Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

ГЕРМЕНЕВТИКА

См. Библеистика.

критика библейская вообще и низшая;

Уподобление духовной жизни личности проживанию всей библейской истории, войны с грехом - войне с язычниками, Макарий Великий. Cмысл ветхозаветной истории - Бердяев, 1908; аскетическое чтение Библии, Никодим Святогорец;

 

Библия и древнерусская литература, лекция Меня. Инквизиция и Библия - см. Льоренте, 1817;

Право на изучение Б. - нет у еретиков, Тертуллиан; передача Слова Божия. анагогический смысл Б.; богочеловеческая природа Б; ее единство; О пророчествах Библии Чаадаев, 1830;

См. Катехизис Катол. Церкви, 1992.

Безобразов С. Принципы православного изучения Св. Писания / Путь.— 1928.— № 13 (октябрь).— С. 3—18.

Оленева Ю. Интерпретации христианских и раввинистических экзегетических контактов периода поздней античности в научных исследованиях XIX и XX вв. 2009.

Библия в культуре и искусстве. / Материалы научной конференции "Випперовские чтения — 1995". Вып. XXVIII. М.: Гос. музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, 1996. 399 с.

Янси Филипп, книга о ВЗ., конспект.

- библиолатрия -

Уилкинсон Л. Герменевтика и постмодернистское противодействие "Истине". Отд. отт. из кн.: "Библия в современном мире. М.: Триада, 2002. 23 с.

Kisch, Guido. Pseudo-Philo's Liber Antiquotatum Biblicarum. Notre Dame, Indiana: The University of Notre Dame Press, 1949. 291 pp.

Belkin, Samuel. Philo and the Oral Law. The Philonic Interpretation of Biblical Law in Relation to the Palestinian Halakah. Cambdrige, Massachusets: Harvard University Press, 1940. 308 pp.

Homer, the Bible, and beyond: literary and religious canons in the ancient world. Edited by Margalit Finkelberg & Guy G. Stroumsa. Leiden: Brill, 2003. 293 pp.

Библия и наука.

Толкования:

Feldman, Louis H. Josephus's interpretation of the Bible. London: University of California Press, 1998. 854 pp.

аккомодическое; аллегорическое; антропософское;  раввинистическое, павлинизм; амораи (талмудическое направление); буквализм.

кумранские; гомилетическая и каноническая экзегеза; тропологическая; фигуризм; фидеизм; вербализм; "космические"; либерально-критические; либерально-протестантские; либерально-иудаистская; отрицательная (она же радикальная) критика; панвавилонизм; психоаналитические; расистское; рационалистические; религиозно-исторические; структуралистские; ренессансные; социальные; сравнительное изучение: сравнительно-литературное; сравнительно-религиозное; ср.-филологическое; типологические толкования; теософские;

школа "историческая" - "тюбингенская" (неотюбингенская); неовендантистские; демифологизация; мифологическая теория; деэсхатологизация; документарная теория Пятикнижия; концепция "истории редакций"; "истории тенденций"; "истории форм" (истории форм); синопсисы святоотеческие; метод "истории предания"; "исторический";

Критика Б.: в целом; историческая критика; историко-литературная и просто литературная; концепция "исторического эволюционизма"; теория дополненийритуально-историческая школа; взгляд "универсальной религии"; феминистский; фундаменталистский; экзистенциалистский; экуменические; эсхатологические; гиперкритика; конкордизм (Б. и ее согласование с наукой); хакамы.

Толкования Библии по конфессиональной принадлежности:

иудаизм, иудейство; иудео-христианство; католическаяправославная; Вселенские соборы; языко-христианские общины 2 в.; святоотеческий; Поместные соборы; и Предание; средневековая экзегеза, в т.ч. отдельно схоластическая; герменевтика; исагогика; Тридентский собор; катол. модернизм; квакерское Второй Ватиканский собор о Б.; и отдельно полный текст постановления оного; протестантский; либерально-протестантские;  "монофизитский"; мормонский; мунистский; "новоизраильский"; оккультный;  и каббала; и ислам; и маздеизм; масонство;  с т.зр. "Христ. науки"; экуменические; эбиониты; антимаркионистский пролог; ямнийская школа 1-2 вв.; униатарианские (антитринитарии); неоведантистские; новоизральское;

Арапов о русской б. герменевтике, 2005.

Froehlich, Karlfried. Biblical Interpretation from the Church Fathers to the Reformation. Aldershot, Ashgate Variorum, 2010, 366 pp.

Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня - К указателю по Новому Завету в целом. - Библия.

СТАРАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА, условное название для герменевтики, сформировавшейся в *схоластической ср.-век. библеистике на основе иудейских и святоотеч. правил толкования Библии. Важнейшей чертой

 С.г. является признание *полисемантизма Писания. С.г. различает в Библии 1) буквальный и 2) таинственный, или сокровенный, смысл. В свою очередь, буквальный смысл подразделяется на а) исторический, б) метафорический, или иносказательный. В первом случае речь идет о событиях, понимаемых только лишь как факты, а во втором – о словах и событиях, понимаемых метафорически. Таинственный смысл подразделяется на а) прообразовательный (см. ст. Прообразы), б) нравственный и в) *анагогический смысл. Прообразовательный смысл иногда называется аллегорическим. Дополняют систему С.г. методы *аккомодического толкования.

В правосл. экзегетике принципы С.г. сохраняют полную силу и в наст. время. Развитие более сложных приемов *новой герменевтики не упраздняет старую, а дополняет ее.

l  См. в ст. Герменевтика.


НОВАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА, система методов, предназначенная для интерпретации Писания в соответствии с запросами совр. мысли и сознания. Названием «новая» подчеркивается стремление противопоставить ее *герменевтике библейской, сложившейся в древней и ср.-век. экзегетике. По существу, каждая эпоха, вносившая нечто новое в герменевтику, имела свою Н.г. В свое время новыми были и аллегоризм, и отыскание *прообразов НЗ в ВЗ. Современная

 Н.г. возникла в сер. 20 в., преимущ. среди протестантских библеистов (*Эбелинг, *Фукс и др.). Они считают недостаточными герменевтич. принципы, к-рые были выработаны протестантизмом — от *Шлейермахера до *Бультмана, но генетически тесно связаны с идеями своих предшественников.

Шлейермахер был одним из первых, кто перенес в толкование Библии правила общей герменевтики. Он настаивал на необходимости «вживания» в мир минувших эпох при интерпретации текста. Он создал собств. принципы толкования (напр., «герменевтический круг», т.е. акцент на взаимозависимости контекста и отд. текстов, целого и части). Тенденции Шлейермахера нашли продолжение у нем. философа Вильгельма Дильтея (1833-1911). Согласно Дильтею, лит. памятник (в т.ч. и Библия) есть часть истории; но и история, и мысль толкователя принадлежат единому динамическому царству духа; следовательно, между ними возможна конкретная живая связь. Шлейермахер и Дильтей воспринимали герменевтику как своего рода искусство, требующее особого дара «сопереживания». В 20 в. мн. философы начали разработку идеи «понимания» как важнейшей связи человека и реальности. Следует отметить, что эти поиски приняли столь изощренный и запутанный вид, что создали немалые трудности для понимания самих идей филос. герменевтики. Экзистенциализм Хайдеггера, умаляя роль рационального познания, выдвинул на первый план целостное существо человека, его экзистенцию, как субъекта познания. Нем. философ Ганс Гадамер (1900-94), следуя по этому пути, утверждал, что важнейшим инструментом экзистенции является язык, вернее язык и есть само лоно мышления. Он формирует познание через уже сложившиеся стереотипы. Такие стереотипы франц. философ Поль Рикёр (р. 1913) назвал «предпониманием». Для того, чтобы осмыслить нечто, человек уже должен иметь определенную сумму идей и переживаний, к-рые смогут отозваться на слово и текст. Под влиянием этих идей и выросла Н.г.

Представители Н.г. исходят из идей *Барта и Бультмана, одновременно отталкиваясь от них. С обоими их роднит стремление актуализировать Слова Божьи, к-рые, придя к нам из прошлого, должны сегодня зазвучать современнее. Барт понимал эту актуализацию как результат воздействия Духа Божьего, позволяющего слышать внутреннее Слово. Бультман больше рассчитывал на понятийную интерпретацию Библии в экзистенциальном смысле посредством *критики библейской, изучающей исторически обусловленные, преходящие элементы Писания. С ее помощью он надеялся осуществить *демифологизацию НЗ. Ветхий же Завет в глазах Бультмана был скорее антиподом НЗ, негативным свидетельством бессилия человека, оттеняющим сотериологич. силу Евангелия. От этой гипертрофии антитезы ап. Павла Бультман шел к интерпретации новозав. сотериологии как прорыва из мира «неподлинного» в мир «истинной реальности». Н.г. в целом принимает эти воззрения, но дополняет их концепциями совр. филос. герменевтики, семантическим и структуральным анализом текста. По мнению сторонников Н.г., главное — это само «слово» как таковое, независимо от его «*жизненного контекста». В нем уже заключены структуры, ведущие к его осмыслению. Так, понятие спасение соотнесено с понятием грех. Наиболее плодотворным в Н.г. является усвоение идеи предпонимания, в частн., мысли Рикёра о том, что для толкования Слова Божьего нужна вера, к-рая в свою очередь помогает постигнуть его смысл. Методы Н.г. при всей оправданности ее цели (сделать Писание понятным сегодня) страдают коренным субъективизмом, напоминающим произвол *аллегорического метода толкования. Кроме того, представители этого направления несвободны от наследия либеральной теологии и вместе с Бультманом проходят мимо того непреходящего, что есть в ВЗ. Но чаще всего богословы, критикуя приверженцев Н.г., указывают, что их иррациональная внеисторич. интерпретация Слова Божьего фактически делает это Слово бессодержательным, растворяет его в аморфных состояниях человеч. экзистенции.

l Г а д а м е р  Х.Г., Истина и метод, пер. с нем., М., 1988; Герменевтика: история и современность, М., 1985 (там же указана библиогр.); Ш п е т  Г.Г., Герменевтика и ее проблемы, в кн.: Контекст. 1989, М., 1989; т о  ж е, Контекст. 1990, М., 1990; A c h t e m

 e i e r  P.J., An Introduction tо the New Hermeneutic, Phil., 1969; E b e l i n g  G., Wort und Glaub, Tub., 1960; F u c h s  E., Hermeneutik, Bad Cannstatt (Wurttemburg), 1958; *R o b i n s o n  J.M., C o b b  J.B., The New Hermeneutic, N.Y., 1964; E s b r o e c k  M.  v a n, Herm№neutique, structuralisme et ex№g–se, P., 1968.

Бабанин В. Ковчег Завета. - М.: АСТ; Сова, 2005, 256 с. (Библия как закодированное послание).

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова