Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

Тильман Рименшнайдер

См. Евангелие в искусстве.

Тильман Рименшнайдер (нем. Tilman Riemenschneider, около 1460, Хайльбад-Хайлигенштадт — 7 июля 1531, Вюрцбург) — крупнейший немецкий скульптор эпохи поздней готики.

Тильман Рименшнайдер. Тайная вечеря.

Тильман Рименшнайдер родился в Хайлигенштадте в Северной Германии между 1459 и 1462 годами. Когда он был ещё ребёнком, его отец был вынужден из-за участия в ранее проходивших междоусобицах вместе со всей семьёй бежать из города, потеряв всё своё имущество. Он осел в Остероде, где получил работу на монетном дворе. В начале 1470-х годов Тильман Рименшнайдер освоил искусство скульптора и резчика по дереву. О месте и времени его обучения практически ничего не известно; предполагают, что он учился в Страсбурге и Ульме, а также, что он принадлежал к кругу Мартина Шонгауэра. В 1483 году он перебрался в Вюрцбург, бывший в это время резиденцией епископа. 7 декабря 1483 года Тильман Рименшнайдер был принят как художник в Гильдию святого Луки, которая объединяла художников, скульпторов и стекольных дел мастеров. 28 февраля 1485 года он женился на вдове ювелира Анне Шмидт, в первом браке имел трёх сыновей и дочь. Через десять лет первая жена умерла, и Тильман Рименшнайдер женился в 1497 году во второй раз на Анне Раппольт. Этот брак длился девять лет и принёс ему также трёх сыновей и дочь. После смерти второй жены скульптор женился в третий раз, на Маргарете Вюрцбах, а после её смерти — в 1520 году в четвёртый раз. От последней жены известно лишь имя — Маргарете.

На работу Рименшнайдера был большой спрос, и к 1500 году он стал зажиточным гражданином Вюрцбурга. Ему принадлежали в городе несколько домов, большие земельные владения с собственным виноградником; в мастерской на него работали многие ученики и подмастерья. В ноябре 1504 года он был избран в городской совет Вюрцбурга, в котором провёл 20 лет, а с 1520 по 1524 год был бюргермейстером. В 1525 году в одном из эпизодов Крестьянской войны в Германии граждане Вюрцбурга осадили резиденцию епископа, находившуюся в замке Мариенберг на противоположном берегу Майна, однако не смогли взять её, и потерпели поражение в решающей битве 4 июня 1525 года. После этого все руководители города были взяты в плен и подвергнуты пыткам. Рименшнайдер провёл в плену два месяца и был отпущен. По легенде, ему сломали обе руки, после чего он не смог больше работать, однако этой версии нет никаких подтверждений. Большая часть его имущества была конфискована, и он больше не получал крупных заказов. Скульптор жил в Вюрцбурге до своей смерти в 1531 году. Его сын от второго брака Георг (Йорг) унаследовал мастерскую.

Имя Тильмана Рименшнайдера было долгое время забыто; его творчество переоткрыли лишь в XIX веке. Его деревянные скульптуры отличаются выразительными чертами лица, часто с отстранённым выражением, а также тщательно выделенными деталями одежды. Многие скульптуры никогда не были раскрашены и оставались монохромными — Рименшнайдер был первым крупным скульптором, отказавшимся раскрашивать деревянные скульптуры.

В 1981 году монетным двором ГДР была выпущена юбилейная монета достоинством в 5 марок, послящённая 400-летию со дня смерти Тильмана Рименшнайдера.

Литература    Рименшнайдер, Тильман на Викискладе?

 

Michael Baxandall: Die Kunst der Bildschnitzer. Tilman Riemenschneider, Veit Sto? & ihre Zeitgenossen. Munchen 2004, ISBN 3-406-52368-4

Justus Bier: Tilman Riemenschneider. Wurzburg 1925ff.

Julien Chapuis et al: Tilman Riemenschneider: Master Sculptor of the Late Middle Ages. (Ausstellungskatalog Washington/New York 1999/2000). New Haven (u.a.), Yale University Press, 1999. ISBN 0-300-08162-6 (Hardcover) und ISBN 0-89468-244-X (Softcover)

Iris Kalden-Rosenfeld: Tilman Riemenschneider und seine Werkstatt. Konigstein i. Ts. 2006, ISBN 3-7845-3224-1 (английской издание 2004) ISBN 3-7845-3223-3

Claudia Lichte (Hrsg.): Tilman Riemenschneider, Werke seiner Blutezeit. Regensburg 2004, Каталог одноимённой выставки.

Jurgen Lenssen (Hrsg.): Tilman Riemenschneider, Werke seiner Glaubenswelt. Regensburg 2004, Каталог одноимённой выставки.

Erik Soder von Guldenstubbe, et al: Tilman Riemenschneider, Gesichter der Spatgotik und sein Erbe im Taubertal. Gerchsheim 2004, ISBN 3-9342-2315-X

Leo Weismantel: Dill Riemenschneider, Union Verlag VOB, Berlin, 5. Auflage 1979

 

Произведения

 

Алтарь святой Крови, Ротенбург-об-дер-Таубер

 

Самое большое собрание работ Рименшнайдера (81) находится в Майн-Франконском музее в Вюрцбурге. Ниже приведён неполный список произведений скульптора.

Хассенбахская вечерня (нем. Hassenbacher Vesperbild), липа, около 1490 (Обертульба, церковь в Хассельбахе),

Алтарь прощания апостолов (нем. Apostel-Abschiedsaltar), 1491 (Кляйншварценлоэ около Нюрнберга, лютеранская Церковь Всех Святых)

Алтарь Магдалины (нем. Magdalenenretabel), 1490/92, католическая церковь Марии Магдалины в Мюннерштадте.

Адам и Ева (нем. Adam und Eva), песчаник, 1491/94 (Вюрцбург, Майн-Франконский музей. Копия 1975 года выставлена на первоначальном месте, портале часовни Богоматери на Рыночной площади.

Мадонна в сиянии (нем. Mondsichelmadonna), 1495 (Музей прикладного искусства (Кёльн), Inv. Nr. A 1156)

Могила епископа Рудольфа II фон Шеренберга (нем. Grabmal des Bischofs Rudolf II. von Scherenberg), 1496/99, Вюрцбургский собор.

Могила Генриха II Святого и Кунигунды (нем. Kaisergrab im Bamberger Dom), 1499/1514, Бамбергский собор.

Святая Анна (нем. Hl. Anna und ihre drei Gatten), дерево, около 1505/1510 (Берлин, собрание скульптуры и музей византийского искусства).

Скорбящая Мария из Ахольсхаузена (нем. Trauernde Maria aus Acholshausen), около 1505 (Вюрцбург, Майн-Франконский музей).

Алтарь Марии в Креглингене (нем. Creglinger Marien-Retabel), липа, между 1505 и 1508 годами, церковь Herrgottskirche, Креглинген.

Алтари апостолов, отцов церкви и Благовещения (нем. Apostelaltar, Kirchenvateraltar und Verkundigungsaltar), липа, около 1500, церковь святого Леонарда, Бибра (около Майнингена).

Распятие (нем. Kruzifixus), между 1500 и 1505, католическая церковь святого Никогая в Айзингене.

Алтарь святой Крови (нем. Heiligblut-Retabel), липа, 1501—1505, церковь святого Якова, Ротенбург-об-дер-Таубер.

Алтарь двенадцати апостолов (нем. Zwolfbotenaltar), 1509, происходит из церкви святого Килиана (Виндсхайм), сейчас в музее Курпфальца, Хайдельберг.

Алтарь распятия (нем. Kreuzigungs-Retabel), 1505—1508, церковь святых Петра и Павла в Детванге, Ротенбург-об-дер-Таубер.

Надгробный алтарь епископа Лоренца фон Бибра (нем. Epitaphaltar des Furstbischofs Lorenz von Bibra), 1520/22, (Вюрцбургский собор).

Мадонна в розарии (нем. Madonna im Rosenkranz), около 1521/24 (церковь Марии в винограднике около Фолькаха).

Оплакивание Христа (нем. Beweinung Christi), песчаник, 1525 (католическая церковь святой Афры, Майдбронн около Вюрцбурга)

Оплакивание Христа (нем. Beweinungsgruppe Christi), дерево, около 1515, в церкви святых Петра и Павла, Гроссостайм.

Скорбящие жёны (нем. Trauernde Frauen), липа, около 1500, Вюртембергский музей, Штутгарт.

 

 

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова