Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

Александр Степанович Пругавин

Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством.

Старообрядческие архиереи в Суздальской крепости. СПб., 1903. 109 с.

Раскол и сектантство в русской народной жизни. М., 1905. 95 с.

Дополнение к Брокгаузу: ум. в 1920.

Пругавин А.С. Раскол вверху. Очерки религиозных исканий в привилегированной среде. Спб., издание товарищества «Общественная Польза», 1909. [4], 266, [1] с. 18,3 х 12,4 см.

В казематах. Очерки и материалы по истории русских тюрем, СПБ, 1909; Неприемлющие мира, М., 1918.

Из энциклопедии Брокгауза:

Александр Степанович Пругавин - публицист-этнограф. Родился в 1850 году в Архангельске, обучался в местной гимназии и Петровской земледельческой и лесной академии, но курса в ней не кончил из-за участия в студенческих волнениях. До 1879 года должен был жить в Архангельской и Воронежской губерниях. Столкновения и знакомства с многочисленными последователями разных сект на Крайнем Севере возбудили в Пругавине желание заняться изучением последних, и результатом этого изучения была его 1-я печатная статья: "Знаем ли мы раскол?" (в "Неделе", 1877, № 49 и 50, под псевдонимом Борецкого), за которой последовал ряд других, напечатанных в "Голосе", "Новом Времени", "Русском Курьере", "Стране", "Русской Мысли", "Вестнике Европы", "Русских Ведомостях", "Историческом Вестнике", "Неделе" и других. Наиболее замечательные из них: "Еретики" ("Голос", 1880, № 227, 229 и 234; этой статьей Пругавин вызвал участие к узникам в некоторых высокопоставленных лицах и особенно в великом князе Константине Николаевиче , благодаря чему состоялось Высочайшее повеление об освобождении Адриана Пушкина, 15 лет проведшего в полном одиночном заключении на одном из Соловецких островов, и трех старообрядческих епископов из тюрьмы суздальского монастыря), "Шлиссельбургская крепость" ("Русская Мысль", 1880, № 12), "Раскол и его исследователи" (ib., 1881, № 2), "Значение сектантства в русской народной жизни" (ib., 1881, № 1), "Алчущие и жаждущие правды" (ib., 1881, № 10 и 12 и 1882, № 1; статья эта посвящена изучению секты "сютаевцев" в Тверской губернии и обратила на себя внимание как в России, особенно графа Л.Н. Толстого , так и за границей. М. де Вогюе на основании ее написал большую статью о Сютаеве в "Revue des deux mondes", 1883, № 1), "Соловецкие узники" (ib., 1881, № 11), "Генерал Пашков и его проповеди" ("Новое Время", 1880, № 1413), "Привилегированное сектантство" и "Религиозные кружки в Санкт-Петербурге" ("Голос", 1882, № 67, 74, 87 и другие), "Пашковцы" ("Русская Мысль", 1884, № 5; - о Пашкове и пашковцах Пругавин первый поднял вопрос в печати), "Немоляки" ("Вестник Европы", 1883, № 2), "Уральское старообрядчество" ("Голос", 1883, № 33 и 37), "Чернокнижники" ("Русские Ведомости", 1883, № 151 и 152), "Губернаторское описание Выгорецкого общества" ("Исторический Вестник", 1883, № 8), "Русские сектанты до закона 3 мая 1883 года" ("Русская Мысль", 1883, № 10 и 11), "Штунда в Орловской губернии" ("Русские Ведомости", 1884, № 63 и 70), "Вредные секты. Очерки уральского сектантства по официальным данным" ("Русская Старина", 1884, № 3 и 4), "Духовно-библейское братство. Очерки еврейского религиозного движения" ("Исторический Вестник", 1884, № 11 и 12), "Граф Лев Николаевич и Сютаев" ("Неделя", 1885, № 39, под псевдонимом Борецкий) и "Религиозные кружки в Москве" ("Северный Вестник", 1887, № 2). Две попытки Пругавина собрать свои статьи по расколу в отдельное издание окончились неудачей. Книги: "Раскол внизу и раскол вверху. Очерки современного сектантства" (Санкт-Петербург, 1882) уничтожена по постановлению комитета министров; "Отщепенцы. Староверы и нововеры. Очерки из области религиозно-бытовых движений русского народа" (Санкт-Петербург, 1884) уничтожена по требованию духовной цензуры. Появилась в отд. изд. из работ П. по расколу только "Раскол и сектантство. Материалы для религиозно-бытовых движений русского народа. Выпуск 1. Библиография старообрядчества и его разветвлений" (Москва, 1887). В своих трудах о расколе Пругавин ратовал за безусловную веротерпимость и полную равноправность раскольников и доказывал "тесную связь вопроса о расколе со всеми вопросами нашего общественного быта, которые относятся до правового и экономического положения народа". Не имея возможности продолжать далее исследований сектантства, Пругавин обратился в 1888 году к изучению грамотности в нашем простом народе и по этому вопросу отдельно издал "Программу для собирания сведений о том, что читает народ" (Москва, 1888; 2-е изд., 1891); "Запросы народа и обязанности интеллигенции в области умственного развития и просвещения" (Москва, 1890; 2-е изд., 1895; это обширная книга, в которую вошли чрезвычайно ценные статьи о вольных крестьянских школах, о лубочной литературе, о публичных чтениях для народа и т. д., печатавшиеся ранее в разных повременных изданиях, преимущественно в "Русских Ведомостях" и "Русской Мысли"); "Законы и справочные сведения о начальном народном образовании" (Санкт-Петербург, 1898). Его новейшие труды: "Старообрядческие архиереи в Суздальской крепости" (СПб., 1903); "Старообрядчество во второй половине XIX века. Очерки из новейшей истории раскола" (Москва, 1904); "Религиозные отщепенцы" (2 выпуск, СПб., 1904); "Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством" (Москва, 1905); "Раскол и сектантство в русской народной жизни" (Москва, 1905).

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова