Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Галина Яковлевна Стрельцова

Род. 16.08.1937

Её книга о Паскале.

       - специалист в области истории философии, культурологии и этики; доктор философских наук, профессор
       Род. в Горьком.
       Окончила философский факультет МГУ (1963) и аспирантуру того же факультета по кафедре истории зарубежной философии.
       С 1970 работает на этой же кафедре, профессором (с 1992).
       Кандидатская диссертация - "Критика концепции диалектики Жана-Поля Сартра" (1968),
       Докторская диссертация - "Философия Блеза Паскаля и современность" (1986).
       В трудах Стрельцовой особое внимание уделяется проблемам диалектики, гуманизма, человеческой духовности, интуиции и разума, свободы человека, субъекта и структур нравственного сознания, соотношения западной философии и русской культуры.
       В отдельную область исследования она выделила "метафизику сердца", идущую в Новое время от Паскаля и самобытно развитую такими русскими мыслителями, как И.Киреевский, А.Хомяков, Ф.Достоевский, П.Юркевич, П.Флоренский, И.Ильин, Б.Вышеславцев, супруги Рерих, Л.Андреев и др. Опора на "феномен сердца" в учении о человеке, сфере морали, а также и в постижении истины и самого Бога - в противовес "отвлеченно рассуждающему разуму" в западной метафизике - рассматривается Стрельцовой как глубинная основа, "душа русской культуры", родственная душа Паскаля, мало понятого на Западе и по достоинству оцененного лишь в России. Однако в советские времена марксизм "не претендовал на наследие Паскаля" (равно как и Августина, Шеллинга, Ницше и др.) и "бичевал" его за религиозную ориентацию.
       До исследования Стрельцовой философия Паскаля "изымалась" как "тупиковая ветвь" в развитии европейской традиции (И.С.Нарский). Стрельцова "открыла" для россичского читателя "неизвестного Паскаля" и представила этого великого философа - наряду с Декартом, Спинозой и Лейбницем - как мыслителя-новатора и пророка (Л.Н.Толстой), предвосхитившего позднейшие пути западной мысли: религиозный модернизм М.Блонделя, философскую антропологию М.Шелера, экзистенциализм С.Кьеркегора, Г.Марселя, А.Камю и др.- и обогатившего мировую мысль уникальной "философии сердца", неподражаемым "искусством убеждения", "науки доказательства", проникновенной религией "личного Бога" (в отличие от "Бога ученых и философов") и многих других. В эпоху "прагматичного ума" и культа утилитарных ценностей С. обосновывала потребность в "культуре сердца" для духовно-нравственного и религиозного воспитания людей, подчеркивая в структуре личности фундаментальное значение нравственных чувств и нравственной интуиции (в отличие от нравственной рефлексии).
       При исследованиии экзистенциализма Сартра Стрельцова выявляет исторически определенный и специфический тип его субъективной экзистенционально-феноменологической диалектики как противоположный объективно-онтологической диалектике Гегеля и до некоторой степени родственный "антитетической диалектике" Фихте. Диалектика В-себе и Для-себя в книге "Бытие и Ничто" Сартра рассматривается ею как теоретический фундамент его концепции "абсолютной свободы" человека и трактовки личности как causa sui. Анализируя послевоенный труд Сартра "Критика диалектического разума", Стрельцова приходит к выводу об эволюции его взглядов под влиянием идей Маркса: он отказывается от формулы "существование предшествует сущности" и признает социальная обусловленность личности и ее свободы.
       Обращаясь к творчеству С.Кьеркегора, Стрельцова фиксирует парадоксы его экзистенционально-антропологический и религиозного сознания и характеризует его как оригинального философа-парадоксалиста. "Вкус к парадоксам" она считает "особым философским гением", столь же редкостным среди философов, как и всякий другой "экзотический дар" (поэтический гений, блестящий литературный стиль и др.). До Кьеркегора им отличался Паскаль, а после него - Ницше, Л.Шестов, Бердяев и немногие другие. "Страсть к парадоксам" нередко выступает как потребность в диалектическом мышлении, выступающем за пределы "рассудочной метафизики" Запада и "скуки здравого смысла". В нравственно-психологическом очерке "Судьба любви сегодня" (1990) утверждается трагизм любви как "вечная судьба любви".
       Стрельцова - лауреат премии им. М.В.Ломоносова (1996) за книгу "Паскаль и европейская культура".

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова