Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

РАЦИОНАЛИЗМ

 

статья Вл.Соловьева; Бердяев, 1911; 1931; позиция Бродского;

18 век: критика необщительного разума. Кротов.


Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio — разум,  рассудок) В БИБЛЕИСТИКЕ,  подход к Свящ. Писанию,  к-рый исключает все,  что не может быть познано и объяснено чисто рассудочным путем.

Р. как тип мировоззрения возник еще в эпоху античности, но развился в постренессансной Европе и достиг кульминации в филос. системах 17-18 вв. Существовало неск. разновидностей Р., хотя всех их объединяла односторонняя переоценка рационального элемента в познании, этике и социальной жизни.  Предтечей Р. в библеистике  считается *Абеляр (12 в.).

В классическом Р. Нового времени можно выделить 4 подхода к религии и Библии. 1) Одно направление рассматривало мир и историю "в пределах только разума", однако сферу *Откровения оставляло неприкосновенной (напр., *Гроций,  *Землер). 2) Другое направление, связанное с деизмом, признавая бытие трансцендентного Бога, отрицало возможность Откровения (и, следовательно, *боговдохновенности), Боговоплощения и *чудес (*Реймарус, *Паулюс). 3) Третий,  пантеистический, вариант Р. фактически отождествлял Богочеловечество и Откровение с самопознанием человеческого духа, тождественного Мировому Духу (*Спиноза, *Гегель, *Штраус в первый период своей деятельности). 4) И, наконец, четвертый тип Р. притязал на абсолютное господство рассудка в познании и рассматривал любую религию как нечто иллюзорное или плод обмана (П.А.Гольбах (1723-89), Вольней К.Ф. (1757-1820)). Соответственно этим разновидностям Р.  складывались и 4 подхода к Библии. *Отрицательная критика развивалась в осн. под влиянием 2-4-го типов Р. Ряд богословов (напр., *Хомяков, *Вигуру) указывал на генетич. родство Р. с протестантизмом. Действительно, элементы Р. можно обнаружить у мн. протестантских  библеистов,  особенно либерального направления, и школ, связанных с ним. Однако рассматривать всю *протестантскую экзегетику и *герменевтику как рационалистическую было бы неоправданной крайностью.

Р. в чистом виде, с его гипертрофией рассудочного элемента,  является учением, чуждым христианству, что, впрочем, не означает,  что само христианство полностью иррационально и не может осмыслять и формулировать свою веру средствами разума. Уже отцы Церкви указывали на разум как на дар Божий, к-рый участвует в постижении бытия Божьего и мира (см. напр., Климент Александрийский). Христианское богословие с самого своего зарождения прибегало к логике и рациональной мысли, хотя, как подчеркивал *Паскаль, перед лицом высшей Реальности разум должен осознать ограниченность своих пределов.

l Прот.*Б у т к е в и ч  Т., Рационалистич. гипотезы о воскресении Господа нашего Иисуса Христа, Харьков, 1910; B у л ь ф и у с  А.Г., Основные проблемы эпохи "просвещения", Пг., 1923; К э р н з  Д.С., Разумность христ. веры, Берлин, 1924; *Л о п у х и н  А.П., Библейский Р. в его историч. происхождении и развитии, в его кн.: Библ. история, СПб., 19132, т.1; М е е р о в с к и й  Б.В., Свободомыслие англ. деистов-материалистов 16 в., ВНА, М., 1972, вып.13; *М у р е т о в  М.Д., Протестантское богословие до появления Страусовой "Жизни Иисуса", Серг. Пос., 1894; диак.П р е о б р а ж е н с к и й  И.А., Популярный Р. и научная критика Библии, БВ, 1905, ? 6; еп.С и л ь в е с т р (Малеванский), Краткий историч. очерк Р. в его отношении к вере, К., 1862; *С о л о в ь е в  Вл., Кризис западной философии, Соч., СПб., 19112, т.1; C п е к т о р с к и й Е., Происхождение протестантского Р., Варшава, 1914; Ф а в о р о в Н.А., Публичное чтение о вере в Иисуса Христа..., против Р., К., 1865; *L а g г а n g е  M.J., Critique textuelle – critique rationelle, P., 1935.



Ко входу в Библиотеку Якова Кротова