Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы.

Екатерина Михайловна Лопатина

О Г.Е.Львове, 1925.

Псевдонимы: Ельцова, К.; Л.
Источники:
• Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. — Т. 4. — М., 1960. — С. 286;
• Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). — Т. I—VI. — Спб., 1889—1904. — Т. 1. А-Л. — СПб.: Наука, 2001. 640 с. 2276
Доп. источники:
• Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). — Т. I—VI. — Спб., 1889—1904. — Т. 1. А-Л. — СПб.: Наука, 2001. 640 с. 2276

З. Н. Гиппиус

Своими путями (О Е. М. Лопатиной)

З. Н. Гиппиус. Арифметика любви (1931-1939)

СПб., ООО "Издательство "Росток"", 2003

-- Мне хотелось бы, чтобы вы прочли роман моего друга, Кати Лопатиной. Он только что вышел, -- говорит Поликсена Соловьева, прощаясь со мной на пороге нашей петербургской квартиры. Я часто вижусь с Поликсеной, она переехала в Петербург, но о друге ее детства, Кате, не знаю почти ничего. Роман прочитан. Она кажется мне живым, вылившимся из страстно-взволнованной женской души, и... многословным. В то далекое время мы искали новых литературных манер (или мод); роман же был сделан в добрых старых тонах. Однако он меня заинтересовал, и с Поликсеной мы об авторе немало говорили. Но полетели годы, десятилетия... и мне не приходило в голову, что я когда-нибудь буду писать о Кате Лопатиной, ни разу в России не виденной, как о близком человеке. И о только что ушедшем, умершем... Если это вообще трудно, то Екатерину Михайловну Лопатину не живой почти и вообразить нельзя: в таком находилась она движении, таким живым была человеком.

После тяжких переживаний на Кавказе, -- куда попала, в первые годы большевизма, московская Община Ек. М-ны, -- она, с неизменным своим другом, председательницей Общины, О. Л. Еремеевой, и несколькими сестрами, очутилась в Болгарии. Затем переезд во Францию; и тут, в самый трудный момент, им помогла, их приютила маленькая католическая Община в "Cambrai". То, что мы слышали о ней (и молодой ее "Mere") от Е. М-ны, и неизгладимое, незабываемое впечатление, которое оставило Cambrai в ее душе, очень помогло мне впоследствии глубже понять сложную внутреннюю жизнь ее самой.

Душа, а, вернее, все существо Е. М. было насквозь религиозно. В ней, человеке не отвлеченных мыслей, а горячих чувств, жизненные нити свивались сложным клубком. Святой, кровной традицией она, русская москвичка, была связана с родной Церковью. Но такое же кровное прошлое жило в ней и хранилось: среда, в которой она выросла, староинтеллигентская, университетская Москва. Семья Лопатиных была тесно связана с семьей Соловьевых. Юность свою Е. М. провела в кругу студенческой молодежи. Ее братья (один из них -- будущий философ) и ближайший друг их, "Володя Соловьев" {Воспоминания Е. М. Лопатиной о Владимире Соловьеве напечатаны в 28-й книге "Совр. Записок" (К. М. Ельцова. Сны нездешние. К 25-летию кончины В. С. Соловьева). -- Ред. "Современных записок".}, как она его называла, составляли ядро одного из серьезных тогдашних молодых кружков; бесконечные религиозно-философские разговоры между друзьями оставили в душе Е. М. глубокий след и, может быть, повлияли отчасти на все направление ее жизни. Оно, несмотря на импульсивность ее натуры и разнообразные жизненные переплетения, оставалось, в сущности, одним и тем же; оно привело ее, еще молодой, и в Общину. Даже всероссийский взрыв не изменил этого направления. Напротив, как бы подчеркнул его.

Все последние годы жизни Е. М. передо мною. Нет уже многолюдной московской Общины, нет и богатой барыни, председательницы, с верным другом-помощницей, Катей Лопатиной; но есть на горе, над Антибами, в полуразрушенном старом замке, нищенский детский "превенториум"; он создан из ничего и существует, держится, тоже ничем: только энергией и волей одной из этих немолодых женщин и духовным подъемом другой. Обе такие разные, они так необходимы друг другу. Обе работают, как последние служанки, ибо служанок нет, да и помощников постоянных мало. В делах "мира сего", практических, чисто внешних, Е. М. довольно беспомощна, при всем своем внутреннем горении и доброй воле. Но хотя тут успешнее действует энергия соработницы и друга, -- выпадают и на долю Е. М. такие дела.

Когда она бежит, по крутой лесной дороге, в темноте, вниз, куда-то в Антибы, а то и дальше, я пугаюсь: Катя, да как же вы назад, пешком, все эти километры? (Я знаю, что у нее плохое сердце, что ей вредно.) Но она, и смеясь, и жалуясь, хлопочет, торопливо закалывает косынку, беспокоится: "Только бы успеть, только бы вышло...".

Полумонашеская одежда, которую она носила, отнюдь не делала ее монахиней в условном смысле. В ней оставалась и московская Катя Лопатина, подвижная, экспансивная, с острым чувством эстетики, с тонким юмором в рассказах: подчас нелепая, способная и жаловаться, и восхищаться, и возмущаться. А подо всем этим горело в ней какое-то трепетное пламя, и даже те, кто не умел видеть, чувствовал, приближаясь, его тепло.

* * *

Еще не забыта, думаю, осень, когда московский м. Сергий предъявил к представителю зарубежной церкви требование "лойальности"; и когда русская парижская пресса, т. е. верхушка интеллигенции, почти целиком стала на эту "лойяльность". Это было понятно со стороны эмигрантской интеллигенции: в большинстве она прозелитична; обостренное чувство потери России естественно тянет хоть к какой-нибудь связи с ней, а эта, церковная, казалась и безобидной... Но м. Евлогий мудро выжидал. Нас, сразу занявших определенную позицию, было очень мало. Ек. Мих. приехала к нам, вся в волнении. В ней тогда заговорила чистая, и невчерашняя, христианка, опытно знавшая большевизм.

Потом все разрешилось, успокоилось, и лишь небольшая кучка "лойалистов", отколовшись, устроила, под водительством известного еп. Вениамина, свою церковь на улице Петель. Почему так хотелось Вениамину присоединить к ней Е. М-ну и Клозон? Стараний не жалел, во всяком случае. Помню первые, кажется, его попытки. Мы жили опять вместе с Е. М., в лесном Клозоне, поздней осенью. Вениамин дважды вызывал Е. М. в Антибы, для "бесед" (в Клозон ему тогда ходу не было). Вернувшись, почти ночью, Е. М. художественно, образно, не без юмора, описывала эти сведения и уговоры, -- о, безуспешные! Но в эту клозонскую осень я уже начинаю узнавать в Е. М. что-то, раньше от меня ускользавшее. Наши бесконечные, вечерние, последние разговоры позволили мне взглянуть в религиозную сердцевину ее души. Поэтому, должно быть, и не удивляли меня этапы ее дальнейшего пути. А удивиться было бы легко: через год, или несколько больше, в одном из ее спутанных, с перерывами писанных, неразборчивых писем, она рассказала, что "Клозон" (т. е. она и ее друг) решил присоединиться к вениаминовской церкви на Петель. Попытки объяснить этот шаг ничего не объяснили. Но мне и так было ясно: упорный внешний нажим и посул, перед которым Е. М. устоять не могла: обещание подлинной "церковной жизни". Ответ мой был совершенно откровенен: неосторожную доверчивость свою она переживет очень тяжело, но дай Бог, чтобы кончилось скорее, -- там она, все равно, не останется.

Это последнее тоже было для меня ясно. Со времени наших клозонских, разговоров, Е. М-на, "Катя Лопатина", стала мне вся, с ее порывами и стремлениями, так понятна, как не была понятна, думаю, и самой себе. К этим разговорам я хочу вернуться.

Холодная, сырая комната, тускло мерцающая керосиновая лампа, ватные одеяла на соломенных креслах, взволнованный торопливый говор Е. М-ны... Она как будто перескакивает с одной темы на другую, но между ними внутренняя связь. Вот жалобы на "покинутость" (церковную). Есть храм (трудами и заботами Е. М. в замке устроена крошечная домашняя часовня), но нет священника, изредка наезжает случайный, и нет "церковной жизни"... Вдруг, сразу, переходит она на Вселенскую Церковь. "Катя, -- говорю я, -- вы сами напомнили мне слова вашего "Володи" Соловьева: истина в каждой церкви, и ни одна из них не Вселенская. Она родится из соединения церквей, но не механического, а химического, и будет новым телом. А пока, мое мнение, мое лично, -- подчеркиваю я, -- лучше оставаться в той церкви, в какой родился...". Она все это знает, не спорит, но и я не спорю: я понимаю, вижу, что главное ее -- за гранью словесности. И еще вижу, что подо всеми ее рассуждениями лежит несказанная мечта, связанная для нее с именем "Cambrai".

Если все свести к простым словам, слишком простым, а потому лишь приблизительным, то надо сказать: религиозность Е. М. была такого свойства, что ее не могла удовлетворить никакая личная христианская жизнь; она стремилась к христианской атмосфере, к особому "климату", воздуху, без которого ей трудно было дышать. В сущности, стремилась она, даже рвалась, к "царствию Божьему на земле", ни больше -- ни меньше; но, конечно, так не думала, не знала, а звала это, по коренной своей связи с церковью вообще, -- "церковной жизнью". В ее представлении такая общая атмосфера могла идти лишь от церкви; создавалась лишь христианской церковью. В маленькой полумонашеской общине Cambrai она почувствовала, увидела, -- или ей показалось, что увидела, -- именно эту атмосферу, этот вечно-желанный воздух. И забыть его не могла.

Но ведь он -- создание церкви? Отсюда и путь церковных исканий. Путь скорбный, но и светлый, если он свой, этой душе указанный.

Как больно за внешних, особенно за тех, кого она любила, судивших ее искания и так сурово осудивших ее последний этап -- католичество. И как хорошо, что эти суды не темнили ее душевного света. Мне -- весь путь ее, все этапы всегда были известны. Она не забывала, что ко многому мы относимся по-разному: "Вы ведь против переходов...". Но она знала, что ее-то я понимаю, не говоря уже о том, что я умею уважать чужую свободу.

Что ждало в дальнейшем эту мятежную душу -- христианку? Нашла ли бы она в последнем обращении -- в церкви католической -- то, к чему шла, как умела, то, что почудилось, увиделось ей в Cambrai? На это не надо отвечать. Кто-то нежно позаботился, чтобы и она, здесь, не узнала ответа. Чтобы окончила путь, как жила все последние месяцы: в свете, радости и новой надежде.

КОММЕНТАРИИ

Впервые: Современные Записки. Париж, 1935. No 59 <ноябрь>. С. 459--462.

Лопатина Екатерина Михайловна (1865--1935) -- писательница, печаталась под псевдонимом К. Ельцова (роман "В чужом гнезде", 1899), в эмиграции печаталась редко.

"превенториум" -- профилакторий.

* * *

Анна Безелянская

http://vmdaily.ru/moscvichka/2011/04/01/prozaik-memuaristka-2835.html

К. Ельцова — имя, совершенно неизвестное советскому читателю. Да и литературные круги не отметили ни 145-летие со дня ее рождения, ни 75-летие ее кончины. А зря. Мемуаристка, прозаик, она была очень популярна в конце XIX — начале XX веков. К. Ельцова продолжала тему, начатую такими писательницами, как Лидия Маклакова (Л. Нелидова) и знаменитая в те годы Анастасия Вербицкая. Обе, надо сказать, с большим участием отнеслись к дебюту К. Ельцовой. Он состоялся в 1897 году в журнале «Новое слово». Роман «В чужом гнезде» был отмечен критикой, а читательницы сопереживали героине — девушке из дворянской семьи, ее поискам смысла жизни, который она видела в служении народу. И смятение души героини, и ее любовные переживания автобиографичны. Через год журнал «Русская мысль» опубликовал рассказ «Подневольные души». Героиня — крепостная девушка — с покорностью принимает свою судьбу, искореженную по прихоти барина. Критики (в частности, А. М. Скабичевский) посчитали, что «смирение — одна из лучших черт русской женщины». Более того — «удел человека на земле в том, чтобы терпеть, страдать и мучиться». Заговорили о традиции Достоевского в творчестве молодой писательницы. Естественно, возникает вопрос, кто она, К. Ельцова, так полюбившаяся московским читательницам? Под псевдонимом «скрывалась» Екатерина Михайловна Лопатина, сестра известного философа Льва Михайловича Лопатина. Она родилась в Москве 8/20 апреля 1865 года. Как и полагается ребенку из дворянской семьи, получила прекрасное домашнее образование. Екатерина Михайловна принимала активное участие в литературной жизни Москвы. В доме отца, известного судебного деятеля Михаила Николаевича Лопатина, собирались ученые, артисты, писатели. «Лопатинские среды» в разное время посещали Тургенев и Островский, Лев Толстой и Григорович, Вл. Соловьев и Андрей Белый. Пришел сюда однажды и начинающий писатель Иван Бунин. Это случилось в 1898 году. Встреча с Лопатиной стала пограничной в его жизни. Он влюбился в молодую женщину, как бы пытаясь «стряхнуть с себя» воспоминания о прежней любви, мучившей его несколько лет, — о Варваре Пащенко. Вера Николаевна Бунина рассказывала: «Иван Алексеевич определял свои чувства к Катерине Михайловне романтическими…». Такими эти чувства и остались. Бунин вскоре встретил Веру Муромцеву, а жизнь Лопатиной пошла своим чередом. После 1917 года она эмигрировала во Францию. Давала уроки, изредка печаталась в газете «Последние новости» и в журнале «Современные записки» в Париже. Во Франции судьба ее вновь свела с Буниным. Екатерина Михайловна посещала его на вилле «Бельведер» в Грасе. С грустью смотрел Иван Алексеевич, теперь уже знаменитый писатель, на некогда прелестную женщину: Моя печаль теперь спокойна, И с каждым годом все ясней Я вижу даль, где прежде знойно Синела дымка летних дней… Екатерина Михайловна Лопатина, К. Ельцова, скончалась 18 сентября 1935 года в Вальбоне, во Франции. Некролог написала Зинаида Николаевна Гиппиус.

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова