; Еф 3.5), оно стало применяться к братьям в Иудее (Деян 9.31-41), а затем и ко всем верующим (Рим 16.2; 2 Кор 1.1; 13.12). Действительно, через Духа Св. хр-нин приобщается Самой святости Божией. Образуя истинный «святой народ» и «царственное священство», слагая «святой храм» (1 Петр 2.9; Еф 2.21), хр-не должны воздавать подлинное служение Богу, предавая себя, вместе с Христом, «в жертву святую» (Рим 12.1; 15.16; Флп 2.17).

Святость хр-н, происходящая от их призвания (Рим 1.7; 1 Кор 1.2), требует от них отказа от греха и языч. обычаев (1 Тим 4.3): они должны поступать «не по плотской мудрости, но по благодати Божией» (2 Кор 1.12; см 1 Кор 6.9 слл; Еф 4.30-5.1; Тит 3.4-7; Рим 6.19). Это требование святости жизни лежит в основе каждой хр-ской аскетической традиции. Оно опирается не на идеал некоторого закона, еще внешнего, но на тот факт, что хр-нин, «достигнутый Христом», должен участвовать «в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения Его» (Флп 3.10-14).

V СВЯТОЙ ГОРОД

Святость Божия, уже обретенная по праву, на деле борется с грехом. Еще не настало то время, когда «святые будут судить мир» (1 Кор 6.2 сл). С. могут и должны «утверждать сердца непорочными во святыне... в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес 3.13; Откр 22.11). В этот день будет явлен Новый Иерусалим, «святой город» (Откр 21.2), где зацветет древо жизни и откуда будет изгнано все нечистое и далекое от Бога (Откр 21-22; см Зах 14.20 сл). И Господь Иисус Христос тогда «прославится во святых Своих» (2 Фес 1.10; 2.14), «потому что Бог есть любовь» (1 Ин 4.8). В этом вероятно заключается тайна недостижимой святости Божией, сообщаемой людям.

JdV

Ср.: анафема ВЗ - благословение II 3 - Бог ВЗ III 2,5; IV - гнев А 2, Б ВЗ II, НЗ II 1 - Дух Божий - жертва - жертвенник 3 - пол II - истина НЗ 3 в - культ ВЗ III - начатки I 3 б - новый I, III 3 б - Параклет 1 - правда О, А I НЗ 2 - пример - слава III - совершенство ВЗ - Церковь VI - чистый

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова