Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Кардинал Антонио Льовера 

[О НЕОБХОДИМОСТИ АННУЛИРОВАНИЯ ЛИТУРГИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ]

Cм.: История Церкви в 21 в. - Второй Ватиканский собор.

 

«Хватит литургических экспериментов, церковь должна стать местом тишины и молитвы», – так было озаглавлено интервью префекта Конгрегации Богослужения и Дисциплины Таинств кардинала Антонио Каньисареса Льоверы, опубликованное в рождественском [2010 года] номере итальянской газеты «Иль Джорнале». В нем кардинал Каньисарес сообщает, что Бенедикт XVI поручил возглавляемой им дикастерии обновить литургию в соответствии с учением II Ватиканского Собора и в согласии с традицией Церкви, в духе выдвинутой Папой концепции так называемой «герменевтики преемственности». Нельзя забывать, что II Ватиканский Собор не рекомендовал никаких литургических инноваций, пока нет уверенности, что они действительно будут служить благу Церкви; кроме того, новые формы должны обязательно проистекать из уже существующих, – подчеркнул кардинал.

Комментируя начало последовавшей за Собором литургической реформы, шеф Ватиканской дикастерии отметил ее неоправданно поспешный характер. «Несмотря на самые лучшие намерения и желание воплотить в жизнь соборные постановления, с этим слишком спешили, – сказал он. – Не осталось времени на глубокое проникновение в суть учения Собора. За один день поменяли формы целебрации. Я хорошо помню господствующие тогда настроения: во что бы то ни стало всё менять, творить нечто новое. Зато всё то, что у нас имелось, наша традиция, рассматривалось как препятствие. В реформе видели человеческое творчество. Многие тогда полагали, что и сама Церковь – это дело наших рук, а не Божьих. Литургическое обновление мыслилось как результат экспериментирования, человеческого воображения и творчества. Это и было тогда доминирующим лозунгом».

По убеждению кардинала Каньисареса, церковная литургия была «повреждена» произвольными деформациями, один из источников которых – всё та же секуляризация. Процессы секуляризации, к сожалению, развиваются и в лоне Церкви. Именно здесь следует искать причин разразившегося ныне кризиса, опошления богослужения. «В итоге в центре многих церковных обрядов уже не стоит Бог. Главная роль отводится человеку, его творчеству и общению».

Провозглашенная Бенедиктом XVI в то время, когда он еще был кардиналом Ратцингером, «реформа реформы» стремится избежать ошибок, сделанных 50 лет назад. Нет и речи о том, чтобы действовать поспешно. Намерением Папы является, скорее, инициирование во Вселенской Церкви нового, яркого и динамичного литургического движения, – заявил кардинал Каньисарес. Его первоочередная задача – продемонстрировать красоту литургии. «Мы должны пробудить литургический дух. С этой точки зрения весьма важными представляются некоторые элементы, ныне вошедшие в Папскую литургию, такие как ориентация литургического действа, распятие в центре алтарной части, причащение на коленях, григорианский хорал, молитва в тишине, красота сакрального искусства», – подчеркнул ватиканский иерарх.

По его словам, Церкви необходима высокая бдительность. Ее следует понимать не в плане инквизиторства или репрессивных акций, а в плане служения. Мы должны сознавать, что права есть не только у верующих, но и у Бога. Именно Бог, а не мы, является главным Субъектом литургии. Литургия – это Божие дело, а не человеческое. Поэтому настоящий литургический реформатор – это хранитель, а не распорядитель, – заметил кардинал. Он также сообщил, что вскоре будут пересмотрены введения в различные литургические книги и в них будут внесены необходимые изменения. Привилегированным направлением «реформирования реформы» станет сакральное искусство и литургическая музыка. В ватиканской Конгрегации Богослужения и Дисциплины Таинств в этой связи будет учреждена специальная секция, которая разработает новые критерии и даст указания всей Церкви.

Вместе с тем, кардинал Каньисарес в своем интервью «Иль Джорнале» призывает не перечеркивать всего хорошего, связанного с послесоборной литургической реформой. Она принесла Церкви немалую пользу, что выразилось, в частности, в более сознательном участии в литургии верных и в обогащении трапезы Слова Божия. Однако нельзя останавливаться на достигнутых результатах, поскольку это не отвечает органическому развитию литургии.

В последней части своего интервью испанский кардинал отвечает на опасения тех, кто полагает, будто объявленная «сакрализация» литургии продиктована одной только ностальгией по «старым добрым временам» и желанием вернуться в дособорное прошлое. По мнению главы ватиканской Конгрегации, как раз утрата чувства священного, ощущения Божественной тайны является невосполнимой утратой для человечества. Поэтому стремление вернуть литургию в центр церковной жизни не только не имеет ничего общего с ностальгией, но напротив, открывает Церкви путь в будущее.

 

Сибирская католическая газета

 

 

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова