Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ В ХХ В.

Обновленцы

Краткий очерк, Кротов.

Начало О. в дневниковых записях Чукова 1922 г.

Обновленчество - митр. Сергия Страгородского, очерк Лемешевского; в мемуаре Чехранова;

См. работы Краснова-Левитина. См. митр. Алдр Введенский. Б.Титлинов.

Иванов П. Епархиальный съезд для выбора членов собора 1923г. в Москве // Путь. - №1. - Сент. 1925. С. 138-147.

П. В. Каплин Обновленческий раскол на материалах уральских епархий в 1920-е гг. // В кн.: Документ. Архив. История. Современность. Вып. 6. С. 390-410.

Катаев о ликвидации О., 2006.

Берман о О. в Чувашии, 2008.

Материалы о репрессиях обновленцев в 1937 г. (при реабилитации в 1955).

Головушкин Д. Феномен обновленчества в русском православии первой половины XX века.  СПб.: Политехника-сервис, 2009. 267 с.

24 июля 1922 года, обсуждение обновленчества митр. Кириллом в Казани.

Лавринов В. Очерки истории обновленческого раскола на Урале (1922-1945). М., 2007 (автор - свящ. МП).

Roslof E. The Renovationist Movement in the Russian Orthodox Church. 1922-1946. The University of North Carolina, 1994.

Проханов подробно описывает своё сближение с группой митр. Антонина Грановского (ошибочно называет его Антонием и в качестве даты смерти указывает не 1927 г., а 1926). Грановский принял Проханова в своей келье в Новоспасском монастыре. "Незадолго до своей смерти он поручил священникам отдать храм Петра и Павла, в котором он служил в Москве, местной церкви евангельских христиан. ... В 1927-1928 годах я часто ездил из Ленинграда в Москву и проповедовал в этом храме, вместо обычных Богослужений, которые раньше были только православными" (209). Не вполне ясно, сосущестововала ли община Грановского с баптистами, или храм целиком перешёл баптистам.

*

Любопытно свидетельство Нечаева о патр. Симанском: "Для Патриарха же было очень тяжело воспоминание о том, как в 20-е годы его вынудили принять Введенского в общение, обещая за это сохранить жизнь митрополиту Вениамину. Об этой истории многие знали, но никогда не говорили; Патриарха же это жгло до самой смерти" (Нечаев, 2004, 67). Это версия, несколько реабилитирующая поведение Симанского, правда, ценой признания весьма неприятного факта, который придворные историографы скрывали.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова