Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Сотрудница Свято-Тихоновского университета Т.И.Шевченко – очерк «Православная церковь Финляндии после Второй мировой войны: между Москвой и Константинополем» (// Российская история. – 2010. №2. С. 176-184). Автор пыталась выяснить обстоятельства, при которых в 1957 году Москва отказалась от попыток вернуть под свою руку финских православных и признала их вхождение в Констатинопольский патриархат.

В ноябре 1944 г. монахи Валаамского монастыря, поселившиеся в Финляндии после революции, написали в Москву просьбу – разрешить вернуться на Валаам. Им даже не ответили: чекисты заподозрили провокацию. Лишь через год в Финляндию приехал митр. Григорий Чуков вести переговоры о принятии Финской Церкви под руку Москвы. Большинство духовенства было против. «За» был, к примеру, свящ. Петр Нортамо, которого Шевченко называет «наиболее известным поборником воссоединения и наименее уважаемым среди национального клира». Нортамо упрекал финских православных, что они ставят в церквах скамьи (приход в Тайполе). Перечислял он и другие отступления от «православия»: «Не ношение священником рясы, их стриженные волосы и бритые бороды, ношение обручального кольца не левой руке, вопреки церковному таинству, чтение негласнызх молитв вслух». Большинство финских православных, впрочем, предпочли остаться под Константинополем – сказалось их личное знакомство с подневольным советским архиереем, и знание того, как просталински ведёт себя Московская патриархия в России и зарубежом.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова