Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Cтэнли Спенсер

См. Евангелие в живописи.

СПЕНСЕР, СТЭНЛИ (Spencer, Stanley) (1891–1959), английский художник, представитель магического реализма, мастер религиозной и жанрово-бытовой картины.

Родился в селе Кукхэм (графство Беркшир) 30 июня 1891. Учился в лондонской Школе изящных искусств Ф.Слейда (1908–1912). Участник Первой мировой войны (на балканском фронте); в 1918 был назначен официальным военным художником (ту же должность занимал и в 1940-е годы). Фронтовые впечатления легли в основу первой его большой картины Прибытие транспорта с ранеными на перевязочный пункт (1919, Императорский военный музей, Лондон). Жил и работал преимущественно в родном селе, вдохновляясь местными мотивами. Испытал большое влияние прерафаэлитов.

Считал, что чудесное разлито всюду, прежде всего, в его родном городе Кукхэм. Воскрешение мертвых происходит прямо на кладбище у местной церкви, здесь восседает Христос, сам Спенсер подымается из могилы.

В 1925 женился на Хильде Карлайн, дочери Ширин и Юнити. Развесились в 1930.

Методист.

Стенли Спенсер. Воскрешение солдат.Сделал себе имя магико-реалистическими полотнами, совмещающими правду подчеркнуто современных бытовых деталей с мистическими видениями; охотно использовал причудливые, «маньеристически-барочные» ракурсы, феерические красочные эффекты, был виртуозом точного, академического рисунка. Часто обращался к христианской тематике (Воскрешение в Кукхэме, 1924–1926, Галерея Тейт Бритейн, Лондон; Святой Франциск с птицами, 1935, там же; цикл Воскрешение в порту Глазго, 1945–1950; цикл Христос, проповедующий на Кукхэмской регате, 1957–1959). В 1927–1932 исполнил настенные панно для Сандхемской мемориальной часовни в Бургклере (графство Гэмпшир), преобразовав (в особенности в центральной композиции – Воскрешение солдат) традиционную эсхатологическую иконографию в патетически-мрачный «окопный эпос».

Обращался к пейзажу и бытовому жанру, и здесь до предела сгущая реально-ирреальные, «житейски-сказочные» контрасты (Мусорщик, Влюбленные, 1934, Галерея Лэнг, Ньюкасл), нередко обретающие сатирический оттенок. В 1930-е годы в его жанрах и автопортретах усилилось сексуальное начало, близкое эротическому мистицизму Д.Г.Лоуренса (Любовь среди народов земли, 1935–1936, Музей Фицуильям, Кембридж; Голая баранья нога –автопортрет с женой – 1936, Галерея Тейт Бритейн, Лондон).

В 1959 был возведен в рыцарское звание. Умер Спенсер в Тэплоу (графство Бакингемшир) 14 декабря 1959.

Картина Стенли Спенсера "Воскресение - порт Глазго" имеет предысторию - включая его же картину "Кладбище в Глазго". На этом кладбище похоронены жертвы немецких бомбежек - в Глазго был судостроительные верфи, которые нещадно поливали бомбами, гибли сотни людей. Спенсер туда приехал во время войны и задумал создать колоссальное полотно - и создал! - "Гора Сион". Воскресение погибших. Еще до этого он создал четыре варианта на этот сюжет, менее масштабных.

Картина Стенли Спенсера "Воскресение - порт Глазго" имеет предысторию - включая его же картину "Кладбище в Глазго". На этом кладбище похоронены жертвы немецких бомбежек - в Глазго был судостроительные верфи, которые нещадно поливали бомбами, гибли сотни людей. Спенсер туда приехал во время войны и задумал создать колоссальное полотно - и создал! - "Гора Сион". Воскресение погибших. Еще до этого он создал четыре варианта на этот сюжет, менее масштабных.

* * *

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова