Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

Лука делла Роббиа (Luca della Robbia)

 

Cм. Евангелие в живописи.


РОББИА (Robbia), семья итальянских скульпторов и мастеров прикладного искусства эпохи Возрождения.

Лука делла Роббиа (Luca della Robbia) (ок. 1399–1482), скульптор и ювелир, родился во Флоренции. Его первая значительная работа – созданная в 1431–1438 мраморная кантория (певческая трибуна) для собора Санта Мария дель Фьоре. Она украшена рельефами с изображением поющих и музицирующих мальчиков и юношей. Второе крупное произведение скульптора, выполненное из мрамора, – надгробие епископа Федериги в церкви Санта Тринита, законченное в 1456. Оно напоминает по форме надгробие Леонардо Бруни работы Бернардо Росселино. Произведение Луки делла Роббиа несколько проще; фигуры отличаются мягкостью пластической моделировки; терракотовые плиты обрамления окрашены в яркие цвета.

Лука делла Роббиа первым использовал цветную глазурь для создания полихромной терракотовой скульптуры – новшество, которое он впервые применил в 1441 при создании табернакля церкви в Перетоле близ Флоренции. В этом произведении он соединил мрамор, бронзу и терракоту, частично глазированную, а частично просто раскрашенную. Начиная с этого времени скульптор много работал в новой технике. Широко известны его многочисленные рельефные изображения Мадонны с Младенцем, где фигуры покрыты белой блестящей глазурью, а фон – матовой голубой. Однако, вероятно, самые замечательные произведения Луки делла Роббиа, выполненные в изобретенной им технике, – два табернакля для церкви городка Импрунета, к сожалению, сильно пострадавшие во время Второй мировой войны. В них мастер использовал, кроме обычных белой и голубой, зеленую, коричневую и красную глазурь.

 

Андреа делла Роббиа (Andrea della Robbia) (1435–1525), скульптор, племянник, ученик и помощник Луки делла Роббиа. Родился во Флоренции. В отличие от Луки, работал преимущественно в технике терракоты. Исключением является мраморный алтарь из церкви Санта Мария делле Грацие близ Ареццо. Андреа делла Роббиа продолжал руководить мастерской своего дяди после его смерти и превратил ее в своего рода мануфактуру: для создания копий использовались специальные формы, изготавливались детали архитектурного орнамента, а готовая продукция в больших количествах отправлялась на кораблях в другие города и страны. Андреа создал несколько больших алтарей со скульптурными группами, изображающими эпизоды из Священного Писания. Хорошо известны выполненные им медальоны с фигурками младенцев для Воспитательного дома во Флоренции. Произведения Луки делла Роббиа иногда трудно отличить от работ Андреа. Эта проблема стоит особенно остро в отношении скульптурной группы Встреча Марии и Елизаветы из церкви Сан Джованни Фуорчивитас в Пистойе (ок. 1455): изящество и некоторая сентиментальность говорят в пользу авторства Луки, в то время как реализм указывает на Андреа.

Из семи сыновей Андреа делла Роббиа пятеро помогали отцу.

Из них наиболее известен Джованни (Giovanni, 1469 – ок. 1529), который часто подписывал свои работы. Одно из лучших его произведений – полихромный фриз на Оспедале дель Чеппо в Пистойе, исполненный между 1525 и 1529, на котором изображены Семь дел милосердия.

Джованни делла Роббиа Рождество

Другой сын Андреа, Джироламо (Girolamo, 1488–1566), уехал во Францию в 1528 и почти сорок лет занимал должность придворного скульптора и архитектора. Он привез во Францию технику глазированной терракоты, однако в основном известен как автор проекта Мадридского замка в Булонском лесу (не сохранился), построенного для Франциска I.

 

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова