Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Мень А. Отец Александр Мень отвечает на вопросы. М.: Фонд имени Александра Меня, 1999. С. 318.

Выписки сделаны 23.8.1999.

"Если бобру надо построить хатку, он никогда не будет строить Дворец советов" (11).

"Материальное — необходимое средство для духовного. ... Наше счастье прежде всего зависит от того, что внутри нас, а потом уже от того, что вокруг нас" (12)

дух "закапсулирован", "капсулируется" - грех, то и связи с миром дб творческие, не суетные Иметь что-то внутри

"Судьба — это то, что нам дано в качестве обстоятельств" (13)

андрогин - "мы также и создаем себя друг для друга" (15)

животные не умеют творить

 "Когда одолевают печальные мысли, поглядишь на череп и вспомнишь о том, что духовное вечно, а тленное проходит. Вот это и есть "память смертная (17)

"Мы не сталкивались непосредственно с питекантропами и неандертальцами, за исключением, может быть, некоторых особо энергичных наших современников" (17)

"Мы не должны бояться смерти, потому что мы боимся смерти" (19)

связь с умершими "Я, например, часто реально чувствую присутствие и помощь своей матери, и контакт у меня с ней почти ежедневный" (25)

против массовости "Подлинному человеку свойственна проблема выбора, личного решения — в этом его величие. Масса несется в одну сторону, как антилопы-гну, вспугнутые львом. Они не разбирают дороги. О, как легко такие массы загнать куда угодно! И счастье, если загонщик окажется более или менее гуманным, но, как правило, в истории эти загонщики гуманными не были" (45)

"Смысл жизни заключается в том, чтобы человек, созданный по образу и подобию Божию, приближался к своему Первообразу" (52)

"Что значит: "Бог умирает"? Значит, наш Творец переживает то, что Ему несвойственно: опыт падшего мира, опыт безобразный. Это Его единственный ответ на то, что происходит в нашем мире: в него войти и быть с нами" (53)

"Как найти путь к рождению свыше, если официально-церковный вызывает неприятие?" - "Начинайте с Евангелия и там найдете. И тогда увидите, что и церковный путь не так уж плох" (55)

"Я знаю французов и немцев, которые, пожив у нас, уезжая, плакали, потому что теряли друзей, которых они приобрели здесь, и знали, что там таких же они не восстановят себе. Потому что у нас, несмотря на все наши трудности и недостатки, есть что-то человечное и человеческое. Странно, но это так" (57)

"Идет духовная эволюция, а всякая эволюция есть борьба, борьба за существование, но только уже за духовное существование. И мы ее ведем внутри себя ... Это и есть ответ на вопрос о взаимодействии добра и зла в мире. Добро — это то, что прекрасно, что созидает, движет вперед, наполняет. Это жизнь. А зло есть смерть, то, что тормозит развитие, дегуманизирует человека, то, что делает его уже не человеком" (60)

"Отбор только бракует неблагоприятные свойства организма, но он не может их создать" (58)

Имущему прибавится "Кто уже имеет в себе слабый огонек духовности, ему еще прибавится, а кто живет, как трава, кто попрал в себе человечность, у того отнимут и последнее" (61)

"Грех есть сопротивление человека той воле Творца, которая ему открыта либо через Писание, либо через заповеди церковные, либо через голос совести" (66)

Власть, а не секс величайший соблазн. "Миллионы людей отказывались от брака, но от власти никто никогда не отказывался" (72)

"Как христианин должен бороться со злом?" - "Начиная с самого себя" (78)

Гордость - радось чужому успеху, гордыня - своему. "Это надо почувствовать, как музыкальным слухом" (87)

"Не надо бояться, что все мы стане такие всепрощающие и добренькие, это пустые слова. Человек гораздо легче бывает мстительным, злопамятным и злым. Поэтому если Христос напоминает нам о необходимости уметь прощать, Он знает, что делает" (88).

Он уже прожил 90-е годы - он уже знал и рабочих, которым не нужна демократия, и интеллигентов, которым она тоже не нужно, он уже знал цену многим диссидентам, которые не свободу любили, а ненавидели советскую власть, которые и сейчас готовы учредить рабство, куда худшее советского, оправдывают любые бомбежки, предлагают ввести образовательный ценз, выдвинуть чекисты в президенты, да что угодно — лишь бы люди жили по тому плану, который они для них разработали. Разумеется, если их идеи восторжествуют, будет плохо, но они заявят, что просто их идеи реализованы недостаточно жестко. Правда, к тому времени эти люди вряд ли будут иметь возможность что-нибудь заявлять: они призывают на царство силы, которые их же и истребят.

"Вытравлять Сталина из себя" (103). "Насчет перестройки я скажу ясно и четко. Мы подходм ко всему этому как потребители и часто ропщем, что вот началась перестройка, того нет, этого нет, а мы пивыкли верить глупым обещаниям, что вот сейчас возьмут и из воздуха сделают для нас колбасу. Все это ерунда ... Придется ждать, может быть, не одно поколение" (103).

"В молодости, когда ни о чем подобном и подумать было невозможно, мне приснился сон, что я выступаю с пропведью не в храме, а перед огромными аудиториями. Проснувшись, я подумал: вот какие бывают сны, которые никогда не исполнятся. Однако, как вы видите, это исполнилось" (113). На самом деле, конечно же, сон вовсе не исполнился, он лишь продолжился наяву. Выступления Меня перед огромными аудиториями — это был всего лишь сон, мимолетное отклонение от реальности.

Иногда после соборования, молитвы об исцелении, "человек очень быстро умирает. Это происходит в тех случаях, когда исцеление заключается именно в уходе из этой жизни, когда у измученного организма уже нет сил и возможности поднять себя" (113).

О прихватизатрах - что делать с теми, кто ворует нашу энергию "Воруют, друзья мои, то, что плохо лежи. Кто разбазаривает свою энергию неразумно, у того и подбирают" (116).

На вопрос о верующих деятелях советской науки  - "Те, кто находился у кормила научного корабля, в истоию науки войти не должны. Едва ли они были верующими, но едва ли они на самом деле принадлежали науке. Они принадлежали совсем другой истории — трагической истории разгрома науки..." (139).

Мышкин мне "внутренне чужд" 151

"Мы же с вами ненормальные люди!" (157) - т.е. выросли в соцреализме и не можем понять Малевича.

Воланд "Сам дьявол и его компания кажутся порядочными людьми на фоне убогой и мерзкой действительности" (154).

"Сартра я считаю ничтожным философом и отвратительным, близоруким политиком" (158).

Роуз "под личиной благочестия проповедует ненависть ... Может быть, я немножко резко говорю, но почувствуйте сами, какой дух идет от его книг. Это дух не евангельский, это дух ненависти. А ненависть, даже замаскированная под христианство, все равно остается антихристианской" (159).

Против многоженства - "Настоящая любовь не способна терпеть рядом кого-то другого" (183)

Если мир протянет руку Церкви, не протянет ли Церковь ноги? - "Псмотрим. Может, по сусечкам поскребем, что-нибудь найдем..." (211)

Победили иосифляне "и это была пиррова победа, потому что они все сделали для государства, но государство для них не сделало ничего" (219).

"Когда мне было лет двенадцать, я первый раз пришел в баптистский храм ... Мне показалось все как-то странно и как-то отталкивающе. Но потом я понял, что это была глупость с моей стороны" (220).

О видении БМ над Чернобылем "Для истинной веры знамения в атмосфере не нужны. В сердце должны быть знамения" (226)

отбор "Все живые, экспериментирующие силы внутри Церкви беспощадно уничтожались в течение нескольких поколений. Если епископ проявлял дух свободы, независимости, экспериментаторства, — его сразу отправляли в провинцию или на покой, то есть на пенсию. Поэтому сохранились, выжили и размножились самые правые, самые консервативные. Их любили чиновники, их любил КГБ. ... В 60-х годах среди духовенства были люди свободные, передовые. Их оттеснили. Консервативные силы сейчас господствуют. Это реакция на разрушение национальных ценностей. Раз не устраивают коммунисты — сразу давай монархию; раз не устраивает партийный аппарат, — давайте восстановим Церковь в том виде, как она была до ревоюции. Хотя забываем, что именно потому, что она была такой, произошла катастрофа. Это никого уже не интересует. ... Это все очень разочаровывает людей, уставших от идеологического гнета. Они искали среди христиан открытой позиции, а встречают новый вариант закрытого общества" (229).

Патриарх "деятельный, истовый, заботящийся о Церкви иерарх ... человек духовный и интеллигентный" (215).

"Один очень мудрый и глубоко одухотворенный мнах, мой крестный говорил мне в детстве, что тем людям, которые хотят принять крещение, но не успевают, желание крещения вменяется в крещение" (240).

Почему выходят все некрещеные

"Мы же с вами жили в уродливых условиях. У нас все было вверх ногами, и, конечно, выходили не те, кто нужно, и входили тоже не те, кто нужно" (241)

В 52-м познакомилсяс с Войно "Моя мама переписывалась с ним много лет" (300)

"Смеялся ли Христос? В Евангелии это не написано, но я уверен, что Он улыбался много раз. Большинство Его причт, по характеру своему, рассказаны так, что и слушатели улыбались, и Он. Например, возьмите причту о том, как надо настойчиво двигаться духовно, молиться, просить. Кого Он приводит в пример? Вдову, которая "достала" судью" (316).

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова