ФИЛИПП СИМОНОВ
Интервью с ним в "Аргументах и фактах", №36, 2001,
После обедни - в банк
ОТЕЦ ФИЛИПП (в миру Вениамин Симонов) - иеромонах и служит
в храме "Нечаянной Радости" в Марьиной Роще. А еще до недавнего времени он возглавлял
информационно-аналитическую службу и был советником генерального директора...
Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ). Теперь Вениамин Владимирович,
как он сам выразился, оставил биржу и по воле Божией стал вице-президентом одного
из столичных банков.
- Вениамин Владимирович, что на первом месте в вашей жизни:
светская деятельность или церковная?
- Я иеромонах, и поэтому то, что делаю, - это послушание. Свою работу в миру
воспринимаю как послушание, поскольку на это есть благословение.
- Как относится Патриархия к тому, что иеромонах занимается
финансово-экономической деятельностью? Нестыковка получается: ММВБ - в какой-то
мере участница процесса глобализации экономики, которую Церковь не поддерживает.
- Как бы Патриархия субъективно ни относилась к тому или иному процессу, если
он объективно происходит, мы от него не убежим. Как говорит апостол Павел: "Иначе
надлежало бы нам выйти из этого мира". Мы из этого мира выйти никуда не можем.
И каково бы ни было наше отношение к процессу глобализации, он все равно идет,
и нам приходится в нем жить. Мы должны найти себя в рамках новой исторической
реальности. А что касается лично меня, то Святейший Патриарх в курсе моих дел.
Перед тем как пойти на биржу, я должен был получить благословение у своего правящего
архиерея - архиепископа Белгородского Иоанна, что я и сделал.
- И все же: почему вы стали монахом?
- Впервые я оказался в монастыре подростком. Первая половина 70-х, жестокий
советский период. Когда очутился в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры,
почувствовал, что пришел к себе домой, оказался в своей среде. И после школы
решил уйти в монастырь. Но мама сказала: "Сначала пойдешь в университет и получишь
высшее образование". И слава Богу. Потому что руки всегда нужны и головой всегда
надо работать, и если даже апостол Павел делал палатки, то нам, грешным, с него-то
пример и брать.
- Вы учились в МГУ?
- Закончил исторический факультет. Учился на кафедре истории древнего мира.
Всем было ясно, что учащиеся на этой кафедре - полублаженные, от них можно ожидать
чего угодно. Например, за чтение Библии на историческом факультете тогда можно
было запросто вылететь из университета, а мы ее по программе проходили. У нас
был спецкурс по Новому Завету. Истфак вообще был рассадником "либеральной заразы",
а историки с кафедры древнего мира - вообще страшное дело, нас называли "аполитичная
дрянь". А еще истфак был идеологическим факультетом. С одной стороны - базовая
кафедра истории КПСС, с другой - существовала кафедра истории древнего мира
со своими прибамбасами. И думаю, не надо говорить, что мы были всегда под пристальным
вниманием КГБ. В этих условиях я и закончил университет, заглядывая время от
времени в Елоховский собор. Скорее мы заползали туда, а не заходили. Ведь не
секрет, что в то время наши спецслужбы фотографировали молодежь на входе и выходе
из храма. Это только старушки могли бесстрашно входить в храм, так как им бояться
уже было нечего.
- Вы приняли постриг после МГУ?
- Я постригся в 1992 г., когда уже защитил докторскую диссертацию и работал
в Министерстве внешних экономических связей. До этого времени, естественно,
ни о каком постриге не могло идти и речи, так как ни один архиерей не взял бы
на себя смелость постричь в монахи кандидата, а тем более доктора экономических
наук и сотрудника одного из ведущих министерств. Постриг я принял в Бобреневом
монастыре под Коломной. Прожил, правда, там года полтора. В 1995 г., когда организовался
миссионерский отдел Патриархии, меня туда пригласили работать, и я там по сей
день тружусь.
- А что понимают историки в экономике?
- У нас социалистическое планирование в области образования всегда развивалось
с перекосами. То было много физиков и мало лириков, а то наоборот. Вот в тот
год, когда я заканчивал университет, было много историков, и маме удалось меня
устроить в ГКЭС, где она сама работала. Попав в новую среду и направленность,
я стал перестраиваться на ходу. Занимался проблемами рыночной конъюнктуры. А
потом, когда встал вопрос относительно аспирантуры, выбрал экономический факультет
МГУ.
- Как, будучи монахом, вам удалось попасть на ММВБ? Ни разу
не видел на бирже представителей Церкви.
- К сожалению, мое пребывание в монастыре оказалось недолгим. Тяжело заболели
родители. Передо мной встали материальные проблемы. Средств не было. Я попросил
благословения найти себе работу. На бирже у меня работали знакомые, которых
и уговорил меня представить. Честно говоря, не верил, что меня возьмут, так
как сразу сказал, что я монах.
- Прихожане знают о вашем светском занятии?
- Я хоть плохонький, да монах, и мое дело - служить и исповедовать, а не интересоваться,
что думают обо мне. Как-то об этом же спросили нашу прихожанку. Она ответила:
"Ну и что ж, может, ему денег не хватает, пусть себе работает. Ведь многие вообще
пьют".
- Как вы относитесь к своей двойной жизни?
- У меня нет двойной жизни. Я не шизофреник. Жизнь у меня одна, только более
расширенные с точки зрения обычной жизни профессиональные обязанности. В течение
дня могу делать несколько дел, и это мне не мешает. Иногда приходится обедню
отслужить, потом на работу, потом в Патриархию съездить. Был даже период - исповедники
ко мне на работу приезжали. У меня для этого случая есть в кабинете походная
епитрахиль.
- Вы как новый русский посещаете казино и ночные клубы?
- Боже упаси, ночью я сплю. А русский я скорее всего старый - по психологии
и по обязанностям священника и монаха.
- Вы, наверное, богатый батюшка? Хорошая машина и дача, рубашка,
наверное, на вас сейчас от Кардена, а галстук - от Гуччи?
- Да нет, что вы, рубашка у меня дешевая, только выглядит хорошо. А вот галстук
действительно хороший. Но, между прочим, и ряса у меня тоже не латаная. А что
касается дачи, она у меня давно, еще с советских времен. Машина тоже есть, но
служебная, марки "Вольво", неновая. А если говорить о богатстве вообще, я знаю,
что такое нищета и каково живется без куска хлеба. Но, как говорит апостол Павел:
"Умей жить в бедности, умей жить и в богатстве".
- Неужели вам никогда не хотелось иметь семью и детей?
- В 25 лет у меня была идея относительно семьи, но как-то сама собой сошла
на нет, и причиной тому было то, что я хотел все-таки стать монахом.
Павел КОРОБОВ
|