Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

И.С.Дуйчев

К вопросу о языческих жертвоприношениях в Древней Руси

Оп.:: "Культурное наследие древней Руси". Москва, 1976

См. Болгария; библиография.

Рассказ о так называемом "пути из варяг в греки", читающийся в Повести временных лет, дополняется сравнительно подробными сведениями Константина VII Багрянородного (913—959), которые мы находим в его сочинении "Об управлении империей" ("De Administrando Imperio").Основанное как на рассказах прибывавших в Царьград русских послов и торговцев, так, по всей вероятности, и на данных не дошедших до нас письменных источников, описание Константина сообщает чрезвычайно важные и надежные сведения исторического, географического и этнографического характера. Именно поэтому оно являлось предметом углубленного анализа многих исследователей.

В этом описании, между прочим, есть одно важное свидетельство о древнерусском язычестве, для толкования которого может быть привлечен болгарский фольклор. Коротко рассказав о так называемой Крарийской переправе (нынешний Кичкасский перевоз) и о нападении печенегов, Константин Багрянородный прослеживает дальнейший путь русских по течению Днепра: "Пройдя зто место, они достигают острова, называемого св. Григорием, и на этом острове совершают свои жертвоприношения, так как там растет огромный дуб. Они приносят в жертву живых петухов, кругом втыкают стрелы, а иные (приносят) куски хлеба, мясо и что имеет каждый, как требует их обычай. Насчет петухов они бросают жребий — зарезать ли их (в жертву), или съесть, или пустить живыми".

Известие византийского писателя о жертвенных петухах подтверждается некоторыми другими историческими источниками; стало быть, его достоверность не подлежит сомнению. Однако остается открытым один важный вопрос: кому принадлежит этот языческий обычай?; Как известно, в научной литературе высказаны два противоположных мнения: одни считают, что это жертвоприношение отражает верования норманнов; другие склонны приписать его языческим славянам.

Самое раннее из известных свидетельств о жертвенных петухах принадлежит византийскому писателю второй половины X в. Льву Диакону. Он сообщает, что предводительствуемые киевским князем Святославом (945—972) русские войска, осажденные в крепости Дерестр (древний Дурострум, современная Силистрия), в конце весны и в начале лета 971 г. совершали в водах Дуная языческие жертвоприношения: они, в частности, утопили грудных младенцев и петухов, что составляло часть погребального обряда в память павших в сражениях с византийцами воинов. Арабский путешественник первой трети X в. Ибн-Фадлан пишет, что при погребении одного знатного руса на Волге в погребальную ладью были брошены жертвы — заколотые петух и курица. В одном памятнике средневековой русской учительной литературы также содержатся аналогичные сведения: "Убогая куряти, яже на жертву идолом режутся, иныи в водах потопляеми сут".

Все эти свидетельства говорят о том, что принесение петухов в жертву — исключительно русский обычай. Однако из публикаций последнего времени явствует, что такой же обычай достаточно широко распространен и в некоторых болгарских окраинах. Вслед за беглым упоминанием об этом обычае недавно появилась статья, специально ему посвященная. Мне уже приходилось отмечать, что эти наблюдения заслуживают особого внимания, если связать их с древнерусским языческим обычаем.

В некоторых селах Восточной Болгарии, около Варны и Вургаса, а также и в других местах до сих пор существует особый семейный праздник, который отмечается 20 января или 2 февраля и называется "Петльовден" (иногда также "Евтимоден", "Черньовден", "св. Черна"). Этот день посвящен здоровью детей, причем только мальчиков, и считается мужским праздником.

Обрядовое действо, совершаемое в этот день, предписывает заклание петуха (в некоторых местах — только черного петуха), мясо которого употребляется в пищу. Это заклание сопровождается особым церемониалом. Кое-где это происходит вечером или ранним утром, что очень напоминает ночные жертвоприношения воинов Святослава Киевского, о которых говорит Лев Диакон. Этот обычай, очевидно, весьма древнего происхождения, но ныне смысл его недостаточно ясен и в какой-то мере видоизменен. Самое существенное, однако, сохранено: жертвенный петух — это символ мужского начала. Представляется убедительным утверждение, что так называемый "петльовденски обычай" — пережиток древнеславянского праздника, первоначальное значение которого сейчас забыто.

Данные болгарской этнографии являются несомненным доказательством славянского происхождения древнерусского языческого обряда, зафиксированного в средневековых письменных источниках.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова