Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Алексей Лаушкин

Супружеское воздержание Великим постом в XII-XIII веках и точные летописные латы

Лаушкин А. Супружеское воздержание Великим постом в XII-XIII веках и точные летописные латы // Русское Средневековье. 1999. М.: Мануфактура, 1999.

В Описи А №1780.

Точные летописные даты, содержащие указание на год, месяц и число, имеют для исследователя не только прикладное значение, позволяя уточнять хронологию событий или решать отдельные источниковедческие вопросы, но и «сами по себе хранят определенный запас сведений о своем времени»1. Сознательное совмещение людьми Средневековья тех или иных действий с особыми днями церковного календаря, их настороженное отношение к случайным календарным совпадениям, внимание или, напротив, невнимание к точным датам типологически разнородных событий — все эти следствия средневекового понимания природы времени, отразившиеся в точных летописных датах, дают возможность глубже заглянуть в мир представлений и идей древности2.

Обращение к точным летописным датам может принести исследователю крупицы дополнительной информации и при рассмотрении других вопросов. Одним из них является вопрос о соблюдении христианами Древней Руси церковных предписаний от носительно супружеского воздержания в периоды многодневных постов. Излишне напоминать, что пост занимал «видное место в числе внешних проявлений религиозности, так что на отношении к нему можно наблюдать изменения, совершающиеся в самом религиозном чувстве» .

Борисов Н.С. К изучению датированных летописных известий XIV — XV веков // История СССР. 1983. № 4. С. 131.

2  См.: там же. С. 124-131; Лаушкин А.В. Провиденциализм как система мышления древнерусских летописцев (XI — XIII вв.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1997. С.6-10.

3   Воздвиженский М.М. О постах. Исторический очерк // Православное обозрение. 1883. № ! I. С.522.

70

Мысль о необходимости сохранения телесной чистоты супругов по взаимному согласию в некоторые дни принадлежит апостолу Павлу: «Жена своимъ теломъ не владеегь, но мужъ; такожде и мужь своимъ теломъ не владееть, но жена. Не лишайте себе другь друга, точию по согласию до времене, да пребываете въ посте и молитве, и паки вкупе собирайтеся, да не искушаетъ васъ сатана невоздержаниемъ вашимъ» (1 Кор. 7: 4-5). Дальнейшую разработку этот вопрос получил в первые века христианства. Епископ Александрийский Тимофей, автор авторитетных канонических правил (IV в.), предписал супругам «удалятися» от общения друг с другом в ночь перед причастием, а также в субботу и воскресенье, «зане въ та дьни духовьную жьртву възносити къ Богу»4. В древности возник и обычай (окончательно узаконенный 13-м правилом VI Вселенского собора 680 — 681 гг.) воздерживаться от общения с женами священникам, дьяконам и иподьяконам перед совершением литургии. В обиходной канонической литературе названные правила постепенно пополнялись новыми предписаниями, различными по характеру и строгости. Это предопределило то разнообразие в действующих нормах, которое было вообще присуще памятникам покаянной дисциплины восточнохристианского мира3.

Переводные и оригинальные канонические памятники, появившиеся в Древней Руси вслед за принятием христианства, также не содержали единого взгляда на разбираемую проблему. Разноголосица в исповедальной литературе заставляла наиболее ревностных священников (каким был, к примеру, знаменитый новгородец Ки-рик) обращаться за разъяснениями к своим епископам, или же решать встающие проблемы, полагаясь на собственный опыт и учитывая духовные качества пасомых. Однако, несмотря на всю пестроту предписаний и несинхронность их эволюции в рукописных текстах, на пространстве XI — XVII вв. ясно проявила себя устойчивая тенденция к увеличению количества и строгости супружеских постов6.

1 Бенешевич В.Н. Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований. СПб., 1907. T.I. Вып.З. С.542, 545. Установления Тимофея Александрийского были утверждены 2-м правилом VI Вселенского собора.

5 С.И.Смирнов. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. (Тексты и заметки) // ЧОИДР. М, 1912. Кн.З (242). Отд.2. С.248.

"Там же. C.313,385.

71

Детали этого процесса не ясны, поскольку до сих пор не существует специального исследования, посвященного истории этого раздела канонического права в Древней Руси7. В целом в разнообразных и разновременных памятниках, имевших хождение на Руси в указанные столетия8, можно отыскать упоминания следующих периодов, в которые необходимо (или желательно) супружеское воздержание: 1) воскресные дни (включая, как и во всех последующих случаях, вечер предыдущего дня), дни Пасхальной седмицы (иногда вплоть до Радоницы), дни важнейших праздников; 2) дни (от одного и более) перед причастием, а иногда и после него (выполнение этого и предыдущего пунктов как восходящих к соборным правилам предписывалось очень строго с самого раннего времени) ; 3) некоторые (в отдельных поздних памятниках — все) постные дни; 4) канун совершения литургии (для священнослужителей); 5) время женского очищения, беременности, а также послеродовой период (40 дней или менее); 6) в некоторых случаях, как можно полагать , духовник мог предписывать своим подопечным воздержание и во время исполнения епитимьи.

Что касается многодневных постов, то в первые столетия после крещения Руси связанные с ними правила о супружеском «удалении» отличались заметной мягкостью. До первой половины

7  Отдельные замечания по этому поводу см.: Алмазов А. Тайная исповедь в православной восточной Церкви. Опыт внешней истории. Одесса, 1894. T.I. C.411, 416-417; Смирнов СИ. Как говели в древней Руси? // Прибавления к Церковным ведомостям. 1901  № 9. С.305-306; Он же. Материалы. С.312-313, 319-321, 333-335, 384-385 и др.; Голубинский Е.Е. История Русской церкви. М., 1904. Т.1. Вторая половина тома. С.449-450; Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси: историко-бытовые очерки XI ¦¦— XIII вв. М.; Л., 1966. С. 190, 192, 195; Лещенко В.Ю. Церковные уставы о постах и нравах в древнерусской среде // Православие в Древней Руси. Л., 1989. С.89-91; Иоанн (Маслов), архимандрит. Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси // Богословские труды. М., 1992. Сб.31. С.25; Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X — начало XIX в.). М., 1997. СИЗ, И7; и др.

8  См.: Алмазов А. Указ. соч. Т.З. Приложения к первому тому. С.144-296; РИБ. СПб., 1908. T.VI. Стб.1-62; 347-376 (второй пагинации); Смирнов СИ. Материалы. С1-244; и др.

4 РИБ. Т.6. С.37-38 (№ 57), 43-44 (№ 72, 73), 61 (№ 21). 10 Смирнов СИ. Материалы. С.321.

72

XIV в., когда в обиход древнерусской Церкви вошел Успенский пост (со временем превратившийся в очень строгий, в том числе и в рассматриваемом отношении12), многодневных постов было три — Великий, Петровский и Рождественский.

Не позднее первой половины XII в. на Руси уже имели хождение памятники, с различной степенью строгости предписывавшие супругам воздержание в дни Великою поста. Так, «Написание митрополита Георгия русского и Феодоса», сохранившее, согласно выводам С.И.Смирнова, едва ли не древнейшее русское правило на этот счет, гласит: «добро бы блюстися жены своея, но аще не мо-жеть, то 1[-ю] неделю и последнюю, да соблюдется». Это правило было хорошо известно жившему в XII в. Кирику Новгородцу, обсуждавшему его с епископом Нифонтом13. Не прошло мимо внимания Кирика и еще одно бытовавшее в его время предписание, которое сохранилось во многих (правда более поздних) рукописях канонического содержания. Оно отличалось от первого большей строгостью и рекомендовало священникам не допускать до причастия тех, «кто всего поста не может в чистоте пребывати». Оно же, видимо, увеличивало до четырех число недель поста, в которые воздержание было обязательно даже для не слишком терпеливых супругов14. Оба правила сходились в том, что «удаление» мужа и жены в дни Великого поста должно являться для благочестивых христиан нормой, а отступление от нее есть проявление их слабости. Запрет на супружеские отношения в дни Великого поста налагал и «Номоканон» Иоанна Постника, с содержанием которого Кирик также был знаком. Согласно «Номоканону», христиане, которые из-за своей недостойной жизни долгое время не принимали Святых Тайн, могут причащаться лишь после того, как исполнят наложенную на них епитимью и выдержат в телесной чистоте весь Великий пост15.

В среде духовенства были как сторонники, так и противники такого взгляда на Великий пост. Известно, что новгородские епис-

Иоанн (Маслов), архимандрит. Указ. соч. С.22-23.

12 Смирнов СИ. Материалы. С.43 (№ 11).

13 Там же. С.40 (№ 33), 309-319.

14 Там же. С.43 (№ 9), 67 (№ 16), 319-320; РИБ. Т.6. Стб.865 (№41).

15  Заозерский Н.А., Хаханов А.С Номоканон Иоанна Постника в его редакциях грузинской, греческой и славянской. М., 1902. С.80 (второй пагинации). Ср.: РИБ. Т.6. Стб.42.

73

копы XII в. — по крайней мере двое из них, Нифонт (1131—1156 гг.) и Илья (1165—1186 гг.) — находили приведенные правила чрезмерно строгими и запрещали священникам принуждать супругов к воздержанию, а также лишать их причастия за нехранение чистоты Великим постом. По мнению Нифонта, воздерживаться супругам следовало обязательно лишь на Пасхальной седмице, на которой «вси дние, акы днье неделя». Илья добавлял к этому еще первую и последнюю седмицы «говенья»16.

С течением времени строгость предписаний постепенно усиливалась. В рукописях XVI в. уже не редкость однозначный, не предусматривающий каких-либо послаблений, запрет на супружеские отношения в дни Великого поста17, хотя и в это время продолжают встречаться более мягкие нормы18.

Если обычай великопостного воздержания постепенно приживался в Древней Руси, то каких-либо аналогичных запретов, относящихся к постам Петровскому и Рождественскому, долгое время не существовало. Даже рукописи XV — XVI вв., вспоминая о данных постах, часто подчеркивали: «а женъ своихъ оба си говениа не отлучаитеся», оговаривая при этом лишь те правила, которые в дни постов супруги должны были выполнять строже, чем в обычное время, («блюстись» друг от друга по средам, пятницам, субботам и воскресеньям, иногда также и по понедельникам, в дни памяти некоторых святых, при желании причаститься — «блюстись» несколько дней или даже весь пост19). Причисление некоторыми духовниками Петровского и Рождественского постов к тому же разряду строгости, что и Великий, начало происходить, по-видимому, не ранее XVI —XVII вв.20

16 РИБ. Т.6. Стб.37-38 (№57); 365-366 (второй пагинации) (№ 18).

17  Смирнов СИ. Материалы. С.113-114 (№ 7), 116 (№ 13), 119 (№ 64 — послабления только молодоженам), 182, 184; РИБ. Т.6. Стб.865; Алмазов А. Указ. соч. Т.З. Приложения к первому тому. С. 157, 193, 205; Домострой. СПб., 1994. С. 19, 94.

18  Смирнов СИ. Материалы. С. 186; Алмазов А. Указ. соч. Т.З. Приложения к первому тому. С. 195, 253.

19 Смирнов СИ. Материалы. С.43 (№ 10), 67 (№ 16), 183, 186.

20 Там же. С.119 (№ 64); Алмазов А. Указ. соч. Т.З. Приложения к первому тому. С.193, 205, 261; Котошихин Г.К. О России в царствование Алексея Михайловича. СПб., 1840. С.8.

74

Таким образом, в интересующий нас ранний период (XII — XIII вв.) из многодневных постов лишь Великий мог сопровождаться более или менее строгими предписаниями относительно супружеского воздержания. Надо думать, что даже те супруги, которые стремились к особому семейному благочестию, редко организовывали рассматриваемую сферу своей жизни на принципах более строгих, чем того требовали от них их духовные руководители. Последние же в своих поучениях повторяли о супружеском ложе вслед за апостолом Павлом: «не токмо не скверно ложе, ино честно!»21.

Обращение к точным датам рождения детей в княжеских семьях (при всей условности результатов) иллюстрирует полученный вывод. К сожалению, таких дат дошло до нас немного. Лучше всего дело обстоит с «залесской» ветвью потомков Юрия Долгорукого, где за конец XII — начало XIV в. сохранились точные даты рождений 19 младенцев22 (что однако составляет не более '/5 от общего числа родившихся за это время). Еще несколько дат за тот же период дают другие линии потомков Рюрика2'.

21   Послание Якова-черноризца к князю Дмитрию Борисовичу // ПЛДР. XIII век. М., 1981. С.458; ср.: Евр. 13: 4.

22 Дети Всеволода Большое Гнездо: Константин — 18 мая 6694 г., Борис — 2 мая 6695 г. (ПСРЛ. М., 1962. Т.1. Стб.396, 404), Юрий — 27 ноября 6697 г. (Татищев В.Н. Собрание сочинений. М., 1995. Т.4. С.311), Феодор (Ярослав) — 8 февраля 6698 г., Дмитрий (Владимир) — 25 октября 6702 г., Гавриил (Святослав) — 27 марта 6704 г., Иоанн -— 28 августа 6706 г. (ПСРЛ. T.I. Стб.408, 411-412, 414); дети Константина Всеволодыча: Ва-силько — 7 декабря 6717 г., Всеволод (Иоанн) — 18 июня 6718 г.; дети Юрия Всеволодыча: Всеволод (Дмитрий) -— 23 октября 6721 г., Феодора — 21 сентября 6736 г. (ПСРЛ. T.I. Стб.434-435, 438, 451); сын Ярослава Всеволодыча Александр — 13 (по В.А.Кучкину) или 30 (по В.Н.Татищеву) мая [6727J г. (Татищев В.Н. Указ. соч. С.359; Кучкин В.А. О дате рождения Александра Невского // Вопросы истории. 1984. № 2. С. 176); сын Василько Константиновича Борис — 24 июля 6739 г.; дети Бориса Васильковича: Дмитрий — 11 сентября 6761 г., Константин — 30 июля 6762 г. (ПСРЛ. Т.1. Стб.457, 473-474), Василий — 16 апреля 6776 г.; сын Глеба Васильковича Василий (Демьян) — 1 июля 6771 г. (ПСРЛ. СПб., 1863. Т. 15. Стб.403); дети Михаила Ярославича: Дмитрий — 15 сентября 6807 г., Александр — 7 октября 6809 г. (ПСРЛ. Т.1. Стб.484-486).

23  Георгий (Игорь) Святославич, герой «Слова о полку Игореве», — вторник Страстной седмицы 6659 (1151) г., т. е. 3 аире-ля; его сын Петр (Владимир) Игоревич — 8 октября 6681 г. (ПСРЛ. М., 1962. Т.2. Стб.422,

75

Принимая, что беременность женщины продолжается в среднем около 266 дней24, и учитывая возможные отклонения от этого срока, можно вычислить примерные отрезки времени, в которые происходили зачатия этих детей.

При анализе полученных результатов сразу же обращает на себя внимание то, что в подавляющем большинстве случаев начало беременности приходилось на период с середины лета по середину зимы (при вычислении даты 266-го дня перед днем рождения из 23-х случаев результаты 19 раз пришлись на июль — январь, и только 4 раза — на февраль — июнь). Заключительный отрезок этого периода занимает Рождественский пост (15 ноября — 24 декабря) с прилегающими к нему неделями. И поскольку результат вычисления даты 266-го дня выпал на ноябрь — первую половину января целых 6 раз, можно не сомневаться, что в плане супружеских отношений это время ничем не отличалось от предыдущих месяцев.

Великий пост, напротив, оказывается в хронологической зоне, для которой характерно малое число зачатий. Остается неизвестным, предопределил ли названную специфику этого отрезка (первой его половины) именно он или же тут действовали иные факторы, связанные с сезонным укладом жизни князей. Что касается конкретных итогов вычислений, то зарегистрирован, по крайней мере, один случай, когда начало беременности с большой долей вероятности (хотя и небесспорно) следует отнести ко времени Великого поста25.

562); Михаил (Ростислав) Рюрикович, сын киевского князя Рюрика Ростис-лавича, — пятница Вербной седмицы 6681 (1172) г., т. е. 5 апреля (ПСРЛ. Т.2. Стб.567; Бережков Н.Г. Хронология русского летописания. М., 1963. С. 188); Иоанн (Ростислав) Ярославич, сын черниговского князя Ярослава Всеволодыча, — Рождество Иоанна Крестителя, т. е. 24 июня, 6682 г. (ПСРЛ. Т.2. Стб.568).

24  Большая медицинская энциклопедия. М, 1976. Т.З. С.56; Акушерство и гинекология. М., 1997. С.84, 137.

25  266-й день перед рождением ростовского князя Василька Константиновича, 16 марта 6717 (1208) г. (см.: Бережков Н.Г. Указ. соч. С.99-100), попадает на самый разгар поста, который вместе с Пасхальной седмицей протянулся в том году с 17 февраля до 13 апреля.

76

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова