Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

ФЕОФАН ГОВОРОВ


О нем Бердяев, откровенно и нелестно.

См. библеисты.

Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня

ФЕОФАН (Георгий Васильевич Говоров), св. епископ (1815-1891), рус. правосл. подвижник, духовный писатель и экзегет.

Жизнь и труды. Род. в Орловской губ. в семье сельск. священника. По окончании духовного училища и Орловской ДС как одаренный ученик был направлен в КДА, где ректором в то время был архиеп.*Иннокентий (Борисов). Уже в студенческие годы обнаружил писательский талант и стремление к монашеской жизни. Постриг принял на последнем курсе КДА (1841) и тогда же был рукоположен в иеромонаха. Преподавал лат. язык в Киево-Софийском духовн. училище, был проф. философии и инспектором Новгородск. ДС, занимал каф. нравственного богословия в СПб.ДА. В 1847 Ф. вместе с архим.*Порфирием (Успенским) был направлен в *Палестину в составе *Русской Духовной Миссии. Кроме различных мест Св.Земли, он посещал Египет и Сирию. Во время своего пребывания на Востоке Ф. собирал и изучал древние рукописи, особенно *святоотеческие. «Вращаясь неск. лет среди православных греков, отчасти евреев и арабов, он хорошо изучил греческий язык и познакомился с еврейским и арабским» (Б.Титлинов). На обратном пути в Россию (1855) Ф. побывал в Италии и Германии, где знакомился с зап. богословием и искусством. В СПб.ДА ему было поручено преподавание церковного права. Вслед за этим Ф. в сане архим. был назначен ректором Олонецкой ДС. В течение года (1856-57) был настоятелем посольской церкви в Константинополе. В 1857 Ф. стал ректором СПб.ДА и проф. догматич. богословия. Излюбленной областью его занятий всегда оставались проблемы христианской *этики и духовной жизни. Менее чем через 2 года (1 июня 1859) он был хиротонисан во еп.Тамбовского и Шацкого, а в 1863 переведен на Владимирскую кафедру. Административная работа тяготила святителя, всю жизнь стремившегося к уединению и иноческому подвигу. В 1866 он подал в Свят. Синод прошение об уходе «на покой». Его перевели настоятелем в Вышенскую пустынь (особенно полюбившуюся Ф. во время управления Тамбовской епархией). Но вскоре он отказался и от этого поста и жил в пустыни на пенсии, назначенной ему Свят. Синодом. В 1872 Ф. почти полностью прекратил контакты с внешним миром, уйдя в затвор (сам он, по смирению, слова «затвор» не любил и называл свое уединение «запором»). Но, удалившись от мира, святитель продолжал духовно руководить множеством людей, с к-рыми состоял в переписке (ежедневно он получал 20-40 писем). Его эпистолярное наследие составляет целую б-ку по всем вопросам духовной жизни. Свои письма святитель печатал в церк. журналах, они выходили также отд. изданиями. Годы затвора были для него годами непрестанной молитвы и труда (литературного и физиечского). Писатель Е.Поселянин (псевд. Погожева) так описывает его келью, к-рая и после кончины Ф. бережно хранилась почитателями:

«Стены без обоев, мебель ветхая: шкаф, оцененный в рубль, комод в два рубля, старый стол, старый аналой, складная железная кровать, диваны березового дерева с жестяными сидениями. Вот ящик с инструментами токарными, столярными, переплетными; фотографический аппарат, станок для пиления, верстак. В серый ситцевый подрясник, деревянная панагия, деревянный крест на груди, телескоп, микроскоп, анатомический атлас и географический. А потом книги, книги и книги без счета, без конца, на русском, славянском, греческом, французском, немецком языках... Бездна образов, изображение о.Серафима Саровского. Многие иконы написаны рукою затворника».

Ф. был необыкновенно плодовитым писателем и переводчиком. Кроме обширных трудов по аскетике («Путь ко спасению», М., 1908, «Начертание христианского нравоучения», М., 1896, «Святоотеч. наставления о молитве и трезвении», М., 1889, «Что есть духовная жизнь» М., 1904 и др.) им изданы тысячи писем, переведены творения прп.*Симеона Нового Богослова, пятитомное «Добротолюбие», древние иноческие уставы, «Невидимая брань» прп.*Никодима Святогорца, антология из трудов прп.*Ефрема Сирина. Память святителя Правосл. Церковь празднует 10 января.

Из ВЗ святитель написал толкования только на псалмы. В 1869 в «Тамбовских ЕВ» печатались его комментарии к 33 псалму (отд.изд. «Тридцать третий псалом», М., 1871; 1889). В том же журнале (1871, № 9-10) были опубликованы его комментарии к Шестопсалмию. В 1877 вышел отд. изд. его большой труд «Псалом осьмнадцатый», к-рый первоначально публиковался в журнале «Домашняя беседа». Затем последовали толкования на Пс 1, 2, 51 (М., 1881). Эти толкования носят преимущ. духовно-назидательный характер и отражают общее направление мысли святителя. В связи с одной из важнейших тем его аскетич. писаний — борьбы со грехом — святитель часто останавливается на проблеме *Грехопадения и вообще на вопросах библ. *антропологии (он был сторонником трихотомической теории, делящей человека на дух, душу и тело). Толкуя в одном из своих писем сказание Быт 2 о сотворении Адама, Ф. отклоняет буквалистское понимание «праха земного». По его словам, этот прах не был «глиняной фитюлькой», а живым существом. «Было животное в образе человека, с душою животного. Потом Бог вдунул в него дух Свой и из животного стал человек» (Письма, М., 1898, т.1, с.98).

В 70-е годы в связи с выходом рус. *син. пер. Библии Ф. печатно подверг резкой критике этот перевод. Главный упрек Ф. против переводчиков заключался в использовании ими *масоретского текста как основного. Аргументы святителя сводились к следующему. Перевод несет на себе печать субъективности, отражая одно из «преходящих, изменяющихся пониманий Слова Божия». Церковь с апостольских времен пользовалась только *Септуагинтой. Ф. приводит указание *Экономоса, что из 238 ссылок на ВЗ в НЗ 234 сделаны по Септуагинте. Само это предпочтение перевода LXX Ф. объясняет тем, что он был сделан с древнейшего, неповрежденного евр. текста, тогда как масоретский ВЗ несет на себе тенденциозные искажения, внесенные иудаистскими переписчиками. Ф. настолько был убежден в порочности «новомодной Библии», что надеялся довести это «синодальное сочинение» до «сожжения на Исаакиевской площади». В защиту перевода выступил проф.МДА *Горский-Платонов. Его открытая полемика с Ф. публиковалась в «Церк.Вестнике», «Домашней Беседе» и «Душеполезном чтении». Горский-Платонов показал, что подсчеты Экономоса ошибочны и что новозав. писатели значительно чаще цитировали ВЗ по тексту, сохраненному в масоретской традиции. Он подчеркивал, что и в *Септуагинту вкрадывались ошибки, что толкование НЗ там, где он ссылается на евр. варианты чтения, будет затруднительным, если переводить только по LXX. Кроме того, оппонент Ф. указывал, что син. переводчики всегда учитывали расхождение евр. текста с LXX. По его словам, «мысль о намеренной или полунамеренной порче текста еврейского должна быть кинута как орудие старое, теперь совсем непригодное» (см. об этой дискуссии: *Корсунский И., Труды МДА по переводу Свящ. Писания и творений св.Отцев на рус. язык, ПрТСО, 1889, т.44, 1890, т.45, 1891, т.47). Спор был окончательно разрешен лишь в 20 в. после открытия *Кумранских текстов. Они доказали наличие в дохрист. время неск. *рукописных традиций ВЗ, одна из к-рых отражена в масоретской Библии, а другая — в Септуагинте.

Гл. библ. труды Ф. относятся к НЗ. В 1870 он составил евангел. *гармонию, к-рая позднее неоднократно переиздавалась («Евангельская история о Боге-Сыне», М., 1885). На протяжении 70-80-х гг. он опубликовал комментарии к 13-ти посланиям  ап.Павла: 2 Фес (1872-73), Гал (1873-75), Еф (1874-75), Флп (1875), 1-2 Кор (1875-78), Рим (1879), Кол и Флм (1879-80); 1-2 Тим и Тит (1880-82), Евр (1896). Все эти комментарии переиздавались. В посмертных бумагах святителя сохранилось введение к толкованию на Евр; оно было опубликовано Афонским Русским Пантелеимоновым м-рем (М., 1896), к-рый больше всего издавал творения святителя Ф. Толкования были тепло встречены как богословами, так и широкими кругами читателей. «Это великий подарок для православной церкви, — писал в 1874 проф. МДА П.С.Казанский. — Толкование это самостоятельное, в духе православном, и автор знакомит со всеми новейшими толковниками немецкими, английскими, французскими. Иногда одним словом он поражает неправое толкование, и только человек хорошо знакомый с новейшими толкованиями поймет все достоинства его труда». Следует отметить, что Ф. писал, рассчитывая на читателя небогослова, поэтому его обширная эрудиция скрыта за текстом (ссылки на авторов нового времени почти отсутствуют, нет библиографич. аппарата). Комментарии построены по след. плану. Сначала идет введение, в к-ром рассматривается подлинность послания, время, обстоятельства и цель его написания, а также начертывается схема композиции послания. Затем следует изъяснение послания в виде цельного связного текста. Хотя в труде Ф. немало историч. объяснений, главное в нем — духовное толкование, ориентированное на возрастание читателя в христ. жизни. Язык Ф. местами кажется архаичным, но это искупается живостью слога, сочного и оригинального, и назидательным характером всего комментария.

u Царство Христово, «Домашняя беседа». 1869, вып.44; Царство Христово и царство от мира сего, там же, 1872, вып.51; Святой Иоанн Богослов как учитель веры и любви, там же, 1873, вып.46; Свод пророчеств о лице Господа нашего Иисуса Христа, там же, вып.52; По поводу издания свящ. книг ВЗ в рус. переводе, ДЧ, 1875, № 9-12; Характер проповеди евангельской, «Домашняя беседа», 1875, вып.52; О нашем долге держаться перевода 70-ти толковников, М., 1876; Какого текста Ветхозав. Писаний надо держаться, ЦВ, 1876, № 19; Различие Ветхого и Нового Завета, «Домашняя беседа», 1877, вып.40; Мысли Преосвящ. Феофана о протестантской церковно-исторической науке, «Церк.Ведомости», 1894, № 50; Чтение Евангелий в первые три дня Страстной седмицы, «Душеполезный собеседник», 1895, вып.3; проч. соч. Ф. указаны в работе: иером.Г е о р г и й (Тертышников), Богословское наследие еп. Ф. Затворника, БТ, 1976, сб.16.

l Иером.Г е о р г и й  (Тертышников), Памяти еп. Ф. Затворника. Библиографич. очерк, ЖМП, 1973, № 3; Г о р с к и й - П л а т о н о в, Несколько слов о статье еп.Ф.: По поводу издания свящ. книг ВЗ на рус. языке, ПО, 1875, N 11; Г у м е р о в  Ш., Г о в о р о в (еп.Ф.), РП, ч.1, с.591; архим.К л а в д и а н, Преосвящ. Ф., Вышенский Затворник, ЖМП, 1953, № 1; К л ю ч а р е в  А., Преосвящ. Ф. Затворник и его пастырская деятельность, ПС, 1904, т.II; *К о р с у н с к и й  И., Преосвящ. еп. Ф., бывший Владимирский и Суздальский, ЧОЛДП, 1894, кн.5, 7-12; е г о  ж е, Преосвящ. Ф., еп. Владимирский, ВиР, 1894, № 12-13, 22-24; е г о  ж е, Смысл жизни и деятельности преосв.Ф., БВ, 1895, № 1; Л о б о в  Г., Феофан, еп.Тамбовский как проповедник, ВиР, 1916, № 2; М и р о л ю б о в  Г.П. (Д.Е.Мелихов), Еп. Ф. Затворник и проблемы духовной жизни, ЖМП, 1973, № 3; *Н и к о л ь с к и й  М.В., По поводу приготовляемого издания комментир. Библии, ПО, 1877, № 10; *Р ы б и н с к и й  В.П., Памяти преосвящ. Ф., еп.Владимирского и Суздальского, Труды КДА, 1894, № 3; С м и р н о в  Н., Жизнь и учение преосвящ. Ф., Вышенского затворника, Шацк, 1905; Т и т л и н о в  Б., Ф. (Говоров), еп., РБС, т.24, 1913 (там же приведена и библиогр.).

 

РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-БОГОСЛОВЫ

Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного Писания

Биобиблиографический указатель. 2-е изд. М.: Пашков дом, 2001.

Номер страницы указан после текста на этой странице

К оглавлению

Феофан

(Говоров Георгий Васильевич) (1815—1894)

Святитель Феофан (в мире Георгий Васильевич Говоров) родился 10 января 1815 года в селе Чернавске Елецкого уезда Орловской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Духовном училище в городе Лив-ны, в 1831 году поступил в Орловскую Духовную семинарию, которую окончил с отличием, и семинарию; в 1837 году он поступил в Киевскую Духовную Академию. 15 февраля 1841 года студент Георгий Говоров ректором Академии архимандритом Иеремией (Соловьевым) был пострижен в монашество с именем Феофан, в честь преподобного Феофана Исповедника, 6 апреля рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха.

В 1841 году иеромонах Феофан одним из первых закончил Академию со степенью магистра богословия, присужденною ему за сочинение «Обозрение подзаконной религии». По отзыву святителя Филарета, «сочинение сие заключает в себе столько сведений и соображений о законе Моисеевом, что они служат достаточным свидетельством познаний сочинителя». По окончании Академии иеромонах Феофан был назначен ректором Киево-Софийского Духовного училища и преподавателем латинского языка.

В 1842 году отец Феофан был определен инспектором Новгородской Духовной семинарии и преподавателем психологии и логики, а через два года был переведен в Санкт-

403

Петербургскую Духовную Академию на должность бакалавра по кафедре нравственного и пастырского богословия. С 22 марта 1845 года помощника инспектора Академии, а 3 июля был назначен членом Комитета для рассмотрения конспектов преподаваемых в семинарии учебных предметов.

В 1847 году отец Феофан был назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, которую в то время возглавлял архимандрит Порфирий (Успенский). В Иерусалиме отец Феофан прекрасно изучил греческий язык, занимался еврейским и арабским языками, а также иконописью. К этому времени относится начало собирания будущим святителем рукописей и печатных изданий, которые он затем переводил с греческого языка на русский. В 1853 году в связи с начавшейся Крымской войной Миссия была отозвана в Россию. По пути в Россию члены Миссии побывали во многих европейских городах. В Риме архимандрит Порфирий и иеромонах Феофан были на аудиенции у Папы.

14 апреля 1855 года иеромонах Феофан был возведен в сан архимандрита и назначен в Санкт-Петербургскую Духовную Академию преподавателем канонического права. 15 сентября 1855 года архимандрит Феофан был назначен ректором Олонецкой Духовной семинарии. На этой должности он много потрудился в борьбе с расколом, организовал миссионерский класс для учеников высшего отделения, открыл противораскольническую библиотеку.

В 1856 году архимандрит Феофан был послан в Грецию настоятелем посольской церкви в Константинополе.

1 мая 1857 года ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии епископ Винницкий Макарий (Булгаков) был перемещен на Тамбовскую кафедру, а 13 мая на должность ректора был назначен архимандрит Феофан. Ему также поручили наблюдение за преподаванием Закона Божия во всех светских учебных заведениях Петербурга. Кроме того, архимандрит Феофан председательствовал в учрежденном при Академии Комитете по изданию византийских историков в русском переводе, а с 1858 года, когда официально возобновили перевод Библии на русский язык, стал председателем учрежденного при Академии Комитета. Одновременно он редактировал журнал «Христианское чтение».

404

1 июня 1859 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Феофана во епископа, с назначением на Тамбовскую кафедру, в 1863 году он был переведен во Владимир. В Тамбовской и Владимирской епархиях святитель Феофан открыл епархиальные женские училища, основал «Епархиальные ведомости». Во время пребывания преосвященного Феофана в Тамбове 13 августа 1861 года было совершено открытие мощей святителя Тихона Задонского.

С юных лет епископ Феофан стремился к уединению. После двадцатипятилетнего служения Церкви на различных поприщах он решил осуществить свое давнее стремление. 17 июля 1866 года епископ Феофан по собственному прошению был уволен на покой с правом пребывания в Вышенс-кой Пустыни Тамбовской епархии. С этих пор началась его подвижническая жизнь. Через шесть лет святитель Феофан ушел в затвор.

В период пребывания в Вышенской Пустыни епископ Феофан трудился над истолкованием Священного Писания и переводами святоотеческих творений, вел переписку с духовными чадами. Экзегетические труды преосвященного Феофана имеют огромное значение в отечественной литературе по изъяснению Священного Писания. «Отличаясь самостоятельностью в смысле независимости от западных ученых пособий и отечественных опытов, затем глубиною, основательностью, полнотою, замечательной ясностью и точностью изложения, они вполне удовлетворяют насущным нуждам и целям богословской и именно православной экзегетики. Характерная их черта состоит в том, что главнейшими руководителями автора в его истолковательных трудах были св. Отцы и Учителя Церкви. Нельзя не отметить другой, важной в богословском отношении черты в толкованиях преосвященного Феофана. Внимательный читатель находит в них не только все нужное для полного и ясного понимания священного текста, но вместе с тем глубоко продуманное и прочувствованное разъяснение множества разного рода догматических, в особенности же нравственных христианских истин, понятий, вопросов, каковы, например, понятия и вопросы о грехе и зле, о нашем искуплении и оправдании во Христе Иисусе, об отношении благодати Божи-

405

 

ей и нашей человеческой свободы», — писал биограф. В 1882 году Санкт-Петербургская Духовная Академия, «в выражение глубокого уважения к неутомимой и многоплодной литературной деятельности преосвященного Феофана в области православного нравственного богословия и истолкования Священного Писания», избрала его своим почетным членом, а в 1890 году удостоила епископа Феофана степени доктора богословия. В отчете Комиссии по присуждению ученых степеней отмечалось: «Преосвященный Феофан является выдающимся, оригинальным русским православным богословом, своими трудами сильно возбуждающим нашу отечественную богословскую мысль, внесшим немало в наше научное богословское сознание, обогатившим нашу богословскую литературу многочисленными и высокоценными трудами.... Совет Академии, присудив преосвященному Феофану степень доктора богословия, исполнит только долг, давно лежащий на высшей Духовной школе».

Святитель Феофан мирно скончался 6 января 1894 года и был погребен в склепе Владимирского придела Казанского собора Вышенской Пустыни. Над его могилой воздвигнуто великолепное надгробие из белого мрамора, на котором изображены три книги святителя — «Добротолюбие», «Толкование Апостольских Посланий», «Начертание христианского нравоучения». После кончины епископа Феофана интерес к его личности непрестанно возрастал. «Его имя будет приобретать все больше известности и славы, как имя великого духовного просветителя, умевшего давать ответы на самые насущные вопросы духовной жизни», — писал современник.

В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви святитель Феофан, Затворник Вышенский, был причтен к лику святых.

Печатные труды

1399. Без труда не спасешься: Из книги «О покаянии» преосвященного Феофана. — Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1901. — 16 с.

1400.  Беседовательное толкование 2-го Послания к солуня-нам. — М.: Унив. тип. (Катков), 1873. — 142 с.

406

1401. Богоугодная жизнь вообще: Слова епископа Феофана / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1893.— 108 с.

То же. — 2-е изд. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1899. То же. — Репр. изд. — [М., 1998]. — 113 с. — На тит. л. дан. ориг.: М., 1899.

1402. Взыщите Господа: Из писем святителя Феофана Затворника. — [Сергиев Посад): Свято-Троиц. Сергиева Лавра, 1990. — 31 с.

1403. Внутренняя жизнь: Из Слов к Тамбовской и Владимирской паствам, 1859—1866 гг. / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1893. — 138, II с.

То же. — 2-е изд. — 1899.

То же. — Репр. изд. — М.: Галактика, 1994. — 138, II с.

1404.  Во дни Великого поста. — Саратов: Братство Святого Креста, 1911. — 53 с. — Из: Братский листок. — 1911.

,.,.. 1405. Востани, спяй: Собрание святоотеческих писаний, направленных к пробуждению человека от сна греховного для бодрствования о Христе / Изд. Святой Горы Афонской. — СПб.: Тип. Духов, журн. «Странник», 1868. —VI, 200 с: ил.

Тоже.— 2-е изд.—СПб., 1871.—200 с.

То же. — 3-е изд. — Одесса, 1886. — 165 с.

То же. — 4-е изд. — Одесса: Тип. Фесенко, 1890. — 156 с: ил.

То же. — 5-е изд. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1897. — 146 с, 2 с. ил.

То же. — 6-е изд. — М., 1902.

То же. — 7-е изд. — М.: Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь, 1911.—146с: ил.

1406. Два слова о Святом Таинстве Крещения. — М.: Тип. Ефимова, 1886. — 16 с. — Прил. к журн.: Душеполез. чтение. — 1886.

1407.  Девять слов по случаю пожаров в Тамбове и губернии Тамбовской / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1894. — 45 с.

1408. Душа и Ангел — не тело, а дух: (Против брошюр «Слово о смерти» и «Прибавление к сему слову»). — М.: Тип. Ефимова, 1891. —210с.

То же. — 2-е изд. Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Тип. Ефимова, 1902.

То же. — 3-е изд. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1913.

407

1409. Евангельская история о Боге Сыне, Воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами св. Евангелистов, с указанием основании, почему именно такой, а не другой избран порядок последования Евангельских событий одних за другими. — М.: Тип. Ефимова, 1885. — 337 с. разд. паг.

То же. — 2-е изд. Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1899. — ХСШ, 290 с: ил.

1410.  Жизнь преподобного Симеона Нового Богослова // Ду-шеполез. чтение. — 1877. — Ч. 1. — С. 173—188.

1411.  Заступление и Покров Пресвятыя Богородицы / Рус. Свято-Ильинский скит на Афоне. — Одесса: Тип. Фесенко, 1894. — 16 с.

1412.  Истолкование молитвы Господней словами св. Отцев / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1896. — 84 с. — М., 1896. — 84 с.

1413. Как жить?: Мудрые советы святителя Феофана. Вышен-ского Затворника / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1904. — 50 С.

То же. — 2-е изд. — 1906. То же. — 3-е изд. — 1909. То же. — 4-е изд. — 1912.

1414.  Краткие мысли на каждый день года, расположенные по числам месяцев / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Тип. Ефимова, 1882. — 94 с.

То же. — 2-е изд. — 1894. То же. — 3-е изд. — 1894.

1415. Краткое объяснение ежедневного церковного богослужения. — М.: Типо-лит. Ефимова, Ценз.  1888. — 8 с. То же. — 3-е изд. — 1893. — 8 с. То же. — 5-е изд. — 1899. То же. — 6-е изд. — 1901. —8с: ил.

1416.  Краткое учение о Богопочитании / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова,  1896. — 68 с. То же. — 2-е изд. — 1908. — 70 с: ил.

1417.  Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия / Афон. Рус Пантелеймонов монастырь. — М.: Тип. Ефимова, 1881. — 484 с.

То же. — 2-е изд. — М., 1890. — 454, И с: ил.

408

 

То же. — 3-е изд. — М., 1897 (обл. 1898),

То же. — 4-е изд. — М., 1904. — 462, II с.

То же. — 5-е изд. — СПб., 1903. — 367 с.

То же. — 6-е изд. — Пг., 1915. — 374 с.

То же. — М., Моск. Патриархия, 1991. — 196 с: портр.

То же. — М., Правило веры, 1995. — 369 с.

1418. На высоте истинной и чистой христианской нравственности. — М.: Тип. Ефимова, 1901. — 39 с. То же. — 1911.

1419.  На разные случаи: Из слов к Тамбовской и Владимирской паствам / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1893. — 58 с.

То же. — 2-е изд. — 1897. — 61 с.

1420. Напоминание всечестным инокиням о том, чего требует от них иночество / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1892. — 134 с.

То же. — 2-е изд. — 1897. — 136 с То же. — 3-е изд. — 1908.

1421.  Наставление вступающим в обитель: Из кн. «Письма о христианской жизни». — [М.], Ценз. 1881. — 8 с.

1422.  Наставление о преуспеянии в христианской жизни / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1896. — 30 с.

То же. — 2-е изд. — 1903. — 32 с. Тоже.—3-е изд. — 1911.

1423.  Наставления в духовной жизни. — Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. — М.: Моск. Патриархат: Посад, 1994. — 187 с: ил.

1424.  Начертание христианского нравоучения / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1890 (обл. 1891). —506, VIII с.

-     То же.—2-е изд. — 1895.— 520, IV с.

То же. — [Репр. изд.]: В 2 т. — М.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь: Паломник, 1994. — (Духовное наследие святителя Феофана Затворника).

1425. Наши отношения к храмам: Из Слов к Тамбовской и Владимирской паствам, 1859, 1861, 1867 и 1869 гг. / Афон. Рус Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1893. — 73 с.

То же. — 2-е изд. — 1900. — 74 с.

 

409

1426.  Небесный над нами Покров святых и уроки от лица их во дни празднственного чествования их: Из Слов к Тамбовской и Владимирской паствам / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1893. — 128 с.

То же. — 2-е изд. — 1900 (обл. 1901).

1427.  Небесный Покров над нами. — СПб.: О-во святителя Василия Великого, 1996. — 141 с.

1428.  О вечности мучений: Взято из Писем к разным лицам о разных предметах веры и жизни: Письма 1-е и 2-е / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1892. — 23.с.

То же. — 2-е изд. — 1895 (обл. 1894). То же. — 3-е изд. — 1900. То же. — 4-е изд. — 1903. То же. — 5-е изд. — 1914.

1429. О молитве. — М.: Тип. Кудрявцевой, 1876. — 29 с.

1430. О нашем долге держаться перевода LXX толковников. — [М., 1876].— 19 с.

1431.  О покаянии, причащении Святых Христовых Тайн и исправлении жизни: Слова во Святую Четыредесятницу и приготовительные к ней недели. — СПб.: Тип. Дома призрения малолетних бедных, 1868. — 304 с.

То же. — 2-е изд. Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь, 1869.— II, 282 с.

Тоже. —3-еизд. — М.:Типо-лит. Ефимова, 1889(обл. 1890).— 285 с.

То же. — 5-е изд. — 1895 (обл. 1896.). — 282, II с.

То же. — 6-е изд. — 1909. — 274 с.

То же. — Репр. изд. — М.: Моск. Патриархия, 1991. — 274 с.

То же. — М.: Правосл. паломник, 1998. — 318 с. — На обл. подзаголовок: Наставления Святителя Феофана.

1432.  О Послании св. Апостола Павла к евреям. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1896. — 37 с.

1433.  О Православии с предостережениями от погрешений против него: Из Слов к Тамбовской и Владимирской паствам / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1893.— 202,11с.

То же. — 2-е изд. — 1902.

То же. — М.: Моск. Патриархат, 1991. — 108 с.

410

1434.  О самом главном: Из Слов святителя Феофана Затворника. — М.: Отчий дом, 1996. — 79 с.

1435.  О совершенном обращении к Богу от прелестей мира и греха / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Тип. Ефимова, 1887.— 50 с.

То же. — 2-е изд. — М., 1892. — 52 с. То же. — 3-е изд. — М., 1903. — 52 с.

1436. Об употреблении нового перевода Ветхозаветных Писаний. — [М.|: Унив. тип., 1876. — 8 с. — Из: Душеполез. чтение.

1437. Обетование Господне оставляющим все Царствия ради Небесного. — СПб.: Тип. духов, журн. «Странник», Ценз. 1869. — 12 с.

1438.  Обязанности гражданские и общественные: Из книги «Письма о христианской жизни». — [М.], Ценз. 1881. — 8 с.

1439. Основной принцип церковной проповеди и вытекающие из него предмет и задача церковного красноречия. — Казань, 1895.

1440. Ответы епископа Феофана, затворника Вышенской Пустыни, на вопросы инока о молитве: С предисл. — М., 1904. — 47 с, портр.

То же. — 2-е изд. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1910. — 40 с.

1441. Ответы епископа Феофана, затворника Вышенской Пустыни, на вопросы инока относительно различных деланий монашеской жизни. —Тамбов: Тип. Губ. правл., 1894. — 72 с.

То же. — 2-е изд. — Боровичи: Тип. Гамзина, 1908. — 63 с.

1442.  Первые благовестницы о Воскресении Господа / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1892. — 23с.

То же. — 2-е изд. — 1894. То же. — 3-е изд. — 1899. Тоже. — 4-е изд. — 1911.

1443. Письма к одному лицу в С.-Петербург по поводу появления там нового учителя веры. — СПб.: Синод, тип., 1881. — 148 с.

1444.  Письма к разным лицам и о разных предметах веры и жизни. — М.: Унив. тип., 1882. — II, 432 с.

То же. — 2-е изд. Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1892. — 466 с.

То же. — Репр. воспр. — Сергиев Посад Тип. Свято-Троиц. Сер-гиевой Лавры. 1995. — 465 с. — Вых. дан. ориг.: М., 1892.

411

1445. Письма о духовной жизни. — СПб., 1872; — IV, 292 с. То же. — Изд. Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Тип.

Ефимова, 1882. — 275 с.

То же. — 2-е изд. — 1892. — 254 с. То же. — 3-е изд. — 1897. — 253 с. То же. — 4-е изд. — М., 1903. — 253 с.

1446. Письма о том, что есть духовная жизнь и как на нее настроиться.— М., 1896.

То же. — 2-е изд. — 1904.

1447. Письма о христианской жизни: Вып. 1—4. — СПб.: Тип. Гл. штаба е.и.в. по воен.-учеб. заведениям, 1858—1860.

То же. — 2-е изд. — 1860—1862.

То же. — Изд. Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь, 1891. — 253, II с.

То же. — СПб.: Тузов, 1880. — 364, II с. Тоже. — М., 1908.

1448.  Письма преосвященного Феофана к присяжному поверенному Митрофану Рафаиловичу Корякину в Задонске. — М.:

Унив. тип., 1894. — 55 с. — Отт. из: Душеполез. чтение.— 1894.

1449.  Письма преосвященного Феофана Затворника к протоиерею М.И. Хераскову. — М.: Унив. тип., 1894. — 14 с.

1450.  Письма преосвященного Феофана Затворника к СВ. — М.: Унив. тип., 1898. — 112 с. — Отт. из: Душеполез. чтение. — 1897.

1451.  По поводу издания Священных книг Ветхого Завета в русском переводе. — [М.]: Унив. тип., 1875. — 11с.

То же // Душеполез. чтение. — 1875. — Ч. 3. — 342—352.

1452.  Последние заветы: Письма последних лет жизни преосвященного Феофана. — М., 1889. — 16 с.

То же. — М., 1896. То же. — М., 1906.

1453.  Предостережение от увлечения духом настоящего времени. — СПб.: Тип. Штауфа, 1858. — 82 с.

1454.  Примеры записывания добрых мыслей, приходящих во время богомыслия и молитвы, числом 162: Взято из писем к разным лицам о разных предметах веры и жизни: (Письмо 86). — М.: Типо-лит. Ефимова. 1896. — 43 с.

412

То же. — 3-е изд. — 1903.

То же. — Почаев: Тип. Почаево-Успенской Лавры, 1913.

31с.

1455.  Притча о неправедном приставнике. — СПб.: Тип. духов, журн. «Странник», Ценз. 1869. — 32 с.

1456.  Против лжеучителей. — СПб.: Шпиль, 1996. — 46 с.

1457.  Псалмы первый, второй и пятьдесят первый, истолкованные епископом Феофаном / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1897. — 52 с.

Тоже. — М., 1900.

1458.  Псалом сто семнадцатый, истолкованный епископом Феофаном. — СПб.: Тип. Мор. м-ва, 1877. — 546 с.

То же.: С портр. автора. — М.: Унив. тип., 1880. — 459 с, 1 л. портр.

То же. — 2-е изд. Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1891. — 496 с, 1л. портр.

То же. — Репр. изд. — М.: Донской монастырь, 1993.

1459.  Псалом тридцать третий. — М.,  1871. То же. — 2-е изд. — 1889.

1460.  Путь к истине. — Ярославль: Тип. Губ. правл., 1907. — 7 с. — Прил. к журн. «Приходская жизнь».

1461. Путь ко спасению: Краткий очерк аскетики: Вып. 1—3. — СПб.: Тип. Траншеля. 1868—1869.

Вып. 1: О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием, как сохранить сию благодать в период воспитания и с приложением мыслей св. Отца нашего Иоанна Златоустого о воспитании. — 1868. — 112 с.

Вып. 2: О начале христианской жизни чрез покаяние, или :О покаянии и обращении грешника к Богу. — СПб.: Тип. духов, журн. «Странник», 1869. — 121 с.

Вып. 3: О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь. — 1869. — [4], 164 с.

То же. — 2-е изд. — Вып. 1. — СПб.: Тип. духов, журн. «Странник», 1869. — 112 с.

То же: В 3-х отд. — 3-е изд. Рус. на Афоне Пантелеймонов монастырь. — СПб.: Тип. Дома призрения малолетних бедных, 1875.—303 с.

То же. — 4-е изд. — М.: Тип. Ефимова, 1879. — 331 с.

То же. — 5-е изд. — М., 1884. — 331 с.

То же. — 6-е изд. — Одесса: Типо-лит. Фесенко, 1886. — 392 с.

413

То же. — 7-е изд. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1894. — 344, II с. То же. — 8-е изд. — М., 1899. — 346. II с: портр. То же. — 9-е изд. — М, 1908. — 346 с. То же. — 10-е изд. — М., 1915. 204

Тоже. —Репр. изд. —Б.м., [1993]. —Вых. дан. ориг.: Типо-лит. Ефимова, 1899.

1462.  Пять поучений о пути ко спасению — М.: Тип. Ефимова, 1882. — 24 с: ил.

То же. — 2-е изд. Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — 1888. — 31 с: ил.

То же. — 3-е изд. — 1894. То же. — 4-е изд. — 1901. Тоже. — 5-е изд.— 1905.

1463. Разрешение недоумений при чтении притчи о неправедном приставнике (Лк. 16, 1—13) и обетования тем, кои все оставляют ради Царствия Христова / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1893. — 52 с.

То же. — 2-е изд. — 1897. — 52 с.

1464.  Рождество Христово по изображению знаменитых наших святителей — Иннокентия и Димитрия, архиепископов Херсонских, и епископа Феофана, Затворника Вышенского. — М.: Тип. Ефимова, 1903. — 208 с.

1465.  Святой Антоний Великий. — М., 1883. — 132 с.

То же. — 2-е изд. — М., 1895. .     Тоже. — 3-е изд. — М., 1905. — 144 с.

1466. Святоотеческие наставления о молитве и трезвении, или внимании в сердце к Богу и истолкование молитвы Господней словами св. Отцев. — М.: Унив. тип., 1881. — 509 с.

То же. — 2-е изд. Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1889. — 600, II с.

1467. Семь слов в недели, приготовительные к Посту и на первую неделю Поста: Взято из «Писем о христианской жизни» / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1893. — 40 с.

То же. — 2-е изд. — 1896. То же. — 3-е изд.— 1902. Тоже.—4-е изд. — 1912.

1468.  Слова к Владимирской пастве. — Владимир: Тип. Губ. правл., 1869. —VII, 684 с.

414

 

1469. Слова к Тамбовской пастве. — СПб.: Тип. Гл. штаба воен.-учеб. заведений, 1861. — 326 с.

То же. — М.: Тип. Орлова, 1867. — IV, 220 с.

 

1470.  Слова на Господские, Богородичные и торжественные дни / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Тип. Ефимова, 1883.—320, II с.

То же. — 2-е изд. — 1899. — 358, И с.

1471.  Слова на освящение храма в Девическом училище и на открытие сего училища 11 февр. 1865 г. — Владимир-на-Клязьме: Губ. тип., [1865]. —8 с.

1472.  Слова преосвященного Феофана о совершенном обращении к Богу от прелестей мира и греха и некоторые предостережения православным христианам. — Тамбов: Тип. Студенецкого, 1867. — [4], 51с. — Из: Тамбов, епарх. ведомости.

1473.  Слова С.-Петербургской Духовной Академии ректора архимандрита Феофана. — СПб.: Тип. Гл. штаба воен.-учеб. заведений, 1859. — II, 327 с.

1474.  Собрание писем святителя Феофана: Вып. 1—8 / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1898— 1901.

1898.—260 с. 1898.— 240 с.

1898 (обл. 1899). — 256 с. 1898.— 256 с.

1898.—232 с.

1899 (обл. 1900).—216 с.

1900 (обл. 1901). — 256 с.

1901  (обл. 1902). — 228 с.

— М.,

— М.,

Вып. 1. — М., Вып. 2. — М., Вып. 3. Вып. 4. Вып. 5. — М., Вып. 6. — М., Вып. 7. — М., Вып. 8. — М.,

Указатель к письмам... — М., 1904. — 64 с: портр.

1475.  Совесть // Домашняя беседа. — 1869. — Вып. 48—50.

1476.  Советы православному христианину. — М.: МП «Галактика». 1994. — 191 с.

То же. — Рига: Благовест, 1994. — 191 с: ил.

1477. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собрание писем: В 8-ми вып. — [Репр. изд.] — М.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь: Паломник, 1994. — (Духовное наследие святителя Феофана Затворника).

 

415

1478. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Толкования Посланий св. Апостола Павла. Пастырские послания. — [Репр. изд.] — Печоры: Свято-Успенский Псково-Печер-ский монастырь. — М.: Паломник: Правило веры. 1995. — 654, II с: портр. — (Духовное наследие святителя Феофана Затворника. Серия 3).

1479. Творения иже со святых отца нашего Фефана Затворница. Толкования Посланий св. Апостола Павла. Послание к гала-там. — М.: Московский Сретенский монастырь,  1996. — 456 с: ил. — (Духовное наследие святителя Феофана Затворника. Серия 3.). —Доп. тит. л. с вых. дан. ориг.: М.: Афонский Русский Пантелеймонов монастырь. 1893.

1480. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкование Посланий св. Апостола Павла. Послание к ефеся-нам. — [Репр. изд.] — М.: Московский Сретенский монастырь, 1998. — 498 с: ил., портр. — (Духовное наследие святителя Феофана Затворника. Серия 3). —Доп. тит. л. с вых. дан. ориг.: М.: Типо-лит. Ефимова, 1893.

1481. Толкование 2-го Послания св. Апостола Павла к коринфянам. — М.: Унив. тип.. 1878. — 448 с.

Тоже. — М., 1882. — II, 410с.

То же. — 2-е изд. Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова. 1894. — 456, II с.

Тоже.— 1916.

1482.  Толкование пастырских Посланий св. Апостола Павла. — М.: Унив. тип., 1882. — И, 592 с.

;        То же. — 2-е изд. Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1894. — 654, II с.

1483. Толкование 1-го Послания св. Апостола Павла к коринфянам. — М.: Унив. тип., 1876. —VIII, 561 с.

Тоже.— 1882.— 571 с. i        То же. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1893. — 630, II с.

1484. Толкование 1-го Послания св. Апостола Павла к коринфянам: В сокращенном изложении / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1913. —330 с.

1485. Толкование первых восьми глав Послания св. Апостола Павла к римлянам. — М.: Унив. тип.. 1879. — 526, II с.

416

То же. — 2-е изд. Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова. 1890. — 560, II с.

То же. — В сокращении. — Сергиев Посад, 1910. — 426 с. То же. — В сокращении. — М., 1913. — 426 с.

1486. Толкование Послания св. Апостола Павла к галатам. — М.: Унив. тип., 1880. — 428 с.

То же. — 2-е изд. Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1893. — 459 с.

1487. Толкование Послания св. Апостола Павла к евреям: Введение и начало толкования, найденные после смерти святителя / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М., 1896.

1488. Толкование Послания св. Апостола Павла к ефесеям. — М.: Тип. Снегирева, 1878. — 429 с.

То же. — 2-е изд. — М.. 1882. — 448 с. То же. — М., 1893. — 498, 2 с.

1489. Толкование Посланий св. Апостола Павла к колоссаем и к Филимону. — М.: Унив. тип., 1880. — 296 с.

То же. — 2-е изд. Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова. 1892. — 322 с.

1490. Толкования Послания св. Апостола Павла к римлянам: В 2 кн. / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Тип. Ефимова, 1890.

1491. Толкование Посланий св. Апостола Павла к филиппий-цам и солунянам,   1-го и 2-го. — М.: Унив. тип.,   1883. — IV, 535 с.

То же. — 2-е изд. Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова. 1895. — 583, II с.

1492.  Три письма преосвященного Феофана по восточному вопросу. — [М.|: Унив. тип., Ценз. 1877. — 8 с.

1493.  Три слова о несении креста. — М.: Тип. Ефимова, 1885.— 16 с.

То же. — 1885. — Прил. к журн. «Душеполез. чтение». — 1885. То же. — 4-е изд. Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1897. — 31 с: ил. То же. — 5-е изд. — 1901. — 32 с. То же. — 6-е изд. — 1906. То же. — 7-е изд. — 1912. — 32 с: ил.

 

417

То же. — [Репр. изд.] — М.: Богородице-Рождественский женский монастырь: Правило веры, 1996. — 31 с: ил. —Доп. тит. л. с вых. дан. ориг.: М.: Типо-лит. Ефимова, 1906.

1494. Тридцать третий псалом. — М.: Тип. Бахметева, 1871. — 110 с.

То же. — 2-е изд. Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1889. — 116 с.

То же. — 3-е изд. — 1903. — 120 с.

1495. Указания, по которым всякий сам для себя может составить из четырех Евангелий одну последовательную историю Евангельскую, с наглядным конспектом ее. —Тамбов: Губ. тип., 1871. — 25 с, 1л. табл.

1496. Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1896. — 54 с.

То же. — 2-е изд. — 1901. 208

1497.  Утешение в скорбях. — Владимир: Типо-лит. Паркова, [1897]. — 16 с. — Отт. из: Владим. епарх. ведомости. — 1897.

1498. Утешения по случаю смерти лиц, близких нашему сердцу: По письмам епископа Феофана Затворника. — [М.]; Типо-лит. Ефимова, Ценз. 1900. — 8 с.

1499.  Черты деятельного благочестия / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — Одесса, 1890.

1500. Четыре беседы по руководству книги «Пастырь» святого Ермы. — М.: Тип. Ефимова, Ценз. 1884. — 20 с.

То же. — 2-е изд. Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1892. — 28 с. То же. — 3-е изд. — 1898. То же. — 4-е изд. — 1908.

1501.  Четыре слова о молитве. — М.: Тип. Ефимова, Ценз. 1881.—20 с.

Тоже.— 1882.—24 с.

То же. — 2-е изд. Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — 1889. — 26 с.

То же. — 3-е изд. — 1891. То же. — 4-е изд. — 1898. То же. — 5-е изд. — 1903. То же. — 6-е изд. — 1912.

418

То же. — Новосибирск: Приход во имя преподобного Серафима Саровского, 1996. — 23 с. — (Крупицы духовной мудрости).

1502.  Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Тип. Лаврова, 1878.—293 с.

То же. — 2-е изд. — Одесса, 1886. — 302 с.

Тоже. — 3-е изд.—Одесса: Типо-лит. Ефимова, 1891.—300 с.

То же. — 4-е изд. — М., 1897 (обл. 1898). — 280, VII с.

То же. — 5-е изд. — М., 1904. — 280 с. ~°    То же. — 6-е изд. — М., 1914. — 280 с.

То же. —Л.: Ред.-изд. об-ние «Санкт-Петербург», 1991. —288 с.

То же. — Самара: Дом печати, 1991. — 212 с.

То же. — М.: Сестричество во имя преподобномученицы в.к. Елизаветы: Правило веры, 1996. — 414 с.

1503.  Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Тип. Ефимова, 1882. — 116 с.

То же. — 2-е изд. — М., 1882. — 107 с. То же. — 3-е изд. — М., 1885. — 106 с. То же. — 4-е изд. — М., 1899. — 106 с. Тоже. — 5-е изд. — М., 1901. — 106 с. То же. — 6-е изд. — М., 1912. — 106 с.

Тоже. —М.: Моск. Духов. Акад.: Новая книга, 1995. —109, [2] с. ы     То же. — М.: Свято-Троиц. Сергиева Лавра, 1997. — 110 с.

Переводы

1504. Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь, 1877—1889 (обл. 1890).

Т. 1. — М.: Тип. Ефимова, 1877. — 567 с. Т. 2. — СПб.: Тип. Лебедева. — 760 с. Т. 3. — СПб.: Тип. Лебедева. — 440 с. Т. 4 — СПб.: Тип. Лебедева. — 634 с. Т. 5. — СПб.: Тип. Лебедева. — 488 с. То же. — 2-е изд. — М.: Тип. Ефимова, 1883—1901. То же. — 3-е изд. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1895—1913. То же. — 4-е изд. — 1905.

Хо же. — [Репр. изд.] — Свято-Троиц. Сергиева Лавра, 1992. Указатель к 5-ти томам Добротолюбия... / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Тип. Ефимова, 1905. — 168 с.

1505.  Древние иноческие уставы преподобного Пахомия Великого, святого Василия Великого, преподобного Иоанна Кассиана

 

419

и преподобного Венедикта, собранные епископом Феофаном / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1892. — 654, VIII с.

То же. — [Репр. изд.] — М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. — 659, VIII с. — В прил. Житие святителя Феофана, Затворника Вышенского.

То же. — [Репр. изд.] — Рига: Паломник. — 1995. — 653, VIII с. — На тит. л. вых. дан. ориг.: М., 1892.

1506.  Каллист Патриарх и сподвижник его Игнатий, Ксанфо-пулы / Пер. с греч. — М., 1900.

1507. Материкон: Собрание наставлений аввы Исайи всечест-ной инокине Феодоре / Пер. с греч. — М., 1891. — 197 с.

То же. — 2-е изд. — М., 1892. — 268 с. То же. — 3-е изд. — М., 1999. — 268 с.

1508. Невидимая брань: Блаженной памяти старца Никодима Святогорца / Пер. с греч. — М., 1886. — 261 с.

То же. — 2-е изд. — 1892. — 246 с. То же. — 3-е изд. — 1899. Тоже.—4-е изд. — 1904. — 295 с. То же. — 5-е изд. — 1912. — 296 с.

1509.  Псалтирь, или Богомысленные размышления св. отца нашего Ефрема Сирина. — М.. 1874. — 215 с.

То же. — 4-е изд. — М., 1884. — 306 с.

То же. — 6-е изд. — М., 1894. — 306 с.

Тоже. —8-е изд. — М., 1904.                                            .

То же. — 9-е изд. — М., 1913.

1510.  Сборник аскетических писаний, извлеченных из Патериков обители св. Саввы Освященного, что близ Иерусалима: Из кн. «Письма о христианской жизни», где он составляет прибавление к ним / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1891. — 166 с.

То же. — 2-е изд. — 1907. — 173 с.

1511. Слова преподобного Симеона Нового Богослова: Вып. 1— 2 / Пер. с новогреч. яз. / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова.

Вып. 1. — М., 1882. — 450 с.

Вып. 2. — 1890. — 448 с.

То же. — 2-е изд. — М., 1892.

420

Литература о жизни и деятельности

1512.  Георгий (Тертышников), иером. Богословское наследие епископа Феофана Затворника (1815—1894) // Богослов, труды. — Сб. 16. — М.: Моск. Патриархия. 1976. — С. 201—222.

1513. Георгий (Тертышников), архим. Светильник Земли Русской. Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника // Богослов, труды. — Сб. 30. — М.: Моск. Патриархия,  1990. — С. 152—175.

1514. Голубев П. Епископ Феофан, подвижник — толкователь Библии как Слова жизни // Радость христианина. — 1894. — Кн. 7.—С. 270—294.

1515. Корсунский И.Н. Преосвященный епископ Феофан, бывший Владимирский и Суздальский: Биогр. очерк. — М., 1895. — 294, 4 с.

1516. Корсунский И.Н. Смысл жизни и деятельности преосвященного Феофана (Говорова): К годовщине кончины его. — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой. Ценз. 1894. — 30 с.

1517.  Кротков А. Святитель Феофан Затворник и нравоучительные изречения его. М., 1898. — 31с.

1518.  Лосев П. Великий молитвенник и затворник, преосвященный Феофан. — М., 1894. — 32 с.

1519. Памяти преосвященного Феофана, Затворника Вышенского: Девять неизданных его писем, сообщил протоиерей Иустин Ольшевский. — Полтава, 1905. — Отт. из: Полтав. епарх. ведомости. — 1905.

1520. Самобытный отечественный мыслитель: Епископ Феофан в письмах на общественные темы: Страницы из истории нашего умственного развития. — СПб.: Типо-лит. Ревина. 1903. — 15 с.

1521. Сборник стихотворений, писанных по благословению в Бозе почившего епископа Феофана Затворника. — М.: Печ. Снегиревой. 1910. — 81 с: ил.

1522. Смирнов П.А. Жизнь и учение Преосвященного Феофана, Вышенского Затворника: В память столетия со дня рождения Святителя / Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1915. — 436. III с, 1л. портр.

 

421

1523. Таубе М.Ф. Три столпа русского самобытного просвещения прошлого столетия: Хомяков, Достоевский и епископ Феофан, Затворник Вышенский. —Харьков: Тип. «Мирный труд», 1912. — 42 С.

1524. Хитров М.И., прот. Преосвященный Феофан, Затворник Вышенский. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1895. — 225 с.

То же. — 2-е изд. Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. — М., 1У05.

То же. — [Репр. изд.]. — Б.м.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, [1994].

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова