Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

ИСТИНА

СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ

 

В обычной речи истинными называются такие мысли и слова, к-рые соответствуют действительности, или же сама действительность, раскрывающаяся, становящаяся явной, очевидной уму (истинный, άληθής- не скрытый). Таково умозрительное представление греков, к-рое обычно разделяется и нами. Библ. понятие И. - иное, так как оно основано на определенном религиозном опыте, на опыте встречи с Богом. Оно подверглось, однако, значительной эволюции: тогда как в ВЗ под И. понималась прежде всего верность Союзу-Завету, в НЗ она становится полнотой откровения, сосредоточенного на Христе.

ВЗ

Глагол аман (ср литургический Аминь, напр. 2 Кор 1.20), производным от к-рого является емет (истина), означает в основном: быть твердым, надежным, достойным доверия; соответственно этому И. является качеством того, что устойчиво, испытано, на что можно опереться. Истинный мир (Иер 14.13) это мир прочный, длительный; истинный путь (Быт 24.48) это путь, верно ведущий к цели; «воистину» означает иногда (Ис 16.5) - устойчивым образом, навсегда. В применении к Богу или к людям это слово часто должно переводиться как верность, так как именно верность кого-либо побуждает нас оказывать ему доверие.

1. Емет Божия связана с действием Бога в истории на благо Своего народа. Ягве есть Бог верный (Втор 7.9; 32.4; Пс 30.6; Ис 49.7). Значение этого прилагательного вполне разъясняется только в общей связи Союза-Завета и обетований: «Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит Завет Свой и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов» (Втор 7.9). Псалом 88, по поводу союза Бога с Давидом, целиком посвящен прославлению верности Божией. Основоположный смысл данного выражения очень ясно выступает в Пс 131.11 («клялся Ягве Давиду в истине - емет - и не отречется ее»), где клятва, названная емет, тем самым характеризуется как нерушимая.

Нередко емет упоминается вместе со словом «хесед» - милость (напр. Пс 88; 137.2), чтобы указать основное отношение Бога к Союзу-Завету: это Зовет милости, от к-рой Бог не отступает никогда (Исх 34.6 сл; Быт 24.27; 2 Цар 2.6; 15.20). В других местах верность сочетается со свойствами праведности (Ос 2.21 сл; Неем 9.33; Зах 8.8) или святости (Пс 70.22) и имеет тогда более общий смысл, безотносительно к Завету. В некоторых псалмах Божия непоколебимость представляется как защита, прибежище для праведника, молящего о Божией помощи: отсюда образы ограды, брони, щита (Пс 90), наглядно выражающие непреложность Божией поддержки (Пс 39.12; 42.2 сл; 53.7; 60.8).

Словом емет также характеризуется Слово Божие и Закон Его. Давид, говорящий Ягве: « Слова Твои непреложны» (евр. истина 2 Цар 7.28), имеет в виду обетования Божий, обеспечивающие непоколебимость его дома. Псалмы прославляют И. Божиего закона (Пс 18.10; 110.7 слл; 118.86,138,142, 151,160); согласно последнему из указанных текстов, И. это то, что существенно, основоположно в Слове Божием: оно неотменяемо, пребывает вовеки.

2. Емет у людей. - Также и здесь речь идет об основной установке верности (ср Ос 4.2). «Люди истины» (евр. Исх 18.21; Неем 7.2) это те, к-рые заслуживают доверия; но в обоих текстах добавляется: «боящиеся Бога», что связывает эту нравственную оценку с общим религиозным содержанием ягвизма. Обычно «истина» людей указывает прямо на их верность Союзу-Завету и Божиему Закону. Следовательно, ею описывается все поведение праведников; отсюда параллелизм с совершенством (Ис Нов 24.14), с сердцем преданным (4 Цар 20.3), с добром и правдой (2 Пар 31.20), с правдой и судом (Ис 59.14; ср Пс 44.5), со святостью (Зах 8.3). «Делать истинное» (2 Пар 31.20; Иез 18.9) и «ходить в истине» (3 Цар 2.4; 3.6; 4 Цар 20.3; Ис 38.3) значит соблюдать с верностью Закон Господень (ср Тов 3.5).

Применительно к отношениям между людьми вновь появляется выражение «оказать милость и истину» (евр. цкслав Быт 47.29; Ис Нав 2.14): это значит поступать благожелательно и честно, с неизменной добротой. Емет означает также соблюдение правовых норм или правды в Суде (Притч 29.14; Иез 18.8; Зах 7.9) или же полную искренность в речи; но и тут мы опять находим основной оттенок: « язык истинный пребудет твердым навсегда» (евр. Притч 12.19).

3. Истина через откровение. - В предании Мудрых и у апокалиптиков понятие И. приобретает частично новый смысл, подготавливающий НЗ: им определяется учение Премудрости, И., дающаяся через откр. В нек-рых псалмах (24.5; 25.3; 85.11) выражение «ходить в истине Божией» означает, что эта И. - не просто нравственное поведение, а сам 3акон, соблюдению к-рого учит Бог. Священники должны передавать «учение истины» (Мал 2.6), т.е. - учение от Бога. «Истина» становится синонимом мудрости: «Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума» (Притч 23.23; ср 8.7; 22.21; Екк 12.10); «подвизайся за истину до смерти» (Сир 4.32 LXX).

Так как «истина» означает замысел Божий и Его волю, то слово это сближается также с тайной (Тов 12.11; Прем 6.22). В день Суда праведники «познают истину» (Прем 3.7,9), не в том смысле, что им предстоит испытать верность Бога Своим обетованиям или узреть саму сущность Божию, но они поймут Его Промысл (3амысел) по отношению к людям. У Даниила «истинное писание» (Дан 10.21) это то, в к-ром начертан замысел Божий; Божия И. есть откровение Его замысла (9.13), или же видение неба, или разъяснение его смысла (8.26; 10.1; 11.2), это истинная вера, религия Израиля (8.12).

То же словоупотребление сохраняется в иудаизме апокалиптиков и Мудрых. В Кумранских рукописях «разумение истины Божией» означает познание тайн (Кумранские Гимны: 1 QH 7.2 б слл), но последнего можно достичь только путем истинного истолкования Закона: «обратиться к истине» (Устав: 1 QS 6.15) означает «обратиться к Закону Моисееву» (5.8). Представляя собой учение, данное откр., И. имеет также нравственное значение, она противостоит неправде: «сыны истины» (4.5) - те, кто следует «путями истины» (4.17). Т. обр., И. в конце концов обозначает в Кумранских рукописях - совокупность религиозных представлений сынов Завета.

НЗ

1. Библейское наследие. - У Павла более, чем в других местах НЗ, понятие И. (άλήθεια) имеет те же оттенки, что и у LXX. Апостол применяет его в смысле искренности (2 Кор 7.14; 11.10; Флп 1.18; 1 Кор 5.8) или же в выражении «говорить истину» (Рим 9.1; 2 Кор 12.6; Еф 4.25; 1 Тим 2.7). Глубоко библ. является выражение «истина Божия», к-рыи обозначается верность Бога Своим обетованиям (Рим 3.7; ср 3.3; 15.8; 2 Кор 1.18 слл; обетования верного Бога имеют свое «до» во Христе); то же относится к άλήθεια в смысле нравственной И., прямоты: в противопоставлении неправде (1 Кор 13.6), как синоним правды (Еф 5.9; 6.14) она характеризует то поведение, к-рого Павел ожидает от хр-н (Кол 1.6; 2 Кор 13.8). Суд Божий также будет преисполнен И., правды (Рим 2.2).

Противопоставление «истины Божией» лжи идолов (Рим 1.25; ср 1 Фес 1.9) взято из иудейской полемики с языч. идолопоклонством (Иер 10. 14; 13.25; Вар 6.7,47,50): истинный Бог есть Бог живой, Тот, на К-рого можно уповать, Кто слышит народ Свой и спасает его.

2 Истина Евангелия. - Тут появляется понятие о хр-ской И. Оно связано с темой книг Премудрости и книг апокалиптических об И., данной через откр. Иудеи льстили себя мыслью, что они обладают в своем Законе самим выражением этой И. (Рим 2.20) и находят в нем всю полноту воли Божией (2.18). Павел заменяет иудейское выражение «истина Закона» новым выражением «истина евангелия» (Гал 2.5,14) или «слово истины» (Кол 1.5; Еф 1.13; 2 Тим 2.15). Составляя предмет откр. (2 Кор 4.2) на том же основании, что и тайна (Рим 16.26; Кол 1.26; 4.3), она представляет собой Слово Божие, проповедуемое Апостолом (2 Кор 4.2,5).

а) Истина и вера. - Люди, к к-рым обращено это благовестив, должны услышать слово (Еф 1.13; Рим 10.14), должны обратиться, чтобы достичь познания И. (2 Тим 2.25). Принятие И. Евангелия происходит через веру (2 Фес 2.13; Тит 1.1; ср 2 Фес 2.12; Гал 5.7; Рим 2.8), но эта вера требует вместе с тем любви к И. (2 Фес 2.10). «Достичь познания истины» становится в более поздних текстах (1 Тим 2.4; 2 Тим 3.7; ср Евр 10.26) привычным выражением, означающим: принять Евангелие, обратиться в хр-ство, так как верующие это именно те, кто познал И. (1 Тим 4.3); эта последняя - не что иное, как хр-ская вера (Тит 1.1).

б) Истина и христианская жизнь. - Согласно соборным посланиям верующие рождены к новой жизни словом И. (Иак 1.18; 1 Петр 1.23); свою душу они освятили при крещении послушанием

И. (1 Петр 1.22). Следовательно, не надлежит отходить далеко от этой, однажды принятой, И. (Иак 5.19), надо утверждаться «в настоящей истине» (2 Петр 1.12) в ожидании Парусии; надо хранить потребность в этом словесном молоке, чтобы возрастать во спасение (1 Петр 2.2). Так, - добавляет Павел, - хр-нин облекается в нового ч-ка и осуществляет святость, к-рую требует И. (Еф 4.24).

в) Здравое учение и заблуждение. - В пастырских посланиях полемика с еретиками вносит в эту тему новый оттенок: И. - это отныне благое, здравое учение (1 Тим 1.10; 4.6; 2 Тим 4.3; Тит 1.9; 2.1) в противоположность басням (1 Тим 1.4; 4.7; 2 Тим 4.4; Тит 1.14) учителей лжи (1 Тим 4.2). Эти последние отвратились от И. (Тит 1.14; ср 1 Тим 6.5; 2 Тим 2.18; 4.4), они даже восстают на нее (2 Тим 3.8). Но Церковь Бога Живого пребывает «столпом и утверждением истины» (1 Тим 3.15).

г) Христос и истина. - Предметом благовестия Апостола является не какое-либо отвлеченное учение, а сама личность Христа (2 Кор 4.5; ср Гал 1.16; 1 Кор 1.23; 2 Кор 1.19; 11.4; Еф 4.20; Флп 1.15): Христос, «явившийся во плоти... проповеданный в народах, принятый верою в мире» и есть та И., хранительницей к-рой является Церковь. Он есть и тайна благочестия (1 Тим 3.16). Следовательно, Христос-И., возвещаемый Евангелием, не является некиим особым небесным существом, как Его представляли гностики; Он - Иисус, К-рый жил и воскрес: «Истина в Иисусе» (Еф 4.21).

3.Ап. Иоанн. - Иоанново богословие является прежде всего богословием откр., и поэтому понятие И. занимает у него значительное место. Употребляемое им слово άλήθεια часто истолковывается в платоническом или гностическом смысле, как если бы это слово означало само существо Божие, божественную реальность, открывающуюся ч-ку. Но на самом деле ев. Иоанн не дает им этой опоры, ибо нигде не называет И. Богом. В действительности, он всего лишь развивает содержащуюся уже в апокалипсисах и в книгах Премудрости тему о И., данной через откровение, ту тему, к-рая имеется и в других местах в НЗ, но у него более подчеркивается характер этой И., данной именно через откровение, и ее внутренняя сила.

а) Слово Отца и Христос-Истина. - И., по Иоанну, - не само существо Божие, но Слово Отца (Ин 17.17; ср 1 Ин 1.8: «истины нет в нас» и 1.10: «Слова Его нет в нас»). Слово, к-рое Христос слышал от Отца (Ин 8.26,40; ср 3.33), это И., к-рую Он пришел «возвестить» (8.40,45 сл) и о к-рой Он «свидетельствует» (18.37; ср 5.33). Следовательно, И. есть слово, с к-рым обращается к нам Сам Христос, и в то же время слово, к-рое должно привести нас к вере в Него (8.31 сл,45 сл). Различие между откр. НЗ и ВЗ подчеркивается с силой: «Закон дан был чрез Моисея, благодать и истина чрез Иисуса Христа» (1.17), ибо с Ним и в Нем явилось окончательное и полное откр. Тогда как диавол - отец лжи (8.44), Христос возвещает И. (8.45), Он «полон благодати и истины» (1.14). Великая хр-ская новизна в том, что Христос Сам есть И. (14.6), и Он есть И. не потому, что Он есть Бог, но потому, что, будучи Словом, ставшим плотью, Он, открывая нам Отца, содержит в себе полноту откр. (1.18). Иисус Сам разъясняет смысл этого наименования, сочетая его с двумя другими: Он - «Путь, Истина и Жизнь»; Он - Путь, ведущий к Отцу, потому именно, что Он - ч-к Иисус, будучи И., передает нам в Самом Себе откр. Отца (17.8,14,17), этим приобщая нас к божественной жизни (1.4; 3.16; 6.40,47,63; 17.2; 1 Ин 5. 11 слл). Это наименование открывает косвенно также божественное лицо Христа: Иисус, единый среди людей, является для нас И., потому что Он в то же время Слово, «Единородный Сын, сущий в недре Отчем» (Ин 1.18).

б) Дух истины. - Дав откр. миру (Ин 12.50), Иисус возвещает Своим ученикам пришествие Параклета, Духа И. (14.17; 15.26; 16.13). По ап. Иоанну, основное дело Духа - Свидетельствовать о Христе (15.26; 1 Ин 5.6), ввести учеников во всю И. (16.13), восстановить в их памяти все, что сказал Иисус, т.е. помочь им правильно постичь сказанное Им (14.26). Его дело: дать разуметь верою И. Христа, и поэтому Дух так же именуется «Истиной» (1 Ин 5.6); в Церкви Он - «Тот, Кто свидетельствует» и тем самым порождает в нас веру.

в) Истина и святость. - Ап. Иоанн особо подчеркивает значение И. в жизни верующего. Он должен стремиться «быть в истине» (Ин 18.37; 1 Ин 3.19): придя раз и навсегда к новой жизни верою (ср Иак 1.18; 1 Петр 1.22 сл), хр-н должен прилагать все усилия к тому, чтобы постоянно быть в подчинении И., пребывающей в нем (2 Ин 4), и стать ч-ком, рожденным от Духа (Ин 3.5,8). Только тот, кто пребывает в слове Иисуса, придет к подлинному познанию И. и будет этой И. внутренне освобожден от греха (Ин 8.31 сл): вера очищает (Деян 15.9), а следовательно так же действует и слово Христа (Ин 15.3); оно позволяет нам побеждать Лукавого (1 Ин 2.14); когда верующий дает семени Слова действенно «пребывать» в нем, он «не делает греха» (1 Ин 3.9), он освящается И-ою (Ин 17. 17,19).

Т. обр. ап. Иоанн видит в άλήθεια внутренний принцип нравственной жизни; он сообщает древним библ. выражениям полноту хр-ского смысла: «творить истину» значит принять И. Иисуса как свою (3.21) или обратиться к Нему, признав себя грешником (1 Ин 1.6); ходить в И. (2 Ин 4; 3 Ин 3 сл) значит ходить по заповеди любви (2 Ин 6), руководствоваться в своей деятельности И-ою и верою. Любить своих братьев «в истине» (2 Ин 1; 3 Ин 1) значит любить их силой И., пребывающей в нас (2 Ин 1 слл; ср 1 Ин 3.18); поклонение «в Духе и Истине» (Ин 4.23 сл), есть поклонение, возникающее изнутри, поклонение, внушенное Духом и И. Иисуса, к-рую Дух И. действенно проявляет в тех, кого Он возродил. Иисус-Истина становится т. обр. новым храмом, где должен осуществляться особый культ, присущий мессианским временам. Наконец, И. влечет за собой для верующего обязательства апостольского характера: стать соработниками И. (3 Ин 8) - значит сотрудничать с Церковью, дабы способствовать действенности распространения евангельского благовестия.

Итак, И. в хр-ском смысле - это не некая огромная область реальности, к-рой можно овладеть усилием мысли, а И. Евангелия, Слово откровения Отца, пребывающее в Иисусе Христе и освещенное Духом, принимать к-рое мы должны верою, дабы она преобразила нашу жизнь. Эта И. спасения подлинно сообщена нам в Св. Писании; она сияет для нас в лице Христа, К-рый есть и Посредник и Полнота всякого откровения.

IdIP

Cм.: аминь 2 - вера - ересь - заблуждение - клятва - ложь - поклонение II 3 - свет и тьма НЗ II 1 - свидетельство - Слово Божие

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова