Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

Яков Кротов. Путешественник по времени. - Вера. Вспомогательные материалы.

Ян Зея


В ГОДОВЩИНУ 17 СЕНТЯБРЯ

 

Новая ПОльша (http://novpol.org/ru/ryIebroUC-/V-GODOVShINU-17-SENTYaBRYa).


Проповедь на мессе за души погибших, убитых в лагерях и пропавших без вести солдат кампании 1939 года, отдавших жизнь за свободную и независимую Польшу, в тридцать пятую годовщину героической смерти их предводителей, погибших генералов бригады Юзефа Кустроня († 16 сентября под Ольшицами), Станислава Гжмота-Скотницкого, Франтишека Влада († 18 сентября на р. Бзуре), Миколая Болтуця († 22 сентября в Кампиносской пуще) и Юзефа Ольшины-Вильчинского († 22 сентября под г. Сопоцкин), произнесенная 17 сентября 1974 года в кафедральном соборе cв. Иоанна в Варшаве.

Мы собрались здесь, в святыне Единого Бога, Бога всех людей, Бога всех народов, чтобы почтить память солдат Сентября и помолиться за них. Есть среди них командующие, генералы, имена которых мы знаем, есть и множество простых солдат, полегших на поле брани или пропавших без вести.

Однако особенно мы чтим память солдат и офицеров, принявших мученическую, а не воинскую смерть, убитых, а не погибших на поле боя. А ведь как солдаты — они имели право погибнуть в сражении. Им было отказано в этом. Все, кого мы сегодня вспоминаем, простые солдаты и генералы, маршируя строем, не раз пели традиционную песню «Стрелецкого союза». Верно, и всем нам эта песня знакома и близка. Сегодня, когда в начале богослужения мы слышали слова послания апостола Иоанна и слова Евангелия Иисуса Христа, над нами как будто зажглись два высших светила, два мерила всего, что здесь будет сказано — и я осмелюсь здесь, в храме Божьем, напомнить один куплет этого солдатского марша:

Судьба ль нам умереть в болотах,
Или в тайге сибирской сгнить,

Из нашего труда и пота

Восстанет Польша, чтобы жить.

Восстала и живет! Восстала из солдатской крови, пролитой в Первой и Второй мировых войнах. Восстала и живет из нашего труда. И хотя в ее судьбе бывали очень тяжелые минуты, сегодня даже во время заупокойной молитвы мы обращаемся к Богу с благодарственной молитвой. Польша живет на глазах у всего мира. Она живет в нас — в нашей ежедневной работе, здесь и всюду, где живут поляки, даже за океаном. Мы рады каждому новому дому, каждому новому заводу, каждой новой улице в городе, каждому новому порту на Балтике. Польша живет и растет.

Сегодня мы собрались в храме Бога всех народов, чтобы помолиться за наших павших солдат.

Дата 17 сентября особенная. Прошло тридцать пять лет со дня, когда на сражающуюся Польшу обрушился удар с востока. С горькой памятью об этом событии мы предстоим здесь сегодня перед лицом Господа.

Как нам, собравшимся здесь в храме, пережить эту годовщину?

Пусть свет прольют нам слова одного польского солдата, тяжело раненного в тех боях: «Ужели эту пропасть уничтожения и ненависти, смердящую на весь мир, удастся нам засыпать, как фашиной, лишь булыжниками польских тел, в которых нет высшего духа, кроме злого, метущегося в пропасти? Чем-то существенно иным должны мы стать. Ибо кто пожелает ненависть и зло — злом побороть и ненавистью, тот пусть не забудет, что великую ненависть победит только еще большая, а зло большое может поглотить зло только еще большее.

Или все же, наперекор своей польской натуре … мы воспитаем в себе ненависть и зло большее, чем то, с которым так кроваво боремся?

И какова граница ненависти и зла — уже ли, пожрав, что было можно, они сами себя в конце концов не пожирают?»

Так как же нам сегодня пережить память о том ударе, неожиданно нанесенном с востока? Как предстать перед лицом Бога, Отца всех народов?

А ведь мы, христиане, когда приступаем не только ко Святому Причастию, но даже к ежедневной молитве, обязаны, прежде всего простить всем, к кому испытывали гнев, простить все личные обиды, причиненные нам. Но можно ли говорить о прощении одного народа другим народом? Да, можно, хотя у нас, собравшихся здесь на траурной мессе, нет полномочий на такие деяния.

Прислушаемся еще раз к голосу того солдата:

«Если до сих пор мы побеждали зло, то только потому, что превозмогали воюющие с нами орды той малой пядью духа любви, отмеренной королевской шпорой Белого Орла. Но чтобы победить все зло, надо сначала перерасти его духом любви высотой с Татры»!

«Перерасти духом любви высотой с Татры»!

Так писал солдат, не священник, не какой-нибудь капеллан. Солдат, тяжело раненный в бою, призывает нас к Высшей Любви.

А значит, и к прощению в духе любви. До этого нам надо расти, и каждому отдельно и всему народу.

Сегодня мы, собравшиеся здесь, можем сказать, наверное, лишь то, что мы всем сердцем жаждем единения нашего народа с тем народом.

Но произойти это может только в правде. Мы надеемся, что когда-нибудь встретятся уполномоченные представители польского и русского народов, и оба народа, представ в правде перед лицом своей истории и своего будущего, — придут к согласию. Пока же ничего подобного не произошло. Не было предстояния в правде. Сегодня, в горькую годовщину тридцатипятилетия удара, нанесенного с востока, мы молимся о скором наступлении этого дня единения в правде, в духе Высшей Любви.

Но прежде чем это случится, уже сейчас нам надо помнить о том, что на востоке, за Бугом, немного на север, живет и работает литовский народ, который жаждет жить свободно и независимо и имеет на это право. А прямо на востоке живет и работает белорусский народ, который имеет право жить свободно и независимо. А немного южнее живет народ, который мы когда-то называли русским народом, а сегодня он называется украинским — и у него есть право жить свободно и независимо.

Надо это признать и помнить об этом. Ведь мы радуемся, когда узнаем, что какое-то африканское или южноамериканское племя — даже не очень многочисленное — обретает право на полную свободу и государственную независимость.

Как же можно забыть о самых близких нам народах, с которыми мы когда-то жили в одной Речи Посполитой, которая в конце своей истории называлась Речью Посполитой Обоих Народов, а в стремлениях лучших своих сынов поистине хотела таковой быть! Сейчас мы называли бы ее Речью Посполитой Четырех Народов. Речь идет не о восстановлении былых политических структур, но об уважении к действительности, которая уходит корнями в то, что Бог наш есть Богом всех народов и каждому народу дает право на свободу и развитие. Признать это право и ежедневно придерживаться его в мыслях и делах — наша обязанность. Молясь сегодня за упокой душ наших павших и расстрелянных солдат, мы молимся также и о том, чтобы настал день правды, свободы и единения не только для нас, но и для наших братьев литовцев, белорусов и украинцев, о свободе всех народов мира и всех людей, как призывает Рим в этот Юбилейный год.

Сейчас на алтаре совершится жертва хлеба и вина, а затем – таинство Жертвы Христовой за спасение всего мира.

Помолимся Господу, чтобы к крестной Жертве Иисуса Христа присоединил Он все людские страдания и принял их во имя вечного спасения всего мира и во имя наступления на земле царства правды, мира, справедливости и любви.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова