Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

О. Михал Чайковский

род. в 1934 г. вХелмже, священник Вроцлавской епархии, профессор, доктор наук, библеист, церковный консультант редакции ежемесячника «Вензь», заведующий кафедрой экуменического богословия Академии католического богословия, автор книг «Народ Завета» (1992), «Экзистенциальное прочтение Библии» (1993), «Галилейские споры Иисуса» (1997).

В 2006 г. был обвинён в том, что многие годы сотрудничал с госбезопасностью - а ведь через него шли многие церковные контакты, в том числе, с Ватиканом. Судя по нервной реакции епископата, обвинения могут быть верными.

Номер страницы после текста на ней. Ж-л "Новая Польша". №4, 2003.

.

О СТАРШИХ БРАТЬЯХ ПО ВЕРЕ

Беседа с о. Михалом Чайковским

.

— Говоря о евреях, Папа Иоанн Павел II использует определение «старшие братья по вере». И это кажется естественным, но на протяжении веков об использовании такой терминологии невозможно было и подумать. Когда же разошлись пути христианства и иудаизма?

— Пути Церкви и Синагоги начали расходиться после разрушения Иерусалима в 70 г. от Рождества Христова, когда от бесчисленного множества направлений в иудаизме осталось только фарисейство (я употребляю этот термин не в уничижительном смысле, а в описательном)—впрочем, направление это было близко Иисусу. Перед лицом национальной катастрофы фарисеи начали сплачивать ряды, чтобы сохранить религию и нацию. И осуществляли они это, в частности, отмежевываясь от тех, кто веровал иначе, т.е. прежде всего от учеников Иисуса. А с другой стороны — ученики Иисуса открывали для себя собственную специфику.

Первоначально христианство было очень сильно связано с иудаизмом, но у него уже был христологический догмат, тринитарный догмат, поэтому ничего удивительного, что пути их разошлись. Однако я считаю, что это произошло слишком рано и слишком радикально. В конце I века дело дошло до исключения евреев-христиан из еврейской религиозной общины.

— История расхождения наших путей продолжается двадцать веков. Кем стали за это время евреи для христиан и христиане для евреев?

— Евреи стали для христиан чужими. И даже проклятыми Богом — теми, кто в ослеплении и злобе не принял Мессию. Более того, их рассеяние по миру служит доказательством тяготеющего над ними проклятия Божия.

— Они были знаком кары....

— Да. Поэтому их возвращение на Святую Землю и создание государства Израиль было невыгодно тем, кто данный тезис провозглашал и поддерживал.

А евреи, которые стали учениками Иисуса, были для исповедующих иудаизм ренегатами, предателями. В период притеснений их обвиняли в том, что они перешли на сторону врага, не проявили солидарности со своим преследуемым народом.

Но не всегда приверженцы иудаизма столь негативно оценивал и христианство. Были великие еврейские богословы, например Маймонид, которые трактовали христианство как подготовку к пришествию Мессии.

— Еврей, принявший христианство, автоматически переставал быть евреем, но еврея, ставшего мусульманином, вовсе не обязательно исключали из иудейской общины.

— Это правда. Ведь мусульманин не провозглашает —подобно христианину—Боговоплощение. По сей день многие евреи особенно отрицательно относятся к тем, кто утверждает, что, отойдя от иудаизма и став христианами, они извлекли главное из своей еврейской религии или что, став христианами, по-прежнему остаются евреями — как кардинал Люстиже, архиепископ Парижский. Он утверждает, что благодаря христианству открыл для себя свой иудаизм во всей полноте. Это-то для многих евреев и неприемлемо.

— Чем, собственно, была христианская религия для евреев? Ересью, вышедшей из иудаизма и неожиданно триумфально распространившейся по всему миру, став одновременно источником смертельной опасности?

— Прежде всего, я знаю случаи, когда ортодоксальный еврей дружит с евреем, ставшим христианином, —так что эта враждебность все же скорее теоретическая, чем практическая.

Взгляды евреев на христиан менялись. Вначале— принимая во внимание то, каким плюрализмом отличался иудаизм,—христианство входило в богатый набор его разновидностей. Затем на него смотрели как на какую-то ересь, особенно когда христианство подверглось эллинизации и универсализации или когда пыталось христианизировать Ветхий Завет, а вернее—первый Завет. Но я еще раз хочу подчеркнуть, что на протяжении веков отмечалась и позитивная роль христианства. Евреи сознавали и сознают, что христианство распространило веру в Единого Бога Израиля среди языческих народов.

Новая Польша №4/2003

71 .

— Один из вечных вопросов, который христиане задают и себе, и евреям, звучит так: почему евреи не признали Мессию?

— Сначала напомним старую истину христианства, что вера — это благодать, и очень многие евреи приняли этот дар. Вся Церковь первоначально была еврейской, и благодаря евреям христианство дошло до языческих народов. Во-вторых, это теперь нам кажется, что содержащиеся в Ветхом Завете пророчества о Мессии столь очевидны и недвусмысленны, что не принять их можно только по злому умыслу.

— А разве они не очевидны?

— Нет. Хотя бы потому, что эти пророчества часто касаются самого еврейского народа или еврейских властителей, царей династии Давида, и только христианство интерпретировало их христологически. Нельзя говорить, что сначала были пророчества и из этих пророчеств мы сделали вывод, что Иисус был Мессией. Сначала христиане поверили в то, что Иисус действительно послан Богом, и только потом—в соответствии с тогдашней экзегезой, которую мы сегодня не всегда воспринимаем,—начали искать подтверждений в Библии. Впрочем, многие обетования, связанные с пришествием Мессии, еще не исполнились. Мы все вместе ожидаем их исполнения в Судный день.

— Вы где-то написали, что евреи не признали Иисуса по «вине» самого Бога.

— Да, в кавычках, ведь Он так щедро их одарил: сделал их избранным народом, одарил своей любовью, заветом,—и они вообразили, будто не нуждаются в новом Откровении. Еврейский народ—это ведь не язычники, не идолопоклонники, которым еще только предстоят поиски Бога, это народ навечно заключенного Завета с Богом истинным, Завета, который никогда не отменялся.

Откуда взялся термин «Новый Завет»? Из Книги Иеремии, который вовсе не намеревался отменять прежний завет и создавать новый. Речь шла о новом качестве, о законе Божием, укорененном в сердцах людей. Так следует понимать Новый Завет, который заключил Иисус через собственную кровь. Он не отменяет прежних заветов, хотя, разумеется, христиане не обязаны соблюдать то, что записано в тех частях Торы [Пятикнижия], которые носят чисто ритуальный характер. Зато десять заповедей для нас обязательны — это важная часть обновленного Завета.

-— Спорный момент здесь — личность Иисуса Христа. Кто такой для евреев Христос? С удивлением мы узнаём, что на протяжении веков приверженцы иудаизма не знали даже, что Иисус был евреем. Впрочем, христианам это тоже редко приходило в голову.

— Сегодня в поезде, идущем в Краков, я читал воспоминания одной еврейки, ставшей христианкой. Когда она была ребенком, кто-то подарил ей Новый Завет.

Это увидела ее мать. Она рвала страницы Евангелия в большом озлоблении. Страницу за страницей. Она сожгла их в печке, а потом сказала: «Человек, о Котором тут идет речь, преследовал нас веками, это из-за Него были созданы концлагеря».

Эта девочка, уже став взрослой, встретилась еще раз с Новым Заветом и узнала, что этот Человек, Иисус Христос, — еврей. О чем это говорит? Свои несчастья на протяжении веков евреи приписывали Иисусу, так как те, кто их преследовал, ссылались на Его имя. Поэтому в еврейской литературе Иисус практически не существовал, а когда существовал, то в негативном свете.

— Те, кто защищал евреев, тоже ссылались на Иисуса.

— Надо помнить, что не так много было таких людей, как епископ г. Шпейера, который с оружием в руках защищал их от крестоносцев. Такое случается не часто.

— Наверное, со временем отношение евреев к Христу меняется?

— Евреи говорят, что Иисус возвращается на свою родину. С тех пор, как мы начали признавать в Иисусе еврея, сами евреи начали видеть в Нем брата.

— А разве это не было очевидно с самого начала?

— Это было очевидно в самом начале, но постепенно эта очевидность стала исчезать...

В христианской догматике Иисус—не только Человек, но и Сын Божий. В проповедях подчеркивалось Его Божественное начало, поглотившее человеческую сущность. Даже если Он остался Человеком (ибо это догмат), то Его еврейское происхождение утрачивало свое значение.

Впрочем, в наше время, в период «богословия после Освенцима», когда Церковь взглянула на евреев и на Иисуса по-иному, появилось мнение, что Иисус был Человеком вселенским (об этом говорит, например, один из мирян-преподавателей моей Академии), а его еврейское происхождение—это нечто случайное, чисто историческое, что, разумеется, не соответствует христианскому догмату.

— Подвергается сомнению факт, что Новый Завет уходит корнями в Библию, то есть в традицию иудаизма?

— Есть люди, даже среди преподавателей католических учебных заведений, которые стараются приуменьшить значение еврейских корней христианства. Учение Церкви до некоторых христиан — и даже до некоторых богословов—почему-то не доходит...

— Вы сказали, что евреи все чаще признают Иисуса выдающимся представителем еврейского народа, но Его Божественную сущность они принять не могут?

72 .

— Еврей, поверивший в Иисуса Христа как Сына Божия, становится христианином, и этому мы можем только радоваться. Однако настаивать на этом мы не можем, так как в диалоге между христианами и иудеями речь идет не об обращении.

Мессианство—проблема более сложная. Ибо существуют евреи, которые, оставаясь евреями и даже раввинами, считают, что Иисус—это Мессия, у Которого «не получилось». Так что они ожидают следующего.

— В каком смысле «не получилось»?

— Вспомним о пророчествах. Они не всегда ясны, но в некоторых четко говорится, что по пришествии Мессии наступит мир, символом которого станет хотя бы замена мечей на орала, что это будет мир солидарности всех людей, мир гармонии. Еврей выглядывает в окошко и говорит: мир не изменился, значит, Мессия еще не пришел.

Вспомним ту сцену суда над Иисусом, когда Его обвинили в том, что Он богохульствовал. Тут речь шла не только о том, что Он признавал себя Сыном Божиим. Что же это за Мессия, спаситель народа, Который Сам стал узником оккупантов? Ожидания пришествия Мессии связаны тут с надеждами на изменения политического характера, переустройства этого мира.

— Существует мнение, что евреи индивидуального Мессию подменили целой нацией?

— Слишком легко мы делаем обобщения такого рода. Что же касается надежд, связанных с пришествием Мессии, то в иудаизме существу ют самые разные течения. Очень многие евреи ожидают пришествия Мессии-человека, и это— главное течение в иудаизме. Другие ожидают лишь, что наступит Царство Мессии. Третьи считают, что эти времена настали с момента возникновения государства Израиль. Хотя есть и такие евреи, которые не признают это государство, ибо считают, что только Мессия может стать его основателем. Есть и неверующие евреи, которые уже ничего не ожидают, так же, как и многие христиане уже ничего не ожидают.

Мы одухотворили пашу надежду на пришествие Мессии. А евреи подходят к этому практически: Мессия должен изменить облик этого мира.

Однако, с другой стороны, ожидание пришествия Мессии объединяет евреев и христиан. Будучи христианами, мы верим, что в лице Иисуса из Назарета пришествие Мессии уже состоялось, что Он лишь заложил основы Царства, которое еще окончательно не наступило. Наш мир—действительно еще не то, обетованное Христом Царство Божие; в этом мы согласны с евреями. Хотя со времени Его пришествия, несмотря на все наши грехи и непоследовательность, этот мир все же стал немножко лучше.

— А практические вопросы мы откладываем до второго пришествия?

— Вопреки тому, что обычно говорится, мы не ожидаем второго пришествия, не ожидаем возвращения. В Новом Завете использован греческий термин «парусия», который означает присутствие и окончательное пришествие во славе. Евреи и христиане ожидают первого окончательного пришествия Мессии, и это нас объединяет.

— На протяжении веков проповедовалось, что Церковь заняла место Израиля в истории спасения...

— До недавнего времени этот тезис был весьма распространен. Меня тоже так учили. Но сегодня этот тезис не соответствует учению Церкви. Церковь не заняла место Израиля, не заменила его. Церковь, христианство, мы все присоединились к единому народу Божию. Вместе с иудаизмом мы представляем собой расширенный Израиль, именно так, не новый Израиль, а расширенный. Отец Даниэль Руфейзен убеждал в этом Иоанна Павла II. Папа после беседы с ним принял этот термин: «расширенный Израиль». Граница между истинным Израилем Божиим и ложным проходит не между евреями и христианами, а через иудаизм и христианство.

— Что означает сегодня Израиль для христианина?

— Для христианина это знак Божией верности Завету, верности Бога данному слову. Еврейский народ — это народ-богоносец, пронесший на протяжении столетий среди языческих народов имя Бога Единого. Нам тоже нужен этот знак, ибо иногда нам угрожает идолопоклонство. Израиль для нас — вечное предостережение...

— Церковь тоже несет Слово Бога, впрочем, Того же Самого...

— И поэтому сегодня пути Израиля и Церкви все чаще сходятся...

— Если все так хорошо, то почему все так плохо, а раньше бывало очень плохо? Откуда взялся такой сильный христианский антииудаизм, а пожалуй, и антисемитизм? Откуда все это взялось?

— Антисемитизм или антииудаизм придумали вовсе не христиане. Он существовал до христианства в кругах греческой и египетской интеллигенции. Писались антиеврейские, даже антисемитские сочинения. Печально, что христиане почерпнули антиеврейские аргументы из арсенала язычников. Эти аргументы язычники относили сначала к евреям, а затем и к христианам.

Мы уже говорили о том, что в конце I века разошлись пути Церкви и Синагоги. Во II веке мы уже имеем первое христианское антиеврейское послание —«Послание Варнавы». В том же самом веке епископ Сардийский Мелитон впервые употребил в отношении Израиля термин deicidium — богоубийство. И

Новая Польша №4/2003

73 .

только II Ватиканский собор в декларации «Nostra aetate» [«В наше время»] отмежевался от обвинения в богоубийстве.

— Спустя почти две тысячи лет.

— Да. Христианство все больше подпадало под влияние греческой, эллинской культуры, отходило от своих еврейских корней. Оно начало присваивать себе всю Библию, интерпретировать ее христологически и отходить от евреев. Впрочем, евреи, защищаясь от христианства, тоже замыкались в своих общинах, и так происходило все большее взаимное отчуждение.

—Да, только становясь вселенским, переставая быть исключительно антиеврейским, христианство становилось и антииудаистским. Го есть заражалось антииудаизмом язычников, среди которых осуществляло свою миссию?

— Так это выглядело. Чем больше язычников входило в Церковь, тем больше был соблазн отмежеваться от евреев, представлять их новым христианам в черном свете. Это была борьба за души за счет народа Иисуса Христа.

— Хотим мы того или нет, но по прошествии двадцати веков дело обстоит таким образом, что крест евреи воспринимают недвусмысленно, ассоциируют с гонениями. Действительно ли христианство было в Европе главным источником антисемитизма?

— На протяжении столетий христианство действительно было главным источником антииудаизма, псевдобогословского, псевдобиблейского, который очень часто потом приводил к антисемитизму уже биологическому, расистскому. А в XIX и XX вв. возникли расистские идеологии, которые не имели ничего общего с христианством, были даже антихристианскими, но использовали антиеврейские мотивы христианства.

— Только ли религия была причиной неприязни к евреям?

— У этой неприязни была также экономическая или социальная подоплека, а религиозные мотивы служили ей оправданием. Очень часто дело заключалось в экономической конкуренции.

— Знаменитое молчание папы Пия XII, который во время войны ни разу не произнес слов «еврей» и «иудаизм», хотя евреям, особенно в Риме, помогал. Считаете ли вы, что если бы Церковь иначе вела себя во время II Мировой войны, то судьбы евреев могли бы быть иными?

— Я убежден, что если бы Церковь более громко и определенно выразила свою позицию, то судьба еврейского народа сложилась бы по-другому. Если бы немецкие епископы разъясняли в пастырских посланиях своим верующим, что совершается преступление и что они не должны в нем участвовать, то наверняка больше было бы немецких солдат, отказавшихся принимать в этом участие. В Польше уста иерархов были заткнуты оккупантом, однако если бы мы в каждом отдельном приходе напоминали, что еврей—это наш брат, то, быть может, больше было бы поляков, преодолевших страх и помогавших евреям. Это также относится к позиции Папы. Мы хорошо знаем, что действенность не менее важна, чем заявления, и Папа выбрал путь действенности. Он велел открыть двери итальянских монастырей, открыл двери Ватикана для преследуемых евреев. Он призывал епископов, например, оказывать помощь, используя дипломатические каналы, через нунциев.

— Помолчал...

— Молчал. Будучи католиком, я сожалею, что позиция не была громко заявлена. Хотя я знаю, что это могло повлечь за собой несчастья. Когда епископат Нидерландов выступил в защиту евреев, немцы арестовали всех крещеных евреев и отправили их в Освенцим, в том числе и Эдит Штейн.

— Неужели надо было дожидаться Катастрофы, чтобы Церковь назвала антисемитизм грехом?

— В прежние века Папы иногда защищали евреев, но никогда антисемитизм или антииудаизм не были названы грехом. Ключ к этой тайне содержится именно в Катастрофе. Она стала таким глубоким потрясением для христианства, для Церкви, что наконец надо было назвать любую антиеврейскую позицию грехом, ибо мы поняли, к чему ведет многовековая проповедь презрения.

—Дело дошло до того, что две религии, самые близкие, исповедующие Одного и Того же Бога, одновременно отдалились друг от друга, и более всего в смысле взаимной неприязни, предубеждений и стереотипов. Теперь начинается диалог между христианами и евреями. Зачем начинается этот диалог? Только ли из страха, чтобы не повторилась Катастрофа?

— Наверное, в основе диалога лежат и эти опасения. А христианство тоже предпринимает попытку исправить то зло, за которое мы несем ответственность. Но важнее всего позитивные мотивы: мы открываем для себя общность веры.

—Диалог предполагает, что его ведут две стороны. Часто звучит упрек в том, что христиане ведут диалог, стоя на коленях, ибо у евреев в запасе коронный аргумент, то есть Катастрофа.

— Не может быть диалога без признания собственной вины. Многие евреи протестуют против того, чтобы превращать Катастрофу, Шоах, в какую-то новую еврейскую религию, а такие попытки уже есть. С богословской точки зрения, по мнению Папы, Катастрофа стала ударом по спасительному Промыслу Бо-

74 .

жию. Это был удар не только по евреям, но и по Богу, желание бросить на костер и сжечь избранный народ, которому Бог был верен, отнять у Бога Его любимца.

— А для евреев это тоже богословский диалог?

—Для евреев это диалог чаще всего практический. Просто в этом диалоге им важно, чтобы Церковь пересмотрела преподавание Закона Божия, чтобы прекратилась проповедь презрения, чтобы не было антисемитских инцидентов и т.п.

— Чтобы слова «Кровь Его на нас и детях наших» не использовались для оправдания преступлений?

—Да. Естественно, христианству важнее затрагивать богословские вопросы, ибо корни его еврейские и без иудаизма ему не обойтись. А иудаизм — религия автономная, ей в принципе христианство не нужно. Поэтому многие евреи задают вопрос: к чему диалог? Решим некоторые практические спорные вопросы и оставим друг друга в покое. Тем более для меня удивительно, что есть еврейские богословы, которые, несмотря на сопротивление в собственной среде, несмотря на все, что происходило в прошлом, все же ведут с нами богословский диалог, и оказывается, что есть о чем говорить, есть о чем писать.

В этом году был опубликован ватиканский документ «Мы помним. Размышления о Шоах». Документ этот и богословский, и практический. В польском контексте его значение заключается и в том, что появился он в тот момент, когда в Польше началась нехристианская война из-за креста [установленного в Освенциме].

В этом документе нас призывают пересмотреть свои взгляды, признать вину христиан и понять, что значит для евреев Освенцим... В документе этом есть фраза о том, что нет будущего без памяти о прошлом, и гораздо короче смысл этого отражают два латинских слова: memoria futuri—память о будущем. Нам следует обращаться к прошлому, брать на себя ответственность за него, но не для того, чтобы замыкаться на том, что было, или погружаться в ощущение греха, а для очищения.

— Мы знаем, что побудило нас начать этот диалог, но можем ли мы представить себе, какова его цель? Что же мы, так и будем вести диалог до конца света?

—Диалог вообще свойствен человеческой природе. Причем не как нечто преходящее, что в определенный момент должно закончиться. А этот диалог, вероятно, будет продолжаться до конца света. Лишь бы он привел к взаимному признанию и сосуществованию в ожидании пришествия Царства Божия.

— Но не смягчаем ли мы тут спор? Когда исполнятся времена по Писанию? Когда евреи обратятся?

— Оставим Господу решать, что будет в конце. Сначала нам самим надо стать обращенными. Когда речь идет об этом тексте апостола Павла, возможны разные его толкования. Но важны в нем — и для нас вполне достаточны—слова: «весь Израиль будет спасен».

— Во всяком случае, в конце приидет Мессия. Вот тогда и начнется настоящий спор и мы, евреи и христиане, забросаем Его вопросами: приходишь Ты впервые или во второй раз? Что Он нам ответит? «No comments?»

— Это хорошо для анекдотов. Но не так хорошо для богословия. На самом деле впереди у нас, по свидетельству апостола Павла, великая тайна. Давайте не будем пытаться заглянуть в карты Господа. Священное Писание не дает тут однозначного ответа. Я только надеюсь, что прежде, чем все мы встретимся в долине Иосафата, нам удастся преодолеть все наши недоразумения и всё, что нас разделяет. А то, как это произойдет, давайте оставим Ему.

Март 1998, кафе «Аустерия», Краков

Беседу вели Катажина Яновская

и Петр Мухарский

Из книги „Rozmowy na koniec wieku "

(Беседы к концу века)

.

 

Новая Польша №4/2003

75


Ксендз Михал Чайковский

ГРЕХ АНТИСЕМИТИЗМА

Из сборника "Народ Завета", Варшава, 1992

Я не буду давать в этой статье точного определения сущности понятия "антисемитизм". Данный термин прежде всего неточен. Он не относится ко всем семитам, а только к евреям. Хотя он и включает в себя широкий спектр понятий, обычно под ним разумеют антииудаизм и - реже - юдофобию. Некоторые отличают религиозный и экономический антииудаизм от антисемитизма, принимаемого за одну из форм расизма.

История антисемитизма

С облегчением можем сказать: корни антисемитизма находятся в дохристианском мире. Антисемитизм - явление языческое, причем в двойном значении этого слова. Во-первых, он полностью противоречит основам христианского вероучения, чужд и враждебен им. Во-вторых, генетически и исторически он также связан только с язычеством. Антисемитизм возник и развился в мире античного язычества, особенно в таком его центре, как Александрия, где-то около II в. до Рождества Христова. Первоначальными его распространителями были египетские литераторы этого периода, обвинявшие евреев в различных злонамеренных делах. Мотивы обвинений были и религиозные, и экономические, и политические. В 38 г. до Рождества Христова в Александрии дошло и до еврейского погрома. Выступления против евреев в I в. до Рождества Христова - и в I в. после Рождества Христова вспыхивали также и на острове Родос, в Риме, Сирии и Палестине - в местах, связанных с зарождением христианства, с начальным этапом его истории. Для образованного язычника тех времен не было никакой разницы между евреями и христианами. Даже когда их начали различать, против христиан стали выдвигать точно такие же обвинения, как и против евреев. Христианскую церковь, христиан обвиняли в ненависти ко всему роду человеческому, в совершении отвратительных ритуалов. Христиане, утверждали их противники, предаются всяческому разврату и кровосмесительству, почитают голову осла, практикуют ритуальные убийства. Именно в этом язычники ранее обвиняли евреев В связи с распространением христианства, некоторые античные авторы начинают проявлять симпатию к евреям. Власти Римской империи предпринимают преследования христиан, оставляя в покое иудеев, и даже освобождают их от обязательного принесения жертв языческим богам и смотрят сквозь пальцы на их религиозный культ. Образуется странный антихристианский союз - язычества Рима и верного Единому Богу иудаизма. Нарождается и еще более абсурдный, судьбоносный и мрачнейший по своим последствиям парадокс. Молодая христианская церковь, ведущая свое происхождение от еврейской синагоги и постоянно для своей легитимации в ней нуждающаяся, начинает инкриминировать евреям те самые "вины", на основании которых некогда языческие власти преследовали христиан. Конфликт этот существовал уже в I веке после Рождества Христова, о чем есть свидетельства в Новом Завете. Евангелие, если его читать, руководствуясь духом учения Христа, используя достижения школ библейской критики, отнюдь не является антиеврейским. Только отход от подлинно христианского разумения новозаветных текстов, от вероучительных концепций, содержащихся в посланиях Апостола Павла, мог привести к антииудаистской интерпретации Нового Завета. Эта интерпретация является и антихристианской и антинаучной. Следует отметить, что уже в I веке после Рождества Христова, одновременно возникает и враждебное отношение евреев к христианам, особенно среди их религиозной и политической элиты. Из Иерусалима изгоняют обращенных в христианство евреев, в том числе Святого Апостола Петра; казнят как еретиков: первомученика Стефана, обоих Иаковов и Варнаву. Апостол Павел обязан своим соплеменникам бичеванием. Аресты христиан, угрозы смертью, доносы на них римским властям - свидетельство этой вражды. Даже нероновское гонение на христиан было инспирировано евреями. С другой стороны, известна симпатия к ученикам Христа фарисея Гамалиила и равви Елиезера. Евреи укрывали спасающихся от преследований христиан в синагогах, хоронили тела христианских мучеников на своих кладбищах. Этапными в разделении христиан и евреев являются две даты. Прежде всего это 66 - 70-е годы после Рождества Христова, годы Иудейской войны, закончившейся разрушением Иерусалима римлянами. Для евреев христиане, покинувшие святой город перед его осадой римскими войсками, стали не только религиозными отступниками, но и изменниками своего народа. Христиане же увидели в разрушении Иерусалимского Храма исполнение слов Иисуса (Лк. 13: 34-35 и Мф. 23: 37-39) и указание на то, что отныне именно он и стали избранным народом. Следующий важный этап - это совершившийся около 80 года акт внесения Синедрионом в Явне в текст известной еврейской молитвы "Восемнадцать благословений" дополнения - проклятия (анафема) христиан ("Миним"). Христиане в силу этого были окончательно отлучены от Синагоги. Однако многие христиане, особенно еврейского происхождения, продолжали верить: еврейский народ признает Иисуса Христа Мессией. Сильный удар этим надеждам нанесло признание около 132 года многими влиятельными еврейскими деятелями руководителя последнего национально-освободительного антиримского восстания Бар Кохбы - Мессией. Но не это событие, разумеется, стало причиной все нарастающего, начиная со II века, христианского антииудаизма (особенно в этом отношении характерны: Послания Варнавы, Мелитона Сардского, а позднее некоторые места из творений Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского...). Спецификой христианского антииудаизма - прямого наследия языческого антисемитизма - стало повторяющееся с самого начала его существования обвинение евреев в Богоубийстве. Назывались и другие их "вины" - упорное и злонамеренное отвержение ими Христа и Его учения, образ и стиль жизни, вызывающий тревогу и беспокойство Церкви, профанация Святого Причастия, отравление колодцев, ритуальные убийства, создание прямой угрозы для духовной и физической жизни христиан. Поэтому евреи, как народ, проклятый и наказанный Богом, свидетели, помимо своей воли, истины христианства, должны быть обречены на "унижающий их образ жизни" (бл. Августин), на "суровое милосердие" (Мартин Лютер). Начиная от враждебного по отношению к евреям эдикта императора Константина (313 г.) влияние Церкви в мире все более возрастало. Все более возрастало и "обучение презрению" к евреям. В свою очередь, это приводило к их социальной дискриминации, к кровавым преследованиям, к еврейским погромам, совершавшимся христианами с благословения Церкви, в том числе погромам, инспирировавшимся непосредственно Церковью. В 1096 г. начался первый крестовый поход. Целью его было освобождение от "неверных" Святой Земли, Гроба Господня. Начался же он с уничтожения крестоносцами ряда еврейских общин Европы. Немалую роль в предыстории этой резни сыграла антиеврейская пропаганда погромщиков-крестоносцев. IV Латеранский собор (1215 г.) потребовал от евреев носить на одежде специальные опознавательные знаки или ходить в особых головных уборах. Собор не был в своем решении оригинальным. В странах ислама власти предписывали и христианам и евреям исполнять точно такие же унизительные установления. В XVI веке сперва в Италии (папа Павел IV), затем и во всех странах Европы были созданы обязательные для поселения евреев резервации - гетто. Гетто, в котором жили исключительно евреи, отделяло их от остального населения. Свирепствовал в эту эпоху и клерикальный антииудаизм. Отражался он прежде всего в церковных проповедях. Большая вина за это лежит на доминиканском и францисканском монашеских орденах. Еще более мрачной страницей в истории католической церкви была инквизиция. Она преследовала не только "еретиков" христиан. Репрессиям подвергались и обращенные (насильно) в христианство евреи, христиане, возвращающиеся (нелегально) к иудаизму, и еврейские миссионеры. Весьма далекими от духа проходящих ныне были тогдашние так называемые христианско-еврейские "диспуты". Участие в них было принудительным. Заканчивались же они или принудительным крещением, или кровавыми расправами (убиты были тысячи евреев), конфискацией имущества, изгнанием, сожжением святых книг, полным уничтожением целых еврейских общин. В Испании, перепуганной тем, что многие знатные дворянские фамилии породнились с евреями, принявшими христианство, были введены чисто расистские законы "о чистоте крови". К счастью, нашлись христиане, со всей решительностью выступавшие против этих попирающих христианское вероучение порядков. Среди них были святой Игнатий Лойола (1491-1556) - основатель ордена иезуитов и Святая Тереза де Авила. Святая Тереза деАвила (1515- 1582) была подобно благословенной сестре Терезе Бенедикте (Эдите Штейн) - (1891-1942) и еврейкой, и монахиней-кармелиткой (с той разницей, что Терезе удалось живой вырваться из рук "святой инквизиции", а Эдита погибла в гитлеровском лагере смерти Освенциме). Церковь и светские власти в эпоху средневековья, постоянно и активно преследуя евреев, действовали как союзники в тесном единстве. Правда, некоторые папы и епископы защищали, чаще безрезультатно, евреев. Религиозные преследования евреев имели и свои трагические социальные и экономические последствия. Даже "обыкновенное", "бытовое" презрение, религиозно мотивированное, приводило к их дискриминации в общественной и хозяйственной сферах. Евреям запрещалось: вступать в гильдии, заниматься рядом профессий, занимать ряд должностей, сельское хозяйство для них было запретной зоной. Они облагались специальными высокими налогами и сборами. При всем при этом евреи неустанно обвинялись во враждебности к тому или другому народу, подрыве общественного порядка. Евреи представлялись одновременно и силой консервативной, опорой капитализма, и стремящейся к власти атеистической революционной мафией. В эпоху Просвещения даже реформаторы, боровшиеся за равноправие евреев, за ликвидацию гетто, отнюдь не были свободны от антисемитизма. Их антисемитизм как бы секуляризировал основные положения антисемитизма христианского. Вместо обращения в христианство они требовали от евреев ассимиляции, освобождения от предрассудков и вхождения в господствовавшую тогда "просвещенческую культуру". Впрочем, некоторые "просветители", подобно Вольтеру, видели в евреях очень опасную угрозу для прогресса европейской культуры и прямо утверждали, что природная глупость евреев делает для них невозможной интеграцию в нормальное общество. Другие, как Дидро, приходили к антисемитизму через свое антихристианство. Борясь с христианством, они указывали на его еврейские корни, благодаря которым, по их мнению, оно и стало таким, каким оно стало, то есть вредоносным И в XIX веке положение не изменилось. Различные течения европейской общественно-политической мысли были единодушны в своих нападках на евреев. Французским ультраконсерваторам (среди них было много представителей духовенства) эмансипация евреев представлялась символом всего зла, принесенного либерализмом нового времени. Для немецких националистов неарийское, семитское происхождение евреев был угрозой для дела объединения Германии. Радикальные секуляризаторы и атеисты не могли простить евреям их участия в возникновении христианства. Конечно же, и католические и протестантские проповедники единодушно, "экуменически", как и прежде, продолжали сеять ненависть и презрение к евреям. Европа, разделенная религиозно, социально, политически и идеологически, в одном была едина: в страхе перед евреями. Перед их непохожестью? Перед их "коварством"? А может быть, перед Единым Богом, свидетелями Которого евреи были тысячи лет, находясь в эпицентре преследований со стороны и язычников, и христиан, и прогрессистов? Страх же, который стараются скрыть, превращается в ненависть. Расистский антисемитизм немецкого нацизма, как видим, имел своих идеологических предшественников в XVIII и XIX вв. Естественно, старые антиеврейские предубеждения и стереотипы сыграли свою зловещую роль - и Гитлер охотно к ним обращался. Результат известен - почти 6 миллионов этих "недочеловеков" ("насекомых") поглотила Катастрофа (Шоа) - 1939-1945 гг. Катастрофа (Холокост, Шоа) вызвала спасительное потрясение в церкви и в мире. Очевидно, не во всех членах церкви и не всюду в мире. Всем известно, как изменилось официальное отношение Церкви к евреям и иудаизму, начиная с периода понтификата Иоанна XXIII и до правления Иоанна Павла II, прежде всего благодаря решениям Второго Ватиканского собора 1962-1965 гг. ("Декларация об отношении церкви к нехристианским религиям"). Но еще задолго, до этого декрета в энциклике Пия XI ("Mit brennender Sorge", 1937) и в опубликованном еще ранее, в 1928 году, Ватиканом документе содержалось осуждение антисемитизма. Против него выступили также такие известные христианские теологи и философы, как Жак Маритен (1882-1973) и Карл Барт (1886- 1968) и др. Известно также неприятие антисемитизма другими христианскими конфессиями, Всемирным Советом церквей. Христианство, наконец, отреклось от самой древней ереси, какой является антисемитизм. Тот самый "христианский" антисемитизм, долгие века называвший религию евреев "праересью". Но, увы, это совершилось, как я уже сказал, не всюду в церкви и не всюду в мире. Для многих уничтожения евреев в странах Европы в 1939-1945 гг. как бы и не было, возникают новые формы антисемитизма в различных постхристианских субкультурах ("рок-антисемитизм"), в левых и правых (не только неонацистских) политических кругах, в новых движениях. Коммунистическая Польша пережила свой антисемитский март 1968 г. "Великий" же Советский Союз успешно продолжал антисемитские традиции царизма. Сфабрикованная некогда в грязных политических целях царской охранкой фальшивка "Протоколы сионских "мудрецов" ныне излюбленное чтение некоторых польских католических прихожан в 1990-1991) гг. Странен этот мир! Тем же прихожанам и их вдохновителям и духовным отцам, выступающим с амвона и подписывающим антисемитские брошюрки, нисколько не мешает отсутствие логики в изображении евреев одновременно архикапиталистами и архикоммунистами. Но есть факты и более зловещие. Это послевоенные еврейские погромы в нашей стране. Это и антисемитские аргументы в политической борьбе освобождающейся от коммунизма, а ныне уже свободной Польши, очень католической и мало христианской (например, в предвыборных кампаниях). И не стоит радоваться, что у нас не громят синагог и не оскверняют еврейских кладбищ, как в других странах. Мне приходится постоянно слышать: дескать, я преувеличиваю, никакого антисемитизма в Польше нет, есть только какие-то его жалкие остатки. Некоторые даже считают, что и вообще-то у нас никогда никакого антисемитизма не было. Согласен, Польша была "paradidsus Judaeorum" ("раем для евреев"), пока эндеки (национальные демократы, "народовцы") не решили построить "национальную Польшу". Неужели снова пришло их время? Неужели свобода должна здесь сочетаться с ксенофобией и антисемитизмом? Почему в свободной Польше родители столь немногочисленных в этой стране еврейских детей живут в страхе? Почему они так боятся за своих детей? Пятилетний Давид увидел намалеванную кем-то на варшавской синагоге звезду Давида, повешенную на виселице: "Мама, значит, нас будут вешать?" Можно сказать, что ничего не случилось - это ведь только глупые рисунки. "Если ребенок боится, значит, уже случилось!" - сказала мать Габриеля и Даниеля. Она предупреждает старшего сына, чтобы он не говорил в лифте о том, что у них в доме празднуется суббота. А ведь для мальчика суббота - это такое важное и радостное событие, и ему так хотелось бы поделиться радостью с другими! "А что будет с ним, когда он пойдет в школу?" - с тревогой спрашивает она меня. Ведь кто не посещает уроки религии (христианской), для остальных детей - еврей и коммунист. Что же случится, если настоящий "еврейчик" появится в школе? Это еще не факты, скажут мне. Справедливо. Но это климат. А фактом является то, что люди принимают все это как нечто нормальное, что в нашей стране поляки-некатолики (и тем более польские граждане непольской национальности) чувствуют себя чужими, подвергаются насмешкам и даже угрозам. Старая еврейка, с незапамятных времен полонизированная, да попросту настоящая полька, хочет уехать из Польши. Пока ненависть к евреям была "идущей сверху", официальной, организуемой коммунистической властью, и Польша была для нее родным домом. Но в свободной Польше она стала ощущать со дня на день все более и более усиливающуюся враждебность к себе - враждебность спонтанную, "народную", бескорыстную. "Только куда же я поеду?" - спрашивает она у меня. А мать Габриеля и Даниеля сказала мне, что родители-евреи в Польше верили - им ужо не потребуется приготовлять своих детей к проявлениям расизма, объяснять им сущность антисемитизма. Однако это стало необходимым... Полька, торгующая на базаре, находящемся рядом с костелом, усердно ею посещаемым, и проклинающая евреев, не распознав в своей покупательнице еврейку, тоже имеет ребенка. Сможет ли она понять чувства этой еврейки и ее ребенка?

Причина и сущность антисемитизма

Откуда же взялся антисемитизм? В чем причина и смысл его существования? Не только в современной Польше, где он угрожает не одним настоящим евреям, но и еще более людям, подозреваемым в еврействе. Угрожает он и евреям, полностью полонизированным, часто христианам по вероисповеданию, и полякам, не имеющим ни одной капли еврейской крови, - политическим и иным деятелям, играющим важную роль в жизни страны, личностям, в том числе даже епископам и ксендзам, к которым определенные круги враждебно относятся. Почему слово "еврей" до сих пор звучит как оскорбление? По какой причине, еще начиная с эпохи античности и до времён коричневых и красных диктатур, евреев преследовали язычники, христиане, мусульмане и атеисты? Причина антисемитизма находится в самих евреях. Точнее, в том, что веками изолировало их от других народов и культур. Изоляция эта имеет корень в осознании евреями своего избрания Богом, в их служении Закону, в их культе Единого Бога. Именно из этого самосознания и религиозной ментальности родилась не только еврейская религиозная исключительность, но и те социальные и психологические отличия еврейства от других народов вызывавшие к нему неприязненное отношение неевреев. Итак, главнейшая, основная и глубочайшая причина антисемитизма - религиозная. Можно прямо сказать: причина антисемитизма находится в самом Боге - в отношении к Богу, к призванию и избранию Им еврейского народа. Но монотеизм - это только потенциальная причина ненависти к евреям. Если бы не было нашей негативной или враждебной языческой реакции на него, не возник бы и антисемитизм. Несомненно и то, что современный расистский антисемитизм также имеет религиозные корни. Он является чисто языческим и сатанинским, не только антиеврейским, но и антихристианским. Слова и дела Гитлера лучше всего доказывают это Свет на подлинную сущность его антисемитизма бросает борьба "фюрера" с христианскими церквами, сочувствие идеям Розенберга о возвращении немцев к языческой религии германцев. Гитлер считал евреев народом, представляющим и символизирующим требования Закона, установленного Богом. Народом Десяти Заповедей, полностью противоречащих проповедуемому им радикальному аморализму, обожествлению государства и немецкой нации. Его решение об уничтожении всех евреев знаменовало убийство совести. Ведь в своей беседе с Раушнингом Гитлер прямо заявил, что "совесть - это изобретение евреев". Поэтому нацистский антисемитизм является отрицанием совести, борьбой против законов морали. Говоря же языком религиозных понятий, суть его в борьбе против самого Бога. В чем же заключается причина христианского антисемитизма? Находится ли она в религиозной сфере? Крестная смерть Иисуса Христа и некоторые тексты Нового Завета, вероятно, оказывали влияние на антисемитские настроения многих христиан. Но можно ли говорить об антирелигиозном его характере, подобном расистскому антисемитизму? Многие авторитеты, занимавшиеся изучением этой проблемы, отвечают на данный вопрос утвердительно. Стоящие на совершенно различных позициях, католический философ Жак Маритен и основатель психоанализа Зигмунд Фрейд одинаково определяют источник ненависти христиан к евреям. По их мнению, он коренится в неосознанной ненависти к Христу, в бунте против "христианского ярма". Для этих людей "иго Христа" отнюдь не благо и "бремя его" совсем не легко. Следовательно, христианский антисемитизм не что иное, как христофобия. Не могущий открыто выразить свою ненависть к христианству, христианский антисемит неосознанно для себя переносит ее на евреев, родных по крови Основателю христианства. Он обвиняет евреев в том, что они убили Христа. На самом же деле ему хотелось бы осудить их за то, что Он вышел из их среды, что именно они дали Его миру. И это роднит антисемитизм христиан с антисемитизмом нацистским. Добавим вслед за знатоками этой темы еще одно интересное наблюдение. "Наилучшими кандидатами" в антисемиты бывают христиане-ригористы, суровые, непреклонные, торкмевадовского склада - эдакие суперхристиане. Часто христиане бывают заражены манихейской ментальностью. Они ищут причины тотального зла в окружающем мире и персонифицируют его в евреях. Христиане же пуританского склада стремятся избавиться, отделиться от всего нечистого и находят козлов отпущения в евреях. И еще одна деталь, говорящая о родстве христианских и нацистских антисемитов. Многие из нацистов - Гиммлер, Геббельс, Гесс - воспитывались в сугубо католических семьях, чрезвычайно набожных. Конечно, преступники эти перестали быть католиками и вообще христианами. Это несомненно! Но и антисемиты тоже перестают быть христианами, несмотря на свою часто весьма интенсивную религиозную жизнь в церкви. Таким образом, когда мы в поисках корней антисемитизма спускаемся в глубины душ человеческих, мы находим там некий феномен - единый, монолитный и всегда антирелигиозный. Неважно, будет ли это языческий, христианский, расистский, античный, средневековый, немецкий или польский антисемитизм. Он антирелигиозен, ибо в субъективном аспекте основывается на непризнании евреев народом, избранным Богом. В объективном же смысле он есть проекция подсознательного отрицания христианской морали и самого понятия совести. На этих двух фундаментах построены все бесчисленные и многообразнейшие теологические, экономические и биологические обоснования антисемитизма, столетия оправдывавшие и оправдывающие мысли, слова и дела антисемитов. Этим я не хочу сказать, что евреи никогда не давали никаких поводов, способствовавших деятельности антисемитов. Можно назвать, например, их активное участие в коммунистическом движении, в преступлениях тоталитарной власти против польского народа. Правда, это были евреи, совершенно оторвавшиеся от своего народа и его религии. Способствуют взрывам юдофобии и различные социально-экономические и общественно-политические кризисные ситуации. Но все эти и иные ситуации, вины, ошибки и поводы не имеют отношения к глубинным корням антисемитизма.

Осуждение антисемитизма католической церковью

Мы уже рассмотрели исторический путь антисемитизма и попытались найти его истоки. Подведем же итоги, дав общую оценку антисемитизму. Отчасти это уже сделано выше. Можно добавить еще, что антисемитизм - это предательство христианской веры, поражение христианской надежды, смерть христианской любви. Он является грехом и грехом смертным. Это атака и против Иисуса - еврея, Сына Божия, Спасителя человечества. Его страдания стали страданиями Его народа, а страдания Его народа - Его страданиями. Это сильные, суровые слова. И слишком слабые и спонтанные.

Заключительная часть статьи, по замыслу автора, должна была состоять только из цитат, разъясняющих суть дела. Отношение же автора к антисемитизму ясно выражено уже в названии статьи словом "грех". Согласно ли оно с официальными высказываниями католической церкви? Приведем их:

· "...Церковь, осуждающая все гонения на каких бы то ни было людей, памятуя общее с иудеями наследие и движимая не политическими соображениями, но духовной любовью по Евангелию, сожалеет о ненависти, о гонениях и всех проявлениях антисемитизма, которые когда бы то ни было и кем бы то ни было были направлены против Иудеев" (Второй Ватиканский собор 1962-1965 гг.: "Декларация об отношении церкви к нехристианским религиям", § 4).

· "Духовные связи и исторические взаимоотношения, связывающие церковь с иудаизмом, делают само собой разумеющимся полное неприятие антисемитизма, как противоречащего духу христианства. Антисемитизм и дискриминация в любых формах несовместимы с достоинством человеческой личности, и этого уже достаточно, чтобы их решительно отвергнуть" (Комиссия Апостольской Столицы по вопросам религиозных взаимоотношений с иудаизмом: "Указания и соображения церкви к нехристианским религиям", § 4).

· "Неотложный характер и важное значение церковных наставлений об отношении к иудаизму, обращенных к нашим верующим как и то, что они должны быть точными, объективными и обстоятельными, связаны с опасностью антисемитизма, вспышки которого возникают все вновь и вновь в разных районах и в различных формах. Речь идет не только об искоренении из ментальности верующих остатков антисемитизма, еще довольно часто встречающихся. Важно, чтобы, усваивая эти церковные наставления, верующие глубже познали особенную связь, роднящую нас с евреями и иудаизмом, воспитывались бы в любви и уважении к ним" (Комиссия Апостольской Столицы по вопросам религиозных взаимоотношений с иудаизмом: "Евреи и иудаизм в проповеди Слова Божьего и Катехизации католической церкви").

· "Из систематически возникающих проявлений расовых предрассудков здесь следует отметить антисемитизм. Кошмары Холокоста (1939-1945гг.) высветили его как наиболее трагический образ расистской идеологии XX века, увы, не побежденной еще до конца и существующей и в наши дни. Преступления прошлого ничему не научили некоторых людей. По-прежнему существуют организации, которые через свои ответвления в различных странах, пользуясь целой сетью издательств и изданий, распространяют и поддерживают расистский антисемитский миф. Радикализм этих групп выражается во все множащихся в последнее время актах терроризма, направленных против евреев и символов иудаизма. Антисионизм, являющийся феноменом иного рода, имеющий в основе своей протест против государства Израиль и его политики, часто служит ширмой для антисемитизма, питается антисемитскими идеями, приводит к антисемитизму" (Папская комиссия "Справедливость и мир". Заключение: "Отношение церкви к расизму").

· "Антисемитизм - это грех против Бога и человечества. Невозможно быть христианином, будучи антисемитом. Христианство и антисемитизм несовместимы" (Международный Католическо-еврейский комитет связи: "Декларация Пражской конференции").

· "Антисемитизм, который, увы, все еще является во многих странах мира проблемой, был многократно заклеймен католической церковью как идеология, несовместимая с учением Христа и необходимым уважением к человеческому достоинству мужчин и женщин, сотворенных по образу и подобию Божьему. Еще раз хотел бы выразить позицию католической церкви, решительно не приемлющей любые формы притеснений и преследований, всякую дискриминацию людей" (Иоанн Павел II: "Выступление перед представителями Американского еврейского комитета").

· "Нет никаких мотивированных теологических оснований, оправдывающих дискриминацию или преследования евреев. По самой сути своей эти явления должны считаться грехом" (Иоанн Павел II: "Выступление перед представителями еврейской общины во время апостольской поездки в Австралию").

· "Мы, будучи до конца верными призванию, заповеданному нам Богом мира и справедливости и вместе с нами всем народам Европы, вновь повторяем вместе с вами решительное осуждение всякого антисемитизма и расизма, как противоречащих основам христианства. И в культурах, в которых они (антисемиты и другие расисты) стремятся найти основание своих взглядов, также нет никакого оправдания их концепций. По этим же причинам мы должны искоренить доставшиеся нам от прошлого религиозные предрассудки, инспирированные антиеврейскими стереотипами, несовместимые с достоинством человеческой личности" (Иоанн Павел II: "Выступление перед представителями еврейской общины во время апостольской поездки во Францию").

· "Антисемитизм и все другие разновидности расизма суть "грех против Бога и человечества" и вместе с ними должен быть отвергнут и осужден" (Иоанн Павел II: "Выступление перед членами Британского Совета христиан и евреев)".

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова