Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

 

Постановление о привлечении Ю.В.Самодурова в качестве обвиняемого  

Ист.: www.sakharov-center.ru

См. библиографию.

Документ был вручен директору Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова Ю.В.Самодурову 13 мая 2008 года юристом 1 класса Е.Е. Коробковым в присутствии адвокатов.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о привлечении в качестве обвиняемого_

город Москва

«13» мая 2008 г.  

Старший следователь следственного отдела по Таганскому району следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по г. Москве юрист 1 класса Е.Е. Коробков, рассмотрев материалы уголовного дела N 402588,  

УСТАНОВИЛ:

По делу собрано достаточно доказательств, дающих основания для предъявления обвинения Самодурову Юрию Вадимовичу в том, что он совершил действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства группы лиц по признакам отношения к религии, совершенные публично, лицом, с использованием своего служебного положения, при следующих обстоятельствах :  

Самодуров Ю.В., являясь на основании решения общего собрания членов международной общественной организации «Фонд Андрея Сахарова - Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова» от 09.06.2007 исполнительным директором международной общественной организации «Фонд Андрея Сахарова - Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова» и, на основании решения Совета автономной некоммерческой организации культуры «Музей и общественный центр «Мир, прогресс, права человека» имени Андрея Сахарова», - директором автономной некоммерческой организации культуры «Музей и общественный центр «Мир, прогресс, права человека» имени Андрея Сахарова» (в дальнейшем - музей) в неустановленное следствием время и месте вступил в предварительный сговор с Ерофеевым А.В., состоящим в должности заведующего отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи, для совместной подготовки и проведения в городе Москве общедоступной выставки, четкая концептуальная направленность которой состояла в публичном выражении в наглядно-демонстративной форме унизительного и оскорбительного отношения к христианской религии в целом, а к православному христианству в особенности, а также к религиозным символам, почитаемым православными верующими, путем публичной демонстрации в помещении музея по адресу : г. Москва, ул. Земляной вал, д. 57, стр. 6, специально отобранных экспонатов, возбуждающих ненависть и вражду, а также унижающих достоинство группы лиц по признаку их отношения к христианской религии в целом и православному христианству в особенности.

Используя свое служебное положение директора музея и полномочия, которыми он наделен в силу ст. 7 Устава музея (руководить текущей деятельностью музея, действовать без доверенности от имени музея, нести ответственность за выбор, приобретение, установку и функционирование всех экспонатов и подготовку экспозиции музея), Самодуров Ю.В. принял решение о размещении экспозиции в помещении музея по адресу : г. Москва, ул. Земляной вал, д. 57, стр. 6, на период с 07 марта 2007 года по 31 марта 2007 года, заранее включив проведение выставки в утвержденный им и размещенный на общедоступном Интернет-ресурсе (сайте) музея план выставочной деятельности на 2007 год, обеспечил техническую поддержку для создания экспозиции выставки, наибольшим образом соответствующей ее преступным целям.

Далее, действуя в продолжение своего преступного умысла, Самодуров Ю.В. привлек к участию в организации выставке, а именно, - подборе экспонатов, Ерофеева А.В., который, будучи осведомленным о его преступных намерениях, используя свое служебное положение и профессиональные познания, осуществил подбор и доставление в г. Москву экспонатов, ранее не разрешенных к публичной демонстрации в различных выставочных залах и галереях, после чего представил нижеперечисленные экспонаты для обозрения Самодурову Ю.В.

Осмотрев отобранные Ерофеевым А.В. ряд экспонатов и в полной мере осознавая их соответствие концептуальной направленности выставки, Самодуров Ю.В. принял решение о размещении и публичной бесплатной демонстрации в/помещении музея по адресу : г. Москва, ул.  Земляной вал, д. 57, стр. 6 на период с 07 марта 2007 года по 31 марта 2007 года, согласно плану проведения выставок на 2007 год, ряда экспонатов из числа отобранных Ерофеевым А.В.,

в том числе экспонат - графическую композицию И. Кабакова «Пошел ты..., несущий в себе особо циничное и изощренное деструктивное воздействие на сознание и подсознание зрителей, исполненный с использованием наложения ряда изображений в стилистике, свойственной для оформления детских рисунков, на фразы, состоящие из предельно грубых нецензурных (матерных) выражений и состоящий, таким образом, в совмещении несовместимого - образов детства и грязной, нецензурной, крайне оскорбительной брани, - что представляет для зрителя грубейшее и сильнейшее личное оскорбление, унижает его человеческое достоинство.

в том числе экспонат - скульптуру Леонида Сокова «Памятник», включающую ненормативную матерную лексику, составляющую часть скульптуры, воплощенную в пространственной реализации работы, выполненную из металла и представляющую собой совокупность трех букв «х», «у», «и», что образует при чтении сверху вниз нецензурное матерное слово, несущий в себе, учитывая общий антирелигиозный контекст выставки и название данного экспоната грубейшее надругательство над религиозными и нравственными чувствами граждан, унижение их человеческого достоинства ;

в том числе экспонат «Кухонный разговор» Михаила Рогинского, включающий ненормативную матерную лексику, изображающий верхнюю поверхность стола, на которой расположены стеклянная банка, нож, полуоткрытый спичечный коробок, круглое блюдо, рядом три круглых предмета (предположительно, картофелины), на стене за столом на зеленом фоне красная надпись нецензурного, матерного бранного характера, представляющая для зрителя грубейшее и сильнейшее личное оскорбление, унижение его человеческого достоинства ;

в том числе экспонат - графическую композицию Авдея Тер-Оганьяна «Взрыв N 5». включающий ненормативную матерную лексику и составляющий собой стилизованное изображение взрыва на фоне белых клубов дыма, все это - на фиолетовом фоне, поверх чего написано с восклицательным знаком состоящее из четырех букв «х», «у», «я», «к» нецензурное, матерное слово, публичное употребление которого и экспонирование надписей этого слова является грубейшим оскорблением общественной нравственности ;

в том числе экспонат «Реклама Макдональдса» под авторством А. Косолапова, представляющий собой выполненную средствами цветной шелкографии в виде плаката-постерг графическую композицию, включающую размещенные на ярко красном фоне изображение лица человека, узнаваемое, напоминающее манерой исполнения обычно используемое в церковном сакрально-культурном пространстве изображение Иисуса Христа, а также логотип сети ресторанов «Макдональдс» (включая соответствующее написание названия этой сети на английском языке) и выполненную белым шрифтом надпись на английском языке следующего содержания «ТЫз 15 ту Ьоо!у» (в переводе на русский язык: «Это - тело мое), - соединяющий сакральное (образ Иисуса Христа и элемент христианского религиозного культа) с вульгарным (продукция массового питания) и тем самым содержащий в себе кощунственное надругательство над святым для православных таинством ; издевательски демонстрирующий и транслирующий идеи-утверждения о том, что тело Иисуса Христа не более ценно, чем гамбургер или иной продукт массового общественного питания, либо сравнимо (сопоставимо) с этими продуктами что образ Иисуса Христа равноценен образу любого человека, который используется в рекламных акциях, что равноценны или сравнимы (сопоставимы) по сути религиозный христианский обряд причастия и употребление пищи в любом заведении общественного питания, что Евангельские тексты не обладают особой ценностью и сравнимы по своей ценности с рекламными слоганами ;

в том числе экспонат - «Икона-икра» под авторством А. Косолапова, представляющий собой выполненную посредством печати по холсту графическую композицию, представляющую собой совершенно определенно узнаваемый оклад православной христианской иконы Богородицы с Младенцем, вместо изображений ликов, кистей рук и облачений которых, составляющих существенную и значимую для верующих часть указанной иконы, помещено натуралистическое изображение черной игры, повторяющее контуры указанных элементов оригинала иконы, - являющий собой в силу использованного приема пачкания православной иконы сознательную демонстрацию презрения к религиозным ценностям, надругательство над религиозными чувствами верующих и унижение их человеческого достоинства, осуществляемые по мотиву религиозной нетерпимости и ненависти;

в том числе экспонаты - две работы Александра Савича «Из серии путешествия Микки Мауса по истории искусства» », изображающие евангельскую сцену Нагорной проповеди Иисуса Христа и евангельскую сцену взятия Иисуса Христа под стражу в Гефсиманском саду, изготовленные на основе широко известных, узнаваемых (что абсолютно исключает любую двойственность толкования содержания и направленности этих экспонатов) гравюр Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда посредством их раскрашивания и размещения автором экспонатов вместо (поверх) лица Иисуса Христа изображения известного мультипликационного персонажа Микки Мауса, который является совершенно определенно узнаваемым комическим героем мультфильмов; в силу использованного приема соединения священного для верующих христиан образа Иисуса Христа и комичного (в данной ситуации - даже вульгарного) образа Микки Мауса, представляющих собой карикатуры на Иисуса Христа, крайне оскорбительные и унизительные для человеческого достоинства православных верующих. Основная содержательная нагрузка и цель данных экспонатов состоят в том, чтобы транслировать следующие идеи-утверждения: что равноценны и равнозначны (сопоставимы) образы Иисуса Христа и Микки Мауса; что равноценны и равнозначны (сопоставимы) по своему культурному и нравственному содержанию православное христианство и любой медийный продукт, например, мультфильм про Микки Мауса; что православное христианство - своего рода мультипликационная сказка, история, предназначенная для времяпрепровождения, легкого развлечения, не несущая в себе никакого ценного духовно-нравственного или религиозно-культурного содержания. Следовательно, указанные экспонаты А. Савича представляют собой и осуществляют предельно циничное, издевательское оскорбление, дисфорическое высмеивание религиозных убеждений и религиозных чувств православных верующих, унижение их человеческого достоинства по признаку отношения к религии. Экспонат, совершенно очевидно, умышленно направлен на достижение указанного выше результата;

в том числе экспонат - «Без названия» под авторством В. Бахчаняна, представляющий собой фотоколлаж, изображающий один из фундаментальных христианских символов - распятие Иисуса Христа на кресте, при этом вместо головы Иисуса Христа автором экспоната помещено изображение советского ордена Ленина, что является крайне оскорбительным для православных верующих, унижает их человеческое достоинство. Основное содержание и цель данного экспоната состоят в том, чтобы транслировать следующие идеи-утверждения: что равноценны и равнозначны образы Иисуса Христа и В.И. Ульянова-Ленина; что равным образом тоталитарны и деспотичны как православное христианство, так и большевистский режим В.И. Ульянова-Ленина. Следовательно, работа В. Бахчаняна «Без названия» представляет собой и осуществляет предельно циничное, издевательское оскорбление и уничижительное, дисфорическое высмеивание религиозных убеждений и религиозных чувств православных верующих, жестокое унижение их человеческого достоинства по признаку отношения к религии. Экспонат, совершенно очевидно, умышленно направлен на достижение указанного выше результата;

после чего, он (Ю.В. Самодуров), добиваясь дальнейшего усиления негативного психологического и нравственного воздействия экспонатов на сознание посетителей выставки, пришел к выводу о необходимости сочетания в экспозиции выставки как экспонатов, содержащих нецензурную брань, так и экспонатов с использованием религиозной символики, оскорбительных по отношению к христианской религии и христианам как отдельным ее представителям содержания, для чего, используя свое служебное положение, обеспечил размещение таких экспонатов, как графическая композиция Авдея Тер-Оганьяна «Взрыв N 5», скульптура Леонида Сокова «Памятник», графическая композиция Ильи Кабакова «Пошел ты...», картина «Кухонный разговор» Михаила Рогинского в непосредственной близости от других экспонатов, использующих и содержащих в себе религиозную символику христиан.

В свою очередь, будучи публично представленными на выставке, последние содержат в себе унизительные характеристики, отрицательные эмоциональные оценки и негативные установки в отношении группы лиц, являющихся верующими христианами. Указанные унизительные характеристики проведены с помощью метода коллажа священных для христианской религии символов, таких как крест, оклад иконы, священный литургический текст, иконография сюжетов Священной истории Нового Завета - с заведомо профанными образами - символами культуры потребления (логотип закусочной Макдональдс, изображение рыбной икры), вульгарного (персонаж мультфильмов про Микки Мауса) или в течение длительного времени противопоставлявшихся христианству идеологических символов, такими, как советский орден или заголовок советской газеты «Известия». В качестве составной части коллажей подобраны образы, являющиеся по смыслу антонимами основных ценностей христианской веры и культа или же ассоциируются с образами его исторических противников. Таким образом, употребленные в экспонатах и перечисленные выше образные приемы направлены на создание впечатления смыслового «перечеркивания», отрицания, уничтожения смысла христианских сакральных символов и, следовательно, уничтожение смысла христианской веры, а тем самым и непосредственное и публичное оскорбление христиан как носителей этой веры.

В полной мере учитывая выраженные в экспонатах негативные установки, предельно отрицательные эмоциональные оценки в отношении группы лиц, являющихся верующими христианами, Самодуров Ю.В. осознавал, что размещение графической композиции А. ТерОганьяна «Взрыв N 5», скульптуры Л. Сокова «Памятник», графической композиции И. Кабакова «Пошел ты...», экспоната «Кухонный разговор» М. Рогинского, как в совокупности, так и в отдельности, в непосредственной близости от других экспонатов, использующих элементы религиозной символики православного христианства, заведомо и непосредственным образом оскорбит религиозные чувства и унизит человеческое достоинство православных верующих.

В продолжение задуманного, добиваясь дальнейшей реализации своих преступных намерений, Самодуров Ю.В. умышленно и сознательно утвердил в качестве концепции построения экспозиции выставки ее просмотр через небольшое отверстие в загораживающей экспонаты специально поставленной стене-перегородке, в результате чего еще в большей степени усилено негативное психологическое и нравственное воздействие на зрителей выставки, возбуждающее у них чувство оскорбленности, униженности человеческого достоинства, которое выставка оказывала своим содержанием и направленностью, совокупностью использованных в ее экспонатах средств визуального психологического воздействия, поскольку осознавал, что просмотр экспозиции посетителями через отверстия в стене-перегородке будет происходить не по причине согласия с позицией авторов экспонатов и организаторов выставки или их одобрения, а по причине самой по себе явки в место проведения выставки, то есть основного действия, проявляющего волю зрителя посетить выставку.

Продолжая реализацию своего преступного умысла, направленного на возбуждение ненависти и вражды и на унижение достоинства как можно более широкого круга верующих граждан, исповедующих христианскую религию, в особенности православное христианство, добиваясь данной преступной цели, Ю.В. Самодуров в заключительный период проведения выставки, 28.03.2008, в помещении Музея и Общественного центра им. А. Сахарова, организовал и провел публичное обсуждение выставки с привлечением средств массовой информации и последующим опубликованием результатов обсуждения на общедоступном Интернет-ресурсе (сайте) музея.

В результате вышеуказанных совместных действий Самодурова Ю.В., Ерофеева А.В. в специально предназначенном помещении Музея и Общественного центра им. А. Сахарова, расположенном по адресу : г. Москва, ул. Земляной вал, д. 57, стр. 6, была открыта и проведена общедоступная, бесплатно посещаемая выставка «Запретное искусство 2006», на которой с 07 марта 2007 года по 31 марта 2007 года публично демонстрировались объединенные в единую экспозицию экспонаты следующих авторов : Михаил Рошаль-Федоров «Дадим угля сверх плана», 1972, дерево, масло, Вячеслав Сысоев - «Апокалипсис», начало 1980-х, бумага, тушь, «Свет против тьмы», 1985-1986, бумага, тушь, гуашь, «Крестный ход», начало 1980-х, бумага, тушь ; Александр Косолапое - «Реклама Макдональдса», 2000, цветная шелкография, «Иконаикра», 1995, печать на холсте ; Александр Савко - две работы из серии «Путешествие Микки Мауса по истории искусства», 1995, печать по металлу ; Вагрич Бахчанян - Без названия, середина 1980-х, фотоколлаж, «Известия», середина 1980-х, фотоколлаж ; Группа «Синие носы», «Чеченская Мерилин», 2004, фото ; Вячеслав Мизин, две работы из серии «Интимные места», 2004, фото ; Авдей Тер-Оганьян - «Взрыв N5», 2002, холст, масло ; Леонид Соков - «Памятник», 2002, металл, литье, «Поговорим», 1985, шелкография ; Илья Кабаков - «Пошел ты ...», конец 1980-х, шелкография ; Михаил Рогинский - «Кухонный разговор», 1966, холст, масло ; Дмитрий Гутов - «Календарь с выставки «Компромат»», 1996, Валерий Нилин : «Ясса», 2005, фото ; Группа «ПГ» - три работы из серии «Слава России», бумага, печать.

Информация о проведении указанной выставки и содержании экспозиции стала известна неопределенному, широкому кругу граждан, исповедующих христианскую религию, в особенности православное христианство, в том числе и тем гражданам, которые не посещали выставку и не проживают в городе Москве и узнали о факте проведения выставки и ее содержании из средств массовой информации и от граждан, выставку посещавших.

Позднее в своих публичных выступлениях Самодуров Ю.В. неоднократно подтверждал свой умысел на совершение тех действий, которые были им совершены по организации указанной выставки.

Умысел Самодурова Ю.В. состоял в том, что он произвел отбор экспонатов определенной направленности. Фонд экспонатов для формирования выставки изначально подбирался им не по критериям их художественной ценности, а исключительно по критерию возможности их использования для более сильного выражения отрицательных эмоциональных оценок, нетерпимости и экстремистских идей в отношении Русской Православной Церкви как религиозной организации и ее последователей в российском обществе, для целенаправленного, осознанного и умышленного показа кощунственных в религиозном смысле произведений. Данный факт подтверждается также и тем, что Самодуров Ю.В. в своих публичных выступлениях пытался подвести под свои действия некие идеологические и правовые основания, искажая действительное содержание норм российского законодательства.

В результате проведения выставки «Запретное искусство 2006» граждане, приверженные традиционным культурным ценностям русского народа, в особенности, граждане, исповедующие православную веру либо выражающие принадлежность или предпочтительное отношение к православному христианству, в том числе и в наибольшей степени - посетители выставки, подверглись при просмотре указанных экспонатов сильнейшему психотравмирующему воздействию чрезмерной силы, несущему прямую угрозу целостности личности и разрушения сложившейся у них картины мира, что явилось психо-травмирующим событием и сильнейшим стрессовым фактором для них, причинило им непереносимые нравственные страдания и стресс, а также чувства униженности их человеческого достоинства.

Как следствие указанных выше умышленных действий Самодурова Ю.В., Ерофеева А.В., выразившихся в совместной организации и проведении выставки «Запретное искусство 2006», были возбуждены ненависть и вражда, а также унижено достоинство широкого, неопределенного круга верующих граждан по признаку их отношения к христианской религии, в особенности к православному христианству, чем грубо нарушены принципы конституционного строя Российской Федерации, закрепленные в положениях ч. 5 ст. 13, ст. 14, ст. 28 Конституции РФ, гарантирующих принцип веротерпимости как залог гражданского мира и демократического общества,

то есть совершил преступление, предусмотренное п. «б» ч. 2 ст. 282 УК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 171 и 172 (175) УПК РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Привлечь Самодурова Юрия Вадимовича 27.09.1951 г.р., уроженца города Москвы, / в качестве обвиняемого по данному уголовному делу, предъявив ему обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст.282 УК РФ, о чем ему объявить  

Следователь

   ___________

  (подпись)  

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова