Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Мануил Лемешевский

РУССКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ИЕРАРХИ ПЕРИОДА С 1893 ПО 1965 ГОДЫ (ВКЛЮЧИТЕЛЬНО)

К оглавлению

АГАПИТ, архиепископ Екатеринославский и Мариупольский

(ВИШНЕВСКИЙ Антоний). Родился 16.VII.1867 в Волынской губернии в семье диакона.

В 1888 году окончил Волынскую Духовную Семинарию и в 1896 году Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.

По окончании семинарии был псаломщиком в Свято-Троицкой церкви села Дидкович, Овручского уезда, где состоял и учителем церковно-приходской школы.

В 1889 году был рукоположен во священника.

В 1892 году овдовел.

В 1895 году в августе на четвертом курсе Киевской Духовной Академии в Киево_печерской Лавре был пострижен в монашество.

В 1896 году - инспектор Полтавской Духовной Семинарии.

В 1898 году - ректор Екатеринославской Духовной Семинарии в сане архимандрита, затем состоял председателем Кирилло-Мефодиева братства и братства св. Владимира при семинарии, членом Комитета по заведыванию Екатеринославской городской публичной библиотекой, председателем епархиального миссионерского комитета и училищного совета, членом Православного Палестинского общества и друг.

7.IV.1902 хиротонисан в С.-Петербурге в Исаакиевском соборе во епископа Уманского, викария Киевской епархии.

С 3/I.1903 был настоятелем Киево-Михайловского Златоверхого монастыря, а затем назначен епископом Чигиринским I викарием Киевской епархии.

С 17.IX.1908 - епископ Владикавказский и Моздокский.

С 4.X.1911 - епископ Екатеринославский и Мариупольский.

1911-1918 - участник Сообора в Москве.

В этом же году ко дню Св. Пасхи возведен в сан архиепископа.

Был членом т. н. Деникинского собора в г. Ростове.

За то, что он встречал в Киеве Петлюру, был запрещен в священнослужении.

Скончался в 1924 году в Екатеринославе.

Он любил деньги, был прилежный правитель епархии, но не очень умен. Любил служить, но не умел говорить. Фанатик-украинец.

Труды:
Речь при наречении его во епископа. "Приб. к Церк. Вед.", 1902 г., №15-16, стр. 551-552.
Речь, сказанная пред погребением Высокопреосвящ. митрополита Феогноста 28 янв. 1903 года. Труды К.Д.А. 1903 г., март, стр. 351.

Литература:
"Церк. Вед." 1902 г., №13, стр. 65.
"Церк. Вед." 1908 г., №39, стр. 298.
"Церк. Вед." 1911 г., №42, стр. 327.
"Церк. Вед." 1918 г., №17-18, стр. 104.
"Церк. Вед." 1918 г., №19-20, стр. 114.
"Приб. к "ЦВ" 1902 г., №15-16, стр. 551-552.
"Церк. Вест." 1895 г., №38, стр. 1209-1210.
"Изв. Каз. еп." 1912 г., №41, стр. 1246.
"Изв. Каз. еп." 1913 г., №1, стр. 22.
"Церк. Вест." 1908 г., №31, стр. 957.
"Церк. Вест." 1908 г., №40, стр. 1253.
Булгаков, стр 1395, 1400, 1403
БЭС т. I, стб. 48, 519, 852
БЭЛ т. X, стб 621, 622.
"Мисс. Календарь" 1907 г., стр. 127
В.Г.(линский), стр. 10, 22
М.В.Родзянко, "Крушение империи", Изд. "Прибой". 1927 г., стр. 66, 80, 81, 82
ФАМ II, №4, стр. 5.
"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии" на 1917 г., стр. 192-193.
Заметки и дополнения Е.М. №7.
Исправления и дополнения А.А.

*

Днепропетровские епархиальные ведомости. № 1 1998г. стр.5-21
(информация предоставлена Николаем МИЦЫКОМ):

Архиепископ Екатеринославский и Мариупольский (4.11.1911 г. - 2.01.1919 г.).

7 апреля 1902 г. Архимандрит Агапит был рукоположен во епископа Уманского, Викария Киевской епархии. С 3 января 1908 года он был назначен Епископом Владикавказским и Моздокским. С 4 октября 1911 года Епископ Агапит был назначен Екатеринославским и Мариупольским. 25 апреля 1918 года он получил сан Архиепископа. На Екатеринославской кафедре он состоял до 2 января 1919 года.

Со 2 января 1919 года Архиепископ Агапит уклонился в раскол.

Декретом Украинской Народной Республики в январе 1919 года Православная Церковь в Украине была объявлена автокефальной. Был создан так называемый "Священный синод Украинской автокефальной церкви". Архиепископ Агапит возглавил это самочинное сборище, за что был запрещён в священнослужении. Когда в августе 1919 г. в Киев возвратился после ареста Митрополит Киевский и Галицкий Антоний (ХРАПОВИЦКИЙ), он запретил деятельность и предал церковному суду членов Всеукраинского Священного Синода: архиепископа Агапита, протоиерея Василия ЛИПКОВСКОГО и других членов Церковной Рады (Апост.34. Двукр.14) (Из Православного Вестника, Киев, 1991г., Март. стр.38).

Можно думать, что Архиепископ Агапит принёс покаяние, так как одно время он был Настоятелем Свято-Георгиевского монастыря в Крыму. Однако, в обстановке травли и преследования со стороны живоцерковников и властей было опубликовано 12 сентября 1922 года его письмо в епархиальный комитет т.н. "Живой церкви" с просьбой принять его в ряды живоцерковников. Через месяц, в ноябре 1922 года он был арестован ГПУ.

Имеются сведения о том, что он умер в тюрьме от тифа в 1926году. (Православный Вестник. Киев. 1991год. № 3. Страница 45).

Суждение о причастности Архиепископа Агапита к обновленческому расколу не может быть однозначным по следующей причине. 12 мая 1922 года преследуемый властями Святейший Патриарх Тихон был вынужден передать управление Русской Православной Церковью Митрополиту Ярославскому Агафангелу (ПРЕОБРАЖЕНСКОМУ). Использовав эту ситуацию, 18 мая 1922 года руководители обновленческого раскола обманом захватили делопроизводство и Патриаршую канцелярию, в результате чего были введены в заблуждение и поддержали раскольников многие православные иерархи, в том числе будущий патриарх Сергий. После освобождения из заточения Святейший Патриарх Тихон через своё патриаршее послание от 15 июля 1923года объявил о своём возвращении к управлению Православной Церковью и призвал к покаянию всех отпавших в обновленческий раскол. Результатом этого было массовое возвращение клириков и мирян в лоно Святого Православия. С большой долей вероятности можно утверждать, что Архиепископ Агапит мученически скончался в тюрьме в неведении об истинном положении дел.

Как многие другие он принадлежит к числу выдающихся иерархов, известных своей преданностью Христу и Его Святой Церкви, не изменивших Православной вере ради земных благ (Православный Вестник. Киев. 1991год. № 3. стр.45).

"Новые мученики Российские. Полное собрание материалов.
Составил протопресвитер М.ПОЛЬСКИЙ. 1949. в 2-х тт.":

"Агапит (ВИШНЕВСКИЙ) - архиепископ Екатеринославский, умер в тюрьме от голода и тифа..." (том 1, стр. 181)

"Агапит (ВИШНЕВСКИЙ), архиепископ Екатеринославский и Мариупольский, по иной версии, не умер в тюрьме от голода и тифа, а замучен в 1925 или 1926 г. Ему предлагали подписать отречение от Бога и мирския почести. Он ответил: "если скажете, что отрубите одну руку за другой, то и тогда я не подпишу отречения..." (том 2, стр. 279)

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова