Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

А.А.Королев

Представления о "спящих святых" в средневековой Ирландии

Оп.: "Кельтская церковь". Материалы конференции в МГУ 24 апреля 2006 г. Москва, "Деловой ритм", 2006

 

При всем изобилии разного рода реликвий и огромном количестве местночтимых святых, имена которых содержатся в месяцесловах, о почитании гробниц и мощей подвижников в средневековой Ирландии известно очень мало. Как выглядели эти могилы, где они находились? Что делали со священными останками - оставляли лежать в земле или заключали в ковчеги-реликварии? В чем выражалось почитание святых гробниц?

Многочисленные, но разрозненные упоминания в письменных текстах свидетельствуют о том, что ирландцы придавали останкам святых огромное значение. Каковы были формы почитания мощей, какое содержание вкладывалось в этот культ, — на эти вопросы еще не дано убедительного ответа.

В большинстве случаев мощи святого основателя почивали в земле на церковном кладбище. Ирландцы четко отгораживали священную территорию церкви от внешнего мира, разделяя ее, в свою очередь, на три зоны "возрастающей святости" (1). В сердце монастыря или церковного поселения (2) находился главный храм, окруженный кладбищем: этот участок считался "священнейшим", sanctissimus. Преступление, совершенное в таком месте, считалось оскорблением святых, которые там почивали (3).

Как же выглядели эти почитаемые гробницы? Их остатки можно видеть среди руин монастырей и церковных поселений в Западной Ирландии. Эта часть острова считалась отсталой и неразвитой; на протяжении столетий она словно оставалась в стороне от событий, которые определили ход ирландской истории. В глухих уголках на западе сохранялись предания и верования, восходившие, быть может, к очень давним временам. К сожалению, в связи с "просветительской" деятельностью католической церкви, Великим голодом 1840-х годов, массовой эмиграцией и другими печальными событиями, многие из них дошли лишь в записи антиквариев и фольклористов.

Неудивительно, что, когда по всему острову на месте старых храмов возводились романские или готические соборы, приходские церкви, аббатства, на западе Ирландии долго сохранялись старые традиции церковного строительства и обычаи, связанные с почитанием местных святых. Ранние церковные поселения Керри, Коннемары, Донегола отличаются архаичной архитектурой и планировкой (4). По косвенным соображениям, они могут относиться к VIII—IX векам, эпохе, которая непосредственно предшествовала появлению викингов (5). Некоторые исследователи датируют резные плиты и стелы, которые сохранились среди руин этих поселений, VII столетием (6); другие полагают, что они были созданы в IX—X вв. (7) Радиоуглеродный анализ показал, что небольшая церковь (молельня) на острове Иллонлохан использовалась примерно между 640 и 790 гг. Самые ранние захоронения там были сделаны в начале VII в., (а последние постройки воздвигнуты во второй половине X в.(8) Другие церковные поселения существовали в XV в. и, вероятно, позднее (9). Некоторые из этих разрушенных святынь до сих пор пользуются почитанием среди окрестного населения, а еще несколько десятилетий назад бытовали связанные с ними поверья и предания.

Среди руин небольших монастырей и церковных поселений можно видеть гробницы, в которых, по преданию, похоронены местные святые — основатели и первые строители церквей. Такая гробница в местной традиции нередко именуется leaba (от древне-ирл. iepaid — "ложе, кровать"; в англоязычной местности 'Bed'). Обычно leaba представляет собой надгробную плиту, иногда в головах и в ногах поставлены еще две плиты с высеченными крестами. В других случаях leaba — гробница, сложенная из четырех каменных плит. Нередко она находится у алтарной стены церкви. Иногда гробница находится внутри церкви или часовни, напоминая собой вытянутую вдоль стены каменную лавку (10).

Археологические раскопки таких гробниц не производились, но нет сомнения, что они представляют собой захоронение почитаемого среди монастырской общины человека, скорее всего — основателя обители. Поверья, связанные с "ложем святого", в некоторых местах оказались очень устойчивыми, в других случаях традиция leaba, напротив, оказалась утраченной.

Название leaba закрепилось за священными гробницами более чем в десяти местах, тяготеющих к западному побережью Ирландии, от Гленколумкилле на севере до острова Скеттери на юге. Однако обычай называть могилу почитаемого человека его "ложем" некогда был более распространен: в Ардморе на южном побережье Ирландии церковь над могилой святого Деклана еще в начале XX века называлась "Leabha", ныне это название совершенно забыто (11). На западе острова также встречаются объекты, которые, скорее всего, носили утраченное ныне название leaba (12).

В случае, если "ложе святого" находилось внутри церкви, она могла получить название teach — "дом" (13). Среди руин монастыря на острове Инишмуррей находится небольшая церковь, Teach Molaise — "дом святого Молаше". Внутри храма Leaba Molaise, гробница в форме каменной лавки, отмечает место погребения святого (14). Во многих других местах сохранились такие же церквушки-"дома" святых, которые считались местом их захоронения. Достаточно назвать руины большого церковного поселения в Клонмакнойсе, где сохранился "Дом Киарана" — маленькая церковь, которая, как считается, была построена над могилой основателя обители в начале X века. Еще в XVII веке в ней хранилась рука святого Киарана. В этом храме, в тайнике, были обнаружены реликвии Клонмакнойcа — два епископских посоха (15). В Келлсе сохранился "дом святого Колумбы", в Луте — "дом Мохты", в Ардморе — "дом Деклана" (16). Эти церкви были одними из древнейших каменных построек в Ирландии и пользовались особым почитанием. Их обычно держали на замке и открывали только по важным поводам (17).

"Южная церковь" в Дерри была, очевидно, "домом" для святой Куман. Археологические раскопки показали, что небольшой каменный храм был воздвигнут в X—XI веках, заменив деревянную молельню VIII века, окруженную могилами. Одно из погребений — возможно, местной святой — оказалось в середине церкви, перед алтарем (18).

 

 

 

В отдаленных местах Ирландии сохранились целые мемориальные комплексы, связанные с почитанием местных святых. Близ разрушенной церкви в урочище Шенкоу, на склоне горы Бролив, находится источник святого Альбе — первого в этих местах священника, по преданию, сподвижника Патрика. У источника можно видеть руины древней кельи и могилу, покрытую простой каменной плитой. В этой келье жил Альбе, в этой могиле он похоронен. Ежегодно в августе и сентябре местные жители совершают паломничество к святыне. Сюда приносили больных, оставляя их на ночь у источника, в келье или на могильной плите. Если больной крепко спал, это считалось хорошим знаком. На могиле святого чаще всего происходили исцеления от душевных и нервных заболеваний, бесплодия и ревматизма. Культ и паломничество в Шенкоу сохранились до наших дней благодаря поддержке со стороны церковных властей (19).

С "ложами" святых были связаны поверья, подчеркивавшие особый сакральный статус этих памятников. К церкви святого Сенана на острове Скеттери примыкает "ложе Сенана" — небольшое строение, возведенное над могилой святого основателя. Бытовало мнение, что девушка, которая войдет в него, либо никогда не выйдет замуж, либо навсегда останется бесплодной (20). У "ложа святого Патрика" на острове Кахир паломники читали стих: "Мое тяжкое ложе с подушкой, // Горе тому, Христос, кто завладел им!" (21). С этими запретами и ограничениями перекликаются некоторые смутные упоминания в житийной литературе. Так, в житиях святого Маэдока рассказывается, как епископ Молинг после смерти святого вознамерился спать на его ложе, чего никто не решался делать. На Молинга немедленно напали недуги и скорби, так что он выбрался оттуда едва живым, призывая имя Маэдока. После этого епископ заметил, что никто не вправе спать на ложе столь великого святого (22). Сохранившиеся тексты агиографической традиции Маэдока относятся, вероятно, ко времени не ранее XII века (23). Каково бы ни было первоначальное значение этого эпизода, очевидно, что ко времени составления дошедших до нас житий "ложе" Маэдока воспринималось как кровать, в то время как изначально имелась в виду, очевидно, могила. Подобным же образом "ложе" местной святой воспринималось в женском монастыре на северо-востоке острова (24). Английский паломник, посетивший обитель, рассказывал, что там сохранилось ложе святой, "высеченное из камня наподобие гробницы. В нем после необозримых трудов, после тяжких работ, после длительных бдений, без завес и одеял, не на набитом перьями ложе, но на твердом камне изредка давала она отдых своим членам, чтобы заставлять тело покоряться духу не только в бдении, но и во сне". Насельницы монастыря использовали это "ложе" следующим оригинальным способом. Поскольку в обитель принимали только девственниц, все, кто желал принять постриг, должны были провести ночь на этом "ложе". Если девушка оказывалась недостойной высокого призвания, наутро на ее одежде обнаруживали кровь, "как если бы кто-нибудь намеренно и бесстыдно испачкал это ложе кровью убитых тут же животных" (25).

Чем же объясняется такая удивительная святость "ложа", к которому не может приближаться ни самонадеянный епископ, ни потерявшая невинность девушка? Ответ может дать история, записанная в Ардморе. Один человек, услышав, что в руинах древней обители происходят странные вещи, отправился ночью посмотреть на них. Пробираясь среди могил, он увидел слабый свет в "доме Деклана". Человек приблизился и заглянул в окошко. Он увидел, что из разверстой могилы святого исходит бледное сияние, и в следующий момент оттуда стала подниматься фигура с изможденным старческим лицом. Не помня себя от страха, человек бросился бежать и не остановился, пока не добрался до дома. Злые языки поговаривали, что это была всего лишь старушка, пришедшая наскрести праха из священной могилы, чтобы продать его паломникам (26). Те, кто рассказывал этот анекдот, были знакомы с представлением о том, что святой спит в своей могиле до Страшного Суда.

О воскресении мертвых в Судный день говорится уже в константинопольском Символе веры: "Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века" (27). Мнение ирландских церковных деятелей по этому вопросу подробно изложено в апокрифе "Повесть о воскресении", составленном в XI столетии (28). Когда Сын Божий придет на землю, все мертвые люди встанут по звуку ангельской трубы (29), или же по слову Самого Христа. Каждый мертвец поднимется из могилы, в которой лежит его тело. Очищаюший огонь исправит все уродства и недостатки, которыми люди были отмечены при жизни, и они выйдут из пламени преображенными. Христос будет судить людей; праведные возрадуются и восхвалят Бога (30).

Кто заступится за грешника в этот страшный день пред лицом грозного Судии? Люди надеялись, что их святые покровители выступят посредниками между ними и Богом. Памятуя слова Христа, обращенные к апостолам, — "вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых" (31), — они полагали, что и другие святые получат власть судить людей. В "Трехчастном" житии святого Патрика последовательно проводится мысль о том, что Патрик - самый великий и могущественный покровитель Ирландии и ее обитателей (32). В нем содержится удивительная история о том, как Патрик постился на горе Круахан Агле, вымаливая у Бога невиданные милости для своей паствы (33). Бог последовательно разрешал святому освобождать в определенные дни из преисподней установленное число душ, обешал затопить Ирландию перед Судным днем, чтобы ее жители не увидели ужасов Апокалипсиса, дал святому право забрать себе столько раз по семь душ, сколько волосков найдется в его власянице. Наконец Патрик попросил Бога разрешить ему самому судить ирландцев. После долгого ожидания небесный посланник вернулся с положительным ответом: все живое во главе с апостолами, сказал он, умоляло Христа оказать Патрику эту милость. Тогда святой ударил в колокол, благословляя всех ирландцев, и спустился с горы (34).

Но если Патрик считался верховным покровителем и заступником за всю Ирландию, почти каждая церковь имела своего святого, который был небесным покровителем для окрестного населения. Помимо прочих преимуществ, которые давало обладание могилой святого (35), особое значение придавалось эсхатологическому аспекту: очень сильным было желание оказаться в момент всеобщего воскресения ближе к святому, который возьмет тебя под свою защиту.

...Однажды святой Брендан Мореплаватель решил посетить свою сестру, жившую в отдаленном монастыре. Пробыв у нее некоторое время, он почувствовал приближение смерти и велел ученикам отвезти свое тело в собственную церковь в Клуан Ферта. После смерти Брендана клирики положили его тело в повозку и направились обратно. По пути они встретили одноглазого человека, который поинтересовался, что они везут. Подойдя и увидев тело, он свирепо вскричал: "Оставьте тут Божьего святого! Здесь, о Божий святой, произойдет твое воскресение!". Клирики смогли продолжить путь, лишь обещав тому человеку и его потомкам власть над его народом (36).

Представление о могиле святого как месте его воскресения бытовало уже в VII—VIII веках. Описывая пустующую гробницу Богородицы, Адамнан признается, что не знает, где именно Дева ожидает воскресения (37). Святому Фиакку явился ангел, чтобы указать, где произойдет его воскресение, т.е. где он должен построить церковь, при которой будет похоронен (38). Но особенно популярным этот мотив стал в поздних (не ранее XIII века) переработках житий на ирландском языке (39). Во многих из них святой получает указание свыше, где ему искать "место своего воскресения" (inadhaeiseirgi). Там он строит церковь или основывает монастырь.

Общины клириков и монахов придавали огромное значение обладанию могилой своего святого покровителя. В житиях описываются случаи спора за тело подвижника, в которые нередко вмешивалась мирская власть (40). В повести "Изгнание Мохуды из Ратана" рассказывается о том, как правители и церковные иерархи решили изгнать святого из его собственного монастыря. Когда Мохуда покидал обитель, один из монахов напомнил настоятелю его обещание, что его воскресение произойдет среди них. Должны они теперь идти с ним, или остаться в монастыре? Мохуда ответил, что им следует остаться, "ибо нет двух воскресений в Евангелии, а я приду в Судный день со всеми своими монахами к кресту Константина, что перед церковью, и мы вместе отправимся на Суд" (41). Святой Киаран, как надеялся составитель его жития, вместе со Христом будет судить "плоды своих наставлений", т. е. паству своей великой церкви в Клонмакнойсе (42).

Пока же, в ожидании воскресения, святые спят в своих "темных домах" (43). Хотя их души со славою вознеслись на небо, они продолжают поддерживать таинственную связь со своими телами. Святой, чья могила оказалась в запустении, является соседнему священнику и просит перенести свои кости к действующей церкви (44). Иногда святой повелевает поднять свои мощи из земли и положить в драгоценную раку (45). Однако проблема перенесения мощей, видимо, вызывала у церковных деятелей некоторое затруднение. Составители сборника ирландских канонов попытались рассеять недоразумение, опираясь на библейские и святоотеческие авторитеты (46). С одной стороны, перенесение останков святого вполне допустимо и не может воспрепятствовать его воскресению. Канонисты приводят примеры из церковной истории (47). С перенесением мощей благодать не покидает место, откуда была взята святыня (48). Однако святой воскреснет там, где находятся его кости, которые, даже будучи разделены, соберутся вместе (49). Вместе с тем мощи не терпят никакого ущерба, если почивают в заброшенных могилах, - там ангелы спускаются к ним чаще, чем среди шумной толпы (50). Таким образом, канонисты занимают нейтральную точку зрения, приводя аргументы за и против перенесения святых мощей (51).

Поскольку святой, находясь на небесах, одновременно почивает на своем "ложе", при необходимости можно встретиться с ним, придя к нему "домой". Колман Лебедь возжелал умереть, чтобы соединиться со Христом. Ночью он пришел к церкви, в которой почивал святой Финниан. Встав перед запертой дверью, он попросил Финниана открыть ему церковь. Святой немедленно появился и отпер дверь. Тогда Колман стал просить его помолиться Богу, чтобы Тот даровал ему скорую смерть; Финниан ответил, что его просьба будет исполнена в этом же году. Святые, живой и мертвый, распрощались, и Колман отбыл восвояси (52).

Уподобление могилы человека ложу было обычным для ирландской традиции (53). Различные детали подчеркивали "бытовую" символику захоронения святого. У него мог быть свой "домик", в котором находилось "ложе". Этот "домик" всегда был отдельным строением, хотя и расположенным в самом сердце церковного поселения: к чему понапрасну тревожить спящего святого? У ирландцев был свой нетленный святой, Кианан, который почивал в своей часовне в ожидании Второго Пришествия. У него, как у живого, отрастали волосы и ногти, которые ежегодно подстригал епископ. Так продолжалось до того времени, когда другой святой легкомысленно вошел в усыпальницу и потрогал тело. За это он немедленно лишился глаза, который был возвращен ему только после усердной молитвы. После этого никто не решался входить в часовню. Когда святой Колумба решил заключить союз с Киананом, он просунул руку внутрь усыпальницы, а Кианан подал ему свою... (54)

Иногда "ложе" имело форму каменной лавки (55); на могилу святого Колумбы положили камень, который он использовал в качестве подушки (56). Неудивительно, что, когда представление о "ложе святого" было утрачено, термин стали понимать буквально, удивляясь аскетизму подвижников, которые спали на голом камне.

"Ложе святого" было живым символом присутствия небесного покровителя в его церкви и гарантией его будущего заступничества за свой народ. Святой лежал в кровати-могиле в своем доме-церкви, как живой подвижник пребывает в своей келье. Ложе святого было предметом особой гордости и почитания церковной общины. Его стремились поместить в центре монастыря или церковного поселения, окружив атмосферой неприкосновенности и священного трепета.

В тех духовных центрах, которые в XII веке оказались под континентальным влиянием, подобные представления не имели шансов па выживание. Образ святого, ожидающего воскресения, исчез из латиноязычной агиографии, но проник в жития, написанные на ирландском языке. Только в глухих уголках острова, в общинах, оказавшихся на далекой периферии церковной жизни Ирландии, сохранялись старьте представления, перешедшие затем в фольклор.

---------------------

1 Collectio canonum Hibernensis. XLIV. 2; 5 (Wasserschleben F. W. Die irische Kanonen-sammlung. Berlin, 1885. S. 174-175).

2 Под "церковным поселением" в раннесредневековой Ирландии подразумевается церковь или группа церквей, окруженная домами духовенства и мирян. Такое по селение нередко возглавлял епископ, в его состав могла входить монашеская община. Поселение (ciuitas, locus) в целом определялось как своего рода монастырь, хотя подавляющую часть его обитателей составляли мирские люди, держатели церковных земель. Некоторые церковные поселения приобрели особенно крупные размеры и почти городской облик. См.: Charles-Edwards T. The Church and settlement //Irland und Europa. Die Kirche im Fruhmittelalter / Hrsg. P. Ni Chathain, M. Richter. Stuttgart, 1984. P. 167-175; Etchingham СChurch organisation in Ireland A.D. 650 to 1000. Maynooth, 1999. P. 456-458.

3 Collectio canonum Hibernensis. XLIV. 8; 9 (Wasserschleben F. W. Die irische Kanonensammlung. S. 176-177).

4Herity M. The layout of Irish early Christian monasteries // Idem. Studies in the layout, buildings and art in stone of early Irish monasteries. London, 1995. P. 57-65.

5 См.: OCarrgain Т. A Landscape Converted: archaeology and early Church organisation on Iveragh and Dingle, Ireland // The Cross goes North: processes of conversion in Northern Europe, AD 300-1300 / Ed. M. Carver. York, 2003. P. 146-147. - Поселение на острове Иниш Муредаг (Инишмуррей) подверглось нападению в 807 г.; в 812—813 гг. викинги появляются в области Умалл (совр. гр. Мейо); в 824 г. они захватывают в плен настоятеля (?) монастыря Скелек (гр. Керри) (данные Ольстерских анналов).

6 Herity M. The antiquity of an turns (the pilgrimage round) in Ireland // Id. Studies. P. 121—123; Id. Cathair na Naomh and its cross-slabs // Idem. Studies. P. 144-178.

7 Неопубликованный отчет Т. О'Киффа о раскопках на о. Оми (гр. Голуэй) в 1992 г.

8 Неопубликованный отчет К. Уолш и Дж. Уайт Маршалл о раскопках на о. Иллон-' лохан (гр. Керри) в 1992-1995 гг.

9 Средневековые церкви стоят на месте древних монастырей на о. Оми (Archaeological inventory of Co. Galway. Vol.1: West Galway / ed. P. Gosling. Dublin, 1993. P. 95; Gibbons M., Gibbons M. Hiberno-Norse ringed pin from Omey Feichin, Connemara // Journal of the Galway Archaeological and Historical Society. Vol. 57 (2005). P. 156-157) и Иннишбофин (Inishbofin through time and tide / ed. K. Concannon. Dublin, 1993. P. 2-3; Hogan D., Gibbons M. Inis Bo Finne. Inishbofin: a guide to the natural history and archaeology. Clifden, 1992. P. 21-22).

10 Иногда название Jeaba переносилось на церковь, построенную над гробницей {Ардмор, Скеттери, церковь св. Романа близ Киллини на о. Инишмор). В монастыре на о. Девениш (оз. Нижнее Лох Эрн, гр. Фермана, Северная Ирландия) название "ложе св. Молаше" (St. Molaise's Bed) было внеизвестное время перенесе но на средневековый саркофаг в руинах храма; очевидно, первоначальная гробница не сохранилась. "Ложе св. Брекана" (Leaba Bhreaehain) в урочище Семь Церквей на о. Инишмор (Аранские о-ва) представляет собой кусок резного креста, укрепленный в невысокой каменной стенке (Spellissy S. Window on Aran. Ennis, 2003. P. 97; Robinson T. Oile6in Brаnn. Roundstone, 1996. P. 56).

11 Westropp T.J. Notes on the antiquities of Ardmore // JRSAI. Vol.33 (1903). P. 366-367 (бытовало также название "спальня"), - О народных традициях, связанных с руинами монастыря в Ардморе, гр. Уотерфорд, и борьбе с ними католической церкви см.: Broderick E. Devotions at holy wells: an aspect of popular religion in the diocese of Waterford and Lismore before the Famine // Decies: Journal of the Waterford Archaeological and Historical Society. No. 54 (1998). P. 53-74).

12 Напр., могила св. Куимина в Килкуммине, гр. Мейо, рядом со святым источником и церковью ХII— XIII (?) вв. ( Westropp T.J. Kilcummin and its ancient church // JRSAI. Vol. 28 (1898). P. 296), или "гробница священника" около руин церкви в Киллабуониа, гр. Керри (Lynch P.J. Some of the antiquities around St. Finan's Bay, Co.Kerry//JRSAI. Vol. 32 (1902). P. 46-47).

13 Древнеирл. tech; ванглоязычнойместности 'house'. - См.: Herity M. The forms of the tomb-shrine of the founder saint in Ireland // Idem. Studies. P. 287 — 291.

14 Heraughty P. Inishmurray, ancient monastic island. Dublin, 1996. P. 25. — Традиции, связанные с поклонением местным святыням, сохранялись на Инишмуррее до эвакуации жителей в 1948 г. {Herity M. The antiquity of an turns (the pilgrimage round) in Ireland // Idem. Studies. P. 111-118).

15 Westropp T.J. A description of the ancient buildings and crosses at Clomnacnois, King's County // JRSA!. Vol. 37 (1907). P. 287-289; Manning СClonmacnoise cathedral // Clonmacnoise Studies. Vol. 1 / ed. H.A. King. Dublin, 1998. P. 76-77.

16 Подобные сооружения можно указать на острове Инчклерон на оз. Лох Ри (церковь св. Диармада), в Килмакдуах, графство Клэр ("ложе св. Колмана"), Глендалох, гр. Уиклоу ("дом священника"), Леманахане, гр. Оффали ("дом св. Меллы"), Мангрете, гр. Лимерик (маленькая безымянная церковь) и т.д.

17 Ср. Vita S. Finniani. 35 (VSH Salm. P. 106-107); Vita S. Colmani. 35 (VSН.Vol 1. P. 272).

18 Thomas C. The early Christian archaeology of North Britain. Oxford, 1971. P 74; Hamlin A. The study of early Irish churches//Irland und Europa. R 123. — Дерри находится близ Портаферри, гр. Даун, Северная Ирландия. Раскопки проведены в J962 г. Д. Уотерманом.

19 Aspects of Geevagh and Highwood, Co. Sligo / Ed. A. McGloin, S. Moore. Geevagh, 1996. P. 53-55; The Diocese of Elphin: people, places and pilgrimage / Ed. F. Beirne. Blackrock (Co. Dublin), 2000. P. 255-256.

20 Teampall Senain and St Senan's Bed //

21 Herity M. Cathair na Naomh and its cross-slabs // Idem. Studies. P. 146.

22 Эпизод присутствует во всех известных редакциях жития: (1) Vita S. Aedani seu Maedoc. 54 (VSH Salm. P. 247); (2) Vita S. Aedui siue Maedoc (Cott. Vesp. A. xiv). 57 (VSH. Vol. 1. P. 310-311); (3) Vita S. Maedoc episcopi de Ferna. 58 (Ibid. P. 162); (4) Betha Moeog Fearrna. 39 (BNE. Vol. 1. P. 189; vol. 2. P. 183); (5) Betha Maedoc Fearna. 76 (BNE. \bl. 1. P. 275; vol. 2. P. 267).

23 Sharpe R. Medieval Irish saints' Lives: an introduction to Vitae Sanctorum Hiberniae. Oxford, 1991. P. 395-396.

24 Монастырь CellSleibeCuilinn, ныне Килливи, гр, Даун, Северная Ирландия.

25 Esposito M. Conchubrani Vita S. Monennae // PRIA. Vol. 28 С (1910). P. 245. - Анекдот записан в рукописи MSCotton. Cleopatra. Aii. Fol. 59v — 60 почерком XIII в.

26 Westropp T.J. Notes on the antiquities of Ardmore. P. 367.

27 Spero resurrextionem mortuorum et uitam futuri saeculi. (The Stowe Missal / Ed. G.F. Warner. Vol. 2 (HenryBradshawSocietyXXXII). London, 1915. P. 8).

28 Kenney J.F. The sources for the early history of Ireland: an introduction and guide. P. 738; McNamara M. The apocrypha in the Irish Church. Dublin, 1975. P. 141.

29 Ср. в стихотворении Блатмака (VIII в.) во славу Богородицы: The poems of Blathmac son of Cu Brеttan / Ed. J. Carney. Dublin, 1964; 1989. P. 180-181.

30 The Tidings of the Resurrection / Ed. W. Stokes // RC. Vol. 25 (1904). P. 234-255.

31 Мф. XIX. 28.

32 Житие составлено, вероятно, в первой половине X в. (Dumville D. The dating of the Tripartite Life of St. Patrick// Dumville D. et al. Saint Patrick, A.D. 493-1993. Woodbridge, 1993. P. 255 - 258).

33 Круахан Агле (Cruachan Aigle), ныне Кроу Патрик в графстве Мейо, Республика Ирландия.

34 The Tripartite Life of Patrick / Ed. W. Stokes. Vol. I. London, 1887. P. 114-121.

35 Etchingham С. Church organisation in Ireland. P. 227-232.

36 Vita IS. Brendani. 102- 105 (VSH. Vol. 1. P. 149-151).

37 Adamnan. De locis sanctis. I. 12. 3 (Adamnan's De Locis Sanctis / ed. D. Meehan. Dublin, 1958. P. 58). См. также: O'Loughlin Т. The tombs of the saints: their significance for Adomnan // Saints and Scholars: Sludies in Irish hagiography / Ed. J. Carey et al. Dublin, 2001. P. 1-14.

38 Additamenta ad Tirechan. XIV. 1 (The Patrician texts in the Book of Armagh / Ed. L. Bieler. Dublin, 1979. P. 176).

39 Betha Patraic. II. 467-470, 602-614 (Lism. L. P. 14, 18); Betha Shenain meic Geirrginn. II.1841-1846, 1869-1874 (Ibid. P. 56-57); Betha Fhindem Cluana h-Eraird. II- 2599-2603, 2653-2660 (Ibid. P. 77-79); Betha Finnchua Bri Gobunn. II. 2923-2925 (Ibid. P. 88; Betha Brenainn meic Fhinnlogha. 11. 3484-3501 (Ibid. P. 104); Betha Ciarain Cluana Mac Nois. 11. 4509-4513 (Ibid. P. 134); Betha Bhairre о Chorcaigh. 26 (BNE. Vol. 1. P. 21); Betha Ciarain Saighre II. 75 (Ibid. P. 124); Betha Maedoc Ferna II. 233 (Ibid. P. 266).

40 Классический пример — спор за тело св. Патрика (Muirchu. Vita S. Patricn. II. 13—14 (The Patrician texts in (he Book of Armagh. P 122); ср. также: Vita IS. Lugidi seu Moluae. 68 (VSH Salm. P. 144-145); Vita S. Abbani. 49-52 {VSH. Vol. 1. P. 30-32); Vita IS. Brendani. 105 (VSH. Vol. 1. P. 151); Vita S. Coiumbae abbatis de Tir da Glas. 28-31 (VSH Salm. P. 232-233).

41 Indarba Mochuda a rRaithin. 25 (BNE. Vol. 1. P. 306).

42 Betha Ciarain Chiana. 11. 4515-4519 (Lism. L. P. 134).

43 Выражение из ирландского жития св. Бераха: Betha Beraigh. 90 (BNE. Vol. 1. P. 43).

44 Ti'rechan. Collectanea. XVI. 8-10 (The Patrician texts in the Book of Armagh. P. 136);

ср.: Doherty С. The use of relics in early Ireland // Irland und Europa. P. 94.

45Vita S. Colmani abbatis de Land Elo. 52 (VSH Salm. P. 224); cp. VitaS. Colmani. 37 (VSH. Vol. 1. P. 273).

46 В качестве повода для перенесения мощей указывается затруднительность доступа к святыне и возрастание греховности народа (со ссылкой на Августина; см.: Collectio canonum Hibernensis. XLIX. 8 (WasserschlebenF. W. Dieirische Kanonensammlung. S. 206).

47 Перенесение останков Иосифа Прекрасного из Египта в Ханаан; перенесение мощей апостола Варнавы с переписанным его рукою Евангелием; перенесение мощей апостолов Андрея и Луки в Константинополь; перенесение мощей Иоанна Предтечи в Иерусалим; перенесение главы апостола Павла с места казни в Рим. В некоторых рукописях добавлен рассказ о перенесении тела Илариона Великого с Кипра в Палестину (Collectio canonum Hibernensis. XLIX. 5 (Wasserschleben. S. 205).

48 Collectio canonum Hibemensis. XLIX. 9 (Wasserschleben. S. 206).

49 Collectio canonum Hibernensis. XLIX. 10 (Wasserschleben. S. 206-207).

50 Примеры: могилы Моисея, Аарона и Павла Фивейского (Collectio canonum Hibernensis. L. 1-3 (Wasserschleben. S. 208 - 209).

51Обитатели церковного поселения Клуан Ферта Молуа явно придерживались второй точки зрения. Когда у них попросили частицу мощей их святого, они были в затруднении, не желая раскапывать его могилу. К счастью, у одного из насельников оказался зуб святого, который и отдали собирателям реликвий (Vita S. Moluae 49 (VSH. Vol. 2. P. 222).

52 Vita S. Colmani abbatis de Land Elo. 49 (VSH Salm. P. 224); cp. Vita S. Colmani. 35 (VSH. Vol. 1. P. 272); Vita S. Finniani. 35 (VSH Salm. P. 106-107).

53 Ср. пример употребления слова "ложе" (leaba) в значении "местопребывание": Betha Cholmain Eala. 40 (BNE. Vol. I. P. 182). - Древнеирл. lecht "могила" происходит от лат. lectus "ложе" (DIL. L. Col. 69-70). Ср. пример из "Месяцеслова Оэнгуса" (IХ в.): Felire Oengusso. Epil. 145 (The Martyrology of Oengus the Culdee / Ed. W. Stokes (Неnrу Bradshaw Society XXIX). London, 1905; repr. Dublin, 1984. P. 271).

54 The Martyrology of Oengus the Culdee. P. 244-245; The writings of Bishop Patrick, 1074-1084 / Ed. A. Gwynn. Dublin, 1955; repr. 2001. P. 62-63. - Кианан - ранний (V в.?) епископ из Дам Лиаг (Dam Liac, "Каменный храм"), ныне Дулик, гр. Мит, Республика Ирландия.

55 Инишмуррей, гр. Слайго; Лаббамолага, гр. Корк; Ратлин О'Бирн, гр. Донегол.

56 Adamnan. Vita S. Columbae. III. 23 (Adomnan's Life of Columba / Ed. A.O. Anderson, M.O. Anderson. Edinburgh, 1961. P. 526).

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова