Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

Донателло


Cм. Евангелие в живописи.

 

Брокгауз:

Донателло (Donatello, собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, D.di Betto Bardi) - один из самых замечательных итальянск. скульпторовэпохи возрождения, род. во Флоренции, или близ нее, между 1382 и 1387гг., учился в мастерской живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо,пользуясь Донателло. Мадонна Борромео.покровительством богатого флор. банкира Мартелли. Для окончания своего художественного образования ездил на два или на тригода в Рим, вместе с известным архитектором Брунеллески. Одна из егопервых работ - горельеф из мелкозернистого камня, находящ. в црк. Санта Кроче, во Флоренции, и изображающий Благовещение.

Д. по преимуществу был реалист; в его работах постоянно преобладает стремление изображать природу так, как она есть, и иногда можно подумать, что он нарочно отыскивает ее некрасивые стороны. Изучение памятников греко-римской пластики также несколько умерило егореалистические стремления. Поэтому у него два стиля: реалистический и классический. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434 г.,наход. в флор. Крестильнице). Это исхудалая старуха, покрытая волосами.То же направление видно и в его статуе царя Давида, известной подназванием "Zuccone" и помещенной в фасадной стороне башни Джиотто, воФлоренции. Статуя эта - портрет современника, с большой лысой головой. Плоский рельеф, изображающий голову в профиль св. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классич. стилю Д. (наход. теперь вАнглии).

Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции, изображающем триумф Вакха,равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше(в Кенсингтонском музее, в Лонд.). Барельефы Д., заключенные в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика егодворца, где они находятся в поныне - быть может, просто копии с антиков.Но лучшие работы Д. - те, в которых он, не увлекаясь излишним реализмоми не подражая произведениям древности, искал своих идеалов в самом себе. Это, напр., можно сказать о мраморной статут св. Георгия и о статуях Давида и ап. Марка. Первая вылита из бронзы, вторая мраморная, обе воФлоренции. Менее удачна бронзовая статуя Юдифи, в Loggia del Lanzi, воФлоренции. Несколько статуй вырублено Д. для фасада флорент. собора; между сохранившимися замечательна статуя евангелиста Иоанна. В 1444 г.Д. был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьера Венец. республики Гаттамелаты [Erasmo Marzi da Narni]. Она стоит теперь перед церковью св. Антония. Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи. Художник остался в Падуедо 1456 г. и произвел там, при помощи своих учеников, несколько работдля украшения црк. св. Антония. Самые замечательные из них - бронз.барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого,покровителя Падуи. В 1457 г. Д. работает (опять во Флоренции) Св. Иоанна Крестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал. Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом ибарельефом. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в м. Барджелло.Худощавый, как скелет, он имеет выражение как бы ни на чем неостановившейся мысли и идет вперед, как бы не зная сам куда; егополуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова. Отличительнаячерта Д. состоит в том, что он с таким же искусством воображал силу,энергию, как и грацию, миловидность. Его барельеф мраморного балкончикасобора г. Прато, вырубленный в 1434 г., изображает полунагих детей илигениев, пляшущих хороводом, или играющих на различных инструментах, свенками цветов. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы.То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах,предназначавшихся для флор. собора и находящихся теперь в Opera del Duorno. Некоторые детские бюсты Д. в высокой степени верно воспроизводятдействительность и чрезвычайно миловидны. Д. с необыкновенной верностьюугадывал впечатление, которое его работы будут производить на известномрасстоянии, и умел определять степень их оконченности. Портретные бюсты- отрасль пластики, столь любимая греками и римлянами и совершеннооставленная в средние века - была воскрешена Д. Некоторые из его бюстовзамечательны по своей индивидуальности и как нельзя более характеристичны. Вообще Д. с необыкновенным умением передавал духовную жизнь представляемого им лица. Таков, напр., бюст из обожженной глины, раскрашенный Никколо да Уццано и красующийся ныне в муз. Барджелло. Любопытные произведения Д. находятся в ризнице црк. св. Лаврентия, во Флоренции. Это - барельефы-медальоны, изображающие евангелистов вдохновленными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крест., преисполненные драматизма. Там же можно любоваться отлитыми имдверями с фигурами апостолов и святых. Д. передавал страсти резко, снекоторою жесткостью, иногда даже в отталкивающих формах, как напр., в барельефе, исполненном из крашеного гипса, находящемся в црк. св.Антония, в Падуе, и изображающем "Положение во гроб". То же самое мывидим и в последнем его произведении, оконченном после его смертиучеником его Бертольдо, а именно в барельефах двух кафедр в црк. св.Лаврентия, изображающих Страсти Господни. Д. исполнил также, вместе сучеником своим, Микелоццо Микелоцци, несколько надгробных памятников в церквах; между ними замечателен монумент развенчанного папы Иоанна XXIII: он послужил образцом для многочисленных надгр. памятников, явившихся в XV и XVI стол. во многих церк. Италии. Последние годы своей жизни Д. провел во Флоренции, работая до глубокой старости; умер в 1466 г. и погребен с большими почестями в црк. св. Лаврентия, украшенной егоработами. А. ф.-Фрикен. Ср. Semper, "D., seine Zeit und Schulе" (Вена, 1875); H. Tschudi, "D.e la critica modenia" (Турин, 1887); W. Bode, "Italienische Bildhauerder Renaissance (Б. 1887); E. Muntz, "D. (в серии монографий: "LesArtistes celеbres", 1885).

Донателло. Голову Предтечи приносят Ироду

Донателло Снятие с креста

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова