Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
 

Жан Флори

Он же о рыцарстве популярно.

ИДЕОЛОГИЯ МЕЧА

Предыстория рыцарства

Жан Флори. Идеология мечаФлори Ж. Идеология меча. Предистория рыцарства. СПб.: Евразия, 1999.

Отношение Церкви к войне до 1000 г.; К обществу Ordines; Ordo Militaris(Функция и этика «воюющих» до конца IX века).

«Рыцарская» этика и королевская функция до конца Х века. Повышение оценки Ordo Pugnatorum в Х веке.

L'ideologie du glaive. Prehistoire de la chevalerie, Geneve, (ed. Droz), 1983.

Предисловие

Когда историк пытается разобраться в запутанном переплетении общественных отношений, выделить в нем то, что побуждало людей прошлого – в реальных условиях и в том, что им казалось реальностью – относиться друг к другу так или иначе, он естественным образом приходит к тому, чтобы в качестве документа взять и художественную литературу. Он ждет от нее информации, которая бы дополнила полученную из архивных актов и из археологии. Он обращается к Петронию, к Стендалю или Толстому. А когда объект его исследования – феодальная эпоха, где хартии и остатки утвари редки и очень малочисленны, он даже испытывает искушение предпочесть этот источник как наименее скудный. Этот источник действительно дает много: продвинуться дальше в изучении систем взглядов, управляющих отношениями в обществе, никакой другой не позволит. Однако – и историк общества изначально должен это сознавать, иначе он собьется с пути – данные, полученные из литературного произведения, всегда имеют двойственный, предательский характер. Они в большей или меньшей мере маскируют или даже деформируют жизненную реальность. Чтобы постичь ее, придется прибегнуть к острейшим критическим инструментам – здесь это важнее, чем где‑либо.

Важно прежде всего понять подлинное значение использованных автором слов – в языке, часто очень далеком от нашего (а чем он ближе, тем больше риск обмануться), – которыми он определяет персонажей, описывает их поступки и мысли. Это уточнение семантики, конечно, следует применять ко всему, написанному в прошлом. Но здесь задача сложнее: ведь словарь рассказчика, поэта, романиста не так жёсток, не так строго кодирован, как словарь нотариуса или составителя литургий. С другой стороны, и, прежде всего, необходимо точно представлять дистанцию между общественной реальностью и ее образом в литературной речи. В самом деле: его создают, чтобы развлекать и одновременно просвещать. Он изображает модели, образцовые формы. Назначение этих моделей – развлекая, воспитывать и предлагать читателю такой вариант поведения, который бы его вдохновил; поэтому они отходят от жизненной рутины. Чтобы достичь нужного эффекта, формы, которые предполагается улучшить, надо, разумеется, отразить. Но с помощью игры зеркал, порой очень изощренной, они отделяются от повседневности, от банального, оставляя его на размытом дальнем плане, в невысказанном, куда уходит все, что не поднимается над уровнем ординарного. Конечно, все написанное, сколь бы объективным оно ни было, всегда не совпадает с реальностью. Однако в художественной литературе такое расхождение – правило, тем более что существующая эстетика требует от писателя обобщений. Чтобы восстановить замутненное отражение, первоначальный образ, чтобы на основе литературного документа воссоздать реальные черты общественной формации, необходима сложная операция выверки. Она тем трудней, что отражение в свою очередь отражается в реальности, трансформируя ее. Ведь у этих произведений были читатели; в свое время они были восприняты; образы, модели, носителями которых они были, оказали свое действие, сказавшись – в эпоху их восприятия – на образе жизни людей и на их представлениях о своем месте в мире.

Эти трудности Жан Флори встретил с открытым забралом, отважно. Можно сказать, что он справился с ними. Стремясь понять, что имели в виду современники, говоря о рыцарстве, он начал читать жесты, подвергая их словарь самому утонченному толкованию; очень скоро он почувствовал необходимость обратиться к другим текстам – теоретическим (как трактаты Иоанна Солсберийского) и литургическим (сохранившимся из ритуала рукоположения). Прилежно и терпеливо разбирался он в значении формул и мимики, проясняя их связи в восприятии общественных отношений. Мало‑помалу он вновь поставил под вопрос сведения об институте рыцарства, собранные историками, знания которых базировались в основном на архивных документах; написанное мною о воинах, когда я изучал идеологию трех видов деятельности в обществе, многим обязано результатам первых его исследований. На их основе родилась книга, первая часть которой в переработанном виде ныне выходит в свет и которая была представлена в Сорбонну в очень специфической форме докторской диссертации. Это большая радость для всех, кто в этот день горячо поздравляет Жана Флори со столь прекрасным изданием его главного труда, воистину новаторского и признанного таковым, труда ученого, репутация которого уже упрочена во всем мире. Эта образцовая работа создана на редко посещаемом рубеже истории романской литературы и истории общества. Для ее автора эта срединная позиция не из удобных: она зажала его здесь, в крайне некомфортном положении меж университетских «отсеков», на дорогах, у которых нет конца. Однако в том и парадокс, что это нарушение границ, произвольно разгородивших отдельные дисциплины, оказывается чрезвычайно плодотоворным. В этой плодотворности читатель убедится с первых страниц.

ВВЕДЕНИЕ

Эта книга – прежде всего труд историка, более двенадцати лет специализирующегося на изучении рыцарства и главным образом его истоков. Поэтому не следует удивляться, если на всем ее протяжении тема рыцарства ощущалась бы как центральная во всех поисках, стимулирующая и направлявшая их, даже если бы ни слово «рыцарство», ни связываемые с ним обычно представления не появились на ее страницах.

Дело в том, что рыцарство в том смысле, в каком его обычно понимают, появляется на сцене истории средневекового Запада лишь в сравнительно позднее время. Наши прежние изыскания привели нас к выводу, что период его «совершеннолетия» приходится приблизительно на 1175–1180 гг.[1] В это время начинает устанавливаться идеология, которая даст рыцарству его «удостоверение знатности».

Литература не осталась в стороне от создания образа рыцаря, который после посвящения полностью отдает себя защите ценностей, получивших название «рыцарских» как характерных отныне именно для рыцарства: обороне страны от внешнего врага, но еще в большей мере – защите слабых, то есть духовенства, вдов, сирот и вообще всех, кому слабость, а особенно пол, не позволяют защищаться самостоятельно. Здесь самый стойкий и самый привлекательный образ – «беззащитные девы» (pucelles esconseillees) из романов, получивших распространение в конце XII века.

С тех пор рыцарство можно рассматривать как некий институт. Его ритуал инициации, посвящения, поначалу очень простой и очень прозаичный, усложняется и обогащается многочисленными элементами, позаимствованными как из церковной литургии[2], так и из старинных мирских традиций и даже придуманными либо преобразованными гением поэтов или романистов – таких, как Кретьен де Труа, один из великих певцов рыцарства.[3]

В это время утверждается аристократический характер рыцарства, задним числом оправдывая его существование и привилегии, для которых опасны и возрождающаяся королевская власть, и подъем бюргерства, и растущая роль наемников. Далее рыцарство пополняется путем кооптации, используя для приема новых людей ритуальную интронизацию, и облачается в этику, предлагавшуюся ему уже больше века, сочинив таким образом собственный моральный кодекс. Так оно превращается в ordo. [4]

Эта идеологическая доктрина – плод медленной эволюции, а до степени зрелости она дошла к 1180 г. В этот момент, как прекрасно сказал Жорж Дюби, «граница между „богатыми“ и „бедными“, порожденная производственными отношениями, классовая граница незаметно смещается в нижнюю часть социальной лестницы. Там, где проходила эта граница прежде, знать воздвигает новый барьер. Это словно бы тень, призрак прежнего рубежа. Мнимый рубеж. Его возвели идеология и ритуалы».[5]

Таким образом, мы беремся за историю идеологии – идеологии рыцарства.

В этой истории два главных героя: с одной стороны – рыцарство, с другой – идеология, с которой оно сочетается браком. Значит, чтобы понять истинный смысл этого «брака», нужно изучить прошлое каждого из супругов до момента заключения союза. Мы только что сказали, что в «совершеннолетний» возраст рыцарство пришло, вероятно, в третьей четверти XII века, то есть незадолго до упомянутого «брака». Что касается дат рождения супругов, то для их выяснения нам придется углубиться гораздо дальше в прошлое! Тогда рыцарство еще звалось иначе. По крайней мере, дошедшие до нас тексты, принадлежащие почти исключительно клирикам, именуют его латинским словом, которое в двенадцатом веке будет переведено как «рыцарство»: militia. Те, кто входил в нее, назывались milites.

Итак, в двенадцатом веке этим словом зовут рыцарей, но раньше его относили как к «мирским» солдатам (milites, milites saeculi, milites mundi), так и к крестоносцам конца XI века, к членам военных орденов – тамплиерам и госпитальерам, к монахам и епископам, которые часто именовались milites Dei  или milites Christi  и даже просто milites.

Это не просто словарный вопрос, нападки пуристов, придирка к словам! Ведь концепция рыцарства, разработанная на основе реалий, которые обозначались этими словами, могла (и даже должна была) в какой‑то мере унаследовать (и надо было понять, в какой) идеологическую подоплеку, связанную с разными смыслами слов, которыми позже будут называть рыцарство. Таким образом, наше расследование не могло обойтись без изучения разных коннотаций слова miles.

По сходной причине, коль скоро рыцарство – прежде всего «совокупность» воинов, следовало изучить социальную, моральную, религиозную значимость, которую придавали войне и соответственно воинам. Заметные колебания этой значимости представились нам в высшей степени показательными, и отразили медленный, последовательный рост престижа сначала воинов, а позже рыцарей. Это тоже побудило нас исследовать, какая функция, какая этика, какая миссия предлагались мирским milites  до усвоения рыцарством их специфических функции, миссии, этики.

С другой стороны, нужно было выяснить по нашим источникам, где исток идеологии, которая позже станет «рыцарской»: идеологии обороны страны, но в первую очередь – поддержки слабых, защиты церквей, вдов и сирот. Кому поручалась эта миссия, прежде чем ее возложили на рыцарей? Какая эволюция привела ее к тому, чтобы перейти к рыцарству?

Лишь так мы сможем проследить биографию обоих главных героев, их возможные связи и контакты до окончательного союза в эпоху, о которой мы уже сказали – в последней четверти XII века.

Именно меч, в конечном счете, представляется точкой соединения, связующим звеном между идеологией защиты слабых и рыцарством. Меч, символ власти, который церковь торжественно передавала королям во время церемоний коронации, как она позже будет вручать его рыцарям на церемониях посвящения, проследить за ходом которых нам позволяют тексты.[6]

«Идеология меча», предлагаемая теперь читателю, излагает, таким образом, историю развития двух явлений: с одной стороны – milites, с другой – идеологии, которая позже станет специфически рыцарской.

Этому исследованию надо было установить границы.

Terminus ad quo  (исходная точка) вызывал затруднения. Большинство историков вслед за Л. Уайт еще недавно относили возникновение профессионального рыцарства к IХ веку, связывая его с распространением технического новшества – стремени[7]. Эта точка зрения ныне подвергается критике со многих сторон[8]. Историки уже не так уверены, что этот переворот столь быстро, как казалось, привел к появлению новой военной тактики и приемов и, в частности, к атаке с копьем наперевес (т. е. держа его горизонтально под мышкой); этот метод боя, использующий быстрое движение «связки» человек‑лошадь как живого снаряда, стал всеобщим в «классическую» эпоху рыцарства и, несомненно, способствовал укреплению солидарности этой группы, пользовавшейся одними и теми же типами вооружения (дорогостоящими) и одними и теми же приемами боя, которые делали необходимой одинаковую тренировку и равный объем досуга, чтобы «рыцари» могли ею заниматься[9]. Притом возможно и даже вероятно, что эта социальная и профессиональная трансформация в разных регионах происходила с различной быстротой, о чем свидетельствуют как археология, так и иконография.[10]

Тем не менее, церковь намного раньше проявила интерес к milites  и возложила на них определенную функцию. Еще к более раннему времени относится призыв, провозглашенный также церковью: защита слабых, вдов и сирот есть долг. Поэтому, чтобы проследить за развитием этой идеологии защиты слабых и изучить ее отдаленные истоки, нам пришлось вернуться, пусть ненадолго, к самым истокам христианства, прежде чем сосредоточить внимание на самом средневековье, все‑таки, как можно догадаться, составляющем главную область наших поисков.

За terminus ad quern  (конечную точку) данной книги был взят – не без доли произвольности, в чем мы охотно признаемся, – рубеж первого и второго тысячелетий. Однако для подобного выбора есть немало оснований. Ведь именно в ту эпоху – с точки зрения идеологии – развеялась старинная мечта, которую Адальберон Ланский и Жерар Камбрейский еще лелеяли: мечта о могущественной королевской власти, которая обеспечивала бы мир и порядок, руководствуясь указаниями епископов[11]. В то время, и преимущественно по тем же причинам, трещат по швам старые схемы, в то время как княжеские владения эмансипируются и обретают организацию. Именно тогда идет решительный подъем социальной значимости milites – не только их, но их в первую очередь. Ж. Ф. Лемаринье хорошо показал это для Французского королевства, связав изменение общества к 1028 году с тем, что в это время подписывать королевские грамоты, находясь в окружении короля, стали уже не князья и епископы, как прежде, а все больше шателены и даже milites[12]. Наконец, именно в это время церковь, отмечая (еще) во Франции и, особенно, на юге королевства, в Аквитании, одновременный упадок королевской и епископской власти, создает новые формы своего участия в жизни общества. Она наводняет его монахами: с появлением клюнийского ордена монашество переживает новый подъем. Она меняет направленность своих действий, все еще адресуясь к королям через посредство епископов, но еще в большей степени – к князьям через монахов, milites Dei. От импульса, данного ею, сначала в Аквитании, а, потом и по всему Югу появляется все больше установлений «мира», недвусмысленно сближающих идеал покровительства церквям и inermes  (безоружным) с долгом milites.

Итак, первая треть XI века представляется нам лучшей из возможных цезур. Наш том на этом закончится. Его продолжит другой[13]. В нем будет описан подъем рыцарства с XI по начало XIII века, когда все более и более сближаются две реалии, поначалу раздельные, которые к концу XI века соединятся и сольются: рыцарство и рыцарский идеал.

Наконец, нужно сказать несколько слов об источниках, которые мы штудировали. Они бесчисленны, обширны, и мы, разумеется, не претендуем на их исчерпывающее исследование. Это не в силах одного человека. На это не хватило бы целой жизни. Специалисты по тому или иному периоду, которого мы коснулись лишь кратко, по тому или иному аспекту цивилизации, который мы только упомянули, найдут, несомненно, в нашей работе пробелы и несовершенства. Лучшая наша защита – обширность изучаемого периода и количество привлеченных источников.

Еще одно свойство наших источников представляется нам важным, и его следует подчеркнуть: в большинстве своем они имеют церковное, клерикальное происхождение. Исключения столь редки, что о них можно бы не упоминать. Конечно, так же дело обстоит с большей частью исследований средневековья, сделанных на основе лишь письменных документов – лучших свидетелей формирования идеологий. Таким образом, наше положение почти не отличается от положения наших коллег‑медиевистов. Во всяком случае, это надо принять к сведению и сознавать. Важно, чтобы историк, изучающий средневековые типы идеологии, учитывал соответствия между источниками и их авторами, между написанным и действительностью. То, что он улавливает в них, – это не действительность, а ее отражение в кривом зеркале мировоззрения некой группы людей – клириков. Для реальности, наблюдавшейся ими, они дают лишь толкование – их толкование.

Впрочем, этот факт – не помеха для историка идей. Ему это даже выгодно. Ведь, в конечном счете, постичь он стремится не действительность – ему известно, что она в принципе непостижима; можно было бы сказать, что идеи по определению не «реальны». Ему гораздо важнее восприятие действительности теми, кто излагает ее, тщательно сортируя факты и даже искажая или «переодевая» то, что наблюдает.

Итак, идеология, которую мы попытались показать в этой книге, носит отчетливо клерикальный характер. Нужно еще отметить, что внутри мировоззрения этого единственного мира, мира клириков, проявляются различные тенденции. Хотя свет здесь исходит из одного источника (церкви), он вовсе не монохромен. Поэтому идеологическая концепция в зависимости от эпохи и от автора (епископ – «консерватор» или «прогрессист», монах или аббат, мистик или реалист) окрашивается в разные тона.

Значит, за пределами отчетливо видных мест, освещенных с разных точек, существуют, если использовать ту же терминологию, зоны, окраска которых плохо гармонирует с основным колоритом. Другие, более глубокие работы смогут, несомненно, пролить свет и на эти теневые зоны.



[1] На эту тему см. Flori J. La notion de chevalerie dans les chansons de geste du XIIе siecle, etude historique de vocabulaire / /Le Moyen Age. 1975, 2, p. 211–344 et 3/4 p. 407. Используя тот же метод исследования и анализа, наши выводы подтверждает специалистка по провансальской литературе. См. Paterson L. Knights and the Concept of Knightwood in the 12th Century Occitan Epic //Knightwood in Medieval literature. 1981, p. 23–38. (W. H. Jackson, ed.)

[2] Cm. Flori J. Chevalerie et liturgie, remise des armes et vocabulaire chevaleresque dans les sources liturgiques du IXе au XIVе siecle //Le Moyen Age. 1978, 2, p. 217–248 et 1978, p. 409–442.

[3] О роли Кретьена де Труа в разработке рыцарских ритуалов см. Flori J. Pour une histoire de la chevalerie: l'adoubement chez Chretien de Troyes / / Romania. 1979, 1, p. 21–53. См. также: Maranini L. «Cavalleria» e «cavalieri» nel mondo di Chretien de Troyes //Trappier). Melanges… Geneve, 1970, t. II, p. 737–755, и особенно Kohler F. Ideal und Wirklichkeit in den hofischen Epik. Tubingen, 1956 (фр. перевод см. «L'aventure chevaleresque». Paris, 1974).

[4] Cm. Flori J. Semantique et societe medievale. Le verbe «adouber» et son evolution au XIIе siecle / /Annales, E. S. С 1976, p. 915–940.

[5] Duby G. Les trois ordres, ou Vimaginaire du feodalisme. Paris, 1978. Далее автор подчеркивает важность этих ритуалов, в частности, ритуала посвящения, историю которого мы надеемся еще написать.

[6] См. Flori J. Les origines de l'adoubement chevaleresque. Etude des remises d'armes et du vocabulaire qui les exprime dans les chroniques et annales latines du IXе au XIIIе siecle / /Traditio. 1979, p. 209–272.

[7] Cm. White Jr. L. Medieval Technology and Social Change. Oxford, 1962.

[8] См., например: Bachrach В. S. Charles Martel, mounted Shok Combat, the Stirrup and Feudalism //Studies in Medieval and Renaissance History. 1970, p. 47–55.

[9] В этой сфере ведутся многочисленные исследования. См., например, работу Contamine Ph. La guerre au Moyen Age. Paris, 1980, p. 320–325. Мы и сами предприняли немало изысканий по этой теме.

[10] Ср. Butin F. Du costume militaire au Moyen Age et pendant la Renaissance. Barcelona, 1972; Butin F. La lance et l'arret de cuirasse / / Archaeologia. 1965, p. 77–178; Cirlot V. El Armamento Catalano de los siglos XI al XIV, резюме неопубликованной диссертации. Barcelona, 1981.

[11] Ср. Duby G. Les trois ordres, ou Vimaginaire du feodalisme. Paris, 1978, p. 11–25.

[12] Cp. Lemarignier J. Le gouvernement royal aux premiers temps capetiens. Paris, 1965, p. 67–73.

[13] В том же издательстве выходит в свет: Flori J. L Essor de la chevalerie, XII–XIW siecles.


Список литературы

Чтобы «разгрузить» этот список, мы исключили из него работы общего характера – такие, как большие исторические серии, учебники для вузов и т. д. Мы привели здесь только труды, включающие элементы, которые непосредственно относятся к нашей теме. Притом мы не включаем в этот список использованные источники.

Adel und Kirche. Festschrift fur G. Tellenbach. Freiburg. 1968.

Ambroise G. Les moines du Moyen Age. Leur influence intellectuelle et politique en Trance. 2 ed. Paris. 1946.

Anderson W. Les chateaux du Moyen Age. Paris. 1972.

Andres H. Das Rittertum des deutschen Hoch– und Spatmittelalters. / /Die deutsche Soldatenkunde. Hrsg. von B. Schwertfeger und E. O. Volkmarm.

Anton H. H. Furstenspiegel und Herrscherethos in der Karolingerzeit. Bonn. 1968.

Arquillere H. X. Augustinisme politique. Essai sur la formation des theories politiques du Moyen Age. Paris. 1934.

Aubenas R. Les chateaux forts des X' et XV siecles. Contribution a 1'etude des origines de la feodalite. //Revue du Droit Frangais et Etranger. 1938. P. 548–586.

Bachrach B. S. Military Organization in Aquitaine under the Early Carolingians //Speculum. 49. 1974. P. 1–33.

Bachrach B S Merovingian Military Organization, 481–751 Minneapolis 1972.

Bachrach В S Charles Martel, Mounted Shock Combat, the Stirrup and Feodalism //Studies in Medieval and Renaissance History 1970 P 47–75.

Baerten J Le comte de Haspmga et l'avouene de Hesbaye (IXe‑XIP siecles) //Revue beige de Philologie et d'Histmre 1962 P 1149–1167.

Bainton R H Christian Attitudes towards War and Peace A Histoi wal Re‑evaluation London 1961.

Bainton R H The Early Church and War //The Church, the Gospel and War R M Jones ed New York 1948.

BatanyJ Des trois fonctions aux trois etats //AnnalesE S С  1963 P 933–938.

Batany J Abbon de Fleury et les structures sociales vers l'an mil // Etudes Ligeriennes d'Histoire et d'Archeologie Medievales (Colloque de Saint‑Benoit‑sur‑Loire, 1969) Auxerre 1975 P 9‑17.

Batany J Les pauvres et la pauvrete dans les revues des «estate du monde» //Etudes sur la pauvrete Ed M Mollat Pans 1974 T II P 469–486.

Batany J Du bellator au chevalier dans le schema des trois ordres, etude semantique / /Actes du 101 congres national des societes savantes (Section de philologie et d'histoire) Pans 1976 P 24–34.

Bayet A Paafisme et chnstiamsme am premiers siecles Pans 1934

Beeler J H Warfare in Feudal Europe, 730‑1200 London 1971.

BellD M L'tdeal ethique de la royaute en France au Moyen Age Geneve 1962.

Bloch M Un probleme d'histoire comparee la rmnisterialite en France et en Allemagne //Revue Histonque de Droit Francais et Etranger 4 serie 1928 P 46–61.

Bloch M La societe du Haut Moyen Age et ses ongrnes / /Journal des savants 1926 P 403–420.

Bloch M La societe feodale  Pans 1968 (1 edition, 1939 (Русский перевод отрывка Феодальное общество //Блок, Марк Апология истории М Наука 1986 С 122–181))

Bloch M Sur le passe de la noblesse francaise quelques jalons de recherche //A H E S T 8 1936.

Bodmer J P Der Kneger der Merowingerzeit und seine Welt Zurich 1959.

Bonnassie P La Catalogne du milieu du X е a la fin du XI' siecle Toulouse 1975.

Bonnaud‑Delamare R L'idee depaix al'epoque carohngienne Pans 1930

Bonnaud‑Delamare R Fondement des institutions de paix au XIеsiecle //Melanges L Halphen Pans 1951 P 19–26.

Bonnaud‑Delamare R Les institutions de paix dans la province ecclesiastique de Reims au XI' siecle //Bulletin Philologique et Histonque Cotrnte des travaux Pans 1957 P 143–200.

Bonnaud‑Delamare R Les institutions de paix en Aquitame an XIе siecle // Recueds de la Societe Jean Bodin T 14 La Paix Bruxelles 1962 P 415–187.

Borst A (Hrsg) Das Rittertum im Mittelalter Darmstadt 1976

Bosl К Fruhformen der Gesellschaft im tnittelalterhchen Europa Munchen 1964

Bosl К Potens und Pauper // Festschrift fur О Brunner Gottingen 1963 S 60–87.

Bouard M de Sur les ongmes de la treve de Dieu en Normandie // Annales de Normandie, 9, 1959, p 179–189

Bouard M de Quelques donnees archeologiques concernant le premier age feodal //Annales du Midi T 80 1968 P 383 04

Boussard J L'ongme des families seigneuriales dans le region de la Loire moyenne //С С M 1962 P 303–322

Boussard J Services feodaux, milices et mercenaires dans les armies en France aux Xе et XIе siecles / / Ordinamenti mihtan in ocadente nell'alto medioevo Spoleto 1968 Vol II P 131–168

Boutruche R Seigneune et feodahte Pans 1959 et 1970 (2 vol)

Brown R A The Normans and the Norman Conquest London 1969

Brown R A Religion and Society in the Age of Saint Augustin London 1972

Bruhl С R Hinkmariana / / Deutsches Archw fur Erforschung des Mittelalters 20 1964 S 48–77

Bruhl С R Fodrum, Gistum, Seivitium regis //Stidien zu den wirtschafthchen Grundlagen des Konigstums (von 6 bis zur Mitte des 14 Jhdts) Koln 1968 2 Bd

Butin F Du costume mihtaire au Moyen Age et pendant la Renaissance Memonas dela Real Academia de Buenas Letras Barcelona 1972

Cadoux С J The Early Christian Attitude to War London 1919

Callahan D F Ademar de Chabannes et la paix de Dieu //Annales duMidi T 89 1977 P 21–13.

Campenhausen H F von Der Knegsdienstder Christen in der Kirche des Altertums, offener Honzont //Festschrift fur К Jaspers Munchen 1953 S 255–264.

Capmany J «Miles Chnsti» en la espintuahdad de san Cvprtano Barcelona 1956.

Cardini F La tradizione cavalleresca nell'Occidente Medmvale // Quadernt medtevah 2 1976 P 125–142.

Cardira F La Cavalleria. una questione da rtproporre 7  Firenze 1982.

Cardini F Alle Radtci della Cavalleria medievale Firenze 1982 (Есть русский перевод Кардини Ф Истоки средневекового рыцарства  М Прогресс, 1987)

Carozzi С Les fondements de la triparhtion sociale chez Adalberon de Laon //Annales, ESC 1978 4 P 683–702.

Cavallan V Rateno e Verona  Qualche aspetto di vita cittadma nel X secolo Verona 1967.

Cerfaux L et Tondriau J Un concurrent du chnstiantsme Le culte des souveravns dans I'empire romain Tournai 1957.

Chenu M D L'evolution de la theologie de la guerre / /Lumiere et Vie 1958 P 76–97.

Claude D Adel, Kirche und Komgtum tm Westgotenreich Sigmanngen 1971.

Colson J L'episcopat cathohque Collegialite et pnmaute dans les trois premiers siecles de I'Eghse Pans 1963.

Colson J Les functions ecclesiales aux deux premiers siecles Pans 1956.

Columbo A La Problematica della guerra nella pensiero chnshano (dal I al V secolo) Bologna 1970.

Combes G La doctrine pohttque de saint Augustm Pans 1927

Congar Y M Deux factors de la sacrahsations de la vie sociale au Moyen Age (en Occident) //Concilium 47 1969 P 53–63

Congar Y M. Les laics et l'ecclesiologie des ordmes chez les theologiens des XIе etXIIе siecles III Laici nella societas chnsttana dei sec. XI e XII Milano 1968 P 83‑117.

Contamme P La guerre аи Moyen Age Pans (Nouvelle Clio n° 24) 1980.

Corbellini С II Problema della «militia» in sanf Agostino //Historta 37 1978 P 630–636.

Cowdrey H E J The Peace and the Truce of God in the Eleventh.

Century 11 Past and Present T 46 1970 P 42–67 Cullmann О Dieu et Cesar Pans 1956.

Daruelou) La non‑violence selon l'Ecnture et la Tradition Action chretienne et non‑violence / /Compte rendu du congres national Pax Chnsti Pans 19–20 mars 1955 Pans 1955.

David M Les Laboratores jusqu'au renouveau eeonomique des XIе et XIIе siecles //Etudes offertes a P Petot Pans 1959 P 107–119.

David M La souverainete et les hmites jundiques du pouvmr monarchique, du IX' аи XV siecle Pans 1954

David M Le serment du sacre du IXе au XVе siecle // Revue du Moyen Age latin T 6 Strasbourg 1950 P 5‑272.

Davidson N R The Sword in Anglo‑Saxon England  Oxford 1962.

Delaruelle E Essai sur la formation de 1'idee de croisade / /bulletin de Litterature Ecclisiastique T 42 1941 P 24–25 et p 86‑103 T 45 1944 P 13–46 et 73–90 T 54 1953 P 226–239 T 55 1954 P 50–63.

Delaruelle E Jonas d'Orleans et le morahsme carohngien //Bulletin de Litterature Ecclesiashque T 55 1954 P 129–143 et 221–228

Delaruelle E En relisant le «De inshtuhone regia» de Jonas d'Orleans I /Melanges L Halphen Paris 1951 P 185–192

Delehaye H La legende grecque des saints mihtaires Paris 1909

Demougeot E Remarques sur l'emploi de «paganus» / /Studi in Onore dt H Calderini e R Panbeni Milano 1955 Vol I P 237‑50

Denholm‑Young N En remontant le passe de la noblesse anglaise le Moyen Age //A H E S 1937 P 257–269.

Despy G Sur la noblesse dans les pnncipautes beiges au Moyen Age (a propos de travaux recents) //Revue Beige de Plulologie et d'Histoire T 61 1963 P 471–486.

Devailly G Le Berry du X е аи тики du XIII' siecle Pans 1973 DevisseJ Hmcmar, archeveque de Reims (845–882) Geneve 1975–1976 3vol.

Devisse J «Pauperes» et «paupertas» dans le monde carolingien Ce qu'en dit Hincmar de Reims //Revue du Nord 48 1966 P 273–287.

D'Haenens A Les invasions normanes, une catastrophe 7  Pans 1970

Dhondt J Quelques aspects du regne d'Henn Ier, roi de France // Melanges L Halphen Pans 1951 P 199–208

Dhondt J Etudes sur la naissance des pnncipautes terntonales en Trance (IX'‑X'siecle) Brugge 1948

Dhondt J Le Haut Moyen Age (VIIIe‑XP siecle) Ed francaise Revue et mise a jour par M Rouche Pans 1968.

Dolhnger P L'evolution des classes rurales en Baviere depuis la fin de I'epoque caroltngienne jusqu'au milieu du XIII е siecle Pans 1949.

Dolger F J Sacramentum mihtiae //Antike und Chnstentum 1930 S 268–280.

Dubled H Noblesse et feodahte en Alsace du Xе au XIIIе siecle // Revue d Histotre du Droit T 28 1960 P 129–180.

Dubled H Etude sur la condition des personnes en Alsace du VIIIе au Xе siecle / /Biblwtheque de I Ecole des Chartres  1961 P 21–49.

Dubuisson D Le roi mdo‑europeen et la synthese des trois fonchons / /Annales, ESC 1978 P 21–34.

Duby G L image du prince en France //Cahters d Histoire 1972 P 211–216.

Duby G Recherches sur 1 evolution des institutions judiciaires pendant le Xе et le XIе siecle dans le sud de la Bourgogne / /Le Moyen Age T 52 1946 P 149–194 T 53 1947 P 15–58.

Duby G La societe aux XI' et XII е siecles dans la region niaconnaise Paris 1958.

Duby G Les laics et la paix de Dieu / /1 Lain nella soaetas Christiana dei secoh XI e XII Milano 1968 P 448 69

Duby G Une enquete a poursuivre la noblesse dans la France medievale //Revue Htstonque T 226 1961 P 1‑22

Duby G La feodahte7 Une mentahte medievale / /Annales ESC T 13 1958 P 765–771.

Duby G Les ongines de la chevalene / /Ordtnamenh mihtan in Ocadente mil alto medioevo Spoleto 1968 P 739–761

Duby G Guerners et paysans, VIIP‑XIP siecle Paris 1973

Duby G Hommes et structures du Moyen Age Pans 1973

Duby G Les trots ordres ou I imagtnatre du feodahsme Pans 1979

Dumas A Le serment de fidelite et la conception du pouvoir du I au IXе siecle //Revue Htstonque du Droit Francais et Etrangei 1931 P 30–51 et 289‑21.

Dumas A La parole et l'ecnture dans les capitulaires carolmgiens //Melanges L Halphen Pans 1951 P 209–216.

Dumezil G Aspects de lafonction giernere chez les Indo Europeens Pans 1956.

Dungern О von Adelsherrschaft im Mtttelalter Munchen 1927.

Erben W Kriegsgeschwhte des Mittelalters Berlin 1929.

Erdmann С Die Entstehung des Kreuzzugsgedankens Stuttgart 1935.

Ernst V Die Entstehung des niederen Adels Stuttgart 1916.

Fasoli G Le tncursioni ungare in Europa nel sec X Firenze 1945.

Fechter J Cluny, Adel und Volk Stuttgart 1966.

FlonJ RendezaCesar //Conscience et Liberte T 9 1975 P 7‑19.

Flon J Les rapports de l'Eglise et de l'Etat aux quatre premiers siecles //Conscience et Liberte T 2 1971 P 93‑107

Flori J Chevalene et liturgie //Le Moyen Age 1978 P 247–278 et 409–442

FlonJ Les ongines de l'adoubement chevaleresque //Traditio T 35 1935 P 209–272.

Folz R L idee d Empire en Occident du V е au XIV biecle Pans 1953

Folz R La naissance du Saint Empire Pans 1967

Fontaine J Les chretiens et le service rralitaire dans l'Antiquite / / Concilium VII 1965 P 95‑105

Fontaine J Sulpice Severe a‑t‑il travesh saint Martin de Tours en saint mihtaire? / /Analecta Bollandiana T 81 1963 P 31–58

Foreville R Gouvernes et gouvernants en Angleterre des ongines anglo‑saxonnes a la mort d'Edouard I//Recueds de la societe jean Bodin T 24 Bruxelles 1966 P 127–163

Fossier R La terre et les hombres en Picardie jusqu a la fin du XIII' siecle Paris 1968.

Fourqurn G Seigneune et feodahte au Moyen Age Рапь 1970

Freed J В The Origins of the European Nobility the Problem of the Ministerial //Viator 7 1966 Pe 211–241.

Fritz G Article «Service Mihtaire» //D T С Т 14 Col 1972–1981

Gaier С Les armes Turnhout 1979 (Typologie des sources du Moyen Age occidental, n° 10)

Ganshof F Qu'est ce que la feodahte 7  Bruxelles 3e ed 1957

Ganshof F Etudes sur les mmistenales en Flandre et en Lothanngie

Bruxelles 1926 Ganshof F Charlemagne et le serment //Melanges L Halphen Paris 1951 P 259–270.

Ganshof F Contribution a 1'etude des ongines des cours feodales en France //Revue Histonque du Droit Francais et Etranger 1928 P 644–665.

Ganshof F La Flandre sous les premiers comtes Bruxelles 1943

Ganshof F Recherches sur les capitulaires Pans 1958

Ganshof F L'ongine des rapports feodo‑vassaliques //I problemi della avita carohngia Spoleto 1954

Ganshof F La paix au tres haut Moyen Age //Recueds de la societe Jean Bodin T 14 1961 P 397‑13.

Ganshof F Les relations feodo‑vassaliques aux temps post‑carohngiens //I problemi communi dell Europa Post Carohngia Spoleto 1955 P 67‑114.

Garaud M Les circonscnptions admirusrahves du comte de Poitou et les auxiliaires du comte au Xе siecle / /Le Moyen Age 1953 P 11–61.

Genicot L Etudes sur les pnncipautes lothanngiens Louvain. 1975

Genicot L La noblesse au Moyen Age dans l'ancienne France connnuite, rupture ou evolution7 // Comparative Studies in Society and History Vol V № 1 Oct 1962 P 52–59

Genicot L L'economie rurale namuroise au has Moyen Age, II Les Hommes, la noblesse Louvain 1960.

Genicot L Les premiers siecles de la «curia» de Hainaut //Le Moyen Age 1947 P 39–60.

Genicot L La noblesse dans la societe medievale / /Le Moyen Age T 71 1965 P 539–560.

Ghellinck J de Pour I'histoire du mot «sacramentum» Louvain 1924

Gorski К La naissance des etats et le «roi saint» Probleme de 1'ideologie feodale / /L'Europe aux IX'‑XI' siecles, a Vongine des etats natumaux Varsovie 1968 P 425 132

Graus F A propos de revolution de la noblesse en Boheme du IXе au XIIIе siecle // L'Europe aux IX'‑XI' siecles Varsovie 1968 P 204–212.

Graus F Volk, Herrscher und Hethger im Retch der Merowinger Prague 1965.

Gregoire R Se rendre etranger aux moeurs du siecle Le mepns du monde dans la litterature monastique //Le mepns du monde Pans 1965.

Greenslade S L Church and State from Constantine to Theodostus London. 1954.

Guilhiermoz P Essai sur Vongine de la noblesse en France au Moyen Age Pans 1902.

Guillot О Le comte d'Anjou et son entourage au XI' siecle Paris 1972

Guy J С La place du contemptus Mundi dans le monachisme ancient //Revue d'ascetique et de mistique 41 1965 P 237–249

Halphen L Charlemagne et Vempire carohngien Pans 2 ed 1949.

Halphen L La place de la royaute dans le systeme feodal //R H 1933 P 249–256.

Harnack A von Militia Dei Die chnsthche Religion und der Soldatenstand in der ersten drei Jahrhunderten Tubingen 1905.

Hegener E Hagen, Pohtik und Heilgeschichte «Carmen ad Robertum regem» I /Mittellateimsches Jahrbuch 9 1973 S 31–38.

Hehot P Les chateaux forts en France du Xе au XII' siecle a la himiere des travaux recents //Journal des Savants 1965 P 483–514

Hehot P Sur les residences pnncieres babes en France du Xе au XIIе siecle //LeMoyen Age 1955 P 27–61 et 291 317

Hermg G J Dieu et Cesar /Trad franc. Pans 1933

Higounet Ch Le groupe anstocratique en Aquitame et en Gascogne (fin Xе‑debut du XIIе siecle) / /Annales du Midi T 80 1968 P 563–579

Hildesheimer E L'activite mihtaire des clercs a Vepoque franque Pans 1936 Hoffmann H Gottesfrtede und Treuga Dei Stuttgart 1964 (Schnften desM G H,20)

Hollyman К J Le developpement du vocabulaire feodal en France pendant le haut Moyen Age (etude semantique) Geneve 1957

HornusJ M Etude sur la pensee politique de Tertulhen / /R H P R 1958 P 1‑38

Hornus) M L'excommuracation des mihtaires dans la discipline chretienne / /Communio Vtatorum T 3 1960

Hornus J M Evangile et Labarum Geneve 1960

Hubrecht G La guerre juste dans la doctrine chretienne, des ongines au milieu du XVIе siecle //Recueils de la societe Jean Bodin T 15 1961 P 107–123

Justus W Die fruhe Entwicklung des sekularen Friedensbegriffs in der mittelalterhchen Chromstik

Koln 1975 Kallfeiz H Das Standesethos des Adels im 10 und 11 Jhdt Wurzburg 1966.

KleinklauszA Alcuin Pans 1942 LaistnerM L W The Date and the Recipient of Smaragdus 'ViaRegia' //Speculum 1928 P 392–397

Lasserre J La Guerre et I'Evangtle Pans 1953

Leclerq H Article «Mihtansme» / /Dictwnnaire d'Archeologie Chretienne et de Liturgie XI Col 1155–1164

Leclerq H La separation du monde dans le monachisme au Moyen Age // «La separation du monde» Pans 1961 P 75–95

Leenhardt F Le christiamsme primihf et la guerre / /Chnstianisme Social T 43 1930 P 331–337.

Le Goff J Note sur la societe tripartite, ideologie monarchique et renouveau econorruque dans la chrehente du IXе au XIIе siecle //L'Europe aux IX'‑XI' siecles Varsovie 1968 P 63–71.

Le Jan‑Hennebicque J Pauperes et paupertas aux IXе et Xе ыёс1еь // Revue duNord T 50 1968 P 168–187

Lemarigmer J F La dislocation du pagus et le probleme des consuetudines, X–XIe siecles //Melanges L Halphen Pans 1951 P 401‑10.

LemangnierJ F L'exemption monastique et les ongines de la reforme Gregonenne / /A Cluny  Dijon 1950 P 302 ss.

LemangnierJ F Structures monastiques et structures pohtiques dans la France de la fin du Xе et du debut du XIе siecle / / Sethmane di studio sull'Alto Medioevo IV Spoleto 1957 P 357–400.

Lemangnier J F Le gouvernement royal aux premiers temps capetiens (987‑1108) Pans 1965.

LemangnierJ F Aux ongmes de l'Etat francais Royaute et entourage royal aux premiers temps capetiens (987‑1108) / /L'Europe aux 1X'‑X1 siecles Varsovie 1968 P 43–55.

Lesne E Histoire de la propnete ecclesiashque en France  Lille 1910–1943.

Lewis A R The Development of Southern,French and Catalan Society, 718‑1050 Austin (Texas) 1965.

Lewis A R La feodalite dans le Toulousain et la France mendionale, 850‑1050 / /Annales du Midi 1964 P 243–259

Little L К Social Meaning in the Monastic and Mendiant Spiritualities //Past and Present, 63, 1974, p 4‑32.

Lods M L'Eglise du IIIе siecle devant le service de 1'Etat //Bulletin de la Vaculte hbre de Theologie protestante de Pans 1950 P 13–26.

Lopuszanski G Recherches sm les chretiens dans I'armee romatne Bruxelles 1950.

Lot F L'art mihtaire et les armies аи Моуеп Age, en Europe et dans le Proche Orient Pans 1946 2 vol.

Lot F et Fawtier R Histoue des institutions francaises аи Моуеп Age Paris 1957–1962 3 vol.

Lyon В D From Fief to Indenture The Transition from Feudal to Non‑Feudal Contact in Western Europe Cambridge (Mass) 1957.

Magnou‑Nortier E Fidelite et feodalite meridionales d'apres les serments de fidelite (Xе– debut du XIIе siecle) 11 Les structures soctales de lAqmtaine, du Languedoc et de I'Espagne аи premier age feodal Pans 1969 P 115–135.

Magnou‑Nortier E La societe laique et I'Eglise dans la province ecclesiashque de Narbonne de la fin du VIII е a la fin du XI' siecle Toulouse 1974.

Manning E La signification de 'mihtare‑mihtta‑miles' dans la regie de saint Benoit // Revue Benedictine T 72 1962 P 135–138

Manselli R La rehgione popolare del Medioevo (sec VI–XII) Torino 1974

Matrmge G La Normandie et les avouenes / /Revue Histonque de Droit Francais et Etranger 1967 P 269–276

Marhndale J The French Aristocracy in the Early Middle Ages A Reappraisal //Past and Present T 75 1977 P 5‑45

McKinney L С The People and Public Opinion in the Eleventh.

Century Peace Movement //Speculum T 5 1930 P 181–206

MerzW Nobilis / /ZeitschnftfurSchweizenscheGeschichte T 10 1930 S 277–297.

Milano I da La spirituahta del laici nei «Praeloquia» di Rateno di Verona / /Convegni del Centre di Studi sulla Spirituahta medievale X Todi 1973 P 35–93

Misset E Saint‑Martin a‑t‑il mentO Petite dissertation sur quatre mots latins Chnsti ego miles sum Pans 1906

Misset E Encore Lecoy de la Marche et le «Chnsti ego miles sum» Pans 1907

MohrmannC Encore une fois «Paganus» / / Vigiliae Chnstianae T 17 1952 P 109–122.

Mohrmann С «Statio» //Vigiliae Chnstianae T 7 1953 P 221–245

Molanger J Saint Paul et Videal Chretien du soldat Pans 1955

Molinie G L'organisation judmaire, mihtaire etfinanciere des associations de la paix Etude sur la paix et la treve de Dieu dans le midi et le centre de la France Toulouse 1912

Molat M Les pauvres аи Моуеп Age Pans 1978

Monachino V L'Impiego della forza politica al servizio della rehgione nel pensiero di s Agostino / / Nova Histona X 1959 P 13–38

Monceaux P La vrate legende doree Paris 1928

Monceaux P Saint Martin Pans 1926

Monceaux P Saint Augistin et la guerre / /L'Eghseet la guerre Pans 1913.

Мог С G Rateno di fronte al mondo feudale //Rateno di Verona Convegni del centre di studi sulla spirituahta medievale X Todi 1973 P 165–186

Monsi A La guerra nel pensiero cristiano dalle engine alle crociate Firenze 1963

Musset L Les invasions Les vagues germaniques Pans 1965.

Musset L Les invasions le second assaut centre I'Europe chretienne (VII'‑XI'siecle) Pans 1965.

Navel H Recherches sur les institutions feodales en Normandie (region de Caen) Caen. 1951.

Neufbourg, comte de Projet d'une enquete sur la noblesse francaise //Annales E S С  1936 P 243–255. Normanni et la loro espansione in Europa nell'alto medwevo (I Normanm) Spoleto 1969.

Oexle О G Die funktionale Dreiteilung der 'Gesellschaft' bei Adalbero von Laon / / Fruhmittelalterhche Studien 12 1978 S 1‑54.

Oman С W С The Art of War in the Middle Ages (A D 378‑1485) London 1924 2 vol.

Oman С W С A History ofthe Art of War in the Middle Ages London 1953. Ordinamenh mihtan in Occtdente nell'alto Medwevo Spoleto 1968 2 vol

Ortega J F La paz у la guerra en el pensamiento agustiniano // Revtsta Espanola de Derecho Canonico' 20 1965 P 5‑35

Pacaut M La theocrahe Pans 1957.

Perrin Ch E Recherches sur la seigneurte rurale en Lorraine d'apres les plus anaens censiers (IX'‑XII' stecle) Pans 1935

Pissard H La guerre sainte en pays chretien Pans 1912

Poly J P La Provence et la societe feodale (879‑1166) Contribution a l'etude des structures dites feodales dans le Midi Paris 1976

Poncelet E De la condition des personnes dans la societe du Moyen Age, particulierement au pays de Liege //Bulletin de la Societe arttshque et historique du diocese de Liege T 28 1937 P 45–77

Poulin J С L'ldeal de saintete dans I'Aquitaine carohngienne, d'apres les sources hagtographiques (750–950) Laval (Quebec) 1975.

Poulin J С Les saints dans la vie rehgieuse populaire Colloque 1970 Quebec 1972 P 67–74.

Prentout H Etudes sur quelques points de l'histoire de Normandie I La Treve de Dieu en Normandie //Memotres de I'Acade‑mie nattonale des sciences, arts et belles lettres de Caen T VI 1931 P 1‑16.

Pnnz F Fruhes Monchtum in Frankreich Munchen‑Wien 1965

Pnnz F Klerus und Krieg im Mittelalter Untersuchung zur Rolle der. Kirche beim Aufbau der Koningsherrschaft Stuttgart 1971 Rateno da Verona (12–15 ott 1969) Convegni del Centro di Studi sulla spmuahta medievale X Todi 1973

Regout R La doctrine de la guerre juste, de saint Augustin a nos jours, d'apres les thiologiens et les canonistes cathohques Pans 1935

Reuter T The Medieval Nobility Europe m the Middle Ages // Selected Studies 14 Amsterdam. 1978

Riche P Recherches sur 1'instruction des laics du IXе au XIIе siecle 11 С С M 1962 P 175–182

Riche P La spmtualite des laics dans le haut Moyen Age //Histoire spintuelle de la France Pans 1964 P 111–124

Riche P Education et culture dans I'Occident barbare (VI'‑VIW siecle) Paris 1962

Ritter J P Ministeriahte et chevalerie, dignite humaine et hberte dans le droit medieval Lausanne 1955.

Ritter R L'architecture militatre du Moyen Age Pans 1974

Russel F H The Just War in the Middle Ages London 1975

Ryan E A The Rejection of Military Service by Early Christians / / Theological Studies 13 1952 P 1‑13 Scharf J

Studien zu Smaragdus und Jonas //Deutsches Archiv fur Erforschung des Mittelalters 17 1961 S 333–384

Schneider H Adel‑Burgen‑Waffen Bern 1968

Schramm P E Der Konig von Frankreich, das Wesen der Monarchie vom 9 zum 16 Jhdt Weimar 1960.

Schramm P E Kaiser, Konige und Papste Stuttgart 1968–1971 4 vol

Secretan H F Le christiamsme des premiers siecles et le service mihtaire 11 Revue de Theologie Protestante T2 P 345–365

Sepurne P Isidore de Seville, son role dans l'histoire du droit canoniaue Paris 1929.

Semichon E La pave et le treve de Dieu Pans 1857 Setton К М Christian Attitude towards the Emperors in the fourth Century New York 1941 Solages В de Le theologie de la guerre juste Genese et orientation Pans 1946.

Stormer W Fruher Adel Studien zur politichen Fuhrungsgeschichte imfrankisch‑deutschenReichvom8 bis 11 Jhdts

Stuttgart 1973 2Bd Strubbe E J La paix de Dieu dans le nord de la France / / Recueil de la societe Jean Bodm T 14 Bruxelles La Paix 1961 Structures sociales de I'Aquitaine, du Languedoc et le I'Espagne au premier agefeodal (Les) Pans 1969.

Tabacco G Su nobihta e cavallena nel medioevo Un ntorno a Marc Bloch? I/Studi per E Sestan Firenze 1980 P 31–51.

Tabacco G I «Libert del re» nell Italia carolmgia e postcarolmgia Spoleto 1966.

Taviaru H Le manage dans l'heresie de 1'an Mil / /Annales ESC \977 P 1074–1089.

Tellenbach G Church, State and Christian Society at the Time of the Investiture Contest Oxford 1945

Tessier G Le bapteme de Clovis Pans 1964

Thibault F Observations sul le service militaire du IXе au XIIе siecle //Revue Histonque du Droit Frangais et Etranger S IV Vol VIII 1929 P 647–647.

TopferB Die Anfahge der Treuga Dei in Nordfrankreich / / Zeitschnft fur Geschichtswisbenschaft 9 1962 S 876–893

Topfer В Volk und Kirche zur Zeit der beginnenden Gottes fnedensbewegung in Frankreich Berlin 1957

Toubert P Les structures du Lattum medieval Le Latium meridional et la Sabine du IXе siecle a la fm du XIIе siecle Rome 1973 Tucker R W The Just War Balhmor 1960.

UllmannW The Individual in Society in the Middle Ages London 1967

Vacandard E La question du service militaire chez les Chretiens des premiers siecles //Etudes de critique et d'histoire rehgieuses 2esene Pans 1910 P 127–168.

Vanderpol AM ie doctrine scolastiaue du droit de guerre Pans 1925

Vanderpol A M Le droit de guerre d apres les theologiens et les canonists du Moyen Age Pans‑Bruxelles 1911

Verbruggen J F De Knjskunst in West Europa in de Middeleeuwen (IX е tot begin XIV eeuw) Bruxelles 1954 (avec resume en francais)

Vercauteren F La formation des prmcipautes de Liege, Flandre, BrabantetHainaut(IXe‑XIe siecles) //L Europeaux 1X'‑XI'siecles

Varsovie 1968 P 31–41.

Vernest К F Das hochmittelalterliche Impenum lm pohtischen Bewufitsern Frankreich (10–12 Jhdt) //Histonsche Zeitschnft 1960 S 1‑60.

Werner К F Untersuchungen zur Fruhzeit des franzosischen Furstentums (9‑10 Jhdt) //Die Welt als Geschichte XVIII 1958 S 256–289, XIX 1959 S 145–193, XX 1960 S 87‑119

White LJr Medieval Religion and Tecnology New York 1978

White L Jr Technologie medievale et transformations sociales /Trad de l'anglais Pans 1968.

Wilmart, dom L'Admonition de Jonas au roi Pepm et le flonlege canoraque d'Orleans //Revue Benedictine 45 1933 P 214–242.

Windass S Le chnstiamsme et la violence etude sociologique et histonque de Vattitude du chnstiamsme a I egard de la guerre /Trad franc.

Winter JM van Uxorem de militan ordine sibt imparem //Miscellanea in memonam F Ntermeyer Gromngen 1967 P 113–124 Winter J M van Die mittelalterhche Ritterschaft als «Classe sociale» //BorstA Das Ritterum im Mittelalter Darmstadt 1976 S 370 –

Winter J M van Cmgulum mihtiae Schwertleite en Miles Termmologie als Spiegel van veranderend Menselijk Gedrag //Tijdschnft voor Rechtsgeschiedems 1976 P 1‑92

Winter J M van Rittertum Ideal und Wirkhchkeit Bussum 1969

Wise T Medieval Warfare New York 1976 Wohlfeil R Ritter, Soldner, Fuhrer, Offizier Versuch eines

Vergleiches //Festschrift) Baermann Bd I 1966 S 45–70 Wolff P L'eveil mtellectuel de l'Europe, IXe‑XIIe siecle / /Histoue de la pensee europeenne T I Paris 1971

Yver J L'interdiction de la guerre privee dans le tres ancien droit normand / /Travaux de la Semaine d'Histoire du Droit Normand tenue a Guernesey 1927 Caen 1928 P 307‑347

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова