Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

Джорджоне

См. Евангелие в живописи.

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известный как Джорджоне (итал. Giorgio Barbarelli da Castelfranco, Giorgione; 1476/1477—1510) — итальянский художник, представитель венецианской школы живописи; один из величайших мастеров Высокого Возрождения.

Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко-Венето недалеко от Венеции. Он был учеником Джованни Беллини и усвоил себе глубину и блеск его тёплого колорита, даже превзошёл его в этих качествах и первый из всех итальянских живописцев стал отводить в религиозных, мифологических и исторических картинах важное место поэтически-придуманному, красивому, не чуждому натуральности пейзажу. Главным местом его деятельности была Венеция. Он писал здесь надпрестольные образа, исполнял многочисленные портретные заказы и, по обычаю того времени, украшал своей живописью сундуки, ларцы и фасады домов.

Джорджоне умер в Венеции от чумы осенью 1510 года.

Несмотря на кратковременность жизни Джорджоне у него было много учеников, к которым принадлежат, между прочим, Себастьяно дель Пьомбо, Джованни да Удине, Фр. Торбидо (прозванный иль Моро) и сам Тициан. Еще значительнее число художников, подражавших его направлению, каковы, например, Лоренцо Лотто, Пальма Старший, Джованни Кариани, Рокко Марконе, Парис Бордоне, Джирол. Пеннаки, Порденоне, Коллеоне, Дзанки и др., картины которых нередко слывут теперь за его работы.

Нет ни одной подписанной картины Джорджоне; некоторые из его неоконченных произведений известны только по копиям и гравюрам. Поэтому атрибуция картин художника представляет достаточно сложную проблему, вызывавшую споры среди историков искусства уже в 16 в. Среди работ, приписываемых Джорджоне большинством исследователей: алтарный образ собора в Кастельфранко (ок. 1504); Три философа (после 1505, Вена, Художественно-исторический музей), Юдифь (ок. 1502, Эрмитаж), Спящая Венера (ок. 1510, Дрезден, Картинная галерея); Поклонение пастухов (ок. 1504, Вашингтон, Национальная галерея искусств); Сельский концерт (ок. 1508, Лувр). Знаменитая Гроза (ок. 1506) из венецианской Академии, которую обычно считают принадлежащей кисти Джорджоне, является одной из первых картин в венецианской живописи, где главным предметом изображения стали пейзаж и атмосферные эффекты.

Из произведений, несомненно принадлежащих Джорджоне, особенно замечательны:
«Богородица на троне с Младенцем-Спасителем на своих руках и с предстоящими ей св. Антонием и Либералом»,
надпрестольная икона в главной церкви Кастельфранко;
«Усопший Христос, поддерживаемый на краю гроба ангелами» в Монте-ди-Пьета в Тревизо;
«Суд Соломона», неоконченная картина, находящаяся в Кингстон-Ласи, близ Вимборна, в Англии;
«Три философа» в Венской галерее;
так называемый «Концерт» в палаццо Питти во Флоренции (повторение в галерее Дориа в Риме);
«Святые Марк, Николай и Георгий, усмиряющие морскую бурю» в галерее Академии художеств в Венеции;
«Юдифь», в Эрмитаже в СПб.

Библиография

Белоусова Н.А. Джорджоне: Очерки о творчестве. М., 1982

Смирнова И. А., Джорджоне, М., 1955;
Смирнова И. А., Тициан и венецианский портрет XVI века, М., 1964, с. 27-42;
Лазарев В. Н., Выставка «Джорджоне и джорджонески» в Венеции, «Искусство», 1956, No 1;
Venturi L., Giorgione e il giorgionismo, Mil., 1913;
Zampetti P., Giorgione e i giorgioneschi. Catalogo della mostra, Venezia, 1955;
Baldass L., Heinz G., Giorgione, W. — Munch., 1964.

 

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова