Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

Игнасио ИГЛЕСИАС, О. И.

ДУХОВНОСТЬ ОБЩЕСТВА ИИСУСА В ХХ ВЕКЕ

Ignacio IGLESIAS, S.J La Spiritualité de la Compagnie de Jésus (1900-2000)

(Опубликовано в юбилейном сборнике Jésuites 2000)

Если XIX век принято считать временем значительных перемен, то можно с уверенностью сказать, что век ХХ-й был отмечен ими отнюдь не в меньшей степени. В области истории духовности Общества Иисуса ХХ век характеризовался долгим процессом поисков, подчас трудных, но захватывающих, с целью лучшего понимания того, как Святой Дух осуществляет Свое водительство на пути, которым иезуит следует за Христом. Необходимость совместно двигаться по этому пути, именно как Общество Иисуса, чтобы свидетельствовать о Божием присутствии в этом все более многогранном и разделенном мире, оставалась и остается жизненно важной вплоть до наших дней. И последняя Генеральная Конгрегация, состоявшаяся в 1995 году, обозначила такое служение как ведущую задачу Общества.

Чтобы лучше понять ее, нужно уделить особое внимание нашим истокам. Общий обзор источников ордена, предпринятый в начале ХХ столетия, основывался на MONUMENTA HISTORICA S. I.. Специалисты с азартом первооткрывателей погрузились в изучение богатств этих текстов, и с первых десятилетий ХХ века иезуиты уже располагали скрупулезными исследованиями по "Духовным упражнениям" св. Игнатия, а также комментариями к ним и справочными пособиями1. Следующее поколение ученых, пришедшее в середине века, продолжало начатые исследования, анализ и размышления2. Подобный интерес специалистов был проявлен также к "Конституциям" и Уставу ордена3, стала предметом изучения "игнатианская историография"4. Огромное число публикаций, посвященных изучению сочинений св. Игнатия - одна из особенностей ХХ века, в чем можно убедиться, просмотрев библиографии, составленные Игнасио Ипаррагирре и Мануэлем Руис Хурадо.

В то же время появились серьезные исследования по истории Общества Иисуса, общие или по отдельным странам. Так, история ордена в Центральной Америке, была изложена Рафаэлем Пересом (1896), во Франции - Фукрэ (1910) и Бюрнишоном (1914), в Германии - Бернардом Дуром (1907) и Алоисом Крёсом (1910), в Испании - Антонио Астрайном (1912), в Северной Америке - Томасом Хьюгзом (1907), в Чили и Парагвае - Пабло Эрнандесом (1914), в Мексике - Херардо Декорме, в Голландии - Альфредом Понсле (1927), в Италии - Пьетро Такки Вентури (1931), в Португалии - Франсишку Родригишом (1931).

Тогда же начали выходить журналы, специально посвященные вопросам духовности, которые издавались непосредственно иезуитами или под их руководством. Многие из них продолжают выходить по сей день. Пионером в этой области была издаваемая французскими иезуитами серия "Collection de la Bibliothèque des Exercices" (1906), вслед за которой вскоре появился журнал "Revue d'ascétique et mystique", посвященный общим вопросам духовности (1920), и ставший незаменимым "Dictionnaire de la spiritualité" (1937-1997). В середине века (в 1954 году), благодаря инициативе и руководству Мориса Джулиани, появился "Christus", журнал, посвященный игнатианской духовности.

В Испании в 1925 году стал издаваться журнал "Manresa", в котором сначала печатались материалы, связанные с изучением "Упражнений", затем в нем стали публиковать статьи по вопросам общей духовности, но впоследствии он снова стал ограничиваться тематикой духовной жизни иезуитов.

Приблизительно в то же время австрийские иезуиты в Инсбруке (Липперт, Циммерман, Лоц) начали выпуск "Zeitschrift für Aszese und Mystik", а год спустя немецкие иезуиты (братья Карл и Гуго Ранеры, Фридрих Вульф, Генрих Блайнштайн) стали издавать "Geist und Leben", журнал, посвященный духовности ордена.

Затем необходимо отметить, в порядке появления, "The Way" (1961) - издающийся в Англии, "Studies in the Spirituality of Jesuits" (1969), "Ignis" - выходящие в Индии (1971) и "Cahiers de spiritualité ignatienne" - в Канаде (1977).

Во второй половине ХХ века также продолжали появляться многочисленные периодические издания, посвященные изучению "Духовных упражнений", их пастырскому применению, а также публикующие различные статьи и эссе по игнатианской духовности.

ХХ век, наконец, стал эпохой переводов и публикации ранних документов ордена на многих современных языках. Первым в этой области было издание Викториано Ларранага. Оно вышло в Мадриде в 1952 году, затем дополненные издания выпустили Ипаррагирре и Далмасес и, в 1998 году 6-е издание - Мануэль Руис и Хурадо. Подобные публикации были осуществлены на итальянском (1977), французском (1991), немецком (1993) и английском языках.

Плоды этих широко предпринятых инициатив были поистине неоценимыми, причем в первую очередь в самом Обществе, которое до середины этого века довольствовалось лишь сборниками избранных мест из таких основополагающих книг, как "Собрание Конституций", истории ордена и жизнеописания его святых. Иметь эти тексты в руках уже в период новициата и располагать, таким образом, возможностью войти в живое соприкосновение с ними было значительным прогрессом и средством для духовного обновления.

Жозеф де Гибер

(1877-1942)

Было бы в высшей степени несправедливо пытаться изложить, пускай и вкратце, историю духовности Общества Иисуса в ХХ веке, не посвятив хотя бы раздел отцу Жозефу де Гиберу. Его сочинение "La Spiritualité de la Compagnie de Jésus" (1945) явилось, без сомнения, событием, отметившим первую половину этого века. Инициатива создания такого рода работы исходила от отца Владимира Ледуховского, бывшего с 1915 до 1942 года Генералом Общества Иисуса. Его желанием было отметить 400-летие учреждения ордена (1540-1940) выпуском издания, предназначенного прежде всего для самих иезуитов и посвященного истории духовности Общества.

Трудность работы, доверенной в 1935 году отцу де Гиберу, первой работы такого рода в истории ордена, была очевидной. Систематичное описание и анализ реальности столь разнообразной, столь подвижной и столь богатой, реальности, которой были посвящены объемные монографии и чрезвычайно обширная литература, требовали, конечно, больше времени и сил, чем те, которыми располагал отец де Гибер. Он скончался вскоре после окончания работы над рукописью (1942), в ожидании замечаний отца Генерала.

Но работа, хотя и требовала каких-то последних штрихов, в целом была завершена. Это было скорей историей (что и было целью), чем систематичным изложением "доктрины" духовности Общества. Обширные материалы, умело подобранные и тщательно проработанные, делают этот труд необходимым инструментом для всякого, желающего погрузиться в поток духовности иезуитов.

Общество Иисуса должно быть благодарным отцу де Гиберу за три основных результата проделанной им работы: во-первых, за объективность его взглядов на историческое развитие Общества, на протяжении которого оно, уделяя бульшее внимание то мистическому аспекту (XIX в.), то своей вовлеченности в социальную деятельность (ХХ в.), усвоило то, что и является собственно его духовностью; во-вторых, за усилия, приложенные с целью найти равновесие между эти двумя аспектами (мистической направленностью и духовностью служения) в традиции иезуитов; и, наконец, за то влияние, которое оказала его книга на деятельность Общества в беспокойном ХХ веке, среди войн и преследований, книга, помогающая ему лучше понять и определить свои подлинные дарования.

Вдохновляющее влияние

церковного руководства

Труд отца де Гибера при всей его полезности и необходимости ограничивался определенными рамками. Он и был задуман как не претендующий на полноту обзор сложного жизненного процесса. Отчасти благодаря ему, однако, через пятнадцать лет после его публикации Общество оказалось подготовленным к восприятию мощного духовного импульса, сообщенного Вторым Ватиканским Собором (1962-1965), который, с одной стороны, призывал ориентировать духовную жизнь на изначальный духовный опыт, на истоки, и с другой, повернуться лицом к миру, со всем его культурным, социальным и религиозным многообразием и новизной.

Имея в своем распоряжении в то время весь спектр источников (оригинальные тексты, комментарии, переводы), 31-я Генеральная Конгрегация, состоявшаяся в 1965 году, прошла под знаком нового осмысления призвания Общества, пересмотра норм его внутренней жизни и открытия новых горизонтов апостольского служения. Стремление, обозначившееся тогда и остающееся актуальным сегодня, было направлено на новую евангелизацию мира, который, вопреки внешне сохраняющейся религиозности, был охвачен глубоко проникавшим обмирщением и нерелигиозным мировоззрением. Предстояло открыть новые направления евангелизации, включающей в себя возвещение Божией вести и оказание поддержки человеку в его развитии - элементы неразделимые в служении Христа и Его Церкви.

В первой половине ХХ века было сделано многое, чтобы выявить богатства нашего духовного наследия. Это позволило Обществу Иисуса быть готовым ответить на призывы Второго Ватиканского Собора и выразить себя, свои духовные дарования и таланты на языке современности

В свете этих направлений решающая роль была отведена "миссии" Папы Павла VI, призванная к противодействию атеизму (7 мая 1965). Общество Иисуса активно включилось в эту миссию и вскоре обнаружило, что проблема безверия тесно связана с бесправием и несправедливостью, с которыми орден уже столкнулся в некоторых районах Индии и Латинской Америки. Энциклика "Рерум Новарум", посвященная социальным вопросам (1891), была принята как программа действий уже 24-й Генеральной Конгрегацией (1892).

Эта тема обретала все большую важность и конкретизировалась Генеральными Конгрегациями и в инициативах отцов Генералов в течение первой половины ХХ столетия. В то время как с одной стороны раздавались все более отчетливые призывы к укреплению внутренней жизни и следованию предписаниям духовного делания, с другой стороны происходило требование осуществлять миссионерское служение, вдохновленное апостольским духом св. Игнатия. Некоторые из этих миссий, казавшихся в свое время рискованными, были впоследствии признаны историей.

Перед лицом обширности проблем, возникших в связи с предпринимаемой евангелизацией мира, уже ставшего другим, стала ощущаться острая необходимость продуманного выбора служений, что было продиктовано не только соображениями эффективности миссий, но и принципиальным стремлением иезуитов оставаться созерцательными в действии.

При этом можно констатировать, что присутствие и участие членов Общества, начиная с первой половины ХХ века, во встрече и взаимодействии сфер веры и культуры, на разных континентах, способствовало лучшему пониманию и осмыслению орденом его собственной харизмы и оживлению его духовного опыта. "Опыт" же продолжал быть для иезуитов, как и когда-то для св. Игнатия, одним из основных источников вдохновения и внутреннего формирования.

Таким образом складывалась духовность Общества, основывающаяся на постоянном активном взаимодействии между вызовом мира, ради обращения к спасению которого требовались постоянные усилия, с одной стороны, и духовным опытом личной связанности со Христом, "Единым спасающим", с другой. Мистика созерцания Воплощения, отразившаяся в "Духовных упражнениях", значение которой было подчеркнуто 31-й Генеральной Конгрегацией и которую постоянно определял как центральную отец Педро Аррупе, проходила красной нитью через всю духовную и миссионерскую историю Общества Иисуса.

Энергия и внутренняя собранность, проявленные последними Генеральными Конгрегациями, указывают на взаимодополняемость этих двух неразделимых элементов: действия и созерцания. Много раз эти составляющие переплетались и сталкивались в уникальном живом динамизме, столь свойственном ученикам св. Игнатия, динамизме взаимодействия самых разных реалий, распознавание которых стало стилем и характерной чертой иезуитов.

Плодотворная послесоборная эпоха:

от 31-й к 34-й Генеральной Конгрегации

 

Девиз Собора "обновление и адаптация" был охотно воспринят 31-й Генеральной Конгрегацией (1965-1966). Она заново сформулировала харизматические основания Общества, побудила к общей работе над таким переосмыслением, и положила начало пересмотру своих апостольских задач и целей, а также средств их осуществления. Все это делалось, конечно, с сознанием того, что предприятия такого масштаба должны осуществляться посредством внутреннего обсуждения их с членами Общества и серьезными изменениями в структуре ордена, в частности, в системе формации и управления.

В русле такого порыва, приведенного в движение Духом, отец Педро Аррупе практически полностью посвятил себя руководству этим развитием. Его шаги следовали один за другим: инструкция, касающаяся духовной формации иезуита (1967), первый призыв к большему отказу от мирских благ (1968), особые призывы к простоте образа жизни (1973) и к более глубокому пониманию "Упражнений". Во время Международного Конгресса по Духовным Упражнениям, который организовал отец Эспиноса, он создает Центр Игнатианской Духовности (C.I.S.), вверенный отцу Луису Гонсалесу, которым тот руководил в течение почти двадцати лет. Этот центр был призван самым действенным образом способствовать знакомству с источниками духовности Общества Иисуса не только посредством курсов или публикаций, которые углубляли бы такое знакомство как внутри ордена, так и вне его, но и посредством создания других подобных центров повсюду. Этому в значительной степени обязаны своим возрождением и интерес к игнатианской духовности и "Духовным упражнениям", и лучшее их знание.

Отцом Аррупе также были обозначены приоритеты в апостольской деятельности Общества (1970), оживлен присущий иезуитам динамизм распознавания (1971). Во многом благодаря ему было осознано, что в самом сердце призваний и дарований ордена лежит миссия.

Итогом 31-й Генеральной Конгрегации, однако, были также неизбежные в таких условиях потрясения и напряжение, подчас достаточно сильно ощутимые. Это побудило отца Аррупе созвать 32-ю Генеральную Конгрегацию с целью прийти к согласию в отношении и образе действий в связи с потребностями миссии ордена. Плодами этой Конгрегации было дерзновенно предложенное определение того, что есть иезуит (декрет 2), новое изложение миссии (декрет 4), составленное "в единстве душ и сердец" (декрет 11) и новое значение, придаваемое обету бедности (декрет 12). Все это, конечно, требовало от всех участников смирения, реализма, духовного распознавания, любви к Церкви, ревности о Господе и Его Царстве, сознания общины.

В самом сердце Общества Иисуса живет стремление, происходящее из его участия в служении Христа: не знающая преград любовь ко Господу и любовь к человеческому роду, соединенная с желанием его спасения.

Претворение этого динамизма в жизнь сопровождалось инструкциями отца Аррупе - о "взаимопроникновении духовной жизни и апостолата" (1976), о вверении себя воле Церкви (1977), о "нашем образе действий" (1979), о "тринитарном вдохновении игнатианской харизмы" (1980) о "нашем основании и укорененности в любви и милосердии" (1981). Касаясь вопроса евангелизации, он обращал внимание Общества на "интеллектуальный апостолат" (1976), "социальное апостольское служение" (1977) - это воззвание сопровождалось приложением, посвященным "марксистскому анализу" (1979), - проблемы инкультурации (1978) и безверия (1979). Верный духу св. Игнатия, выдвигавшего "суть" на первый план, о. Аррупе уделяет особое внимание "обращению" людей, как шагу, предваряющему всякое изменение в положении дел.

Переосмысление своего призвания и образа действий, предпринятое Обществом Иисуса со времени двух последних Конгрегаций, получило утверждение 33-й Генеральной Конгрегацией, состоявшейся в 1983 году.

Новый Генерал, Петер-Ханс Колвенбах, не только внес вклад в дело постижения "Духовных упражнений", благодаря своим многочисленными работам на эту тему, но также комментировал, расширял и углублял важнейшие жизненные моменты духовности Общества, которые оно активно восприняло в послесоборный период: распознавание (1986), как обычное состояние и практику Общества; его устройство, его жизнь в Духе (1989); община иезуитов (1998), ее характеристики, ее динамика и, конечно, ее миссия.

Пользуясь особыми случаями, каковыми были Конгрегация Экономов (1987) и Конгрегация Провинциалов (1990), он пояснял в своих выступлениях миссионерское измерение всех действий Общества, его священнический характер, понимание Церкви. Все эти темы влились потом в течение 34-й Генеральной Конгрегации (1995), которая придала больший динамизм пониманию "миссии", снова подтвердив неразделимость требований веры и справедливости, и углубила смысл диалога в миссии, выявив тбинственное измерение диалога Бога с миром и мира с Богом в тайне Воплощения.

Были изложены пояснения к обету целомудрия, во времена св. Игнатия "не требовавшему истолкования" ("Конституции", № 547), и обращен настойчивый призыв к нестяжанию в точном смысле этого понятия, причем предполагалось, что этот призыв будет услышан не только иезуитами. Этим была засвидетельствована забота о тех всходах, которые дали семена, посеянные послесоборной 31-й Генеральной Конгрегацией.

ХХ-й век -- "век открытий"

Такое наименование может показаться преувеличением, но все же в нем отразилось "переоткрытие" двойной фундаментальной характеристики духовности иезуитов: постоянное постижение тайны "Бога, всегда превосходящего всякое постижение", который наполняет Собой свои творения, и страстное стремление к присутствию в многообразной множественности реальности человеческого существования посредством евангелизирующей и творческой инкультурации. В свете такой перспективы ХХ век был чрезвычайно плодотворным. От мистических постижений Тейяра де Шардена (†1955) до миссионерского дерзновения теологии освобождения, дерзновения засвидетельствованного многочисленными актами мученичества, Общество обнаруживало обильный творческий потенциал своей духовности.

Два сделанных "открытия" были определяющими: во-первых, МИССИЯ, как ключ к пониманию нашей харизмы и во-вторых, тот факт, что миссия не может быть определена раз и навсегда. Она должна быть объектом постоянного РАСПОЗНАВАНИЯ, осуществляемого в диалоге с Богом и с человеком

Общество Иисуса содержит в себе, в самом своем raison d'être, истоки постоянного стремления, как индивидуального, так и коллективного, следовать за Христом: в любви ко Господу, распятому и воскресшему, и любви к человеку, с желанием его спасения. Это страстное стремление постоянно крепло на протяжении ХХ века, полного кровавых событий. Со времени своего восстановления в 1814 году Общество Иисуса многократно оказывалось лицом к лицу с обществом, находящимся в состоянии отделенности от Бога в безверии и активного и насильственного отвержения ближнего в несправедливости. Во время обновления сил через обращение к своим истокам, прежде всего, к "Духовным упражнениям", во время активной погруженности в обычное для себя служение, Общество шло на рискованное присутствие в cpеде этих двух миров - безверия и несправедливости. Этот риск, угрожавший разобщением, заставлял как никогда прежде ощущать необходимость единства, необходимость интеграции одновременно личной и коллективной, теоретической и самой жизненной, вдохновленной опытом св. Игнатия и его сотоварищей и пораженной подчас духовной пустотой меняющегося человечества. Открытие и донесение до широких кругов источников своей духовности, а также богословские и пастырские размышления, посвященные ей и от нее отталкивающиеся в своем развитии, все это было особым явлением, присущим ХХ веку и в значительной мере внесло и поныне продолжает вносить свой вклад в столь необходимое единение.

Некоторый итог нашего обзора можно подвести следующим образом. Было сделано два определяющих "открытия". Первое - МИССИЯ, находящаяся в центре игнатианской харизмы, не только как задача, но прежде всего как стремление лично уподобиться "Посланному от Отца". Для осуществления ее существенным является вверение себя воле Отца и созерцательное видение мира в свете благодати Божией, в котором участвует каждый иезуит. Это созерцание открывает перед ним принципиальные недостатки человеческого существа, такие как безверие и несправедливость, как объекты миссии. То, что открылось св. Игнатию - стремление "покорить весь мир и всех врагов" ("Упражнения", № 95) - означает сегодня восстановить человеческую личность в полноте ее сыновнего отношения к Богу и братского ко всем людям, взращивая таящиеся в ней ростки Духа. Духовность воплощения, необходимая для служения такого рода, была в сердце интуиций великих иезуитов-миссионеров и выразилась, в частности, в инкультурации.

Вторым "открытием" было осознание того, что миссия не определяется раз и навсегда, но ведет к жизненному процессу распознавания, осуществляемого иезуитом в постоянном диалоге с Богом ("чего желаешь Ты?") и диалоге с человеком ("в чем ты нуждаешься?").

Можно также определить это второе "открытие", типичное для ХХ века, как переориентацию Общества Иисуса с сосредоточенности на соблюдении религиозных положений на распознавание призваний и нужд. По мере того, как этот процесс продвигался вперед, стали возрастать такие фундаментальные составляющие существования ордена как внутренняя связь, общение и апостольская творческая активность. Его мистика действенного служения, пережив ощутимое развитие на протяжении ХХ века, стала подобной бурному горному потоку. Струи этого потока, подвижные и стремительные, образуя единое целое и обретая силу, пробивают себе дорогу, преодолевая препятствия. Этот поток - не спокойное течение реки, да он и не может им быть. Сегодня многие люди, не из числа иезуитов, обнаруживают, что эта духовность, придающая динамизм Обществу Иисуса, обращена и к ним, призывая их вдохнуть жизнь в их личное христианское призвание.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] См. работы Arturo Codina, José Calveras, Franz von Hummelauer, Moritz Meschler, Paul Dudon.

[2] Hugo и Karl Rahner, Ignacio Iparraguirre, Candido de Dalmases, Georges Longhaye, Henri Pinard de la Boullaye, Albert Valensin, Ottavio Marchetti, Luigi Ambruzzi, Hervé Coathalem, Miguel Angel Fiorito, David Stanley, Santiago Arzubialde.

[3] José Aicardo, Paul Chastonay, Antonio Arregui, Edouard Fine, Auguste Coemans, Antonio M. de Aldama, Maurizio Costa, Peter Knauer, George Ganns.

[4] Ignacio Casanovas, Pedro de Leturia, Heinrich Böhmer, Anton Huonder, Henri Joly, Igino Giordani, James Brodrick, Robert Harvey, Ricardo Garcia Villoslada.

* * *

Пер. с фр.: Н. Селезнев

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова