Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

Яков Кротов. Путешественник по времени.- Вера. Вспомогательные материалы

Катехизис по Бердяеву

Оглавление

ОБЩИННОСТЬ ИЛИ КОЛЛЕКТИВИЗМ?

Молодежь ищет прочности, авторитета, опоры в крепкой и успокаивающей традиции, боится религиозных исканий. Эта жажда во всем незыблемости и авторитета есть психология, свойственная людям претерпевшим кораблекрушения в разбушевавшемся океане. Ищут властного капитана, который спасет от гибели, и готовы авторитету его вручить свою жизнь. Церковь воспринимается прежде всего, как якорь спасения, как тихая пристань после бурного плавания. Усталые, измученные души припадают к Церкви и не имеют силы и дерзновения ставить внутри Церкви творческие задачи. Пытливость религиозной мысли пугает, и всякая религиозная проблематика представляется ересью, грозящей новыми бурями.

По душевной ее структуре современную молодежь отталкивает индивидуальная творческая мысль, творческая инициатива, исходящая из глубины личности, из личного своеобразия. Вопрос тут не в индивидуализме, который подлежит преодолению, а в отношении к личности. Персонализм совсем не то же самое, что индивидуализм, и имеет вечное значение. Молодежь коллективистична по своему мышлению.

Тут есть, конечно, здоровая реакция против индивидуализма XIX в., против оторванности от социального целого рафинированных культурных групп. Но есть и большая опасность отрицания личного начала, опасность гибели человеческой личности в социальном коллективе, которую мы и видим в коммунизме. Мышление современной молодежи социально. И не потому оно социально, что социальные проблемы являются предметами мышления, а потому, что социален, коллективистичен, не индивидуален самый субъект мышления. Мышление коллективистическое, социальное всегда стремится быть ортодоксальным и боится ереси, оно авторитарно. Всякий коллективизм сознания стремится образовать свою ортодоксию. Ортодоксия коллектива характерна для современной молодежи, при этом ортодоксия эта может быть очень разнообразна, от ортодоксии марксистской до ортодоксии фашистской или ортодоксии церковного консерватизма. Это обычно и отталкивает от философской мысли, которая наименее коллективистична, наиболее свободна и индивидуальна. Социальный коллективизм сознания и мышления внушает также нелюбовь к свободе. Свобода допускается исключительно как выявление целостной воли социального коллектива, как обнаружение его сверхличной строительной энергии. Я не говорю здесь об ортодоксии самой Истины христианского откровения, которая требует свободы личного духа.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова