Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

Винченцо Катена

Винченцо Катена ( Ок. 1480—1531 )

Cм. Евангелие в живописи . О нём Вазари.

Творческая судьба Винченцо Катены во многом непохожа на традиционный удел художника. Еще при жизни Катена получил весьма широкую известность, его работы были высоко оценены современниками, но в более позднее время и особенно в XX веке отношение критики к нему изменилось. Художественное наследие Катены весьма обширно; в сюжетном отношении оно распадается на две большие группы, характерные для большинства ренессансных художников,— это портрет и религиозная тематическая картина. Талант Катены блестяще проявил себя в жанре портрета, тогда как в многофигурной сюжетной картине он лишь в редких случаях мог возвыситься над простым подражанием великим венецианским мастерам. Несмотря на множество сохранившихся до нашего времени работ художника и на частые упоминания его имени в литературных источниках, о личности Катены и по сей день известно немногое. Дата рождения Катены неизвестна. По всей видимости, он родился около 1480 года или несколько раньше. Старые авторы сообщают, что Катена был состоятельным человеком и занимался живописью не ради заработка. Известно завещание мастера, в котором он оставляет деньги в помощь неимущим художникам, а также на приют для бедных девиц. Трудно сказать с полной определенностью, у кого учился Катена. В эпоху Возрождения в Италии художники обычно получали профессиональное образование в мастерских маститых живописцев. Обучение начиналось в детском возрасте и длилось около десяти лет. Катена, видимо, вошел в мир искусства другим путем. Судя по тому что его первые работы появились довольно поздно, художник не проходил систематического курса обучения, а был талантливым дилетантом. Несомненно, что он учился, заимствуя у ведущих мастеров своего времени их технические и художественные достижения. Творчество Катены несет явные следы воздействия искусства Чимы да Конельяно, Джованни Беллини, Джорджоне, Рафаэля. Венецианской живописи принадлежит особое место в истории итальянского Возрождения. Ренессанс-ные идеалы сохранялись там наиболее долго, большую часть XVI века, а первая треть столетия была воистину золотым временем для искусства и гуманистической культуры. Венецианцы были прекрасными колористами. Цветовая гамма их полотен включает множество красок и оттенков, изысканно объединяющихся в целостную гармонию. Катена был венецианцем, и его колористическое чутье позволяло создавать ему совершенные по цвету композиции.

Винченцо Катена

Большая картина «Мадонна с младенцем, со святыми и предстоящим» из музея Коррер в Венеции является типичной для Катены. В центре композиции изображена мадонна на троне, она держит обнаженного младенца. В левой части — коленопреклоненный дож Венеции Леонардо Лоредано. По обеим сторонам трона представлены двое святых. За невысоким парапетом открытой площадки простирается обширный пейзаж с невысокими холмами на горизонте. Цветовая гамма с преобладающими теплыми золотисто-красными тонами составляет главное достоинство картины. Подробно прописанные лица — особенно хорош портрет дожа Лоредано — проникнуты единым сильным чувством. Психологическая характеристика человека, проникновение во внутренний мир модели — самая сильная сторона творчества Катены. Одна из лучших его работ — портрет Раймонда Фуггера* (Берлин), выполненный уже на склоне лет. С поясного портрета на нас смотрит слегка прикрытыми глазами человек средних лет. Его плотная фигура прочно занимает большую часть холста. Разведенные в стороны руки придают фигуре устойчивость и монументальность, по очертаниям она близка к треугольнику. Гордо откинутая назад голова с пышной бородой уверенно покоится на плечах. Р. Фуггер принадлежал к знаменитому дому банкиров Фуггеров, чьи финансовые операции распространялись в то время на всю Европу. Катена дает образ уверенного, хорошо знающего себе цену человека и выражает это в тонких деталях — в надменно опущенных веках, из-под которых смотрят умные и внимательные глаза, в сдержанном жесте руки. Умение показать внутреннюю суть портретируемого в жесте руки, в силуэте осанки, в резкой тени, выделяющей линию носа, ставит Катену в ряд с выдающимися портретистами итальянского Возрождения.

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова