Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

ВАЛЕНТИН (Valentinus)


О нем Климент Александрийский; Соловьев. Пантелеев.

Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня

ВАЛЕНТИН (Valentinus) (ок. 100 — ок. 161), антич. мыслитель, один из крупнейших авторов  гностических писаний. Род. и получил образование в Египте, где и принял христианство. Мировоззрение В. сложилось под влиянием Василида, но сам он считал себя наследником тайного апостольского предания, к-рое воспринял от некоего Феоды, якобы знавшего ап. Павла. Уже в  Александрии у В. появились последователи: особой популярностью он стал пользоваться в Риме, куда прибыл в 140-е гг. Был даже момент, когда его прочили на место Римского епископа, но этому воспротивились защитники Православия, в частн. мч. *Иустин Философ. По нек-рым сведениям, В. был отлучен от Церкви. Умер он на острове Кипр. И хотя В. был отвергнут как лжеучитель, однако довольно долго существовали группы его ревностных приверженцев.

Доктрина В. не так мрачна и пессимистична, как доктрина Василида, но в целом весьма близка к ней. Оба гностика рассматривают мир как эманацию высшего непостижимого Божества (Бездны). Из Бездны попарно родились 30 духовных начал — эонов (греч. мaўiўwn — век, вечность), составляющих полноту вторичного бытия  П л е р о м ы  (греч. мplўhrwma — полнота). Плерома стремится обрести единство с Бездной. Один из эонов, Мудрость (мSojўia), в страстном порыве к Единому нарушает гармонию Плеромы и порождает жалкий мир материи. Для восстановления равновесия два высших эона — Христос и Св. Дух — явились в мир. Они открыли тайну гармонии и полноты. К этой тайне приобщаются избранные и посвященные, к-рые освобождаются от уз материи через высшее мистич. знание (гнозис).

Свое учение В. изложил в книге «Евангелие Истины» (найдена в 1945 в Египте близ г. Наг-Хаммади). Христос изображен в ней как небесное Существо, к-рое имело лишь «подобие плоти», и стремилось раскрыть людям глаза на их духовную природу. «Он дал им свет. Он дал им путь. Этот путь — истина, которой Он учил». Спасение человека — в пробуждении от сна, а сон — это земная жизнь, полная страданий. Спасение в том, чтобы осознать себя единосущным миру небесной Плеромы. Эти идеи, разительно напоминающие греко-индийскую мистику, по самому своему существу глубоко чужды апостольскому преданию о Христе.

u The Nag Hammadi Library in English, Ed. J. M. Robinson, Leiden, 1977.

l ПБЭ, т. 3, с.106-08;  С о л о в ь е в  В. С.,  Валентин и валентиниане, Собр. соч., СПб., 19142,т. 10; см. также библиогр. к ст. Гностические писания.

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова