Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Николай Бердяев

ИЗ ЗАПИСНОЙ ТЕТРАДИ*

По переизданию в кн.: Дмитриева Н. К., Моисеева А. П. Философ свободного духа (Николай Бердяев: жизнь и творчество).—М.: Высш. шк., 1993. — 271 с. №480 по библиографии Клепининой.

 

«Человеческая душа бесконечна. Не только что раскрыто сейчас, как моя душа, но и то, что раскроется на протяжении всей моей жизни, есть лишь небольшая часть моей души, как потенциальная бесконечность в сторону светлую и в сторону темную».

«В истории нет сплошного действия промысла Божьего. Воплощение Духа есть лишь прорывы. В истории действуют и свобода человека, и фатум».

«Христианство не есть одна из религий. Все религии подчинены христианству, были его подготовлением или дробной частью всецелой христианской истины или раскрытием темных сил».

«Религиозная связь есть возврат в свою глубину, на духовную родину и вместе с тем выход из себя».

«Можно отрицать источник бытия Бога, но нельзя отрицать эмпирической действительности стола и стула. Вера есть акт свободного избрания и свободной любви, знание принудительно».

«Скептицизм — метафизическая бесхарактерность и статичность сознания».

«Сомнение есть несвобода духа, послушание дурной множественности».

«Разрыв времени на настоящее, прошлое и будущее ранит человека и превращает каждое мгновение в средства для будущего мгновения».

«Евангельская мораль — райская мораль, она по ту сторону нашего добра и зла».

«Буддизм, стоицизм боятся страдания, только христианство смотрит   прямо в глаза страданию».

«Акт насилия есть жест слабости».

«Всякий человек, проникнутый целостной идеей и желающий ее осуществить во что бы то ни стало — создать великую империю, осуществить великую революцию, выиграть великую войну,— легко превращается в дикого зверя».

«Достоевский   самый   динамический   художник,    он   выражает

 

________________________________________

*Новый журнал. Нью-Йорк, 1955, № 43.

247

 

внутреннюю революцию духа, противоречие его духовной революционности и его консерватизма. Толстой художник статики, но он революционен в своем сознании. В творчестве Достоевского есть вечное и временное. Вечным он будет жить так же долго, как греческая трагедия, Данте, Шекспир, Гете».

«Достоевский исследует духовные глубины, пределы, окраины человеческой души, а не ее рационализированную дневную поверхность. С Достоевским появляется новая душа, начинается революция духа. Его творчество — огненный поток, дионисический вихрь».

«Русские нигилисты — люди, не выдержавшие соблазна извращений и искажений христианства. В русских нигилистах аскетическая жажда ухода от мира, «во зле лежащего». Толстой один из самых ярких представителей русского нигилизма».

«Восстание против Творца возможно лишь для высокого существа. Упасть можно лишь с высоты».

«Смирение есть проявление духовного могущества, победа над самостью».

«Наша эпоха не имеет своего идеала человека, который заменил бы прежний идеал. Идеал переместился из индивидуального человека в социально-общее. Античность выдвинула героя и мудреца. Еврейский народ — пророка. Христианское средневековье — святого и рыцаря. Гуманизм нового времени — творческую индивидуальность, которой ничто не чуждо. Наша эпоха не знает никакого идеального образа. Померк даже идеал патриота и гражданина. От человека прежде всего требуют подчинения силам вне и над человеком находящимся — партии, тоталитарному государству, национальной идее или власти капитала. Перестали верить в божественную высоту, ее заменили идолы, которым требуют жертвоприношений».

«Подлинный персонализм утверждает не только любовь к Богу в человеке, но и любовь к человеку в Боге. Ценно и человеческое, не только божественное».

«Христианский социализм есть победа над природой и преобра­жение материального мира».

«Социальный вопрос не может быть решен на гуманистической морали самоутверждения и жадности к жизни».

«Аскетика есть вольное распятие своей природы, но не высший закон».

«Нужно творить правду независимо от внешних осуществлений и успехов».

«С социологической точки зрения личность есть часть общества, и малая часть. С точки зрения экзистенциальной философии общество есть часть личности, ее социальная сторона, мир есть часть общества».

«Личность вмещает универсальное и бесконечное движение. Личность предполагает Того, кто выше ее».

«В марксизме мыслит класс, а не человек».

«Коммунизм, фабрикует нового человека».

248

 

«Человек образ и подобие Бога, а не образ и подобие общества, как учит социология».

«Не добро, а зло доказывает бытие Бога. Если бы мир был в добре, то мир был бы Богом».

«Достоевский берет человека отпущенным на свободу, вышедшим из-под закона, выпавшим из миропорядка и исследует его судьбу, открывает последствия свободы. Романы Достоевского — трагедия свободы. Свобода, как бунт и своеволие, безбожная свобода истребляет себя и переходит в тиранию, в необходимость. Путь свободы и путь зла, путь раздвоения исследует Достоевский. У Достоевского Свет во тьме светит».

«Христианство Леонтьева исключительно аскетически-монашеское, его отношение к миру остается язычески-эстетическое. Леонтьев не понимает, почему сапожнику легче поклониться, чем вождю или жрецу».

«Розанов родился в воображении Достоевского. Устами Розанова философствует сам Ф. П. Карамазов. Мышление Розанова физиологическое, а не логическое. Магия слова. Розанов против Христа, но не против церковного быта. Для Розанова существует Бог-Отец, он не знает Сына, не хочет креста. Его религия возврат назад, а не движение вперед. Мы должны идти к просветленной одухотворенной плоти, а не возвращаться к старой, тленной плоти. Розанов очень русский, но он русская опасность, для него не существует христианского откровения о личности, и его тянет в безликую стихию рождения, тянет назад».

«В. Соловьев не принадлежит ни к какому направлению, ни к какому лагерю. Он ничей, и он многих. В. Соловьев гладкой теологией и метафизикой прикрывал свою природу. Он ночной и дневной. Он связан с духами природы».

«Русский коммунизм великая проблема перед христианским миром, угроза и предупреждение».

«Прометеевское начало в человеке есть освобождение не от Бога, а от власти природы».

«Свобода есть обнаружение силы, мощи, но она сама безосновна, бездонна».

«Великая историческая заслуга большевиков в том, что они сделали в жизни эксперимент, который делал Достоевский в своих писаниях. Большевизм показал на практике, что если нет Бога, то нет и человеческой личности.

Личность разрушается от неразличения добра и зла».

«Свобода первичнее бытия. Она не детерминирована никаким бытием, она бездонна».

«Этика ада руководила и теми, кто не имел религиозных воззрений, например, марксисты: разделение мира на две части добрых и злых».

«Самые страшные люди — люди, одержимые страхом».

«Бытие порождено абстрактной мыслью. Конкретно существует Дух, а не бытие».

249

 

«Апокалипсис есть не только откровение о конце мира и последнем суде, он есть также суд внутри истории и над буржуазным миром. Совершается апокалиптический суд. Коммунизм есть одно из обнаружений такого суда».

«Человек — подчиненная часть природы, капля в океане мировой жизни и весь состав мира в человеке».

«Страдание — показатель не только греха, но и высоты». «Христос и с теми, которые не с Ним».

«Откровение Бога через природу в язычестве, откровение Бога через историю в иудаизме, откровение Бога через дух в христианстве».

«Ницше хотел стоять под знаком рока. Он не хотел победить человека над роком».

«Обоготворение людей, государей, вождей — антихристова ложь».

«В животных есть так же образ божественный, как во всем творении».

«Христианская мораль есть мораль аристократическая в духовном смысле — мораль сильных духом, а не слабых. Христианская любовь есть любовь духовная, есть возвышение душевной натуральной любви до любви духовной, до любви богочеловеческой. Это возможно лишь через Христа и во Христе. Любовь и есть стяжание благодатной энергии. Любовь есть благодатная энергия, излучение, просветление. Она высший плод духовной жизни. Познание так же любовь, как и созерцание красоты».

«Соблазн коммунизма прежде всего соблазн силы и победы».

«В нашу эпоху силу ищут больше, чем истину».

«Христианство должно иметь отношение не только к личной жизни человека, но и к его социальной жизни, ибо социальная жизнь охватывает отношения человека к человеку».

«Благость Христова есть благость свободной любви, той любви и свободы, которые преодолевают и свободу зла, и принудительность добра».

«Дыхание Духа, который дышит, где хочет, есть дыхание свободы».

«Личность прежде всего — единство судьбы. Личность — манифестация свободы, борьбы с необходимостью».

«Лицо человека — великая победа духа над материальным хаосом».

«Смерть есть последнее и самое сильное испытание силы и достоинства человека».

«Личность есть нетленное в человеке».

«Современное идолотворение связано не с богами природы, а с богами истории и цивилизации».

«В творческом потрясении человеческого существа сгорает грех».

«Творческий акт человека не вопрос о том, что нужно для спасения человека, а вопрос о том,  что нужно Богу от человека

250

 

для осуществления высшей Его идеи о человеке и мире. Это двойной процесс».

«Христианство явилось в мир не как статическая неподвижная истина, а как истина динамическая, развивающаяся в истории».

«Духовное развитие прежде всего изменение сознания».

«Творческое развитие возможно потому, что есть бездонный источник свободы».

«Духовный мир — огненный поток из свободы, но в мире природном отяжелевает и принимает форму эволюции».

«Мы вступаем в эпоху, когда в мире происходит перевоплощение. Тлеют старые одежды человечества, разлагается историческая плоть, мир как бы развоплощается. Развоплощение сопровождается гибелью красоты. Материализация и механизация жизни и есть развоплощение. В развоплощении действуют и злые и добрые духи».

«Свобода духовной жизни не должна зависеть от жизни социальной, но она по нисходящим ступеням должна реализоваться в социальной жизни».

«Дух организует материю, а не наоборот».

«Либерализм понял свободу не как тяготу и бремя, не как долг совершеннолетних, а как право, как легкость, как освобождение от стеснений».

«Творчество связано со свободой, оно связано с возложением на себя бремени, это начало героическое».

«В века нового времени встала задача освобождения мысли и творчества от средневекового авторитета, насилия и рабства. Эта задача выполнена. Теперь надо творить жизнь, осуществляя истину. Нельзя бороться против нового рабства коммунизма скептической и формальной свободой, можно бороться лишь освобождающей Истиной».

«Свобода мысли нужна для мыслящих».

«В Греции не было настоящей свободы духа и мысли, независимой от государства. Социальный заказ у Эсхила и Виргилия. Современный тоталитаризм есть возврат к языческому монизму».

«Тоталитаризм есть ложно направленная религиозная потребность».

«Свобода есть определяемость из глубины духа, а не общества и не собственной низшей природы. Биологически человек зависит от природы, социально от общества, и лишь духовно он независим».

«Социальное переустройство мира будет сопровождаться умалением свободы. Это результат передвижения огромных масс и обращенность к материальному устроению жизни. Борьба за свободу духа будет требовать героических усилий».

«После необходимого периода материализма предстоит период обостренной духовности. Но совершенный монизм можно мыслить только эсхатологически».

«Я не принимаю создания нового мира на слезинке невинного ребенка,  но  слезинка  ребенка  уже  пролита.  Иисус  Христос  был

251

 

распят и по моей вине. История осуществляется страшным жертвами. Бесконечно ценная личность с ее духовной свободой поставлена в этот процесс света во тьме. Она не может не принять этот процесс или уйти от него. Она должна брать на себя его муки и вносить свет».

«Советская  философия  признает  самодвижение  и  переносит материю свойства духа: свободу, разум, творческую активность».

«Свобода по Марксу есть результат необходимости. Это отрицание свободы, которая связана с духовным началом. Противоречия марксизма отчасти связаны с тем, что марксизм есть не только борьба с капитализмом, но и его жертва».

«Свобода есть прежде всего энергия, сила, возможность реализо вать энергию в жизни, в творчестве. Свобода метафизическая коренится в иррациональной основе бытия».

«Скептицизм — неспособность к действию, неспособность сделать выбор, свобода выбора без выбора, бессодержательная форма мышления, оторванность от воли».

«Суверенитет государства, демократии, общества, народа — лож ная идея. Неотъемлемые права человека более глубокий и осново положный принцип, чем суверенитет народа и тем более класса».

«Марксизм есть философия благ, а не ценностей».

«Когда вы хотите осуществить качественные ценности, красоту справедливость, то они могут осуществиться лишь тогда, когда средства, которыми вы хотите осуществить, проникнуты этими ценностями».

«Церковь обращена к вечности, имеет вечные основы, но она обращена так же к процессу во времени и должна иметь социальный язык, связанный с временем, иначе в ней нет человеческого элемента».

«Свобода не только свобода выбора, но и самый выбор, само действие. Свобода не только искание истины, она основана на истине Самая ценность человеческой личности и свобода духа есть уже содержимая истина. Свобода есть решимость творить».

«Должен быть максимум свободы в жизни духовной и минимум в жизни экономической, когда злоупотребление свободой лишает многих хлеба насущного. Свобода личности умаляется, когда мы спускаемся от духа к воплощению и реализации духа в материальном мире.

Личность для реализации духа в материи нуждается в экономиче ском принуждении».

«Если нет Бога и правды, возвышающейся над обществом и природой, то человек раб природы и социальной необходимости».

«В нашу эпоху слабость христианских церквей перед чисто демониакальным движением мира означает конец целой эпохи христианства. Переход от исторического христианства, в котором Свет идет от прошлого, к христианству эсхатологическому, в котором Свет будет исходить от будущего. Мы — в антракте. Для перехода

252

 

к новой эпохе в христианстве нужен не уход от процессов мира и гордое возвышение над ними, а вхождение в эти процессы, активное изживание судеб мира и человека при внутренней свободе от этих процессов, недопущение рабства миру. Преодоление понимания христианства как религии личного спасения и понимание христиан­ства как социального и космического преображения, Царства Божьего».

«Человек иной, чем в эпоху вхождения христианства в мир. У него иное отношение к проблеме самого человека, к обществу, к космосу. Он обращен ко всей твари. Невозможна уже религиозная изоляция, невозможно индивидуальное спасение вне спасения всех моих братьев и всей твари».

«Всемирность, всеприродность свободы опрокидывает рациональный гуманизм».

«Соединение церквей через согласие церковных правительств есть утопия. Это соединение возможно в сверхконфессиональной религии Св. Духа».

«Огромно мировое значение трагического, страдальческого опыта русской церкви».

«Мы живем среди погибающей цивилизации и разложения тех оболочек церквей, которые срослись со старым миром. Трагично чувство жизни. Но трагизм должен быть не пассивным, а активным».

«Мы должны готовиться к совершенно новой эпохе, перестать приспособляться к старому, а раскрывать из глубины христианства силы для творчества нового небывшего мира».

«Ложная идея, что перед Богом человек ничто, наоборот, перед Богом человек высок».

«Одна из причин атеизма: Бога сотворили по образу и подобию человека».

«Сартр хочет быть более последовательным атеистом, чем марксисты. Для него мир абсурден, человек низок. Нет тайны, но свобода, не связанная ни с природой, ни с эссенцией, свобода как акт, может создавать лучшую жизнь. Философия Сартра характерна для эпохи, проходящей через тьму. Это философия не начала пути, а конца».

«Бог есть тайна. К Нему неприменимо даже понятие бытия».

«Невозможно верить в Бога, как власть и силу. Это религия Ислама».

«Судьба Христа как бы человеческая судьба, взятая в божест­венной ее глубине».

«Познание есть преображение времени, победа над временем, прорыв к высшему смыслу через бессмыслицу, разрушение потока времени».

«История не есть время. История есть торжество вечного над временным, явление вечного во времени, вживание вечного в памяти и предании. История пребывает в вечности. Она начинается на земле

253

 

и  кончается  на  небе.   В  истории  происходит  борьба  вечности  и времени, жизни и смерти».

«Отпадение от памяти, от предания есть отпадение от духа вечности и ниспадение в смертоносную временность».

«Одно сохранение прошлого есть претензия оторвать прошлое от господства над ним духа вечности, один соблазн творчества есть претензия оторвать будущее от господства над ним вечности».

«Культура есть неудача жизни».

«Подлинная любовь к свободе неотделима от любви к человеку к ближнему».

«Любовь к идее может вести к равнодушию, безжалостности и даже ненависти к человеку».

«Любовь есть Истина, наполняющая свободу».

«Свобода есть всегда не только право, но и обязанность относительно другого. Права другого есть моя обязанность».

«Красота не отображение идеального мира, а творческое преоб ражение мира».

«Богочеловечность означает центральность человека в космосе Человек не часть космоса, космос часть человека».

«Проекция совершенной и блаженной жизни на земле во времени вызывает тоску и скуку, как подчинение бесконечного конечному»

«В Царство Божие входит вся природа и вся культура, т.е. творческое дело человека, но преображенные».

«Любовь есть радиоактивность человеческого сердца».

«Совесть — глубина человека, на которой он соприкасается с Богом и слышит голос Бога».

«Смерть есть событие, существующее извне, извнутри смерти нет; она есть лишь момент вечной жизни, отпадение от вечности во время — мистерия жизни».

«Больше смерти человек боится страдания и хочет смерти, чтобы избежать страдания. Ужас вечного страдания — ужас ада. Ад есть невозможность умереть. Ад не вечность, а плохая бесконечность, пребывание в дурном времени, невозможность прорваться к вечности. Возможна лишь божественная вечность, а не диавольская вечность».

«Христианство отрицает не только зло нашего мира, но и добро»

«Не судите, да не судимы будете». Это стоит по ту сторону нашего добра и зла».

«Творчество обращено не к прошлому и будущему, не к старому или новому, а к вечному».

«Все ставят себе высокие, отвлеченные цели, на практике же осуществляют их путем зла. Цель отодвигается, и жизнь заменяется злыми средствами: свобода — насилием, братство — ненавистью, правда — ложью. Все дело не в целях, а в обнаружении положитель ной творческой нравственной энергии, энергии любви, энергия свободы, энергии, творящей лучшую жизнь. Необходимо прорваться к источнику этой энергии, которая выше и глубже норм, закона, нашей оценки, добра и зла».

254

 

«Человек не есть продукт космической эволюции, он выше космоса».

«Мистика — непосредственное богообщение, оккультизм — общение со скрытыми силами космоса».

«Мистика не душевное, а духовное состояние, в котором человеческая душа выходит из своей замкнутости и переходит в непосредственное соприкосновение с божественной действительностью. Мистика не субъективная романтика, а трезвое раскрытие реальностей».

«Мистический опыт освобождает от магии природного мира, ложно смешение мистического и магического».

«Четыре периода в отношении человека к природе: 1) погружение человека в природу, 2) выделение из природы, противопоставление природе и духовная борьба с ней, 3) обращение к природе для овладения ею, 4) восстановление связи человека с душой природы и духовное овладение природой».

«Прометей освобождает человека не от Бога, а от власти природы, от богов. Он — отец культуры».

«Путь творчества есть религиозный опыт. В творческом экстазе есть большая отрешенность, чем в смирении, большая дума о Боге, чем о себе».

«Не во имя свое творчество. Творчество жертвенно. Творчество, не проходящее через жертву,— пустота».

«Современный человек прошел через Фауста, Гамлета, Байрона, Бетховена, и этого зачеркнуть нельзя. Христианство бесконечно усложнило психику человека и не дало еще ответа на эту усложненность».

«Христианство открыло любовь между мужчиной и женщиной, но не ответило на смысл этой любви».

«Великолепие истории лишь объективации, инсценировка, за которой скрывается совсем иная реальность».

«Человек понимает что-нибудь лишь тогда, когда мысль проходит через сердце».

«Человек возвышает себя через создание мифов. Миф о своих предках, о своей родине, о своей партии, о своем сословии и т.п. Почти нет людей, свободных от этого мифотворчества».

«У меня не феноменологический опыт, а духовно-религиозный»

«Диалектика, динамизм определяется тем, что есть другое».

«Зло господствует в этом мире, но не ему принадлежит последнее слово. Зло — диалектический момент в развитии творения».

«Люди и целые группы приспособляют христианство и все религии к своей посредственности».

«Бог есть Тот, к Кому стремятся уйти от ужаса и безобразий жизни».

«Люди разделяются на две расы: на тех, которым мучительно

255

 

чувствовать зло и страдания мира, и на тех, которые к этому равнодушны».

«Приспособление Истины к обыденности из страха. Страх мешает познать Истину. Страх искажает сознание».

«Единственное оправдание войны,— война за свободу».

«В христианстве заложена высшая человечность. Три стадии в истории христианства: бесчеловечность в христианстве, человечность вне христианства и новая человечность в христианстве».

«Основной факт мировой жизни — освобождение».

«Нельзя спасаться индивидуально. Мое спасение предполагает спасение всех других, всеобщее спасение. Нельзя пользоваться раем, когда мучаются в аду».

«В духовной жизни неизбежен риск и нет гарантии».

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова