Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

МАРК ЭФЕССКИЙ

См. библиографию 15 в.

Его:

Латинянин или О прибавлении в Символе. - Послание о Флорентийском соборе. - О сущности и энергии. - Опровержение латинских глав относительно очистительного огня.

проповедь о воскресении;

Слово перед открытием Флорентийского собора. О чистилище слова первое - второе. Ответы на вопросы. - Десять аргументов против существования чистилища. - Латинянин. - Сумма изречений о Святом Духе. - Главы против латинян. - Исповедание веры. - О времени пресуществления. - О Флорентийском соборе. - Окружное послание против унии. - Послание Схоларию. - Послание к Георгию Метонийскому. - Послание патр. Митрофану. - Послание Ватопедскому монастырю. - Послание Феофану на Евбею. - Феофану на Имврийский остров. - Слово перед кончиной.

Марк Эфесский. Силлогические главы о различении божественной сущности и энергии против ереси акиндинистов.

О нем:

Монография Погодина, 1963.

Кротов:

Марк Ефесский (1457). Один из последних великих византийских богословов, Марк жил в стране, которая уже почти не имела надежд на выживание: турки наступали. По видимости и отец Мануила Евгеника (так звали Марк в миру) был высоким чином - диаконом и сакелларием при Софийском соборе в Константинополе, мать была дочерью врача, оба были знатные персоны. А на деле уже платили дань туркам. Когда мальчику было 13 лет, его отец умер, но Мануил продолжил образование и вскоре занял отцовское место, стал популярным проповедником. Ежедневно он посещал литургию. В 1418 г. он принял монашество и новое имя в обители на острове Антигон. Но вскоре население островов бежит, опасаясь турецкого завоевания, в Константинополь. Бежали и монахи; Евгеник нашёл приют в Манганском монастыре столицы. В 1437 г. его делают митрополитом Эфесским, чтобы Марк принял участие в составе византийской делегации на Флорентийском соборе не простым монахом, а с внушительным титулом.

Все отчаянно искали какую-то помощь извне, и поэтому византийские церковные лидеры решились поехать в Италию и участвовать там во Флорентийском соборе, чтобы договориться о восстановлении единства Церкви. Даже если бы и удалось договориться, это еще не гарантировало военной помощи с Запада, да если бы помощь и пришла, турки бы сломили и ее. Более того, сама Западная Церковь была расколота, и переговоры вел один из двух пап. Богословские прения увенчались успехом - если успехом считать подписание бумаги о воссоединении. Один Марк протестовал, причем он лучше всех прочих византийцев понимал, что о воссоединении договорено не благодаря преодолению различий, а благодаря равнодушию к ним. Но богословы меньше всего решали тогда этот вопрос; когда было нужно, ими пользовались, когда нет, их просто отодвигали в сторону. Марк вернулся в империю, выступал против унии, но безуспешно. Город, где он числился архиереем - Ефес - давно был под властью турок. Умер Марк через четыре года после падения Константинополя и империи. Энциклика папы православным. Пер. А. Норова. Париж, 1859. То же, Спб., 1860. Память 19 января/1 февраля.

*

Монах Каллист Властос Агиорит . Марк Эфесский и Флорентийский собор М.: Смирение, 2009. 224 с.

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова