Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Эммануэль Левинас

См. история философии.

Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. 265 с.

Левинас Э. Избранное: Трудная свобода. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. 752 с.

В сборник вошли:

Теория интуиции в феноменологии Гуссерля

Открывая существование с Гуссерлем и Хаидеггером.

Трудная свобода.

Гуманизм другого человека.

Статьи:

Государство Израиль и религия Израиля.

Иудаизм и современность. 1960.

От нарастания нигилизма к плотскому иудею.

*

Ямпольская о его экзегезисе Св. Писания. 1995.

фр. Emmanuel Levinas; 30 декабря 1905 (12 января 1906), Ковно — 25 декабря 1995, Париж) — французский философ.

Родился в еврейской семье в Литве, где получил воспитание в традиции иудаизма. В 1923 г. эмигрировал во Францию. Философию изучать начал в 1924 г. в Страсбургском Университете. Во время учёбы в университете произошло знакомство Левинаса с Морисом Бланшо, положившее начало их долгой дружбе. В 1928 приступил к изучению феноменологии во Фрайбургском Университете под руководством Эдмунда Гуссерля. Там же, во Фрайбурге посещал семинары Мартина Хайдеггера. В 1939 г. мобилизован в связи с началом Второй Мировой войны. Был взят в плен (1940), освобожден в 1945. Был профессором университетов в Пуатье (1961 - 1967), Нантере (1967 - 1973), а также в Сорбонне (1973 - 1976). Скончался 25 декабря 1995 г. в Париже.

Философские воззрения Левинаса формировались под влиянием феноменологии Гуссерля и фундаментальной онтологии Хайдеггера, а также диалогизма Мартина Бубера и, главным образом, Франца Розенцвейга, в значительной мере определившего стиль мышления "зрелого" Левинаса.

Влияние Хайдеггера и Гуссерля наиболее явственно отразилось в ранних работах Левинаса: "Теория интуиции в феноменологии Гуссерля" (1930), "От существования к существующему" (1947), "Открывая существование с Гуссерлем и Хайдеггером" (1949). Вместе с тем, ещё в 1948 увидела свет книга "Время и Другой", в которой Левинас впервые излагает собственную философскую концепцию, включающую в себя критическую рецепцию влияний. Так, собственная позиция Левинаса уточняется в развернутом на страницах книги споре с Хайдеггером и доминировавшем в интеллектуальном климате Франции экзистенциализмом. Ключевые интенции мышления Левинаса, впервые артикулированные во "Времени и Другом", получают дальнейшее развитие в его трудах "Тотальность и Бесконечное. Эссе на тему экстериорности" (1961), "Гуманизм другого человека" (1973), "Инобытие, или по другую сторону сущности" (1974), "Диахрония и репрезентация" (1983), и др.

При очевидной проблематичности тематизации философского наследия Левинаса (однозначно идентифицировать его с тем или иным интеллектуальным направлением невозможно по ряду причин), проблемное поле его философии может быть эксплицировано с достаточной определенностью. В центре внимания Левинаса - этическая проблематика, артикулированная посредством парадигмальной фигуры Другого. В ситуации кризиса классической метафизики в целом, и классического субъекта - в частности, самотождественность Я, понимавшаяся ранее, имплицитно или эксплицитно, как единство Я эмпирического и Я трансцендентального, не выдерживает испытания на прочность и более не может служить гарантом идентичности субъекта. Представления о трансцендентальном сознании, питавшие философию вплоть до феноменологического проекта Гуссерля, показывает Левинас, иллюзорны. Единственная, по его мысли, возможная форма трансцендентального - диалог. Таким образом, Другой для меня - единственный мыслимый гарант моего Я.

Хронология

1906 – Рождение Эммануэля Левинаса в г. Ковно (Каунас), Литва. Он изучает древнееврейский язык и Библию, но наряду с этим получает и классическое образование, в котором значительное место отводится чтению Шекспира и русских писателей - Пушкина, Гоголя, Достоевского. Во время Первой мировой войны его семья переселяется на Украину, в Харьков; там он встречает русскую революцию

1923 – Левинас отправляется во Францию, чтобы изучать философию в Страсбуре; встречается с Морисом Бланшо, который останется его другом на долгие годы.

1928-1929 – Левинас проводит учебный год в университете во Фрайбурге: слушает лекции Гуссерля, посещает семинар Хайдеггера; присутствует в Давосе на знаменитом диспуте о Канте между Хайдеггером и Кассирером.

1930 – Левинас публикует так называемую "государственную диссертацию": La Theorie de l'intuition dam la phenomenologie de Husserl. Переезжает в Париж, где слушает лекции Брунсвика, иногда посещает также лекции Кожева о Гегеле. Бывает на философских собраниях у Габриэля Марселя.

1936 – Публикация книги De l'evasion. Мысль Левинаса окрашена "предчувствием нацистского ужаса".

1939 – С 1930 г. Левинас – французский гражданин, и в начале Второй мировой войны его призывают на военную службу. В 1940 г. он попадает в плен и проводит всю войну в Германии, в концентрационном лагере для офицеров. Почти вся его семья, оставшаяся в Литве, гибнет от рук нацистов.

1947 – Публикация De l'existence a l'existant, книги, написанной большей частью в плену. Левинас читает лекции в "Философском коллеже", возглавляемом Жаном Валем, впоследствии опубликованные под заглавием Le Temps et l'autre. В то же время он изучает Талмуд под руководством исключительного учителя, Шушани, о котором часто будет впоследствии вспоминать. Левинаса назначают директором Еврейской педагогической школы восточных исследований.

1949 – Публикация En decouvrant l'existence avec Husserl et Heidegger - книги, сыгравшей важную роль для открытия этих философов во Франции.

1957 – Начинает регулярно участвовать в работе Семинара франкоязычной еврейской интеллигенции; в рамках этого Семинара каждый год дает уроки по изучению Талмуда, которые всегда очень ждут. Эти уроки найдут отражение в книгах: Quatre Lectures talmudiques (1968), Du sacre au saint. Cinq Nouvelles Lectures talmudiques (1977), Au-dela du verset (1982), A l'heure des nations (1988).

1961 – Публикация докторской диссертации Левинаса Totalite et Infini и назначение его на должность профессора в университете Пуатье.

1963 – Публикация книги Difficile liberte, сборника очерков об иудаизме, второе, дополненное издание которой выйдет в 1976 г.

1967 – Назначение на должность профессора университета в Нанте ре.

1973 – Левинас становится профессором в Сорбонне и публикует книгу Humanisme de l'autre homme.

1974 – Публикация книги Autrement qu'etre ou au-dela de l'essence, главного труда Левинаса.

1975 – Левинас публикует Noms propres - книгу, посвященную философам и писателям современности, и книгу Sur Maurice Blanchot.

1976 – Левинас уходит в отставку. Назначается почетным профессором,

1982 – Публикация De Dieu, qui vient a l'idee - книги, вобравшей различные фундаментальные статьи Левинаса, открывающие новые перспективы его мысли. Публикация книги бесед Ethique et Infini.

1984 – Публикация текста лекции, прочитанной в Швейцарии, Transcendance et Intelligibilite, сопровождаемого беседой.

1987 – Публикация нового сборника статей Hors sujet, посвященного в основном Буберу, Розенцвейгу и Мерло-Понти. Левинас продолжает чтение лекций во Франции и заграницей. Каждое субботнее утро в течение многих лет в синагоге Еврейской педагогической школы восточных исследований он выступает с библейскими чтениями, посвященными данной неделе.

1991 – Публикация книги Entre nous. Essais sur le penser-a-lautre.

 

 

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова