Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
 

 

Аристотель

ТРАКТАТ О ДУШЕ

Примечани

О ДУШЕ

Книга перва

Глава перва

1 А именно как действующая (движущая), целевая и фор-

мальная причина. См. ниже 415 Ь 9—28. — 371.

2 Т. е. чисто «психологические», а также психофизиологи-

ческие и биологические проявления деятельности души. — 371.

3 См. прим. 13 к гл. 5 кп. I «Метафизики». — 371.

4 Речь идет о делении как одном из основных элементов

диалектики Платона (см. прим. 5 к гл. 6 кп. I «Метафизи-

ки»).— 371.

5 См. прим. 3 к гл. 8 кп. I «Метафизики». — 372.

6 Но не душп животных. Речь идет о платониках. — 372.

7 «Живого существа» как общего (универсалии) нет, если

его понимать как самосущую платоновскую идею; но оно су-

ществует, если мыслится как нечто последующее по отношению

к единичным живым существам, ибо, согласно Аристотелю, без

индивидуального пет и универсального, с упразднением еди-

ничного упраздняется и общее. — 372.

8 Т. е. основанных на вероятностных посылках — таких,

которые кажутся всем, большинству или мудрым заслуживаю-

щими доверия. — 375.

9 Линию и плоскость можно исследовать, абстрагируясь

от тела; изучение же состоянии души невозможно отвлеченно

от тела, ввиду чего психические явления входят в предмет

науки о природе. — 374.

Глава втора

1 Взгляды Платона, Ксепократа, Алкмеона. — 576.

2 «Илиада» XXIII, G98. — 376.

3 Эмпедок.г. О природе, фр. 109. — 376.

4 Неидентифициропаппое сочинение Платона или самого

Аристотеля (в последнем случае — содержащее изложение

пзглпдов Платона, его учеников или пифагорейцев). —377.

5 Помимо самого-по-собе-живого. — 577.

6 Ум (единица илп точка), знание (двоица пли линия),

мнение (троица или плоскость) и ощущение (четверица илп

тело) образуют, по учению Платона, ряд нисходящих ступе-

ней, соответствующих объектам познания,— от постижени

единого до восприятия единичных предметов чувственного мп-

ра. — 377.

499

7 Ксенократ. — 377.

8 Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Демокрит, Апакси-

мен. — 377.

9 Пифагорейцы, Платой, Ксенократ. — 377.

10 Эмпедокл, Анаксагор. — 377.

11 У Аристотеля говорится неопределенно: «Посредством

чего каждое из этих». — 377.

12 Ср. Платой. Кратил, 400 а. — 377.

13 Ср. ниже 405 Ъ 20; 429 а 18-19; 429 Ь 23. - 378.

14 Так Аристотель называет небесные тела. — 37S.

15 См. прим. 8 к гл. 3 кн. I «Метафизики». — 378.

16 Критий (ум. 404 до н. э.) — ученик Горгия и Сократа, ти-

ран. Возникновение веры в богов Критий толковал как изо-

бретение хитрого государстпепного деятеля. — 378.

17 Эмпедокл. См. также прим. 14 к гл. 3 кн. I «Метафизи-

кп». — 378.

18 Имеется в виду Анаксагор. — 379.

19 Эмпедокл. — 379.

20 Гиппон, Гераклит. — 379.

21 Имеется в виду ложная этимология слова «dzen»

(«жить») как производного от слова «dzeo» («киплю»). В тепле

усматривали сущность души Демокрит, Гераклит, Крп-

тий. — 379.

22 Имеется в виду этимологическая связь слова psyche

(«душа») со словом anapsycho («охлаждаю»), о которой гово-

рится в диалоге Платопа «Кратил» (399 е). —379.

Глава треть

1 Иначе говоря, если бы движение души подобно движению

физических тел, составленных из элементов, было направлено

к ее «естественному» месту, то так же, как и эти тела, она

могла бы быть приведена в движение или в состояние поко

посторонней силой; п наоборот: если бы она подчинялась посто-

ронним силам, то ее движение определялось бы природой, по-

добной природе этих тел. Согласно Аристотелю, в целом живот-

ное движет само себя по природе, а тело его может двигатьс

и по природе, и насильственно (против природы), началом же

самодвижения животного является душа, которая сама непод-

вижна. — 350.

2 Филипп — сын Аристофана. — 381.

3 См. Платон. Тимеп 34 b — 37 b. — 381.

* Из двух этих кругов, поставленных наклонно друг к дру-

гу, один соответствует «тождественному», т. е. круговороту не-

подвижных по отношению друг к другу знезд, а второй — «ино-

му», т. е. движению Луны, Солнца, Веиеры, Меркурия, Марса,

Юпитера и Сатурна, которые перемещаются на небесном своде

относительно звезд и друг друга. — 382.

5 По представлениям орфиков и Платопа, тело — темница

для души. О том, что уму лучше не быть связанным с телом,

говорил Анаксагор. — 383.

6 Движение как таковое самим Аристотелем рассматрива-

ется в «Физике», а вопросы, касающиеся перводвигателя, разби-

раются в «Метафизике». — 383.

500

Глава четверта

1 См. прпм. 4 к гл. 1 кн. XIII «Метафизики». — 384.

2 Ксешжрат.— 386.

8 Т. е. то, что среди них есть нечто движущее и нечто дви-

жущееся. — 387.

4 Другими словами, каким образом, исходя из этой концеп-

ции, можио объяснить отделение души от тела? — 387.

Глава пята

1 Имеются в виду четыре стихия (земля, вода, воздух и

огонь). — 388.

2 Нсстида — сицилийское божество, олицетворяющее вла-

гу. — 389.

3 Гефест — бог огня. — 389.

4 Эмпедокл. О природе, фр. 96. — 389.

5 Аэций: «Согласно Фалесу, ум есть божество мироздания,

все одушевлено и полно демонов» (17, II). Цицерон: «По словам

Фалеса, люди считают, что все созерцаемое необходимо полно

богов» («De legibus» II, 26). — 391.

6 И тогда, когда душа состоит из воздуха или огня, и тогда,

когда ее образуют все элементы. — 391.

7 Речь идет о Платоне, выделявшем в душе три части: ра-

зумную (в голове), аффективную, или движимую страстями

(в груди), и вожделеющую (под диафрагмой). — 392.

8 В некоторых рукописях оу diairetes («не делима»). —393.

Книга втора

Глава перва

1 Энтелехия (entelecheia) — см. прпм. 3 к гл. 3 кп. IX «Ме-

тафизики». — 394.

2 Т. е. как простое обладание и обладание, обнаруживающее

себя в действии. Используя тот же пример со знанием, Аристо-

тель так разъясняет различные значения «потенциального»:

потенциально знающим является тот, кто учится, и тот, кто уже

овладел знанием, но не использует его в рассуждении и иссле-

довании («созерцании»); обучающийся из одного потенциаль-

ного состояния переходит в другое постольку, поскольку, уже

обладая знанием, но еще не применяя его в рассуждении и ис-

следовании, он потенциально знающий, однако не в том смысле,

в каком его называют «потенциально знающим» до обучени

(см. «Физика» VIII 4, 255 а 33 — b 5). — 394.

3 Т. е. созданных искусством. — 394.

4 Т. е. как простое обладание. — 394.

6 Аристотель рассматривает сон как состояние животного,

промежуточного между пе-жизныо и жизнью (см. «О возникно-

вении животных» V 1, 778Ь 29—30). — 395.

6 Следует иметь в виду, что греческое organon обозначало

и инструмент, т. е. искусственно созданное орудие, и орган,

т. е. «естественное орудие». «Обладающее органом», пли органи-

ческое, тело называлось так именно потому, что в отличие от

501

неорганического оно по конгломерат частей, лишенных опредо-

ленных функций, а цслокуппость, каждая часть которой выпол-

няет отведенную eii функцию, составлнющую сущность ее. — 395.

1 Т. е. как выполняемая каждым органом функция, состап-

ляющая тот или иной элемент жизнедеятельности организма

в целом, относится к самому органу, являющемуся частью дан-

ного организма. — 395.

8 Семена и зачатки пмеют душу потепциальпо, а источни-

ком утробного развития последних служит «импульс», получен-

ный от родителей (см. «О возникновении животных» II, 3).—

396.

Глава втора

1 Т. е. от непосредственно данного нам сложного образова-

ния к его менее очевидным элементам, началам и причи-

нам. — 306.

2 Имеется в виду Платон. — 398.

8 Пифагор и пифагорейцы. — 399.

Глава треть

1 См. кн. III. — 401.

Глава четверта

1 Т. е. прежде чем позпать способность к выполнению того

или иного действия, необходимо изучить само ято действие, ибо

с точки зрения познания актуальное предшествует потенциаль-

ному. — 401.

2 Самопроизвольно («автоматически») возникающими Ари-

стотель называл те живые существа, которые порождаются не

однородными с ними существами, а «гниющей» материей. — 401.

3 Течь идет о стремлении предметов ирироды к вечности и

постоянству, свойственным небу. — 401.

4 Четвертой, материальной причиной выступает субстрат,

относящийся к душе, как материя к форме. — 402.

5 Помимо приводимых ниже Аристотелем умозрительных

соображений, опровергающих уто иоложеипе, Пбн-Сина (Авп-

ценна) указывает на эмпирически наблюдаемый факт: у многих

растений ветви тяжелее корней. — 402.

с Т. е. у простых тел (см. прим. 1 к гл. 2 кн. VII «Метафп-

аики») питающееся, уподобляя себе (ассимилируя) пищу, не

претерпевает такого изменения, в результате которого оно само

превратилось бы в пищу для чего-то другого. — 403.

1 Вначале — иеассимплированпая, «потенциальная» пища;

в конце — ассимилированная, актуально претворившаяся в тело

того, чтб питается (см. «О частях животных» II 3, 650 а 34—

35). — 404.

8 Ср. «Физика» VIII 5, 25G Ь 15—18. — 405.

9 «Первая душа» (т. е. совокупность «растительных» спо-

собностей к питанию, росту п воспроизведению себе подобного),

оставаясь неподвижной, вызывает переваривание пищи посред-

ством тепла. См. «О частях животных» II 3, 650 а 4—5. — 405.

502

Глава пята

1 См. 410 а 25-26. - 405.

2 См. «Физика» VII 3, 248 а 6—7. — 405.

8 Имеется в виду трактат «О возникновении и уничтоже-

нии» пли какая-то из утерянных работ Аристотеля. — 405.

* См. «Физика» III ,3, 201 Ь 31—32. — 405.

5 Термином «материя» (hylc) Аристотель иногда обозначает

род, подчеркивая в пем отсутствие ближайших характери-

стик. — 406.

6 Обладающий в возможности знанием вообще переходит из

потенциального состояния в актуальное, которое затем оказы-

вается само потенциальным состоянием, требующим дальней-

шей актуализации, и т. д. (см. прим. 2 к гл. 1 кп. II); обладаю-

щий же в возможности конкретным знанием совершает лишь

переход от обладания знанием к его обнаружению в действова-

нии, т. е. к использованию знания при рассуждении п исследо-

вании. — 406.

1 Второй способ изменения — переход от лпшепностп к та-

кому обладанию, которое может быть использовано в действова-

пнн, а первый — возникновение наиболее общей п отдаленной

(присущей данному роду) возможности, например появление

способности к знанию у новорожденного ребенка. — 407.

8 См. гл. Зп4кп. III. — 407.

Глава шеста

1 Диар — приятель Аристотеля. — 408.

Глава седьма

1 А именно то, что воспринимается зрением от светящихс

п огпевпдиых предметов (см. ниже 419 а 1—4). — 408.

2 Т. е. небу. — 409.

3 Точка зрспня Платона. — 409.

4 Бесцветной (чистой) должна быть жпдность, заполняю-

щая внутреннюю часть глаза, а беззвучным (неподвижным) —

воздух, заключенный в органе слуха (см. ниже 420 а 7—8, а

также «О возникновении животных» V 2, 781 b 3—4). — 409.

5 Ср. «О восприятии п воспринимаемом», 438 а 25. — 410.

6 См. ниже 421 Ь 15—21. — 411.

Глава восьма

1 Речь идет о соударенпп отражаемых стенками сосуда сжа-

тых цоздушпых масс, в результате которого возникает протяж-

ный звон или гул. — 411.

2 Одушевленная — так значится во всех рукописях (и, ста-

ло быть, переводах), хотя говорить об «одушевленной части»

тела — значит считать остальные части неодушевленными, что

нелепо. По мнению Торстрпка, следовало бы читать пе «одуше-

вленная», а «звучащая», по такое прочтение неприемлемо, так

как в тексте речь идет но о том, что приводит в движение воз-

дух, а о том, что воспринимает его движение, не говоря ужо о

несходстве слов empsychou («одушевленное») и empsophon

503

(«звучащее»). Поскольку psyche означает не только душу, но п

дыханпе, не имеет ли здесь Аристотель в виду комплекс ухо —

горло — нос, а именно те части тела, в которые проникает воз-

дух,— орган слуха и «дыхательную часть», с которой соединя-

ется «проход» этого органа (слуховой канал) и которая влияет

на качество слухового восприятия (см. «О возникновении жп-

иотных» V 2, 781 а 20—781 b 5, где, однако, «дыхательная часть»

обозначается термином pneymatikon morion). — 412.

3 Т. е. поскольку они соударяются в одной точне, а точка

не может быть «гладкой». — 413.

А О рыбах, обитающих в этой реке, Аристотель упоминает

также в «Описании животных» (IV 9, 535 b 18). — 413.

6 Согласно Аристотелю, голос возникает лишь в дыхатель-

ном горле, ввиду чего животные, лишенные легких, безголосы

(см. «Описание животных» IV 9, 535 b 14—15). — 413.

6 Ср. «О частях животных» III 6, 669 а 1—4. — 414.

Глава одиннадцата

1 Т. е. воздух. Разъясняя излагаемое здесь сомнение, Ибн-

Баджжа пишет, что, по общим положениям аристотелевского

трактата «О восприятии и воспринимаемом», каждое чувство

возбуждается движением, начало которого может быть отда-

ленным и ближним. Отдаленным двигателем бывает чувственно

воспринимаемый предмет, ближним — среда, каиовой для зре-

пия, слуха и обоняния служит воздух, а для вкуса — влага. По-

добной средой для осязания Фемистий считал воздух, посколь-

ку если рыба не может ничего осязать иначе как через воду

(пбо вода не может быть отделена от находящегося в ней тела),

то это тем более должно относиться к воздуху п находящемус

в нем телу. — 419.

1 Растение не имеет ощущения, допустим холода п тепла;

оно лишь охлаждается, нагревается, замерзает, вянет п т. п.,

т. е. изменяется не через восприятие формы теплого, например,

а само становясь теплым. — 422.

Книга треть

Глава втора

1 Речь идет, по-видимому, о Демокрите п его учениках. -*

426.

2 Точку, служащую границей между дпумя частями линии,

можно рассматривать одновременно и как начало одной часто,

п как конец другой. — 428.

Глава треть

1 Демокрит, Эмпедокл, Парменид, Анаксагор и Гомер (ср.

«Метафизика» 1009 b 17—31). — 429.

2 По-видимому, стих из недошедшей до нас части поэмы

«О природе». — 429.

504

3 Эмпедокл. О природе, фр. 106. — 429.

4 ((Одиссея» XVIII, 136. -429.

5 Воображение отождествлял с ощущением Демокрит. — 430.

6 Т. е. когда ощущение бездействует. — 430.

7 Точка зрения Эмпедокла. — 431.

8 Точка зрения Платона (см. «Софист» 264 Ь; «Филеб»

39 Ь). — 431.

9 Т. е. ошибочно не само ощущение, а приписывание ощу-

щаемого качества не надлежащему предмету. — 432.

10 Когда предмет воспринимается актуально, воображение

соответствует действительности так же, как ощущение; когда

же ощущение прекращается, ослабление движения, возникшего

от него, может исказить образ. — 432.

Глава четверта

1 Речь идет о неподверженности ума таному воздействию

воспринимаемых объектов, какое имеет место при чувственном

восприятии. — 433.

2 Иными словами, если бы ум был с чем-то смешан, т. е. со-

единен с телом, то, как поясняется ниже, он обладал бы опреде-

ленным качеством, которое всегда примешивалось бы к пред-

мету мысли, препятствуя его умопостижению. — 433.

3 А именно Платон. — 433.

4 Курносое (противопоставляемое «вогнутому») служит

вдегь для обозначения чего-то конкретно вещественного (ср.

«Метафизика» VII 5,1030 Ь 16—20). — 434.

5 Т. е. данная плоть в данной материи. — 434.

6 Прямая здесь служит аналогом материального вообще, а

ломаная линия как нечто последующее по отношению к пря-

мой — аналогом предметов, состоящих из сочетания в опреде-

ленной пропорции тех или иных элементов (например, плоти,

состоящей из определенных частей земли и огня). — 434.

7 Т. е. связана с телом. — 434.

8 Двоица в учении Платона выступает в качестве идеи ма-

терии и относится к материи, как прямизна — к прямой. — 434.

9 Т. р. ум и постигаемое умом. — 435.

10 Т. е. мыслим через себя. — 435.

Глава шеста

Эмпедокл. О природе, фр. 57. — 436.

Глава седьма

1 См. «Метафизика» 1048 Ь 29—30; «Физика» IV 2,201 Ь 31 —

32. - 437.

2 В издании Bekker'a — homogene («однородное»). — 438.

3 По Фукидпду, приводя в движение горящий хворост, сиг-

нализировали о приближении неприятеля (горящий хворост в

спокойном состоянии означал, что подходят союзники). — 439.

4 Ср. 429 Ь 13—20. — 439.

505

Глава восьма

1 Ср. «О частях животных» IV 10, 687 а 16—23. — 440.

2 Видимо, на низшей ступени абстрагирующей деятельности

ума. — 440.

Глава девята

1 Платон. — 440.

2 По-видимому, некоторые последователи Платона. — 440.

3 См. прим. 7 к гл. 5 кн. I. — 441.

4 По аналогии с неудачными произведениями, создаваемы-

ми «творческим искусством», Аристотель называет такие урод-

ства «ошибкой» природы. — 441.

5 А именно желание (стремление). — 442.

Глава десята

1 То, к чему имеется стремление. — 442.

2 '1. е. uo-|iajiiOMy, так как рассудительность решает, осу-

ществлять ли данное благо или нет (см. «Ншюма.чова атт а>>

IV 5, 1140 а 24 — b 30). — 443.

3 Т. е. как в суставе, который представляет собой сочлене-

ние двух костей. — 444.

Глава одиннадцата

1 Небесная сфера есть движущее (и потому «господствую-

щее») начало для всего расположенного ниже ее. —445.

2 А именно: 1) движение, сообщаемое воле стремлением,

2) движение, сообщаемое стремлению волей, и 3) движение,

сообщаемое одному стремлению другим стремлением. — 445.

Глава двенадцата

1 В первом случае подразумеваются, по-видимому, «те части

тела живого существа, которые состоят просто из земли», вроде

костей, жил и волос, неспособных к ощущению (см. выше 410 а

30 — b 2, а также нише 435 а 25—435 b 2), во втором — растения,

которые лишены чувствующего «средоточия» и потому неспо-

собны воспринимать формы предметов без их материи (см.

выше 424 а 32 — b 3). — 445.

2 Речь здесь может идти толыю о небесном теле. Впрочем,

существует мнение, что данное рассуждение представляет собой

позднейшую вставку. — 446.

3 В настоящем переводе фразе придана отрицательная фор-

ма согласно ряду рукописей. Если принимать вопрос в утверди-

тельной форме, то по существу он выглядел бы так: почему

тело, лишенное ощущения, будет обладать умом? — 44Ђ.

* См. прим. 2 к гл. 7 кн. X «Метафизики». — 447.

Глава тринадцата

' См. 434 b 24. - 448.

СОДЕРЖАНИЕ

О ДУШЕ 369

КНИГА ПЕРВАЯ

Глава перва

Место психологии среди других наук. Метод исследо-

вания. Природа души. Значение привходящих свойств

для познания сущности. Связь души с телом. Исследо-

вание души — дело естествоиспытателя. Определение

состояний души естествоиспытателем и диалектиком.

Предмет и точка зрения естествоиспытателя, «тех-

ника» (владеющего искусством), математика и фило-

софа. Основной материалистический вывод главы. . . 371

Глава втора

Значение обзора взглядов философов-предшественни-

ков на душу. Два отличительных признака одушевлен-

ного. Душа как движущее начало. Взгляды Левкип-

па — Демокрита и пифагорейцев. Душа как нечто

самодвижущееся. Взгляды Анаксагора, Эмпедокла,

Платона. Душа как самодвижущее число. Разногла-

сие о началах. Взгляды Фалеса, Диогена, Гераклита,

Алкмеона, Гиппона, Крития. Три признаваемых фило-

софами-предшественниками признака души. Учение

о том, что подобное познается подобным. Душа и

начала. Возражение Анаксагору. Противоположности

в началах. Происхождение названия жизни и души 375

Глава треть

Взгляд на сущность души как на движение и выводы,

вытекающие из такого взгляда. Точка зрения Демок-

рита. Учение Платона о мировой душе и возражение

Аристотеля. Критика взгляда на душу как на нечто

протяженное и на мышление как на круговращение.

Причина кругообращения неба. Органическая связь

души с телом 379

Глава четверта

Критика взгляда на душу как на гармонию. Взгляд

Эмпедокла и связанные с ним апории. Движени

души п их истолкование. Учение о душе как самодви-

жущем числе и связанные с ним апории. Критика

этого учения 384

Глава пята

Продолжение критики учения о душе как самодвижу-

щем числе. Классификация традиционных определе-

ний души. Критика учения о душе как совокупности

545

элементов. Учение орфиков о душе. Душа как состав-

ная часть Вселенной (Фалес). Вопрос о способностях

души и ее единстве

КНИГА ВТОРАЯ

388

Глава перва

Три значения сущности. Определение материи и

формы. Определение жизни. Тело как субстрат. Опре-

деление души как формы тела. Два значения энтеле-

хии. Душа как энтелехия тела. Сравнение тела с ору-

дием. О частях тела. Неотделимость души от тела.

Возможное исключение 304

Глава втора

396

Обнаружение причины — главное в определении.

Жизнь— признак одушевленного существа. Различные

значения понятия жизни. Жизнь растений и живот-

ных. Осязание — первое ощущение. Растительная спо-

собность, способность ощущения, разумная способ-

ность и движение — способности души. Ум — особый

вид души. Определение души как того, чем мы живем,

ощущаем и мыслим. Душа имманентна определенному

телу

Глава треть

399

Повторение предыдущего. Новое перечисление способ-

ностей души. Стремление как желание, страсть и

воля. Ощущение и удовольствие. Осязание как ощуще-

ние, вызываемое пищей. Голод и жажда как желания.

Другие психические способности животных. Характер

единства души. Градация способностей души . . .

Глава четверта

401

О способностях души. Воспроизведение и питание —

достояние растительной души. Душа как троякая при-

чина живого тела. Критика взгляда Эмпедокла на на-

правление роста. Возражение против взгляда на огонь

как на основную причину питания и роста. Разбор мне-

ния о том, что противоположное питается противо-

положным. Разница между питанием и способностью

роста. Первая душа как питающее и как способность

воспроизведения себе подобного. Тепло у одушевлен-

ного существа

Глава пята

Об ощущении вообще. О способности ощущения. Ощу-

щение в возможности и действительности. Два значе-

ния возможности, претерпевания и способности ощу-

щения 405

Глава шеста

Три вида чувственно воспринимаемого и их характе-

ристика. Общие качества (движение, покой, число,

фигура, величина). Пояснение чувственных качеств,

воспринимаемых привходящим образом 407

546

Глава седьма

Предмет зрения — видимое. Цвет. Определение про-

зрачной среды (вода, воздух) и света. Критика взгляда

Эмпедокла на свет и воззрения Демокрита, отрицаю-

щего значение среды при зрении. Необходимость среды

при звуковых и обонятельных ощущениях 408

Глава восьма

Характеристика и определение звука и голоса. . , . 411

Глава девята

Характеристика запаха и обоняния. Связь между обо-

нянием и вкусовым ощущением. Совершенство осяза-

ния у человека. Зависимость одаренности от тон-

кости осязательных ощущений. Условия обоняни

у человека и у бескровных животных. Орган обо-

няния 414

Глава десята

Вкус и осязание. Влага как условие вкусовых ощу-

щении. Источник вкуса. Орган вкуса и влага. Виды

вкусовых свойств 416

Глава одиннадцата

Апории в вопросе об осязании. Одушевленное тело

(плоть) как смешение из земли и воды и воздуха. Ося-

зание и вкус, их среда. Роль плоти в осязании. Ощу-

щение осязательных противоположностей. Определение

ощущения как некоей середины между противополож-

ностями, имеющимися в ощущаемом. Характеристика

неосязаемого 418

Глава двенадцата

Определение ощущения как того, что способно воспри-

нимать формы ощущаемого без его материи. Сравнение

ощущения с отпечатком. Разрушительное воздействие

на органы чувств чрезмерной степени ощущаемого.

Причина отсутствия ощущений у растений. Невозмож-

ность того, чтобы неспособное к ощущению что-либо

испытывало от соответствующего чувственно воспри-

нимаемого объекта. Разбор вопроса о том, на что дей-

ствует свет, звук, вапах, осязаемое и ощущаемое па

вкус 421

КНИГА ТРЕТЬЯ

Глава перва

Доводы в доказательство того, что, кроме пяти внеш-

них чувств, нет никаких других. Отсутствие особого

органа для восприятия общих свойств. Необходимость

наличия пе одного, а нескольких чувств для более от-

четливого познания общих свойств 423

Глава втора

Доказательство того, что самим зренпем человек вос-

принимает, что он видит. Неоднозначность восприятпя.

547

Возможность наличия ощущений и представлений и

после удаления воспринимаемых объектов. Тождество

ощущаемого и ощущения в их актуальном состоянии.

Наличие специальных названий для актуального со-

стояния ощущений у одних чувств (звучание, слыша-

ние, видение), отсутствие таковых у других. Опровер-

жение мнения, что чувственные качества не сущест-

вуют вне наличия соответствующих ощущений. Ощу-

щение как соотношение. Необходимость чего-то

единого для установления различий ощущений. Спо-

собность различения. Пример точки как совмещени

неделимого и делимого

Глава треть

Отождествление древними мышления и ощущения. Не-

возможность объяснения ошибочных знаний с точки

зрения теории о том, что подобное познается подоб-

ным. Различия между ощущением и мышлением.

Воображение и его отличие от ощущения и мнения.

Положительное определение воображения. Объясне-

ние названия воображения. Причины того, почему

люди иногда действуют не сообразно с разумом, а со-

образно со своими представлениями 429

Глава четверта

Мышление. Аналогия между мыслью и ощущением.

Ум и постигаемое умом. Ум у Анаксагора. Отделен-

ность ума от тела. Разумная душа как местонахожде-

ние форм. Двоякое понимание возможности примени-

тельно к уму. Решение вопроса о том, познаются ли

существо предмета и сам предмет одной и той же спо-

собностью или разными способностями. Апории, воз-

никающие из положения о том, что ум прост, ничему

не подвержен и ни с чем не имеет общего (Анакса-

гор). Сравнение ума с дощечкой для письма, на кото-

рой еще ничего не написано. Тождество мыслящего и

мыслимого у бестелесного 433

Глава пята

Ум, становящийся всем, и ум, все производящий. Ана-

логия со светом. Вечность деятельного ума. Преходящ-

ность пассивного ума и его зависимость от деятель-

ного ума 435

Глава шеста

Положение о том, что заблуждение заключается в (не-

правильном) сочетании. Примышление времени. Раз-

личие в способах, какими ум мыслит разного рода не-

делимое. Истинность ума, направленного на суть

бытия предмета 436

Глава седьма

Актуальное и потенциальное знание. Объяснение, по-

чему душа не мыслит без представлений. Единое

548

Возможность наличия ощущений и представлений в

после удаления воспринимаемых объектов. Тождество

ощущаемого и ощущения в их актуальном состоянии.

Наличие специальных названий для актуального со-

стояния ощущений у одних чувств (звучание, слыша-

ние, видение), отсутствие таковых у других. Опровер-

жении мнения, что чувственные качества не сущест-

вуют вне наличия соответствующих ощущений. Ощу-

щение как соотношение. Необходимость чего-то

единого для установления различий ощущений. Спо-

собность различения. Пример точки как совмещени

неделимого и делимого

Глава треть

Отождествление древними мьппления и ощущения. Не-

возможность объяснения ошибочных знаний с точки

зрения теории о том, что подобное познается подоб-

ным. Различия между ощущением и мышлением.

Воображение и его отличие от ощущения и мнения.

Положительное определение воображения. Объясне-

ние названия воображения. Причины того, почему

люди иногда действуют не сообразно с разумом, а со-

образно со своими представлениями 429

Глава четверта

Мышление. Аналогия между мыслью и ощущением.

Ум и постигаемое умом. Ум у Анаксагора. Отделен-

ность ума от тела. Разумная душа как местонахожде-

ние форм. Двоякое понимание возможности примени-

тельно к уму. Решение вопроса о том, познаются ли

существо предмета и сам предмет одной и той же спо-

собностью или разными способностями. Апории, воз-

никающие из положения о том, что ум прост, ничему

не подвержен и ни с чем не имеет общего (Анакса-

гор). Сравнение ума с дощечкой для письма, на кото-

рой еще ничего не написано. Тождество мыслящего и

мыслимого у бестелесного 433

Глава пята

Ум, становящийся всем, и ум, все производящий. Ана-

логия со светом. Вечность деятельного ума. Преходящ-

ность пассивного ума и его зависимость от деятель-

ного ума 435

Глава шеста

Положение о том, что заблуждение заключается в (не-

правильном) сочетании. Примышление времени. Раз-

личие в способах, какими ум мыслит разного рода не-

делимое. Истинность ума, направленного на суть

бытия предмета 436

Глава седьма

Актуальное и потенциальное знание. Объяснение, по-

чему душа не мыслит без представлений. Единое

548

средоточие знания. Единство познающего ума как

причина различения разнородных и противоположных

ощущаемых свойств. Представления как нечто вовле-

кающее ум в жизненную практику. Разъяснение сущ-

ности абстракции 437

Глава восьма

Душа как совокупность сущего. Знание и ощущение.

Душа как форма предмета. Сравнение души с рукой.

Ум как форма форм. Объяснение, почему существо, не

имеющее ощущений, не может чему-либо научиться и

что-либо постигнуть. Невозможность созерцания умом

без представлений 439

Глава девята

Способность различения и способность приводить

в пространственное движение как две основные спо-

собности души. Вопрос о правомерности делени

души на части. Способность приводить в простран-

ственное движение и неправомерность сведения ее

к растительной способности, к способности ощуще-

ния или уму

440

Глава десята

Стремление и ум как движущие силы. Отличие дея-

тельного ума от теоретического. Цель как источник

деятельности. Предмет стремления как движуща

сила. Ум, воля и стремление. Предмет стремления —

благо. Затруднения, связанные с учением о способно-

стях души. Борьба между умом и желаниями. Движу-

щее, орган движения и движущееся тело. Сравнение

движущего начала с сочленением и кругом. Обладание

способностью стремления как условие того, что жи-

вотное само себя движет 442

Глава одиннадцата

Движущее начало и другие способности у низших

животных. Воображение у животных, не наделенных

умом, и у людей. Объяснение, почему у низших живот-

ных нот мнения. Три вида движения в зависимости от

взаимодействия между волей и стремлением. Мнение,

направленное на единичное, и мнение, направленное

на общее, и их возможность приводить в движение 444

Глава двенадцата

Растительная душа как необходимое условие всякой

жизни. Ощущение — необходимое свойство не всех

жиных существ, а животных. Наличие ощущений как

условие существования души. Необходимость осяза-

тельных ощущений для сохранения жизни животных.

Осязание и вкус как условия питания. Восприяти

через среду. Аналогия между взаимоотношениями

движущих и движущихся тел и процессами, вызываю-

щими ощущения 445

549

Глава тринадцата

Невозможность для тела животного быть простым. Ося-

зание как непосредственное восприятие и единствен-

ное чувство, утрата которого приводит животное

к гибели. Воздействие осязательных и вкусовых ощу-

щений па органы чувств и животный организм. Функ-

ции других ощущений.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова