Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

СМИРНОВ Андрей Петрович

См. библеисты.

Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня

СМИРНОВ Андрей Петрович (1843-96), рус. правосл. библеист. Окончил МДА (1870), где в 1881 стал экстраорд. проф. по каф. библейской истории ВЗ; с 1895 — заслуженный профессор. С. не написал последовательного руководстиа по ветхозав. истории, но его перу принадлежат многочисл. статьи, в к-рых он освещал различные этапы и аспекты свящ. истории. Среди них есть и уникальные по тематике, в частн., статья о пророчице Олдаме, к-рая сыграла важную роль в религ. реформе царя Иосии (статья опубликована в ЧОЛДП, 1888, 2 пол., отд. 1 под псевдонимом Ъ. — я.). Большое внимание С. уделял сравнит. изучению ВЗ и памятников *Древнего Востока. Еще до введения в программу МДА спец. древневост. тематики С. подчеркивал, что «апологет Библии должен рассматривать жизнь древнего Израиля в связи с жизнью других древних исторических индивидуальностей». Для С. изучение Слова Божьего, в частн., библейской истории было неотделимо от актуальных проблем рус.  духовной и обществ. жизни. Значительная часть его статей на темы Писания являются образцом живой публицистики, ориентированной на жгучие вопросы своего времени.

u Обзор исследований по Св.Писанию в духовных журналах, ЧОЛДП, 1873, № 1, отд.II; Историч. книги Библии и ассирийские клинообразные надписи, ЧОЛДП, 1873, № 10; Мнения и догадки о событиях из времени пребывания евреев в Гесеме, ЧОЛДП, 1874, № 9; Разделение царства, ЧОЛДП, 1871, № 1,12; Библейские рассказы и их источники, указываемые наукой, ПО, 1876, т.III, № 10; Ветхий Завет и идея о едином Боге (по Божисону), ПО, 1877, т.I, № 4; Древний Египет и исход евреев (по Бругшу), ЧОЛДП, 1877, № 1; Историч. книги Библии и египетские памятники, ЧОЛДП, 1877, № 11; Сны фараона, ЧОЛДП, 1878, № 1; Вефильский культ, ЧОЛДП, 1878, № 5; Три случая из истории евреев поучительные для нашего времени, ДЧ, 1878, ч.I, № 1-4; Советы пророков, пригодные для нашего времени, ДЧ, 1878, ч.II, № 5-8; Тир и причины его падения, ДЧ, 1878, ч.II, № 5-8; Ночь, ДЧ, 1878, ч.II, № 5-8; Умная женщина из Авель-Беф-Маахи, ДЧ, 1878, ч.III, № 9-12; Покаяние ниневитян, ЧОЛДП, 1879, № 1; Памяти прошлого, ДЧ, 1879, ч.I, № 1-4; Упрек Давида и совет Иодая, ДЧ, 1879, ч.II, № 5-8; Проклятие Иофама, ДЧ, 1879, ч.II, № 5-8; Мольбы моавитянки Руфи, ДЧ, 1879, № 3; О суевериях евреев в связи с наукой предсказаний у халдеев, ЧОЛДП, 1880, ч.1; Моисей-Озарзиф-Салих, ЧОЛДП, 1880, ч.2; Книга прор. Даниила и открытия в области ассирологии, ЧОЛДП, 1883, № 3; Еврейская школa ПО, 1886, т.I, №  2;  Новое  построение  истории  евр. народа  и новые  суждения  об историч. лицах его, ПрТСО, 1887, т.40; О Нафановой притче, ПО, 1889, № 3.

l *В в е д е н с к и й  Д., Библеист-летописец, БВ, 1915. Номер, посвященный 100 годовщине МДА; И.К., 25-летие учено-лит. деятельности профессоров А.П.Лебедева и А.П.С., БВ, 1895, № 11; *К о р с у н с к и й  И., Проф. А.П.С., БВ, 1897, № 1.

РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-БОГОСЛОВЫ

Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного Писания

Биобиблиографический указатель. 2-е изд. М.: Пашков дом, 2001.

Номер страницы указан после текста на этой странице

К оглавлению

Андрей Петрович Смирнов родился 9 ноября 1843 года в семье священника села Колегаево Мологского уезда Ярославской губернии. Первоначальное образование получил в Пошехонском Духовном училище, затем в Ярославской Духовной семинарии. В 1866 году Андрей Петрович поступил в Московскую Духовную Академию, которую окончил в 1870 году, получив за диссертацию «Святейший Патриарх Филарет Никитич Московский и всея Руси» степень магистра богословия. По отзыву одного из рецензентов, П.С. Казанского, «сочинение А. Смирнова представляет обстоятельное, подробное изложение жизни и деятельности Патриарха Филарета, какого не было еще в нашей исторической литературе... С редким трудолюбием и внимательностью он собрал и употребил в дело акты того времени, рассеянные в многочисленных и часто редких изданиях». Отзывы, также весьма лестные, были сделаны профессорами А.П. Лебедевым, Е.Е. Голубинским и Н.И. Субботиным.

По окончании Академии Андрей Петрович был назначен на кафедру Библейской истории, на которой прослужил до конца жизни, пользуясь большой любовью студентов. «Андрей Петрович вникал в смысл истории народа Божия и сопоставлял с явлениями русской действительности сходные и сродные явления этой истории. Строгий библеист стано-

390

вился, таким образом, проникновенным библеистом-летопис-цем», — писал Д. Введенский.

Андрей Петрович оставил много исследований по истории Библии, по церковной и гражданской истории, археологии и библиографии, а также целый ряд публицистических статей. По отзыву современника, «они написаны в духе Библии и при библейском освещении содержания их проявляют в себе глубоко патриотическое настроение автора и верно служат идеалам истины и добра, будучи и по изложению художественно прекрасны. Он старался науку возвести к ее коренному, прямому и самому прочному основанию — Слову Божию, и в этом большая заслуга его для отечественной

Церкви и науки».

По мнению Ивана Николаевича Корсунского, составившего библиографическое описание трудов ученого, «желательно было бы совокупное издание в общее назидание трудов профессора А.П. Смирнова, что было бы ценным в наш век шатания умов и неустойчивости убеждений при недостатке твердого и ясного понимания Библии — этой первоосновы христианства и при недостатке часто даже знакомства с этою Книгою книг».

В 1881 году А.П. Смирнов получил звание экстраординарного профессора, а в 1895 году — заслуженного профессора.

А.П. Смирнов принимал участие в работе Комиссии по составлению объяснений к русскому переводу исторических книг Ветхого Завета, представив в Совет Академии труд «Объяснение неудобопонятных для читателей слов и выражений, встречающихся в русском переводе». Он также подготовил к печати, но не опубликовал курс

лекций.

Здоровье Андрея Петровича Смирнова, надломленное ранней смертью жены, совсем пошатнулось после смерти старшего сына. Он скончался 1 декабря 1896 года от чахотки и был погребен на Вознесенском кладбище Сергиева Посада.

Печатные труды

,   1293. Башня желаний. — М.: Унив. тип., 1894. — 16 с.

391

1294.  Беглецы // Душеполез. чтение. — 1880. — Апр. — С. 461—474.

1295.  Библейские рассказы и их источники, указываемые наукою // Правосл. обозрение. — 1876. — Окт. — С. 232—270.

1296.  Благовестническая доля // Душеполез. чтение. — 1885. — Янв. — С. 33—53.

1297.  Весенний припев // Душеполез. чтение. — 1890. — Май.— С. 100—111.

1298.  Ветхий Завет и идея о Едином Боге // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1877. —Апр. — С. 716—760.

;      1299. Вефильский культ // Чтения в О-ве любителей духов. просвещения. — 1878. — Май. — С. 591—624.

1300.  Вечная память: (По поводу годовщины события 1 марта) // Душеполез. чтение. — 1882. — Март. — С. 323—325.

1301.  Владычество человека. — М.: Унив. тип.,  1895. — 23 с. — Авт. установлен по изд.: Богослов, вестник. — 1895. — Нояб. — С. 283.

То же // Душеполез. чтение. — 1895. — Янв. — С. 164—184.

1302.  Гробы прихоти и постная пища // Душеполез. чтение. — 1879. — Март. — С. 325—348.

1303. Дар царицы [Елены] храму Иерусалимскому // Душеполез. чтение. — 1888. — Июнь. — С. 129—150.

1304. День нашего царя (19 февр. 1855—1880 г.) // Душеполез. чтение. — 1880. — Февр. — С. 220—234.

1305. Древнее событие, сходное с современным // Душеполез. чтение. — 1877. — Июнь. — С. 206—217.

1306. Древний Египет и исход евреев // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1877. — Янв. — С. 93—113.

1307.  Еврейская школа // Правосл. обозрение. — 1886. — Февр. —С. 396—419.

1308.  Желанная встреча: (По поводу появления новой секты) // Душеполез. чтение. — 1881. — Янв. — С. 39—60.

392

1309.  Записанный день: Из жизни пророка Иезекииля. — М.: Унив. тип., Ценз. 1880. — 48 с.

1310. Исторические книги Библии и ассирийские клинообразные надписи // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1873. — Окт. — С. 339—375.

1311. Исторические книги Библии и египетские памятники // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1877. — Нояб. — С. 619—633.

1312.  К столетию Православной Церкви в Америке // Богослов, вестник. — 1894. — Окт. — С. 198—212.

1313. Кармелитянка Авигея // Душеполез. чтение. — 1878. — Дек.—С. 466—480.

1314. Книга пророка Даниила и открытия в области ассироло-гии // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1883. — Март. — С. 307—326.

1315. Книги и их судьбы: (Ввиду празднования памяти святых Кирилла и Мефодия) // Богослов, вестник. — 1894. — Май. — С. 245—268.

1316. Легкомысленная игра и кощунственная оргия // Душеполез. чтение. — 1892. —Апр. — С. 694—705.

1317.  Маханаимский дворец: (По поводу событий 5 февр. 1880 г.) // Душеполез. чтение. — 1880. — Март. — С. 354—362.

1318. Мечты, миражи и действительность // Правосл. обозрение. — 1883. — Янв. — С. 9—29.

1319. Митрополит Филарет в его отношениях к миру таинственных явлений // Душеполез. чтение. — 1883. — Май. — С. 3—33.

1320.  Мнения и догадки о событиях из времени пребывания евреев в земле Гесем // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1884. — Сент. — С. 437—473.

1321. Моисей-Озарзиф-Салих // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1880. — Нояб. — С. 539—566.

1322.  Мольба моавитянки Руфи // Душеполез. чтение. — 1890. — Март. — С. 285—294.

 

393

1323.  Народная воля: (По поводу проделок революционных партий) // Правосл. обозрение. — 1883. — Май. — С. 219—232.

1324.  Не прогневайся. Бог подаст // Правосл. обозрение. — 1881.— Февр. — С. 249—262.

1325.  Не следует унывать // Душеполез. чтение. — 1878. — Сент. — С. 99—116.

1326.  Недопеченый хлеб // Душеполез. чтение. — 1891. —^ Янв. — С. 154—174.

1327.  Несколько слов по поводу достопримечательных предметов и святынь в наших храмах // Правосл. обозрение. — 1878. — Апр. — С. 596—633.

1328.  Новое построение истории еврейского народа и новые суждения об исторических лицах его: Актовая речь // Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. — 1887. — Ч. 40. — С. 185—238.

1329.  Ночь: (Исайи 21,  11—12) // Душеполез. чтение. — 1878. — Июль. — С. 298—308.

1330.  Нужды Нового года // Душеполез. чтение. — 1889. — Янв. — С. 68—84.

1331. О Нафановой притче // Правосл. обозрение. — 1889. — Март. — С. 546—597.

1332.  О суевериях евреев, в связи с наукою предсказаний у халдеев // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1880. — Янв. — С. 78—110.

1333.  Обзор исследований о Священном Писании в духовных журналах // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1873. — Янв. — С 13—29.

1334.  Обычные дела в старые времена. — М.: Унив. тип., 1895. — Авт. установлен по изд.: Богослов, вестник. — 1895. — Нояб. — С. 283.

1335.  Отчет: (По поводу празднования русскими 1000-летия памяти святых Кирилла и Мефодия) // Душеполез. чтение. — 1886. — Янв. — С. 43—59.

1336.  Очищение земли: (По поводу полутодовщины событий 1 марта) // Душеполез. чтение. — 1881. — Сент. — С. 65—78.

394

1337.  Памяти прошлого // Душеполез. чтение. — 1879. — Янв. — С. 74—89.

1338.  Памятник и память: [Об императоре Александре II]. —

М.: Унив. тип., 1893. — 18 с.

То же // Душеполез. чтение. — 1893. — Окт. — С. 316—333.

1339. Плачевная песнь: (По поводу мученической кончины государя императора Александра II) // Душеполез. чтение. —1881. — Апр. — С. 505—509.

1340.  По поводу события 19 ноября 1879 года. — М.: Унив. Тип., Ценз. 1880. — 20 с.

1341. Пока: (По поводу «Истории Русской Церкви» проф. Е.Е. Голубинского) // Правосл. обозрение. — 1880. — Май. — С. 20—43.

1342.  Покаяние Ниневитян // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1879. — Янв. — С. 70—111.

1343. Последний царский обход Земли: (По случаю известий о последних месяцах жизни и кончине государя императора Александра III). —М.: Унив. тип., 1894. — 12 с.

1344.  Права и обязанности священников-врачей по закону Моисееву в отношении прокаженных: (По поводу противохолерных мероприятий) // Душеполез. чтение. — 1892. — Сент. — С. 178— 194.

1345. Предания села Колегаева // Яросл. епарх. ведомости. — 1881. —№23.

1346.  Проклятие Иофама // Душеполез. чтение. — 1879. — Июль — авг. — С. 285—300.

1347. Пророчица Олдама. ее значение и степень участия в важнейших событиях царствования Иосии // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1888. — Окт. — С. 380—442.

1348.  Разделение царства и патриархи народа иудейского // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1875. — Янв. — С. 48—65: Дек. — С. 388—435.

1349.  Рахиль и дети // Душеполез. чтение. — 1890. — Дек. — С. 584—606.

395

1350.  Святейший Патриарх Филарет Никитич Московский и всея Руси: [Магист. дис] — М.: Тип. Кудрявцевой, 1874. — III, 135, 233 с.

1351. Сергиева вотчина в Сергиев день: (На память 500-летия со дня блаженной кончины преподобного Сергия) (1392— 1892 гг.). — М.: Унив. тип., 1892. — 16 с.

1352.  Сроки скорби и памяти об умершем: [Император Александр III] // Богослов, вестник. — 1896. — Янв. — С. 73—84.

1353.  Слово молитвы // Душеполез. чтение. — 1890. — Февр. — С. 150—172.

1354.  Сны фараона // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1878. — Янв. — С. 113—141.

1355.  Советы пророков, пригодные для нашего времени // Душеполез. чтение. — 1878. — Май. — С. 92—102.

1356.  Спорительница хлебов // Душеполез. чтение. — 1892.—Янв.—С. 101—116.

1357. Страница из студенческого дневника: (На память о проф. А.В. Горском) // Душеполез. чтение. — 1891. — Сент. — С. 273— 286.

1358.  Темные люди и их просветители // Душеполез. чтение. — 1894. —Сент. —С. 151—171: Окт. — С. 327—344. То же. — М.: Унив. тип., 1894.

1359.  Тир и причины его падения // Душеполез. чтение. — 1878.—Июнь.—С. 175—191.

1360. Три завещания // Душеполез. чтение. — 1890. —Янв. — С. 40—58.

1361. Три случая из истории евреев, поучительные для нашего времени // Душеполез. чтение. — 1878. —Апр. —С. 441—456.

1362. Тяжелая пора и надежды: (Страница из библейской истории) // Душеполез. чтение. — 1893. — Дек. — С. 686—706.

1363. Умная женщина из Авель-Беф-Маахи // Душеполез. чтение. — 1878. — Нояб. — С. 291—314.

1364.  Упрек Давида и совет Иоддая // Душеполез. чтение. — 1879. — Май. — С. 85—99.

396

1365.  Хлеб жизни // Душеполез. чтение. — 1892. — Авг. — С. 586—599.

1366.  Царское завещание // Душеполез. чтение. — 1881. — Май.— С. 89—104.

Литература о жизни и деятельности

1367.  Введенский Д. Библеист-летописец // Богослов, вестник. — 1915. — Окт. — С. 359—393.

То же. — Сергиев Посад, 1915. — 38 с.

1368.  Корсунский И.Н. 25-летие учено-литературной деяель-ности профессора А.П. Смирнова (1870—1895): Перечень его печатных работ с отзывами на некоторые из них. — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1895. — 8 с.

То же // Богослов, вестник. — 1895. — Нояб. — С. 276—283.

1369.  Профессор А.П. Смирнов: Некролог, слово и речи в память его. — Сергиев Посад, 1897. — 50 с, 1л. портр.

То же // Богослов, вестник. — 1897. — Янв. — С. 126—173.

 

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова