Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

Антоний Амфитеатров

Брат Филарета А.

Антоний (Амфитеатров). Догматическое богословие. 8-е изд. СПб, 1862. 302 с.

Лемешевский:

Антоний (Амфитеатров Яков Гаврилович), епископ Казанский и Свияжский.

Родился 15 октября 1815 года в г. Миас (на Урале) в семье священника.

Первоначальное образование получил в Калужском духовном училище и семинарии, где в то время святительствовал его дядя Филарет (Амфитеатров).

В 1835 году поступил в Киевскую духовную академию.

В 1839 году окончил академию со степенью магистра и определен бакалавром Киевской академии.

12 сентября 1840 года пострижен в монашество; 14 сентября рукоположен во иеродиакона, а 15 сентября - во иеромонаха.

16 декабря 1840 года назначен ректором Киево-Софийских духовных училищ.

С 19 июля 1841 года - инспектор и профессор Киевской семинарии.

С 12 марта 1845 года - ректор той же семинарии.

16 апреля 1845 года возведен в сан архимандрита.

11 февраля 1848 года назначен настоятелем Киево-Николаевского монастыря.

22 декабря 1848 года удостоился степени доктора богословия.

В 1848-1849 годах вызывался в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповедывания слова Божия и состоял членом С.-Петербургской консистории.

С 10 января 1851 года - ректор Киевской духовной академии и настоятель Киево-Братского Богоявленского монастыря.

30 марта 1858 года хиротонисан во епископа Чигиринского.

31 октября 1859 года переведен на Смоленскую кафедру.

С 9 ноября 1866 года - епископ Казанский и Свияжский.

16 апреля 1867 года возведен в сан архиепископа.

С 29 декабря 1876 года - почетный член Академии Наук.

Скончался 8 ноября 1879 года. Погребен в Казанском кафедральном соборе, в Рождественском приделе. Это место погребения было им избрано еще при жизни.

Фамилия Амфитеатровых принадлежала той благословенной Богом семье, из которой в минувшем столетии вышли достойные представители Церкви и духовной науки. Во главе этой семьи и самой фамилии был высокопреосвященный Филарет, митрополит Киевский и Галицкий, которому Антоний приходился племянником ("дитя сердца его").

Преосв. Антоний был одним из выдающихся русских архипастырей как по своим личным качествам и административной деятельности, так и по литературным трудам.

Как человек он отличался характером ровным, мягким, приветливым.

Как администратор - обладал способностью быстро ориентироваться в главных нуждах управляемых им епархий.

В Смоленской епархии он вскоре же по прибытии изыскал средства к улучшению материального положения учителей духовных училищ.

В Казани преосв. Антоний много заботился о казанских учебных заведениях. Он обратил особое внимание на миссионерскую деятельность среди местных инородцев и раскольников и основал в епархии несколько миссионерских мужских и женских монастырей. Он привлекал в казанский край нужных и способных людей для развития и улучшения преподавания в Казанской крещено-татарской центральной школе. С целью просвещения инородцев Антонием учреждено братство свт. Гурия.

Преосв. Антоний основал епархиальный орган "Известия Казанской епархии" для оживления деятельности духовенства и выяснения обстоятельств, нужд, задач и потребностей его.

Архиеп. Антоний был постоянным посетителем и щедрым благотворителем местных богаделен, больниц, тюрем, столовых и тому подобных общественных учреждений.

Преосв. Антоний всем сердцем любил Киево-Печерскую Лавру, знал поименно всех ее угодников и житие их, благоговейно чтил дни их памяти. Он любил сам совершать поминовение усопших. Вообще отличался беспримерным усердием к богослужению.

Архиеп. Антоний с почтительным благоговением относился к иконам. Особенно он почитал Богоматерь. У себя имел келейную икону "Нерукотворного образа", подаренную митр. Филаретом, который открыл ему, что на сей иконе он не раз сподоблялся видения блистания какого-то неземного света, разливавшегося на пречистом лице Господа.

Будучи ревностным блюстителем иноческого устава и монастырского благочиния, преосв. Антоний имел особое попечение о монастырях. Обозревая монастыри, он не оставлял без внимания братские келии, посещал и трапезную, просфорные и другие помещения.

Преосв. Антоний вел строгий, аскетический образ жизни, отличался твердостию духа, силой веры и глубоким убеждением в христианской истине, живой любовью к которой была наполнена его жизнь. Казанская паства признавала его за человека святой жизни.

При всех прочих замечательных чертах он был человеком честности неподкупной, любил трудиться и старался, все что требовалось для домашнего обихода, сделать своими руками.

Преосв. Антоний вел и большую литературную работу. За свои богословские труды он был избран в разное время почетным членом Киевской и Московской духовных академий и Императорской Академии Наук.

 

Труды:

Догматическое богословие. 8-е изд. Киев, 1862.

Пастырское богословие. ч. 1. Киев, 1851.

Беседа сельского священника с прихожанами. 1854.

Описание жизни киево-печерского старца иеромонаха Парфения. // Церковные ведомости. 1905. № 9. с. 369.

Последние часы жизни митр. Филарета Киевского. // Церковные ведомости. 1905. № 9. с. 369.

Беседы об отношении Церкви к христианам.

О должностях приходских священников. // Смоленские епархиальные ведомости. 1866. № 3.

Собрание слов. Киев, 1859 и Казань.

Слова к смоленской пастве. Казань, 1870.

Письма архиеп. Казанского Антония к ректору Черниговской семинарии архим. Евгению (впоследствии епископу). Чернигов, 1908.

"Три тома образцовых проповедей и речей".

Краткая исповедь отроков. // Казанские епархиальные ведомости. 1873.

Устав женской общины. // Казанские епархиальные ведомости. 1877. № 22.

Правила для училищ. // Казанские епархиальные ведомости. 1877. № 22.

Речь при наречении во епископа. // Известия Казанской епархии. 1878. № 8.

Духовное завещание. // Известия Казанской епархии. 1879. № 22.

Пастырское послание. // Христианское чтение. 1874. сент.

"Циркуляры казанскому духовенству", за 1864, 1865, 1867, 1868 гг. // Казанские епархиальные ведомости. 1867. № 12; 1868. № 4; Православное обозрение. 1865. янв.; 1864. июль.

Отчеты обозрений епархии за 1866, 1867, 1868, 1869, 1870, 1871, 1872, 1873, 1875, 1876, 1877, 1878. //

Казанские епархиальные ведомости. 1867. № 15; 1868. № 19, 20; 1869. № 13, 16, 17, 20, 24; 1870. № 17, 20; 1871. № 22, 23; 1872. № 14, 17, 18; 1873. № 14, 15, 16, 23; 1874. № 13, 14, 15, 16; 1876. № 14, 15, 16; 1877. № 4, 5; 1878. № 6, 11, 12; 1879. № 11, 12; 1877. № 13, 14.

Письма высокопр. Антония. // Казанские епархиальные ведомости. 1912. № 27, 28, 29, 31, 32.

 

Литература:

Василевский С., архим. Высокопреосв. Антоний Амфитеатров архиеп. Казанский и Свияжский. т. I-II. Казань, 1885.

Корсунский Н.И. Высокопреосв. Антоний архиеп. Казанский. // Вера и Церковь. 1899. кн. 9. с. 590-638.

Греков А. Воспоминание о покойном Владыке Казанском Антонии. // Церковный вестник. 1880. № 46.

Санковский А. Краткое описание церквей Смоленской епархии. Смоленск, 1898. с. 15-16, 140-141.

Никанор (Бровкович). Минувшая жизнь. Одесса, 1913. т. 1. с. 27.

Венгеров. с. 635, 970.

Булгаков. с. 1401, 1403, 1413.

Денисов. с. 296, 300.

Никанор, архиеп. Казанский сборник статей. 1909. с. 224, 486, 487.

Краткий исторический очерк Казанской епархии. Казань, 1890. с. 96-100.

ЖПБ. т. XI. с. 97-103, 107, 110; доп. т. II. с. 382.

ЖМП. 1945. № 11. с. 47-48.

Церковный вестник. 1895. № 50. с. 1647.

Приб. к "ЦВ". 1905. № 9. с. 365-373.

Русский архив. 1895. кн. 2. № 5. с. 77.

-"- -"- 1899. кн. 2. № 6. с. 209 п/с. 3.

Христианское чтение. 1870. февр. с. 337.

-"- -"- 1875, июль-дек. с. 509.

-"- -"- 1899. окт.-дек. с. 621-626.

Православное обозрение. 1864. апр. с. 230-231.

-"- -"- 1865. нояб. с. 76-77; дек. с. 107-109.

-"- -"- 1866. дек. с. 174.

-"- -"- 1868. нояб. с. 139-140; дек. с. 170-175, 343.

-"- -"- 1874. янв. с. 62.

-"- -"- 1885. сент. с. 697-698.

Православный собеседник. 1879. т. II. с. 317-393 (некролог).

-"- -"- 1897. июнь. с. 231.

-"- -"- 1899. янв. с. 1.

-"- -"- 1900. февр. с. 213.

-"- -"- 1902, июль-авг. с. 195; нояб. с. 618.

-"- -"- 1914, июль-авг. с. 59.

Казанские епархиальные ведомости. 1867. № 4. с. 97; № 5. с. 131-132; № 7. с. 224.

-"- -"- 1868. № 6. с. 152-157; № 7. с. 174-176; № 21 с. 598-600.

-"- -"- 1869. № 9. с. 279.

-"- -"- 1872. № 8. с. 243.

-"- -"- 1873. № 11. с. 348-351; № 22. с. 690.

-"- -"- 1876. № 13. с. 390-392.

-"- -"- 1877. № 11. с. 285-288.

-"- -"- 1878. № 8. с. 197-204, 218.

-"- -"- 1879. № 15. с. 411, 618, 621, 660; № 22. с. 621-627.

-"- -"- 1883. № 6. с. 188, 190.

-"- -"- 1885. № 24. с. 888.

-"- -"- 1886. № 7. с. 174-176.

-"- -"- 1897. № 1. с. 32.

Известия Казанской епархии. 1899. № 1. с. 27 п/с.

-"- -"- 1907. № 42. с. 1313 п/с.

-"- -"- 1908. № 26. с. 811 п/c.

Казанские епархиальные ведомости. 1913. (Казанские епархиальные съезды за 50 лет).

Самарские епархиальные ведомости. 1868. № 10. с. 196; № 17. с. 369.

-"- -"- 1876. № 4. с. 73.

Юбилейный сборник. с. 233.

Толстой Ю. № 350.

Письма Филарета митр. Московского. Тверь, 1888. ч. II. с. 122, пр. 5; с. 144, пр. 2; с. 168, пр. 1; с. 221, пр. 1; с. 227, пр. 3; с. 320, пр. 3.

Труды КДА. 1870. июнь. с. 1.

-"- -"- 1875. апр. с. 249-251.

-"- -"- 1884. июнь. с. 258-292.

-"- -"- 1890. авг. с. 611-612.

БЭЛ. т. I. с. 889-891; т. VII. с. 721; т. X. с. 620.

БЭС. т. I. с. 195; т. II. с. 1139, 2082.

ЭС. т. II. с. 857.

РБС. т. II. с. 216.

Н.Д. с. 17, 33, 50.

 

 

 

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова