Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Из книги: PETER GREIF`S SIMBOLORUM. ОПЫТ СЛОВАРЯ СИМВОЛОВ

Коронование.

Дева Мария ("Мадонна"). Мать Иисуса Христа. Ее чрезвычайно богатая иконография лишь в небольшой части обязана Евангелиям и, кажется, разрасталась на протяжении столетий в силу необходимости для христианской Церкви иметь фигуру матери - предмет поклонения, являющийся средоточием многих древних религий. Сомнения в ее роли -- вроде тех, что были высказаны несторианами в V веке или идеологами Реформации в XVI,- лишь стимулировали создание ее изображений теми, кто оставались ее приверженцами. Несторий отрицал, что Дева Мария может по праву именоваться "Богоматерью" - она была матерью только лишь Христа как человека, но не божественной личности. Этот взгляд был осужден как ересь Эфесским собором в 431 году -- вердикт, который способствовал распространению образа "Матери и Младенца" как выражения официальной доктрины. (Такие образы уже долгое время существовали в некоторых языческих религиях, в частности, египетская богиня Исида с ее сыном Гором на коленях, который благополучно продолжал существовать в христианскую эру в некоторых средиземноморских странах. Ранняя Церковь восприняла и использовала его, как и многие другие языческие образы.) Величественные изображения Девы Марии и Младенца на троне, которые на протяжении многих столетий украшали церковную архитектуру, впервые стали распространяться на Западе в VII веке; они срисовывались с византийских образцов. От своего раннего предназначения быть опровержением несторианства такие изображения сохранили на протяжении средневековья пафос утверждения веры, что становится очевидным из надписей, которые иногда сопровождают их: "Maria Mater Dei" [лат. - "Мария Матерь Божия"] и "Sancta Dei Genitrix" [лат. - "Святая Богородица"]. Другим ранним стимулом к почитанию Девы Марии было обнаружение того, что стали считать ее портретом, предположительно написанным Св. Лукой. Росту культа Марии до некоторой степени противилась сама Церковь с ее традиционно враждебным отношением к женщине - отношением, которое культивировалось некоторыми ранними теологами и монашескими институтами, ссылавшимися в оправдание своих взглядов на фигуру Евы (искусительницы). В XII и еще больше в XIII веке почитание Марии столь широко распространилось, что эпоха эта стала называться эпохой культа Девы Марии. Это было время религиозного подъема, вызванного крестовыми походами и достигшего своего высшего зримого, выражения, как признают многие, в готических соборах Франции, которые часто воздвигались в честь Богоматери - "Notre Dame". Главным среди средневековых теологов, кто вдохновлял это движение, был Бернард Клервоский (1090 - 1153). Он интерпретировал Песнь Песней как детальную аллегорию, в которой невеста отождествлялась с Девой Марией. В сущности, эта концепция была уже известна средневековью, но Св. Бернард ее значительно развил, и она стала источником богатой образности, окружающей Деву Марию. (Согласно принятому в настоящее время мнению, эта библейская книга является собранием любовных поэм, которые принято было декламировать на свадебных церемониях.) В замене иератического типа Девы Марии и Младенца другими, менее формализованными, такими, как Мадонна Смирение, сидящая прямо на земле, и Mater Amabilis [лат. - Матерь Умиление], Ренессанс видел более материнский аспект отношений матери и дитя, и, возможно, это был самый излюбленный ее образ во всем христианском искусстве. Дева Мария как объект поклонения (в отличие от ее изображения в повествовательных сценах, основанных на ее легендарной биографии) приняла несколько другие формы, главным образом довольно позднего происхождения. Среди наиболее важных - Дева Мария Милосердие (3), укрывающая кающегося грешника своим обширным плащом, или стоящая на коленях перед Христом на Страшном Суде, моля его о душах умерших; Mater Dolorosa [лат. - Матерь Скорбящая), сокрушающаяся о своем сыне, - ее грудь пронзают семь мечей, символизирующие семь ее скорбей, - или сидящая с его мертвым телом, лежащим у нее на коленях; Дева Непорочного Зачатия (4) -доктрина, много дискутировавшаяся- средневековыми теологами, но нашедшая свое обоснование в XVII веке, отстаивавшаяся иезуитами, и с тех пор широко изображавшаяся. Однако и теперь некоторые аспекты ее изображения, такие, как Дева Мария Четок (15), имели целью возбудить особое поклонение. Атмосфера религиозного экстаза, порожденная Контрреформацией, проявилась в видениях, которые переживали мистики, - результат самозабвенной молитвы, а иногда следствие возбуждения от религиозных празднеств. Эти видения, которые во многих случаях были зафиксированы ими в их литературных трудах, могли принимать форму распятого Христа, но в особенности Девы Марии, как правило с Младенцем. Они изображались в итальянском и, реже, испанском искусстве с конца XVI и на протяжении всего XVII века. Среди тех, кто изображался подобным образом, были ИГНАТИЙ ЛОЙОЛА, ФИЛИПП НЕРП и ГИАЦИНТ; из более ранних святых ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ и АНТОНИЙ ПАДУАНСКИЙ в этот период изображались получающими Младенца в свои руки. Другие, кому открывалось видение Девы Марии, были ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ, БРИГИТТА ШВЕДСКАЯ, АВГУСТИН (5), АНДРЕИ (апостол) и император Август (Октавиан) (см. СИВИЛЛА). Дева Мария традиционно облачена в плащ и накидку голубого цвета - символ неба и напоминание о том значении, которое Дева Мария имела как Царица Небесная. Ее одежда обычно красного цвета. В сценах Страстей цвет иногда фиолетовый или серый.

Ниже религиозные темы объединены в три группы: Дева Мария; Дева Мария с Младенцем; Дева Мария с Младенцем и другими фигурами. Повествовательные темы из жизни Девы Марии можно встретить в следующих статьях: ИОАКИМ И АННА; РОЖДЕНИЕ ДЕВЫ МАРИИ; ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ДЕВЫ МАРИИ; ВОСПИТАНИЕ ДЕВЫ МАРИИ; ОБРУЧЕНИЕ ДЕВЫ МАРИИ; БЛАГОВЕЩЕНИЕ; ПОСЕЩЕНИЕ ДЕВОЙ МАРИЕЙ ЕЛИСАВЕТЫ; СМЕРТЬ ДЕВЫ МАРИИ; УСПЕНИЕ; КОРОНОВАНИЕ ДЕВЫ МАРИИ. Другие сюжеты, в которых предстает Дева Мария (не всегда в главной роли): РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО; ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ; ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ; ОБРЕЗАНИЕ ХРИСТА; ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГОСПОДА В ХРАМЕ; БЕГСТВО В ЕГИПЕТ; ДИСПУТ С ДОКТОРАМИ; БРАК В КАНЕ; и из цикла Страстей: ПУТЬ НА ГОЛГОФУ; ХРИСТОС, С КОТОРОГО СРЫВАЮТ ЕГО' ОДЕЖДЫ; РАСПЯТИЕ ХРИСТА; СНЯТИЕ С КРЕСТА; ПЕРЕНЕСЕНИЕ ТЕЛА ХРИСТА; ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ; ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА МАТЕРИ; ВОЗНЕСЕНИЕ; СОШЕСТВИЕ СВ. ДУХА.

Дева Мария

1. Дева Марая, стоящая или восседающая на тропе. Дева Мария без Младенца, либо стоящая "в славе", либо восседающая на троне- это тот тип изображения, который происходит от очень ранних восточных образцов. Помимо византийских мозаик, он встречается в основном на средневековых церковных фресках и в скульптуре и - несколько реже - на алтарях раннего Ренессанса. Этот тип представляет особую роль Девы Марии как символа самой Церкви, господствующей над человеческим родом во всей своей неисчерпаемой мудрости. В средневековых образцах фигура Марии намного крупнее окружающих ее персонажей. Так выражается идея ее величия. Под ногами Богоматери может быть ЛУНА, имеющая вид полумесяца, - античный символ целомудрия. На Марии может быть традиционная накидка-вуаль или - особенно когда она на троне - корона. Если она держит книгу - Книгу Премудрости Соломона, то этот тип известен как Дева Мария Премудрость (лат.- Virgo Sapientissima). Мистическая литература XII-XIII веков обычно именует ее Царицей Небесной (лат.- Regina Coeli), в подобной трактовке искусство изображало коронованную Деву Марию, восседающую на троне и держащую державу или скипетр (чаще Мария с Младенцем). К этой же категории относятся портретные и полуфигурные изображения одной лишь Девы Марии эпохи Ренессанса и более поздние, изображающие одну Деву Марию, коронованную или в, вуали и, возможно, благоговейно устремляющую; свой взор вверх.

2. Дева Марая Скорбящая; "Mater Dolorosa"; Семь скорбей Девы Марии; "La Soledad", Хотя термин Mater Dolorosa [лат. - Матерь Скорбящая] охватывает образ скорбящей матери, когда она стоит у креста, или сидит, оплакивая мертвое тело Христа, лежащее у нее на коленях, мы касаемся здесь одной лишь; Девы Марии. (По поводу других см. РАСПЯТИЕ ХРИСТА, 5,: и РIЕТА.) Что касается Девы Марии Семь Скорбей, то она изображается с семью мечами, пронзающими ее грудь или обрамляющими ее голову - буквальная передача пророчества Симеона, которое образует первую из скорбей: "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу" (Лк., 2:34-35). (См. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГОСПОДА В ХРАМЕ.). Другие шесть - это БЕГСТВО В ЕГИПЕТ, Христос, потерянный своей матерью (см. ДИСПУТ С ДОКТОРАМИ), несение креста (ПУТЬ НА ГОЛГОФУ), РАСПЯТИЕ ХРИСТА, СНЯTHE С КРЕСТА, ВОЗНЕСЕНИЕ (когда Христос в последний раз покидает свою мать). Семь Скорбей были провозглашены в качестве церковного праздника Кельнским собором в 1423 году, дабы сформировать соответствующую параллель к уже существовавшим тогда Семи Радостям. Этот сюжет наиболее часто встречается в искусстве Северной Европы, главным образом во фламандской живописи XVI века, где мечи могут заменяться изображением самих этих семи эпизодов, обрамляющих Деву Марию. Некоторое количество примеров мотива меча можно встретить в Италии и Испании в XVH веке. Одинокая фигура скорбящей Девы Марии (без мечей) встречается начиная с XVI века. В таком случае она олицетворяет Церковь, оставшуюся одной, чтобы нести все скорби мира, после того как рассеялись все ученики. Этот образ именуется Дева Мария Сострадание. Она может созерцать инструменты Страстей. Эта тема была особенно привлекательна для испанских художников Контрреформации; здесь она называлась La Soledad [Дева Мария Одиночество].

3. Дева Мария, укрывающая страждущих под своим плащом, Катастрофы, которые переживал средневековый человек, такие, как войны и эпидемии, особенно чумы, считались небесной карой. Человек, однако, мог смягчить ее, отдав себя под защиту какой-либо покровительствующей ему фигуры - святого или, с еще большим успехом, самой Девы Марии. Роль Марии как защитницы перед Богом при всеобщем воскресении может быть видна на изображениях Страшного Суда. В роли примирителя живых она предстают на множестве картин, на которых изображается держащей Младенца. (См. ниже, 14: Дева Мария и Младенец со святыми и донаторами.) Тот тип, которого мы теперь касаемся, это одна лишь Дева Мария Милосердие - Misericordia [лат. - милосердие] без Младенца. В сущности, этот тип демонстрирует Деву Марию, стоящую в полный рост, с распростертыми руками; она держит обширный плащ наподобие шатра, под которым маленькие фигурки взывающих к Богу людей стоят на коленях. Обычно она увенчана короной. Плащ как символ защиты использовался в античности; с тем же значением его можно найти в византийском и средневековом искусстве; возможно, его носит Христос или святые. Эта тема широко распространилась на Западе в XIII веке в искусстве монашеских орденов, которые, по-видимому, оспаривали другу, друга честь быть первым, кто ввел эту традицию. Этот тип изображения Девы Марии заказывался мирскими благотворительными, братствами позднего средневековья, покровительницей которых была Дева Мария Милосердие, и отдельными донаторами в качестве благодарения за победу в войне или за защиту от чумы. В последнем случае плащ мог быть щитом от стрел, которые еще с античных времен считались носителями болезни. Иногда вверху может изображаться фигура Христа, держащего в своей руке стрелы. Коленопреклоненный донатор может быть представляем Деве Марии его святым покровителем, или просители могут состоять из членов какого-либо монашеского ордена, узнаваемого по его особой рясе (см. рис. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОДЕЖДЫ), или мужчин и женщин (богатые и бедные среди тех и других) - символ рода человеческого (все вперемежку либо разделенные на духовенство справа от Девы Марии и мирян слева). Ренессансные художники иногда изображают плащ, который с обеих сторон поддерживают ангелы, так что руки Девы Марии свободны для выразительного жеста. Эта тема отмерла в XVI веке, и ее редко можно встретить в искусстве Контрреформации.

4.Непорочное зачатие. Этот термин относится не к зачатию Христа в утробе Марии, как иногда считают (оно изображается в искусстве как Благовещение), а к зачатию самой Марии в утробе ее матери Анны. Согласно этой доктрине, поскольку Мария была избрана - была, в сущности, предопределена от века - быть сосудом Воплощения Христа, сама она должна была быть незапятнанной (отсюда ее название Purissima), более специфически это значит, что она единственная из рода человеческого была свободна от порока Первородного Греха, то есть она сама была зачата "без вожделения". Эта идея, медленно, на протяжении всего средневековья, получившая обоснование, стала главным итогом догматических споров, которые велись в XII- XIII веках. Среди монашеских орденов доминиканцы, включая Фому Аквинского, отрицали возможность непорочного зачатия, в то время как францисканцы, за исключением Бонавентуры, защищали эту концепцию. В последующие столетия эта доктрина получила различные папские подтверждения; особое ее почитание явила Испания в начале XVII века. В качестве обязательного для всех католиков догмата эта концепция была утверждена в 1854 году папой Пием IX. Довольно позднее появление этой темы в искусстве может свидетельствовать не столько о ее противоречивой природе, сколько о трудностях нахождения визуального образа для столь абстрактной концепции. Впервые она стала широко изображаться в XVI веке, часто в форме Девы Марии, стоящей или коленопреклоненной перед образом Бога-Отца в небе, при этом около нее, дабы указать на дискуссию, которая долгое время велась на эту тему, изображаются доктора Церкви, приводящие свои доводы и мнения, ссылаясь на книги. Среди них можно видеть АВГУСТИНА, АМВРОСИЯ, ИЕРОНИМА и БОНАВЕНТУРУ. Пишущим монахом, который также изображался, может быть Дунс Скот, страстно поддерживавший эту доктрину. Папа на троне - это Сикст IV, также францисканец, который санкционировал отмечать Непорочное Зачатие как церковный праздник. Манера, в. которой изображалась сама Дева Мария в XVI веке, отражает ту роль, какую Церковь отводила ей: избавительницы рода человеческого, от "греха Евы" - отсюда ее имя Вторая Ева. Она может стоять символически на змее или драконе - аллюзия на слова Бога змею: "И вражду положу между (...) семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову" (Быт., 3:15) - прообраз, согласно средневековой теологии, пришествия Второй Евы, которая явит победу над Сатаной (змеем). Аналогичным образом рядом с Девой Марией могут изображаться Адам и Ева, а также Древо познания. Или мы можем встретить надпись: "Dominus possedit me in initio viarum suarum..." [лат. - "Господь имел меня началом пути Своего..."] (Притч., 8:22) - типологическая ссылка (см. К сведению читателя: Типология Ветхого Завета) на идею предопределения: "Господь имел меня началом пути Своего, прежде создании своих". Вполне естественным было привлечь Ветхий Завет в качестве метафор, чтобы применить к той, о которой сказано: "От века я помазана, от начала, прежде бытия земли". Излюбленным источником была "Песнь Песней", и начиная с XVI века в искусстве встречается множество примеров Девы Марии Непорочного Зачатия, окруженной образами, относящимися в этой книге к невесте Суламите (Песн. П., 7:1), которую средневековье отождествляло с Марией. Эта образность оказалась внедренной в народное сознание благодаря средневековым литаниям Деве Марии - респонсорным молитвам, возносимым в форме диалога между, священником и хором, в которых принимали участие прихожане. В ранних живописных примерах определенные символы могут поясняться латинскими текстами: "Pulchra ut luna, electa ut sol" [лат. - "Прекрасная, как луна,, светлая, как солнце") (6:10); "Flos campi" [лат. - "Лилия долин"] (2:1); "Lilium inter spinas" [лат. - "Лилия между тернами"] (2:2); "Tunis David" [лат. - "Столп [башня] Давидов"]; (4:4); "Fons hortorum" [лат. - "Садовый источник"] (4:15); "Puteus aquarum viventium" [лат. - "Колодезь живых вод"] (4:15); "Hortuscoftelusus" [лат. -"Запертый сад"] (4:12). Изображаются также пальмовое дерево (7:7), "Porta clausa" [лат. - "Ворота затворенные"] (Иез., 44:2); "Speculum sine macula" [лат. -"Чистое зеркало"] - зеркало чаще можно встретить в более поздних образцах: "Она есть (...) чистое зеркало действия Божия и образ благости Его" (Премудрости Соломона, 7:26); ОЛИВА; кедр ливанский; дерево Иессея (ИЕССЕЙ, ДЕРЕВО И.). Некоторые из этих символов, такие, как hortus conclusus и зеркало, намекают на идею девственностивообще и обнаруживаются также в других контекстах, связанных с Марией.

В искусстве XVII века, особенно в Испании, импульсы, которые придала почитанию Девы Марии Контрреформация, привели к новому типу изображения Непорочного Зачатия, который быстро утвердился. Эта форма получила обоснование у испанского художника, писателя и цензора искусств инквизиции Франсиско Пачеко в его трактате "Искусство живописи" (1649). Главные черты были основаны на образе беременной девы - "Жены Апокалипсиса", облаченной в солнце, с луной под ее ногами и венцом из двенадцати звезд на голове(Откр., 12:1, см. АПОКАЛИПСИС, 15) - тип, отнюдь не новый в XVII веке (Бонавентура еще в ХЩ веке связал этот образ с Девой Марией), но использованный и развитый Пачеко. Он установил, что она должна изображаться молодой женщиной двенадцати или тринадцати лет, на ней белая: мантия и голубой плащ, ее руки сложены на груди или в молитвенном жесте, луна должна быть в виде месяца (античный символ целомудрия) с рожками, обращенными вниз; вокруг ее талии францисканский пояс с тремя узлами. Этот образ, порой с некоторыми изменениями, - наиболее знакомая версия данной темы. Он может включать Бога-Отца, взирающего сверху, возможно, сопровождаемого надписью "Tota pulchra es, amica mea, et macula non est in te" [лат. - "Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе"] (Песн. П., 4:7). Этот тип может заключать в себе некоторые из эмблем, упомянутых выше.

5. Дева Мария и единорог, ЕДИНОРОГ, ассоциировавшийся в далекой античности с культом богини девы-матери, рано стал увязываться с идеей девственности Марии и Воплощения, Христа. Средневековые бестиарии, основанные на греческом "Физиологе", датируемом примерно V веком, дают следующее толкование: "Sic et dominus noster Iesus Christus, spiritualis unicomis, descendens in uterum virginis" [лат. - "Так и наш Господь Иисус Христос, единорог духовный, снизошел в утробу Девы"]: Легенда о мифическом животном, рог которого обладал силой очищать все, к чему он прикасался, и который никто не мог ухватить, кроме девственницы, была усвоена качестве христианской аллегории, несмотря на ее явно фаллические обертоны. Единорог, положивший свою голову на грудь девы, символизировал, согласно "Физиологу", воплощение Христа. Этот образ встречается в романских и готических церквах, и его нередко можно найти в живописи и на гобеленах Северной Европы XV-XVI веков. Он часто включает в себя некоторые из традиционных символов девственности Марии: horfus conclusus [лат. - запертый сад], ограду или стену, окружающую молодую женщину с этим животным; portal clause [лат. - ворота затворенные], за которыми она сидит." Зеркало, одна из эмблем культа богини-матери в античности, используется здесь как твердо установленный символ девственности Марии - speculum sine macula [лат. - чистое зеркало] книги Премудрости Соломона. Она обнимает - и это отражается в зеркале - голову единорога, которая лежит у нее на коленях. Это является символом Христа. Рядом с Марией может быть гранатовое дерево -- другая метафора Девы Марии, взятая из "Песни Песней" и символизирующая целомудрие. Единорог может изображаться один в огражденном саду, прикованным к гранатовому дереву. Это указывает на Воплощение Христа в утробе Девы Марии - идею его заключения в человеческую плоть. Другие сюжеты - изначально языческие легенды, усвоенные христианством, - могут составлять целый цикл. Они изображают единорога, погружающего свой рог в источник, что есть оплодотворение; однако в то же время это и мистическое очищение Девы Марии, которое символизирует вода [fons hortorum 1лат. - садовый источник] "Песни Песней", 4:15). Охота на единорога показывает это животное, преследуемое охотником и. собаками; животное находит убежище на груди Девы Марии (в дохристианской легенде его фаллический порыв усмирялся девой, давшей ему свою грудь). Это превратилось в аллегорию Воплощения, в которой охотник, трубящий в свой рог, олицетворяют Гавриила, ангела Благовещения. Собаки, возможно, в слишком искусственном использовании символизма, олицетворяют Misericordia, Justitia, Pax, Veitas- Милосердие, Справедливость, Мир и Истину - добродетели, которые стали возможны с пришествием на землю Христа.

В качестве мирской аллегории целомудрия девственницу и единорога можно найти на гобеленах раннего Ренессанса, особенно на тех, которые ткались по случаю бракосочетания, а также на панелях итальянских cassoni (сундуков, преподносившихся в качестве приданого). Единороги везут колесницу персонифицированного Целомудрия (см. ТРИУМФ).

Дева Мария с Младенцем

Большое разнообразие встречающихся типов изображения делает четкую классификацию затруднительной. Дева Мария может сидеть на троне или стоять перед ним, или она сидит прямо на земле. Различные позы и жесты используются для того, чтобы передать множество оттенков отношения матери и младенца или образа и зрителя. Фрукты, цветы и другие предметы вводятся в изображение с особым символическим смыслом. Дополнительные фигуры (см. ниже, 14) предстают, играя твердо установленные и хорошо известные роли.

6. Дева Мария, грудью кормящая Младенца Христа, Virgo Lactans" [лат. - "Дева Кормящая"] или "Maria Lactans" [лат. - "Мария Кормящая"] - наиболее древний тип изображений Марии и Младенца. Фреска в христианской катакомбе Присциллы в Риме III века считается самым ранним образцом, который демонстрирует сидящую женщину, держащую голого младенца у своей груди и, по-видимому, кормящую его, хотя последняя деталь, если судить по складкам ее одежды, и не совсем ясна. Первый установившийся тип изображения произошел, вероятно, от египетской богини Исиды, кормящей своего сына Ора - младенец сидит у нее на коленях в жесткой ератической позе. В V веке критика Несторием идеи того, что божество могло быть вскормлено, послужила лишь усилению ортодоксального взгляда и стимулировала создание его визуальных образов. Этот сюжет имеется на древних мозаиках и в средневековой церковной скульптуре. Он был объектом культа, широко распространившегося в Италии в XIV веке, где многие церкви провозглашали, что именно у них хранится как святая реликвия молоко Девы Марии. В ренессансной живописи он встречается в нескольких версиях. Дева Мария восседает на троне или прямо на земле ("Мадонна Смирение"), или она стоит. Младенец берет грудь, что изображается в совершенно реалистической манере, или сидит лицом к зрителю на коленях Марии, одна ее грудь открыта. Эта тема исчезает из искусства после Тридентского собора, который запретил чрезмерную обнаженность в изображении священных фигур.

7. Дева Мария с Младенцем на троне. Дева Мария, восседающая на троне, или Regina Coeli [лат. - Царица Небесная], чаще предстает с Младенцем, чем одна. Самые ранние примеры на Западе можно видеть в мозаиках Равенны и в других местах. В ранней итальянской живописи эта тема распадается на три основных типа: фронтальное изображение Матери и Младенца анфас, пришедшее из византийского искусства; Дева Мария, указывающая на Младенца; и более материнский тип, в котором она обнимает Младенца. В том случае, если Дева Мария изображена на троне внутри интерьера капеллы или церкви (причем с точки зрения пропорций она выглядит необычайно крупной), она олицетворяет Церковь. В других случаях сам трон, на котором она сидит, может включать в свой декор определенные архитектурные детали, когда он символизирует Церковь.

8. Дева Марине руками, сложенными в молитве. На троне или без него, либо, возможно, расположившись в саду с розами (о розовом саде см. ниже, 10), Дева Мария иногда изображается в позе поклонения и в таком случае именуется Madre Pia. Поскольку ее руки соединены, Младенец по необходимости .лежит у нее на коленях или на земле. Аналогичное состояние чувств изображается в одном из типов РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА (2), в котором Дева Мария стоит на коленях в молитве перед Младенцем, лежащим на земле.

9. Дева Мария с Младенцем с книгой. Книга, этот обычный в ренессансной живописи аксессуар, по традиции считается книгой Премудрости царя Соломона; она характеризует Марию как Mater Sapientiae [лат. ~ Матерь Мудрость]. В тех случаях, когда книга в руках у Младенца, она символизирует Евангелие.

10. Дева Мария Розария. В конце средневековья и в эпоху раннего Ренессанса Мать и Дитя могут изображаться в беседке из роз или перед изгородью или решеткой, увитой розами и образующей замкнутое пространство. Мария может стоять коленопреклоненной (на манер "Madre Pia") перед Младенцем, лежащим на земле; или она сидит на земле - Дева Мария Смирение (см. II); реже она на троне. С древних времен РОЗА занимает важное место в системе христианской символики: красный цвет означает кровь мученика, белый - чистоту, особенно Девы Марии, которую также именовали "розой без шипов". Образ самого сада заимствован из "Песни Песней" - "hortus conclusus" [лат. - запертый сад] (4:12); сад стал символом девственности Марий. Две эти фигуры часто сопровождаются ангелами, которые могут осыпать Младенца лепестками роз; или святыми и донаторами, как в "Sacra Conversazione". (См. ниже, 14.)

II. Дева Мария как мать. Простое изображение Девы Марии, держащей Младенца, пришло на Запад из византийского искусства. Формальный восточный тип изображения Матери, представленной анфас, держащей застывшего в жесткой позе одетого Младенца, рука которого поднята в благословляющем жесте, ранее уже проник в скульптуру готических соборов в более интимном варианте, когда Младенец уже не смотрит прямо на молящегося перед ним, а обращает свой взгляд на мать. Этот образ, обычный в католических странах, благодаря использованию его не только в церквах и соборах, но и в многочисленных небольших часовнях, стоящих на проезжих дорогах, а также для молитвы в домашней обстановке, стал у ренессансных художников все более и более окрашиваться, человеческим чувством, если не сказать - вовсе терять религиозное содержание. Типичная форма, иногда именуемая Mater Amabilis [лат. -"Матерь Умиление"], представляет Деву Марию в полуфигурном ракурсе, одетую в ее традиционные цвета - красное платье и голубой плащ, держащую в своих руках Младенца, сидящего в одной из множества регламентированных поз: Один из таких типов изображения, появившийся первым в живописи Северйой Италии в XIV веке, известен как Мадонна Смирение (иногда с надписью "Nostra Domina de Humilitate"). Главная его особенность в том, что Дева Мария сидит на земле, возможно, нa подушке. Средневековые теологи считали смирение тем зерном, из которого произрастают все другие добродетели, - идея, уместная в случае с Марией, от которой произрос Христос. Религиозное значение часто передавалось, особенно в живописи XV-XVI веков, не столько той манерой, в какой изображались фигуры, сколько различными символическими предметами, которые держат Младенец или Дева Мария или которые лежат возле них. (Подробнее см. ниже, 12 и 13.)

12. Атрибуты Девы Марии. Многие атрибуты уже были перечислены в связи с Непорочным Зачатием, а также других разделах книги. С Девой Марией традиционно связаны следующие атрибуты:

ЛИЛИЯ - с античных времен, благодаря своему белому цвету, является символом чистоты. Чаще, чем любые другие цветы, она является цветком Девы Марии. Невеста "Песни Песней" (с которой отождествляется Дева Мария) нарекается лилией; "лилия долин" и "лилия между тернами" (2:1-2). Она особо ассоциируется с Благовещением.

ОЛИВА -оливковая ветвь является эмблемой мира; иногда она заменяет собою лилию на картинах Благовещения художников сиенской школы, поскольку лилия была также эмблемой города-соперника Сиены Флоренции.

ЗВЕЗДА - обычно изображается на плаще Девы Марии. Ее присутствие объясняется одним из названий Марии - "Морская звезда" (лат. - Stella Maris), что соответствует значению еврейской формы ее имени Мариам.

Дерево ИЕССЕЯ. В качестве атрибута Девы Марии оно принимает форму ветви с цветами. Это генеалогическое дерево Христа, произрастающее от Иессея, отца Давида ("Отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастает от корня его" -Ис., 7

13. Символические предметы на картинах Девы Марии и Младенца, Предметы, особенно плоды, птицы и сосуды для питья, которые могут казаться не более чем набором элементов, обычно встречающихся в натюрморте, на самом деле заключают в себе целую систему христианской символики. Их особенно часто можно видеть на картинах художников Северной Европы XV-XVI веков. ЯБЛОКО, которое, как правило, держит в руке Младенец, - традиционный плод Древа познания и таким образом указывает на Младенца как на будущего Спасителя рода человеческого от первородного греха. То же самое значение в голландской живописи имеет АПЕЛЬСИН (голл. sinaasappel -китайское яблоко). ВИНОГРАД символизирует евхаристическое вино, и потому кровь Спасителя - концепция, выраженная Августином так: "Иисус есть виноград Земли Обетованной, кисть, положенная под давильный пресс". (Подробнее см. ВИНОТОЧИЛО, МИСТИЧЕСКОЕ В.) Грозди черного и белого винограда, вероятно, намекают на рассказ Иоанна о ране Христа на кресте: "И тотчас истекла кровь и вода" (19:34). Колосья ЗЕРНА (если они вместе с виноградом) символизируют хлеб Евхаристии. ВИШНЯ, называемая райским фруктом, вручаемая в качестве награды за добродетельность, символизирует Небо. ГРАНАТ, фрукт, имеющий несколько символических значений, здесь используется для того, чтобы указать на Воскресение. В античности он был атрибутом Прозерпины, дочери богини хлебных злаков Цереры, которая каждую весну воскрешала землю к новой жизни, отсюда его ассоциация с идеей бессмертия и ее христианским результатом - Воскресением.
Символика ОРЕХА - обычно изображается расколотый грецкий орех - была разработана Августином: внешняя зеленая оболочка -это плоть Христа, скорлупа - дерево его креста, ядро - его божественная природа. Кувшин или другой сосуд для питья (либо - соли сосуд непрозрачный - предполагается, что в нем вино, либо - если это стеклянный бокал - очевидно, что это вино) несет то же значение, что и виноград, о котором сказано выше. Птица в языческой античности означало душу человека, которая с его смертью отлетает, - значение, сохранившееся в системе христианской символики. Она обычно изображается в руках Младенца - чаще всего это щегол. Красивое оперение щегла сделало его самой любимой домашней птицей детей. Основанием для связи его с Младенцем Христом была - a fortion - легенда о том, что щегол приобрел свое красное пятнышко в тот момент, когда слетел к Христу и сел ему на голову, когда его вели на Голгофу. И когда он извлек терновую колючку из брови Христа, на него капнула капля крови Спасителя. Интересное развитие этой символической схемы встречается в живописи Северной Европы в первой половине XVII века, когда те же, предметы стали использоваться в натюрморте, сохраняя при этом - как в выборе, так и в расположении - свое значение в качестве декларации христианской веры.

Дева Марая с Младенцем и другими фигурами

14. Дева Мария и Младенец со святыми и донаторами. Образу Девы Марии и Младенца с фигурами святых по обеим сторонам от них встречается в христианском религиозном искусстве Востока и Запада с древних времен. В искусстве позднего средневековья и раннего Возрождения типичной формой было алтарное изображение, на котором фигуры занимали отдельные, симметрично расположенные панели или створки. В XIV-XV веках этот тип развился в единый образ, получивший название "Sacra Conversazione", или "Святое собеседование", в котором святые сгруппированы на одной картине- они стоят или порой преклонили колени в присутствии Девы Марину (обычно сидящей на троне с Младенцем, но также в сцене Успения или Коронования; Sacra Conversazione иногда изображается с Распятием Христа). Святые разных времен предстают вместе, независимо от того, когда они на самом, деле жили, Существует много причин для включения того или иного святого в Sacra Conversazione. Он может быть патроном той церкви, для которой заказано данное произведение (Иоанн Креститель - общеизвестный пример), или родного города донатора (Бернардин - святой покровитель Сиены, Марк и Николай - Венеции); тот или иной святой, присутствующий на картине, - это часто ключ к разгадке места происхождения картины. Произведения, созданные для монашеских орденов, будут включать в себя изображение основателя данного ордена и других его святых (Бенедикта и его сестры Схоластики Доминикаи Петра Мученика). Святые могут персонифицировать моральные и интеллектуальные качества - часто дополняя друг друга в парных соединениях (Мария Магдалина как Покаяние вместе с Екатериной Александрийской, символизирующей Ученость). Другим важным классом этого сюжету является церковная картина, преподнесенная церкви, монастырю или благотворительному учреждению в качестве благодарения за благоволение, полученное с небес. Донатор стоит коленопреклоненный рядом с его личным святым покровителем, который часто есть его тезка (как Св. Лаврентий был покровителем Лоренцо Медичи), быть может, вместе со своей женой и ее патроном с противоположной стороны, а также с их детьми. Обычными поводами для заказывания таких картин были избавление от чумы (когда мог изображаться Себастьян и другие защитники от этой болезни), победа в сражении (святые воины, такие, как Маврикий) или освобождение из плена, обычно после военного поражения (Леонард). Ниже мы продемонстрируем, что святой может выполнять не одну роль - часто она определяется теми святыми, в окружении которых он предстает. (Павел, будучи вместе с Петром, предстает в качестве основателя Церкви у язычников; однако вместе с Бенедиктом, Ромуальдом и другими он является покровителем бенедиктинского ордена.) Приводимый ниже список далеко не исчерпывающий, но включает наиболее известные фигуры в их традиционных ролях. Читатель может обратиться к другим статьям книги, чтобы идентифицировать святых, когда это необходимо, по их атрибутам и одежде.

Августин: с Амвросием, Григорием и Йеронимом - отец Церкви; со своей матерью Моникой и Антонием Великим - основатель ордена августинцев; с Франциском - святой покровитель (св. п.) францисканцев; с Домиником - доминиканцев.

Амвросий: св. п. Милана; с Августином, Григорием и Иеронимом - отец Церкви.

Андрей: с Лонгином - св. п. Мантуи. Потому присутствует на картинах, исполненных по обету и преподнесенных в дар Франческе Гонзага маркизом Мантуанским, мужем Изабеллы д'Эсте (оба они были покровителями искусств).

Анна: мать Девы Марии, жена Иоакима, который может иногда ее сопровождать.

Антоний Великий: с Августином и Моникой - св. п. ордена августинцев.

Антоний Падуанский: с Франциском, Кларой - св, п. францисканского ордена.

Бенедикт: основатель бенедиктинского ордена, иногда вместе со своей сестрой Схоластикой, патронессой этого ордена; с Бернардом и Ромуальдом - св. п. цистерцианцев (ордена реформированных бенедиктинцев); с Домиником, Петронием - св. п. Болоньи.

Бернардин: св. п. Сиены (иноща с Екатериной Сиенской).

Болавентура:. с Франциском и иногда с Елизаветой Венгерской, Людовиком IX - св. п. францисканского ордена.

Варвара: в картинах, исполненных по обету, - защитницах от грозы и шторма; с Екатериной Александрийской - персонификация соответственно светских (военных) и религиозных сил государства; с Марией Магдалиной - Храбрости и Покаяния.

Гавриил: с Михаилом -- ангелы рождения и смерти.

Геминиан: епископ и св. п.Модены.

Георгий: св. воин; с Христофором - защитник тех, кто в опасности; с Марком, Николаем, Екатериной Александрийской, Иустиной - св. п. Венеции; с Себастьяном, Рохом - защитник от чумы.

Григорий: с Амвросием, Августином, Иеронимом - отец Церкви.

Доминик: национальный святой Испании; основатель доминиканского ордена, иногда (с Петром Мучеником) один из его св. п.; с Бенедиктом, Петронием -св. п. Болоньи.

Екатерина Александрийская: персонификация Мудрости; с Марком, Николаем,Теоргием, Иустиной-св. п. Венеции; с Марией Магдалиной--Учености и Покаяния; с Варварой - религиозных и светских (военных) сил государства; с Иеронимом - оба символизируют теологическую
ученость.

Екатерина Сиенская: с Бернардином - св. п. Сиены; с Домиником - св. п. доминиканского, ордена; с Екатериной Александрийской - как тезки.

Елизавета Венгерская: с Мартином, Рохом, а также нищими и увечными коленопреклоненными - покровительница больных и страждущих.

Зиновий: епископ и св. п. Флоренции, иногда с Иоанном Крестителем, Лаврентием, Космойи Дамианом.

Игнатий Лойола: основатель Общества Иисуса (иезуитов), иногда с Франциском Ксаверием из тот же Общества.

Иероним: персонификация теологической учености, иногда с Екатериной Александрийской, которая в таком случае имеет то же значение; с Амвросием, Августином, Григорием - отец Церкви; с Марией Магдалиной - Ученость и Покаяние.

Иоаким: муж Анны, матери Девы Марии, которую он порой сопровождает.

Иоанн Евангелист: см. Иоанн Креститель.

Иоанн Креститель: очень часто как, "предтеча" Христа, которого он может жестом представлять зрителю; св, п. бесчисленного количества церквей, баптистериев и множества городов, особенно Флоренции, которой он покровительствует вместе с Лаврентием, Космой и Дамианом; св. п. флорентийца Лоренцо Медичи; также Франческо Гонзага, маркиза Мантуанского; с Иоанном Евангелистом они персонифицируют соответственно Крещение и духовное обновление через Евангелия.

Иустина: с Марком, Николаем, Георгием, Екатериной Александрийской - св. п. Венеции.

Клара: с Франциском, Антонием Падуанским - св. п. францисканского ордена.

Косма и Дамиан: св. п. больных; с Себастьяном, Рохом - на картинах, созданных по обету, данному во избавление от чумы; с Лаврентием - оба патроны флорентийской семьи Медичи.

Лаврентий: св. п. Лоренцо Медичи; с Леонардом, Стефаном - диакон церкви; с Иоанном Крестителем, Космой и Дамианом - св. п. Флоренции.

Леонард: с Николаем - св. п. узников (на картинах, написанных по обету за освобождение из плена); с Лаврентием и Стефаном -диакон церкви.

Лонгин: св. п. Мантуи. См. также Андрей

Людовик IX: король Франции; с Франциском, Бонавентурой, Антонием Падуанским, Кларой - св. п. францисканского ордена.

Маврикий: св. воин; с Михаилом - на картинах, созданных по обету в знак благодарения за победу в сражении.

Мария Магдалина: с Иеронимом.- Покаяние и Теология; с Варварой - Покаяние и Храбрость; с Екатериной Александрийской - Покаяние и Ученость.

Марк: с Николаем, Георгием, Екатериной Александрийской, Иустиной - главный св. п. Венеции.

Мартин Турский: св. п. нищих; с Рохом, Елизаветой Венгерской - защитник страждущих.

Михаил: см. Маврикий; с Рафаилом - ангел-хранитель молодых; с Гавриилом - архангелы смерти и рождения.

Моника: мать Августина и св. п. его ордена, иногда с Антонием Великим.

Николай Мирликийский: с Марком, Георгием, Екатериной Александрийской, Иустиной - св. п. Венеции; с Леонардом - св. п. узников (на картинах, созданных по обету за освобождение из плена).

Павел: с Петром являются основателями христианской Церкви, символизируя, соответственно, язычников и иудеев; с Бенедиктом, Бернардом, Ромуальдом, Схоластикой - св. п. бенедиктинского ордена.

Петр Мученик: с Домиником - св. п. доминиканского ордена.

Петр: апостол, см. Павел.

Петроний: епископ Болоньи; с Домиником - св. п. этого города.

Рафаил: с архангелом Михаилом - хранители молодых, иногда также с Товией, держащим рыбу.

Ромуальд: основатель камальдолийцев (реформированных бенедиктинцев); с Бенедиктом, Схоластикой и иногда Бернардом - св. п. бенедиктинского ордена.

Рох: с Себастьяном и иногда с Георгием, Космой и Дамианом -- защитник от чумы; с Мартином, Елизаветой Венгерской - защитник нищих и других страждущих (на картинах, написанных для лечебниц и других благотворительных учреждений).

Себастьян: защитник от чумы, иногда с Рохом, также с Космой и Дамианом и с Георгием.

Схоластика: сестра Бенедикта; с Бенедиктом и иногда с Бернардом и Ромуальдом - св. п. бенедиктинского ордена.

Франциск Ассизский: национальный святой Италии, основатель францисканского ордена, иногда с Антонием Падуанским и Кларой - его св. п.; с Домиником - активный и созерцательный типы монашеской жизни.

Франциск Ксаверий: св. п. иезуитов, иногда с Игнатием Лойолой - основатель Общества Иисуса (иезуитов).

Христофор: с Георгием - св. п. тех, кто в опасности.

15. Дева Марш Четок; видение Св. Доминика. Доминик стоит коленопреклоненный перед Девой Марией и Младенцем, сидящими на троне; он получает нитку бус - четки - из рук либо Марии, либо Младенца. Четки использовались римскими католиками в качестве средства отсчета молитв, образующий основу трех циклов медитаций о "таинствах Девы Марии". Доминик (1170-1221) ранними историками доминиканского; ордена был провозглашен изобретателем четок. Летописцы ордена рассказывали, что Дева Мария явилась ему и подарила гирлянду бус, которую он назвал "Розовая корона Мадонны".

В средневековье было традицией, чтобы крепостной дарил своему хозяину венок из роз в знак своего почтения, отсюда, возможно, происхождение названия четок - розарий. Использование четок в качестве знака поклонения распространилось в конце XVI века, благодаря доминиканцам. Как бы то ни было, именно с этого позднего времени быстро утвердился культ четок, и они стали эмблемой многих религиозных и светских орденов. Им часто приписывалась чудодейственная сила, особенно сила побеждать ислам и ересь протестантизма.
В искусстве самый ранний тип Девы Марии Четок можно встретить в конце XV века. Богоматерь изображена в обрамлении МАНДОРЛЫ, образованной из роз; в ней каждый одиннадцатый цветок больше, чем остальные, как это у бусин четок. С XVI века начинает доминировать тема видения Св. Доминика, часто встречающаяся в произведениях, созданных для его ордена. Она была излюбленной в эпоху Контрреформации как противовес протестантизму. В поздних примерах Доминика может сопровождать Екатерина Сиенская, главная святая покровительница его ордена, которая подобным же образом получает венок из роз от Девы Марии или Младенца. Победа в морском сражении при Лепанто, в котором христиане разгромили турок, была приписана силе четок. Сцена битвы иногда соединяется со сценой видения Доминика.

16. Мадонна Лоретская (Дева Мария и Младенец на крыше дома). Образ Девы Марии и Младенца, находящихся на крыше дома, поднятого в воздух ангелами, которые поддерживают каждый из четырех его углов, иллюстрирует легенду, касающуюся святыни в Лоретто. Она повествует о том, что "Santa Casa" - дом Марии и Иосифа в Назарете, тот самый, в который пришел ангел Благовещения, - был унесен в безопасное. место ангелами в 1291 году, когда сарацины изгнали крестоносцев из Святой Земли. Сначала ангелы перенесли его на берег Далмации, но постоянным его местом стал Лоретто - городок неподалеку от Анконы. Эта легенда, родившаяся, по-видимому, в Италии в XV веке, использовалась иезуитами с конца XVI века, чтобы превратить этот город в центр паломничества. Таким образом этот сюжет принадлежит в основном искусству Контрреформации и чаще всего встречается в капеллах, посвященных "Мадонне Лоретской".

17. Святое Семейство. Эта тема. является поздней в христианском искусстве и вряд ли встречалась до XV века, когда ее стали изображать в живописи как Северной, так и Южной Европы. Термин "Святое Семейство" использовался, чтобы определить несколько различных сочетаний фигур святых, которые могут трактоваться либо в религиозно-портретное стиле, либо как повествовательный рассказ о том раннем периоде в жизни Христа после его возвращения из Египта, когда Иосиф со своей семьей обосновался в Назарете (Мф., 2:22-23).

(а) "Дева Мария и Младенец со Св. Иоанном", Очень широко распространенная в итальянской живописи, особенно популярная в XVI веке группа святых. Младенец Иоанн Креститель, обнаженный, как и Христос; или на нем звериная шкура, и он держит крест, сооруженный из тростника. Псевдо-Бонавентура, ощущая лакуну в евангельском повествовании, рассказывает о том, что Святое Семейство, возвращаясь из Египта, остановилось у Елисаветы, двоюродной сестры Девы Марии, и ее маленького сына Св. Иоанна. Псевдо-Бонавентура повествует о том, как последний выказал почтение Младенцу Христу - и это при том, что оба они были еще в нежном возрасте. Рассказ псевдо-Бонавентуры - излюбленный источник этого типа изображения поклонения Св. Иоаннах Крестититель стоит на коленях перед Христом, его руки сложены в молитвенном жесте. Обычным является присутствие в этой сцене Елисаветы. В Священном Писании нет свидетельства, которое могло бы стать основой для изображения Христа и Св. Иоанна вместе до Крещения Христа.

(б) "Дева Мария и Младенец со Св. Анной", Эта тема трех поколений - бабушка, мать и дитя - стала излюбленной художников Северной Европы, особенно Германии, в XV-ХVI веках. Ее можно также увидеть в итальянской, особенно флорентийской, и испанской живописи. Один тип, среди примеров которого леонардовская картина самая знаменитая показывает Деву Марию, сидящую на коленях у Анны и держащую на своих руках Младенца или качающую его. Это несколько неестественное расположение фигур открыло путь более обычному типу изображения: все трое сидят рядом друг с другом, Младенец посередине.

(в) Святое общество; "Святая родня"; "Семейство Св. Анны". Согласно одной легенде, относящейся к позднему средневековью, Анна трижды была замужем, и от каждого брака у нее было по ребенку, каждого из которых звали Мария. ("Золотая легенда": Рождество Мадонны). Каждая из этих Марий вышла замуж и произвела потомство. Так теологи пытались согласовать противоречивые утверждения евангелистов относительно, семейства Христа - трудности, которые теология старалась преодолеть еще со времен Иеронима. Генеалогическое дерево может выглядеть следующим образом:

Анна ={\) Иоаким =(2) Клопас (или Клсопас) ^(3) Салоне
Мария^Иосиф Мария^Длфсй - Мария^Зевсдей

Иисус Иаков Иосиф Симон Иуда Иаков Иоанн
Меньший Справедливый [не Искариот] Старший Евангелист

Этот сюжет чаще всего изображается в искусстве Северной Европы начиная с XV века и показывает Деву Марию и Младенца в окружении многочисленных членов этого большого семейства. За теми, кто примерно возраста Христа, присматривают их матери - три Марии. У них могут быть атрибуты, по которым они идентифицируются, будучи взрослыми. Марий сопровождают их мужья. Может присутствовать Анна, порой со всеми своими тремя мужьями, а также Елисавета с Иоанном Крестителем. Этот сюжет отмер, будучи осужденным Тридентским собором.

(г) "Дева Мария и Младенец со Св. Иосифом". Группа, к которой термин "Святое Семейство" наиболее часто применяется. Культ Иосифа стал поощряться с конца XV века; именно с этого времени Иосиф все чаще фигурирует в религиозной живописи. В данном случае Иосиф реже предстает седобородым и преклонного возраста. Как в Рождестве, - его начинают изображать молодым человеком в начале жизненного пути. Идея того, что эта группа являет собою земную троицу, соответствующую небесной ТРОИЦЕ Бога-Отца, Сына и Святого Духа, была развита религиозными писателями XVI века и позже, в частности, иезуитами. Обе Троицы могут быть представлены вместе таким образом, что фигура Христа является общей для обеих. В поздней живописи все чаще изображается на заднем плане домашняя семейная жизнь. Мать сидит с книгой, или у нее на коленях рукоделие, а Иосиф-плотник - за своим верстаком. Оба, возможно, повернулись и пристально смотрят на Младенца, лежащего в колыбели. Или все трое сидят за столом и едят. Символический подтекст могут вносить чаша и хлеб на столе, намекающие на Евхаристию, или некоторые указания на то, что строительный материал на верстаке будет использован впоследствии для сооружения креста. Эта группа, когда она изображается на фоне пейзажа, часто имеет сходство с отдыхом в БЕГСТВЕ В ЕГИПЕТ, но может отличаться от последней сцены отсутствием поклажи, или вьючного животного.

 

Легенда об Иоакиме и Анне

Иоаким и Анна были родителями Девы Марии. Они принадлежали царскому дому Давида. Их великой печалью было то, что они не имели детей. В день праздника Иоаким пришел в храм с приношениями, но верховный священнослужитель отказался их принять. Согласно закону Израиля, Иоакиму не было позволено делать подобные пожертвования, ибо он не стал отцом. Анна оставалась дома, и в последний день религиозного праздника вышла в сад помолиться. Там ей явился ангел и сказал, что Бог услышал ее молитву, и что она родит младенца, которого будет боготворить весь мир. Тем временем, когда Иоаким пас овец, ему явился другой ангел и вселил в него надежду. Когда Иоаким вернулся домой, все случилось так, как обещали ангелы. Анна родила дочь, которую нарекли Марией. В том, что Анна зачала Марию посредством вмешательства Бога, усматривается связь с религиозным понятием непорочного зачатия, согласно которому Мария была свободна от первородного греха и поэтому именно она стала достойной матерью Спасителю. Из эпизодов, относящихся к этой легенде, чаще всего изображали две сцены: Иоаким приходит в храм и приносит особой жертвенного агнца, но его жертву отвергают; Анна получает известие от ангела, и ангел увещевает Иоакима, что он станет отцом.

Рождество Девы Марии.

В сцене рождения Марии Анна, мать новорожденной, слегка приподнявшись на своем ложе, получает помощь от своих служанок и поздравления от друзей и соседей. Опочивальня Анны отличается богатым интерьером, что говорит о благополучии семейства.Введение Марии во Храм. Когда Анна, мать Марии, молилась в саду о том, чтобы Бог послал ей ребенка, она дала обещание, что если ее молитва будет услышана, то она посвятит свое дитя служению Господу. Когда Марии было три или четыре года, Анна, выполняя свое обещание, отдала ее в храм, чтобы она начинала служить Господу. Легенда гласит, что когда Марию подвели к алтарю, она стала танцевать, так что весь дом Израилев возрадовался вместе с ней и возлюбил ее.

Детство Марии

Мария оставалась в храме до четырнадцати лет. Сцены из ее жизни, относящиеся к этим годам, запечатлены на многих картинах. Иногда Марию изображали обучающей своих подруг прясть или вышивать, а иногда прислуживающей ангелам

Замужество Марии

Когда Марии исполнилось четырнадцать лет, около десяти из которых она прожила в храме, священники известили ее, что она должна выйти замуж. Она ответила, что это невозможно, ибо жизнь ее посвящена Богу. Но первосвященник Захария объявил, что ему явился ангел и велел собрать мужчин, готовых к браку, и попросить каждого принести в храм свой посох или жезл. Эти посохи были оставлены в храме на ночь, ибо было обещано, что на одном из посохов должен появиться знак, указывающий на то, что владелец его избран Господом стать мужем Марии. Все было сделано, как предписывал ангел, и утром обнаружили, что посох Иосифа, плотника из Назарета, зацвел. Так Иосиф стал мужем Марии. Несколько эпизодов из этой истории нашли свое выражение в искусстве. Саму церемонию бракосочетания часто запечатлевали на фоне храма. На ней присутствует много народу, а священник, стоящий в центре, соединяет руки жениха и невесты. Мария обычно стоит справа в кружении нескольких дев. Иосиф стоит слева, а сзади него толпа просителей, не удостоенных руки Марии. Иногда изображали, как Иосиф надевает на палец Марии кольцо.

Благовещенье

Изображения сцены пришествия архангела Гавриилак Деве Марии и оповещения ее о том, что она даст рождение Христу,носят название «Благовещение». Вот как описывает это событие Св.Лука в своем Евангелии: «Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся,Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами... зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус» (Лк. 1:28 и далее). Это действие обычно переносится в дом Марии. На многих картинах Мария изображена с книгой в руках, и явившийся ей архангел Гавриил как бы на миг отрывает ее от чтения. В других случаях он застает Марию преклоненной в молитве. В ранний период эпохи Возрождения Гавриила изображали с мечом или со скипетром в руках, которые указывали на то, что он является вестником Господа. На более поздних изображениях он держит лилию, символизирующую чистоту Марии. Голубь символизирует присутствие Бога или Духа Святого.

Сон Иосифа

Иосиф, муж Марии, обнаружив, что она ждет ребенка, сильно разволновался. Но, «будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее, но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:19 и далее).

Встреча Мрии и Елизаветы

Так называются картины, на которых изображен визит Девы Марии, которая уже ожидает ребенка, к Елизавете, которой архангел Гавриил возвестил о том, что она даст рождение Иоанну Крестителю. Именно Елизавета первая постигла истинную природу Иисуса, ибо сказала Марии: «И откуда это мне, что пришла матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1:43). На этих изображениях Елизавету легко отличить от Марии, поскольку Елизавета значительно старше Марии, выражает своей рукой жест приветствия. Иногда их изображают в объятиях друг друга.

Рождество

Рождество Христа описано в Евангелии от Луки. Временем Его рождения, как правило, считается полночь, а местом — ясли в городе Вифлееме, ибо на местном постоялом дворе более не оставалось места, кроме яслей. На изображениях Рождества Христова обычно присутствуют Дева Мария, Младенец Иисус, Иосиф, а также вол или осел. Присутствие вола или осла обусловлено отрывком из первой главы Книги пророка Исаии, где сказано: «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего». Часто на заднем плане композиций, на которых запечатлено Рождество, изображена сцена благовещения пастухам.

Очищение

Согласно религиозным предписаниям Израиля, женщина, родившая младенца мужского пола, должна была пройти период очищения в течение тридцати трех дней: «...должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться, и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее» (Лев. 12:4). Мария, мать Христа, будучи израильтянкой, подчинилась этому закону, «а когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господом... И чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лк. 2:22, 24). Эту сцену иногда называют «Очищением Мадонны». Однако обычно акцент в ней делается скорее не на Богородицу, а на самого Иисуса, и в этом случае сцена называется «Представление во храм» (Сретение Господне).

Пятидесятница

Одной из последних сцен, в которых присутствует Богоматерь, является Пятидесятница, день Святой Троицы, следующий за Вознесением Христа, В Иерусалиме собрались последователи Христа, включая апостолов, Богородицу и других женщин. Пока они были вместе, «...внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (Деян. 2:2—4). (См. Святой Дух, глава IX).

Успение (смерть) и вознесение Богородицы

Эти два эпизода зачастую объединены, и поэтому они здесь представлены под одним заголовком. Легенда гласит, что после распятия Христа Мария оставалась на попечении апостола Иоанна и вновь посетила многие места, связанные с жизнью ее сына. В конце концов, оставшись одна, она взмолилась, чтобы Господь избавил ее от жизни, и ей явился ангел, сказав, что через три дня она должна войти в рай, где ее ожидает ее Сын. Затем ангел одарил ее пальмовой ветвью, которую она, в свою очередь, вручила Св.Иоанну, сказав, чтобы несли эту ветвь впереди ее гроба. Мария также попросила ангела, чтобы все апостолы присутствовали при ее смерти, и это пожелание было выполнено. Поэтому на иконах Успения Богоматери возле ее смертного одра изображены апостолы, причем Петр у ее изголовья, а Иоанн у ее ног.

Далее в описании успения Божьей Матери говорится, что ночью весь дом неожиданно наполнился оглушительным шумом, из которого явился Сам Иисус в сопровождении сонма ангелов. Душа Марии покинула тело, и Иисус, приняв ее в свои руки, перенес на Небеса. Тело Марии оставалось на земле и было похоронено апостолами. Однако через три дня Иисус постановил, что душа Его матери должна воссоединиться с телом, и Мария должна в теле вознестись на Небеса. В живописи история Успения и Вознесения Божьей Матери полностью отражена в шести сюжетах. Первый сюжет: ангел предвещает Марии ее кончину и вручает ей пальмовую ветвь; второй: Мария прощается с апостолами; третий: успение Марии, взятие ее души на Небеса; четвертый: процессия, идущая с телом Марии к месту захоронения; пятый: положение ее тела во гроб; шестой: душа Марии воссоединяется с ее телом, и Мария в теле возносится на Небеса.

Св. Фома и пояс Богородицы

Легенда гласит, что Св. Апостол Фома отсутствовал в тот момент, когда душа Марии воссоединилась с ее телом и Мария была взята на Небеса, и поэтому отказался поверить в ее вознесение в теле. Он потребовал вскрыть ее гробницу, дабы посмотреть, там ли ее тело. Обнаружив могилу пустой, Фома взглянул на небо и увидел Богородицу в теле, медленно возносящуюся вверх. Дабы убедить Фому в своем вознесении, Мария сбросила ему с неба свой пояс от платья.

Коронование Богородицы

Последней сценой из жития Девы Марии является принятие ее своим Божественным Сыном на Небеса и наречение ее Царицей Небесной. Считается, что предтечей коронованию Богородицы послужил следующий эпизод из жизни Соломона: после смерти Давида царем Израиля становится Соломон, и Вирсавия, мать Соломона, приходит к нему и просит у него покровительства. «Царь встал перед нею, и поклонился ей, и сел на престоле своем. Поставили престол и для матери царя, и она села по правую руку его» (3 Царств 2:19).

 

Сюжетно-тематические изображения коронования Богородицы можно отличить от аллегорических образов Девы Марии тем, что в первых присутствуют события последних дней Богородицы на земле, включая смертное ложе, гробницу, а также оплакивающих ее апостолов и близких людей.

Дева Мария.

Изображения Девы Марии, относящиеся к эпохе Возрождения, по своей популярности стоят на втором месте после изображений Иисуса Христа. Вообще говоря, Мария служит олицетворением милосердия и чистоты. Она — сострадательная мать, выражающая своей природой всю красоту женственности. В искусстве используется много различных символов и атрибутов, подчеркивающих ее выдающиеся качества. Среди икон и идеализированных образов Марии наиболее известны следующие.

Мадонна, поклоняющаяся Младенцу Христу. На этих картинах Мария изображена коленопреклоненной перед Младенцем Иисусом. Эта сцена иногда изображена в сочетании со сценами Рождества Христова.

Mater Amabilis (Матерь, достойная любви). Мария держит на руках Божественного Младенца. Обычно она стоит, но иногда восседает на троне.

Мадонна кротости. Мадонна изображена сидящей на земле с Младенцем Христом на руках.

Дева во славе. Мария стоит в Небесах, окруженная сиянием. Рядом изображены головы поддерживающих или окружающих ее херувимов.

Царица Небесная. Мария в царской короне стоит на полумесяце. Часто корона увенчивается двенадцатью звездами из апокалиптического видения (Откр. 12:1).

Величие Мадонны. Мария, Небесная Владычица, окруженная ангелами, восседает на троне.

Madonna della Misericordia (Матерь милосердная). Мария укрывает своей мантией толпы верующих, которые преклонились пред ней и просят у нее защиты. Иногда такие иконы заказывали художникам монашеские ордена или религиозные братства, и в этом случае коленопреклоненная паства изображалась облаченной в одеяния, характерные для ордена или братства, заказавшего икону.

Madonna del Soccorso (Матерь заступница). Этот образ, тесно связанный с образом Матери милосердной, выражает определенную форму почитания Марии как заступницы детей. Богоматерь как заступница изображается с палицей в руке, которой она отгоняет уродливого дьявола, пытающегося напугать ребенка. Этот характерный для Ренессанса образ более всего был популярен в центральной части Италии.

Mater Dolorosa (Матерь скорбящая). Богородица скорбит о страстях Господних: ее руки сложены у сердца, ее глаза полны слез. Иногда на ее голове поверх шали надет терновый венец.

Непорочная Дева. В эпоху Возрождения этот образ тематически связывали либо с Иоакимом и Анной, родителями Марии, либо с ипостасями Троицы (Отец, Сын, Святой Дух). С этим образом чаще всего связывают следующие атрибуты: 1. Солнце и луна (см. Солнце и Луна, гл. III). 2. Лилия (см. Лилия, гл. II). 3. Роза с шипами (см. Роза, гл. II). 4. Огороженный сад (см. Сад, гл. III). 5. Закрытый фонтан (см. Фонтан, гл. III). 6. Ливанский кедр (см. Кедр, гл. II). 7. Дерево Иессея (см. Дерево, гл. II). 8. Закрытые ворота (см. Ворота, гл. XIV). 9. Незапятнанное зеркало (см. Зеркало, гл. XIV). 10. Башня Давида (см. Башня, гл. XIV). 11. Двенадцать звезд (см. Звезда, гл. III).

Богоматерь с четками. Этот образ был особенно почитаем доминиканцами, ибо, согласно легенде, Богоматерь явилась Св. Доминику, основателю ордена, и дала ему четки. На изображениях такого типа Богоматерь, стоящая в центре и держащая в руке четки, часто окружена образами, выражающими три тина таинств: радостное, скорбное и прославляющее. (См. Четки, глава XIII.)

Образы, исполненные по обету. Эти образы Богоматери могут быть связаны с каким-либо событием или с церковью, которой Дева Мария явила чудо или оказала особое покровительство. Из таких образов наиболее известны следующие:

Madonna del Carmine (Мадонна горы Кармин) — Богоматерь как основательница ордена кармелитов.

Madonna di Loreto (Мадонна Лорето), образ, связанный с чудесным перенесением дома Назореева в итальянский городок Лорето после завоевания Святой Земли неверными сарацинами. На иконах такого типа Богоматерь держит в руке здание, которое часто является символическим выражением церкви. Оно символизирует святилище Лорето, построенное поверх маленькой часовни и защищающее ее.

Santa Maria delta Neve (Святая Мария Снежная). Этот образ связан с чудесным образом построенной церковью Санта-Мария Маджоре в Риме. Согласно легенде, Богоматерь чудесным образом указала расположение будущей церкви: на месте, где предстояло быть построенной церкви, в августе выпал снег, очертив ее контуры.

Santa Maria della Vittoria (Святая Мария Победоносная). Это — изображение Богоматери, покровительствующей в бою. Обычно она стоит в Небесах, а под ней изображена армада военных кораблей, которые ведут бой. Иногда ее изображают сидящей на троне в окружении победителей.

Madonna della Peste (Мадонна — защитница от чумы). Икона Богоматери, защищающей от чумы. Здесь Мария или парит над городом, охваченным эпидемией, или находится в окружении святых, которых обычно молили о спасении от чумы, таких как Св. Севастьян, Св. Рох и святые исцелители Козьма и Дамиан. На этой иконе могут также присутствовать образы святых покровителей того или иного места, таких как Св. Петроний Болонийский или Св. Розалия Палермская.

Кроме вышеупомянутых атрибутов Богоматери часто используются и другие, например, звезда, роза, запечатанная книга и пояс.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова