Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

ОЛЕГ СТЕНЯЕВ

См. персоналии истории церкви 21 в.

За полицию нравов, 2010. Против о.Александра Меня, 2010.

С 2004 - в Сокольниках, Рождества Предтечи.

24 октября 1992 года у стен Верховного Совета объявил бессрочную голодовку свящ. РПСЦ Олег Стеняев, протестуя против захвата храма РПСЦ в Куйбышеве (Христианский вестник. - №7. - Ноябрь 1992 г. - С. 8), где он был настоятелем. В ноябре 1992 г. Стеняев и свящ. Алексий Аверьянов, тоже РПСЦ, объявили о своей поддержке "Памяти" Д.Васильева (Христианский вестник. - №8. - Декабрь 1992 г. - С. 5).

24 ноября 1993 г. "был принят из раскола диакон Олег Стеняев. После искреннего покаяния он был рукоположен во священника" (перерукоположен_ - из выступления патриарха, ЖМП, 1994, №2.

- милитарист 31.12.1999; 3.3.2000 (и сектофобия); против глобализации, 6.2001;


Опубликовано на сайте mpg.ru
Московская Промышленная Газета,
44 (209) 14 - 20 ноября 2002


Блудные сыны православия

Отец Олег (Стеняев Олег Викторович)

Отец Олег (Стеняев Олег Викторович) родился в 1961 г. в г. Орехово-Зуево Московской области. Окончил школу рабочей молодежи. Работал на заводе токарем-расточником. Служил в армии. В 1981 г. был чтецом в церкви. В 1982 г. поступил в Московскую Духовную семинарию. После окончания семинарии служил дьяконом в Тамбовской, Ивановской и Московской епархиях. В 1994 г. был рукоположен в священники. С 1994 г. служит иереем храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Ордынке. С того же времени возглавляет Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий.

В последнее десятилетие в России появилось много сект. Чрезвычайно оживились инославные церкви - католическая, лютеранская, - прихожанами которых становятся сотни тысяч россиян. Надо ли их запрещать, изгонять или попытаться победить в честной борьбе? На эти вопросы нашему корреспонденту отвечает священник храма «Всех скорбящих Радость» на Ордынке, руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий отец Олег СТЕНЯЕВ.

- Когда православное население нашей страны начало активно переходить в другие конфессии и секты?

- Мощный всплеск религиозного сектантства приходится на вторую половину XIX века, когда славянские тексты Библии были переведены на русский язык и люди получили Священное писание без соответствующего толкования. Именно тогда в России стали распространяться так называемые штундисты. Это были люди, которые собирались по домам и изучали Библию. Потом от них отделились общины баптистов, из которых вышло движение пятидесятников. Активно действовали адвентисты. После революции начался новый подъем сектантства, потому что советская власть «зажимала» православную церковь как господствующую и сознательно поддерживала сектантов. Существовали даже баптистские и хлыстовские колхозы, адвентистские коммуны. Все это продолжалось до 1937 г. Потом начали преследовать и православных, и сектантов.

Следующий всплеск религиозного сектантства приходится на период так называемой перестройки, когда в нашу страну смогли свободно приезжать западные эмиссары и проповедники. Сразу же были организованы всевозможные фонды, миссии, которые оплачивали эти программы и осуществляли их на территории нашей страны.

- А как обстоит дело в последние годы?

- В настоящий момент идет спад сектантской активности. Западные инвесторы разочаровались в России, придя к выводу, что для их религиозных миссий она бесперспективна. Потому что пока раздают гуманитарную помощь, в молитвенных домах много людей. А когда раздавать перестают, люди разбегаются. Сейчас западные миссии стали проявлять живой интерес к Китаю. По их мнению, он более перспективен, поэтому там активно идет финансирование миссионерских программ от западного мира.

- Пока что вы говорили только о сектах. А что вы можете сказать о деятельности католической и лютеранской церквей на территории России?

- Для меня все, что за пределами православия, - это или ересь, или секта. Католики существуют на территории нашей страны достаточно давно. Еще тысячу лет назад в Киевской Руси были монашеские общины католиков, свободно существовали католические храмы. Около 500 лет назад на территории Московского княжества были открыты католические костелы и лютеранские кирхи. Однако это не было расцветом католицизма и лютеранства в России, потому что они в основном окормляли свою диаспору - немцев, литовцев, то есть тех людей, которые традиционно исповедовали эти конфессии. Но в настоящий момент католические миссии на территории России работают не только с диаспорами, но и с русским населением. Так, например, в Новосибирске создан крупный миссионерский региональный Центр католической церкви. Лютеране тоже проводят у нас свои программы.

Всякий раз, когда я сталкиваюсь с деятельностью инославных миссионеров, задаю себе вопрос: «А что же нам, православным, мешает быть такими же активными проповедниками?». К сожалению, нас поглотила рутинность. Сейчас многие священники превратились в прорабов, которые думают о том, где достать краску для реставрации храмов, кирпич для восстановления колокольни, цемент, чтобы укрепить паперть. И действительно, это серьезная проблема. Ведь большинство храмов на территории нашей страны были разрушены, лучшая часть духовенства уничтожена. И когда на эти развалины понаехали западные эмиссары, они начали вести себя как «духовные мародеры». Это очень меткое определение, которое им дал профессор богословия дьякон Андрей Кураев. Действительно, они ведут себя так, будто приехали сюда, как в некую духовную пустыню, где никогда не было христианства, как будто мы тут дикие язычники и нас надобно обращать в истинную веру. Причем делать это как можно скорее, пока мы не развязали третью мировую войну, ядерный Армагеддон.

Сектанты отличаются большей активностью по сравнению с католиками и лютеранами. Особенно активны новые секты, чаще всего восточной ориентации: всевозможные шиваитские, кришнаитские направления. Аум Сенрике, например, вовсе не собирается прекращать свою деятельность. Сейчас они существуют под видом групп здоровья, групп изучения восточных единоборств. Из западных сект достаточно решительно действуют Свидетели Иеговы. Активизировались мормоны. Причем они находят все новые и новые методы, чтобы добраться до души нашей молодежи. Например, организуют бесплатные курсы изучения английского языка и приглашают туда всех желающих. Человек ходит на эти курсы, не понимая, что его постепенно обрабатывают сектанты-мормоны для того, чтобы завлечь в свою религию. Или к вам домой могут постучаться Свидетели Иеговы и предложить бесплатно изучать Библию. Скажут, что они христиане, продемонстрируют свое дружелюбие. И только через какое-то время вам станет понятно, что это организация «Сторожевая Башня», то есть Свидетели Иеговы.

- Как меняются люди, попавшие в секты?

- Когда человек попадает в ту или иную секту, он становится социально бесполезным, не живет интересами семьи, интересами общества, государства. Я знал одну молодую женщину, которая бросила своего мужа, двухлетнего ребенка и ушла в секту Аум Сенрике. И когда ее разыскали среди сектантских подпольных структур, она сказала: «Для всех будет лучше, если я останусь здесь и займусь практикой поднятия Кундалини». Она вернулась только после того, как возник скандал в Японии и действительно многим стало ясно, что это вовсе не религиозное движение, а просто террористическая банда.

- Как в западных странах относятся к таким сектам?

- Когда представители Аум Сенрике приехали в США, федеральные власти дали им 24 часа, чтобы они покинули страну. Потому что там спецслужбы отслеживают религиозных экстремистов. У них законодательство, касающееся религиозных организаций, как и во многих европейских странах, намного строже, чем у нас. Например, в Америке Свидетели Иеговы статуса церкви не имеют. Они зарегистрированы там как издательская корпорация, а у нас так же, как русская православная церковь.

- Почему у людей возникает интерес к другим религиям?

- Люди переходят в самые разные религии, причем делают это добровольно. Они бегут не из православной церкви в секты - вот это надо понять. Проблема заключается в том, что люди не знали истинного православия, не имели представления о вере своих предков. В секты люди попадают, как правило, не из религиозных семей. Поэтому, в какую бы секту, в какую бы религиозную организацию они ни перешли, это бегство от нигилизма, от безбожия. А вот почему на их пути встретился не православный священник, а мулла, сектантский проповедник, католический ксендз или лютеранский пастор? Мы, православные священники, должны сами себе задать этот вопрос: почему мы недостаточно активно действуем? Сейчас, по милости Божией, существует миссионерский отдел Московской патриархии, который возглавляет Его Высокопреосвященство Белгородский владыко Иоанн. В Белгороде создана первая в нашей стране миссионерская семинария. Она готовит православных миссионеров, которые будут потом трудиться на территории всей нашей страны. Очень интересную инициативу осуществляет отец Сергий Попов. Это выездные программы, когда миссионерский поезд проходит через всю страну и православные миссионеры крестят людей там, где еще не ступала нога православного священника даже в дореволюционные времена.

- Всегда ли люди осознают, что они попали не в православную организацию, что это совершенно другая конфессия?

- Нет, к сожалению, далеко не всегда. Существует проблема конфессиональной анонимности. В Олимпийском комплексе проходило выступление адвентистского пастора Марка Финдли. На его проповеди шли огромные толпы людей. А реклама, развешанная по всей Москве, давала следующую информацию: в Олимпийском комплексе христианские проповедники будут объяснять Святое Писание. И, по нашим опросам, 49% шедших туда людей, в основном пожилые, были в полной уверенности, что на стадионе соберутся православные батюшки и будут объяснять Евангелие. К тому же бесплатно.

- Что подразумевается под реабилитацией жертв инославия?

- Наш Центр реабилитации занимается непосредственной работой с самими сектантами. Каждый вторник и пятницу с 12 до 16 на Большой Ордынке, 20 мы проводим прием жертв нетрадиционных религий и, насколько возможно, стараемся помогать таким людям. Чаще приходят родители сектантов. Но иногда приходят и они сами, задают вопрос: «А куда это я попал?» Иногда приходит человек и испуганно спрашивает: это секта или не секта? Реабилитация -очень сложный процесс. Это реабилитация не только религиозная. Иногда человек нуждается в медицинской помощи, потому что в некоторых сектах используют психотропные средства, иногда - в юридической реабилитации. Сектанты вынудили его, например, продать квартиру, расстаться со своим имуществом. Человек оказался без работы, бросил место учебы, и необходимо заняться его социальной адаптацией. В общем, возникает очень много проблем, которые давно перестали быть только религиозными. Государство тоже должно серьезно этим заниматься. Потому что на территории нашей страны в религиозную деятельность самых разных сект и инославных церквей втянуто около трех миллионов россиян. И это уже проблема не взаимоотношений православных и богословских конкурентов, а духовного здоровья нашей нации.

- Какой процент среди людей, переходящих в другие религии, составляют психически нездоровые люди?

- Я бы назвал цифру 20-30%.

- Почему православная церковь против того, чтобы инославные церкви так широко распространялись в России?

- Потому что есть такое понятие, как каноническая территория. Католическая церковь называется западной церковью. Вот пусть в Западной Европе они и действуют. Мы же не проводим миссионерские программы на их территории. Работаем с нашей диаспорой, с русским населением, которое живет в Западной Европе, в Южной и Северной Америке. А они работают не с диаспорами, а занимаются именно миссионерской деятельностью и создают свои епархии на канонической территории нашей церкви. Кстати, в Библии осуждается такая деятельность. Апостол Павел писал, что он никогда не созидал на чужом основании.

- Как вы, православный священник, относитесь к другим, традиционным для России религиям?

- У меня имперский подход к этим вопросам. Россия всегда была многонациональной, многорелигиозной страной. Куда мы денем российских татар? И почему мы должны пренебрежительно относиться к российскому исламу, если это историческая реальность? Я вам приведу интересный пример. Когда в армии российской империи награждали Георгиевским крестом мусульман, у которых запрещены человеческие изображения, то им давали Георгиевский крест с изображением не Георгия Победоносца, а двуглавого орла. То есть на уровне имперской геральдики учитывались религиозные особенности российских мусульман, чтобы не оскорбить их религиозные чувства.

- Считаете ли вы, что переход русского человека в инославие неприемлем?

- Когда татарин идет в мечеть - это в порядке вещей, потому что это вера его отцов. Когда немец посещает лютеранскую церковь, это его религия, вера его отцов. Но когда православных обращают в ислам, католицизм или лютеранство - это экспансия. Здесь нужно четко провести границу между тем, что можно называть экспансией, и тем, что называется свободой совести в нашей стране. Экспансия - это проблема, которая всегда ведет к деструктивным последствиям.

Тут еще возникает проблема двойных стандартов. Например, в России баптистские, пятидесятнические, адвентистские юноши неоднократно заявляли о том, что они отказываются служить в армии. А если служат в армии, то отказываются давать присягу и брать в руки оружие. Но мы знаем, где возникли эти секты. Вторая родина баптизма - США. Секты пятидесятников и адвентистов тоже возникли на территории Штатов. Там они служат в армии, дают присягу, почитают флаг и гимн своей страны. Так что возникают двойные стандарты. Есть баптизм для Америки, который несет в себе патриотическую нагрузку в деле воспитания молодежи, и есть баптизм для России, где молодым людям внушают, что надо отказываться от исполнения гражданских обязанностей. В Америке богословия упакованы одним образом, в России совсем по-другому. Обратите внимание, что многие сектанты, особенно в начале перестройки, ратовали за то, чтобы люди эмигрировали из страны целыми семьями. И ведь действительно уезжали, потому что были сориентированы на Запад. А молодежные секты, которые появились в последнее время, особенно так называемая «Церковь Христа», как-то странно трансформируют психику молодых людей. Если человек находится в этой секте год-два, он вдруг начинает говорить с сильным американским акцентом. Друг друга они называют только Майклом, Бобом. То есть они находятся в состоянии внутренней эмиграции. То же самое и с восточными культами. Русскому человеку дают, к примеру, имя Сучару Дас. А это, как выясняется, просто Сергей. Человек одевается в индийские одежды, его заставляют питаться, как индийцы. Эта внутренняя эмиграция, раздвоенность души приводит к шизофреническим срывам.

- Как вы думаете, стоит ли ограничить или вообще запретить деятельность других конфессий и сект?

- Запретительными методами решать эту проблему практически невозможно. Религиозное сектантство существовало всегда, причем без всякой регистрации, подпольно, за исключением последнего времени нашей безответственной демократии. Были секты и в средневековой Руси. Во второй половине XIX века исследователи сектантства писали, что на территории России нет ни одного города и ни одного крупного села, где бы не было секты хлыстов. И даже имперские, достаточно строгие в отношении сектантов законы не решили проблему. Но деятельность иностранных эмиссаров на территории нашей страны ограничить надо. Почему западные и восточные проповедники приезжают сюда, живут на постоянной основе, организуют общины, делают свой бизнес? Правда, в последнее время некоторым таким деятелям перестали выдавать визы, и это положительный момент. Здоровая альтернатива сектантству - здоровая национальная церковь, которую должно поддерживать государство. Потому что духовное здоровье нации - это основа процветания России.

Беседовала Елизавета ЧЕРНЫШЕВА

© НП "Московская Промышленная Газета", 2001
Ссылки при перепечатке обязательны.


http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=19484&cf=

 

5.11.1994 г. был принят в Московский Патриархат в сане диакона.
Рукоположен в священника.

Священник Олег Стеняев в начале 1990-х вошел в РПЦЗ и объявил себя духовником московской "Памяти", штаб-квартира которой находилась в Марфо-Мариинской обители. Однако подлинную известность сделала ему акция в редакции "Московского комсомольца" с угрозами в адрес главного редактора за негативные публикации о "Памяти".

Вскоре он заявил в интервью газете "Московский комсомолец", что возглавляемый им Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий имени А.С. Хомякова будет заниматься подготовкой "православных жандармов", тайно внедряющихся в любые подозрительные секты. В 2000 году из-за ряда скандалов, возникших вокруг Центра, священник Стеняев был направлен в Чечню. По возвращении был назначен настоятелем храма святителя Николая на Большой Серпуховской улице, 44.

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова