Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Для служебного пользования

СПРАВКА

о социально-демографическом составе служителей культов, действующих на территории Чувашской АССР / по состоянию на 1 июля 1990 г./

См. Россия в 1980-е гг. Справка 1944 года.

Ист.: http://andber.livejournal.com/150384.html, 2011 г.

Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР)Ф. 1857., Оп 4., Д. 153, Л. 34 - 45.

До 1988 года общее число зарегистрированных на территории республики религиозных обществ / 42 единицы / и служителей культов / 52-55 человек / не менялось несколько десятилетий подряд. Естественно, некоторые изменения в составе духовенства происходили за счет выбытия одних по возрасту, болезни, иным причинам и поступления других, но они не были значительными. Около 80 % служителей культов имели возраст между 45-70 годами и даже старше, а по образованию 85% с начальным и неполным средним. Такая характеристика долгое время оставалась неизменной и не вызывала потребности к серьезным размышлениям. Однако начавшаяся в стране перестройка существенно изменила религиозную ситуацию. Изменилась она и в республике. В результате происшедших за годы перестройки демократических преобразований в государственно-церковных отношениях Совет по делам религий при Совете Министров СССР, начиная с 1988 года, зарегистрировал в Чувашии 25 новых религиозных обществ Русской православной церкви / РПЦ / и 5 мусульманских общин, что обусловило качественные изменения в религиозной обстановке в целом и социально-демографическом составе духовенства в частности. По состоянию на I июля 1990 года на территории Чувашской АССР зарегистрировано всего 73 религиозных объединения разного вероисповедания; 63 общины РПЦ, управляемые Чебоксарско-Чувашской епархией во главе с архиепископом Варнавой, 7 мусульманских обществ в Шемуршинском, Батыревском, Комсомольском районах и г.Канаше, 2 общины евангельских христиан-баптистов в Чебоксарах и Шумерле, одна адвентистов Число всех зарегистрированных служителей культов составляет 105 человек: в РПЦ - 89,в т.ч. 60 священников, 6 дьяконов,23 псаломщика; в мусульманских общинах - 9,в т.ч. 7 мулл и 2 муэдзина; в протестантской церкви - 7, в т.ч. 5 пресвитеров и 2 дьякона. Наиболее крупной конфессией в республике является, как видно, Русская православная церковь, определяющая по существу основные характеристики религиозной обстановки. Поэтому исследованию социально-демографического состава духовенства РПЦ в настоящей справке уделено основное внимание. Формирование и пополнение местного духовенства РПЦ издавна сложилось за счет выходцев из коренного населения, в подавляющем большинстве из сельской местности и это не случайно, поскольку позиции церкви, уровень религиозности на селе выше чем в городе. Так,82% ныне действующих служителей культа происходят из крестьянских семей и лишь 6,5% из рабочих. Многие получили в детстве религиозное воспитание, а около 20% происходят из семей священнослужителей. Такова же практика формирования мусульманского духовенства. Анализ биографических материалов действующих священнослужителей позволяет воссоздать примерную картину их становления на службу церкви: начальная или неполная средняя школа, затем непродолжительная работа в сфере сельскохозяйственного производства или обслуживания населения в качестве разнорабочего, шофера, столяра, слесаря и т.п., служба в Советской армии и по возвращении, часто сразу же, переход на работу в церковь. Подавляющее большинство ныне действующих служителей, культов прошло именно такой путь становления на позиции церкви. Не трудно увидеть, что это не простое совпадение биографий, а скорее определенная закономерность, в основе которой лежат такие факторы как низкий общеобразовательный, да и профессиональный уровень, недостаточное мировоззренческое воспитание будущих священнослужителей, невысокая роль общественного мнения в формировании личности. Представляется, эта слабость общественно-социальных связей и является одной из основных причин формирования у них личностной установки на службу религии. Конечно, в том или ином конкретном случае играют роль такие обстоятельства как меркантильные соображения: желание вести свободный образ жизни вне общественно-социальных обязанностей, возможности бесконтрольного заработка и другое. По моим наблюдениям примеры истинной преданности своему культу у местных священнослужителей - явление не часто встречающееся. Надо сказать и том, что сама церковь в прежние годы не проявляла по известным причинам взыскательность в подборе своих кадров, а довольствовалась тем, что давала ей сама жизнь. Однако, положение дел стало меняться и одна из особенностей религиозной обстановки в республике сегодня состоит в заметном омоложении кадрового состава служителей культов. На смену старому по возрасту и преимущественно с начальным образованием духовенству приходят молодые с средним общим и духовным образованием энергичные и деятельные священнослужители. Об этом можно судить из нижеследующих данных, относящихся к РПЦ.

по возрасту

До 30 л. до 40 л. до 50 л. до 60 л. старше 60 священники 10 12 10 15 13 дьяконы I 3 2 - - псаломщики 3 4 4 7 5 всего: 14 19 16 22 18 в % от общего числа 15,7 21,3 17,9 24,7 20,2

по образованию

начальное неп.среднее среднее высшее священники 9 29 18 4 дьяконы 5 I псаломщики 5 10 - всего: 14 44 27 4 в % от общего числа 15,5 48,8 30,0 5,5

Как видно из приведенных цифр, 37% служителей культа составляют лица в возрасте до 40 лет, а до 50 лет – 55%. До 20% сократилось число лиц старше 60 лет. Представляют особый интерес данные относительно священников - главной ударной силы церкви. 37% тех ,кому до 40 лет и 55% до 50 лет. Короче говоря, более половины священников находятся в возрасте самой активной, плодотворной деятельности. Существенно повысился образовательный ценз: 84% служителе: культа имеют неполное среднее и среднее образование. 35 священников из 60 имеют среднее духовное образование, а 7 окончили духовную академию.

В 1988-1990 годах в местную епархию пришли 22 новых священника, 14 из которых посвящены здесь архиепископом Варнаврй в духовный сан, все они с средним общим образованием, большинство закончило в эти годы московскую духовную семинарию. 9 человек из республики поступили туда учиться в текущем году. Изложенные выше данные свидетельствуют о том, что происходит, образно говоря, рокировка кадрового состава церкви в сторону усиления его потенциала. Молодые священнослужители способны легко адаптироваться к современным условиям и усиливать духовное воздействие на население, тем более в нынешней обстановке эйфории вокруг религиозной темы. Надо бы добавить к сказанному в порядке дополнительной характеристики, что по сравнению с соседними республиками в Чувашии в среде православия заметна тенденция к монашеству: наши представители есть в Афонском мужском монастыре в Греции, женском в Иерусалиме, ряде других монастырей, внутри страны. Не случайно Варнава недавно поставил перед Министерством культуры ЧАССР вопрос о возвращении церкви бывших монастырских зданий в районе набережной Волги, где имеет в виду открыть мужской монастырь для подготовки там своих кадров. В перспективе, как мне известно, вопрос об открытии женского монастыря в Цивильске, где сохранились бывшие культовые помещения. В облике современного служителя культа в последнее время появляется не мало новых черт, таких как сопричастность к происходящим в обществе политическим процессам, интерес к политическому самосовершенствованию. Священнослужители всемерно поддерживают перестройку, политику демократизации, рассматривая эти процессы как гарантию обеспечения конституционного права на свободу совести. С удовлетворением воспринимают усилившееся внимание общественности к церкви, в частности избрание ряда служителей культа народными депутатами местных Советов, членами руководящих органов общественных организаций, благотворительных фондов. В их поведении прибавляются уверенность, раскованность, чувство собственного достоинства, убежденность в необходимости своего бытия в обществе. Вместе с тем нельзя не заметить и такое явление, как активность, я бы сказал, смелость в критических суждениях в адрес государственных органов, местных Советов, по поводу законодательства о культах, налоговой политики и т.п.чего ранее не фиксировалось. Многие служители культа публично высказывают мнение о необходимости снятия ограничений в обучении детей религии, вообще в вопросах евангелизации населения. Представляется, что все это - результат значительного потепления общественного климата в отношении религии и церкви. Анализируя религиозную ситуацию в национальном аспекте важно подчеркнуть, что до настоящего времени каких-либо негативных явлений на межнациональной почве в религиозной среде не фиксировалось, не возникало отношений национального неравенства или смыкания националистических элементов с религиозными фанатиками. И сегодня обстановка с этих позиций характеризуется как нормальная. Соотношение служителей культа по национальному признаку выглядит следующим образом,

чуваши русские другой национальности

священники 44 12 4 дьяконы 5 1 -

псаломщики 18 4 1

в % от общего числа 75,2 19,1 5,6

Как видно, представители коренной национальности составляют 2/3 от общего числа служителей культа, русские – 19%,что соответствует демографическому составу населения республики. Богослужение в большинстве церквей ведется на чувашском языке, а там где преобладает русское население - на русском. / Алатырский, Порецкий районы/. В Введенском кафедральном соборе в Чебоксарах богослужение проводится как на русском, так и на чувашском языках. Вместе с тем, возросший интерес в обществе к идее национального самосознания коснулся и религиозной среды. Предметом внимания верующих становится вопрос о соотношении служителей культов по национальному признаку в плане того, нет ли здесь нарушений национального, равенства. Об этом свидетельствуют письма верующих, эта тема поднимается ими в личных беседах. Поэтому работа на данном направления должна строиться на принципах органического сочетания равенства религий и верующих независимо от национальности. Это положение имеет принципиальный характер. Таким образом, кадровый состав служителей культов под воздействием перестроечных процессов, также как и в любой другой области жизни общества, претерпевает качественные изменения. Налицо процесс политизации духовенства. В этой связи глубокое знание социально-политической ориентации служителей культов становится обязательным условием для правильного осуществления государственной политики в отношении религии и церкви. Приобретает большую значимость работа по воспитанию служителей культов в духе гражданственности, патриотизма, уважения к закону.

* Настоящая справка составлена в соответствии с планом работы уполномоченного для учета в практической деятельности и в порядке информации инстанций.

Уполномоченный Совета по делам религий по Чувашской АССР Б.А.Краснов

5 июля 1990 г. № 39 ШФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ

уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Чувашской ССР за 1990 год.

 

Практическая деятельность уполномоченного Совета в реализации государственной политики в отношении религии и церкви в отчетном периоде проходила в обстановке дальнейшей демократизации государственно-церковных отношений, 1990 год оказался в этом смысле наиболее характерным за все время перестройки: приняты новые Законы СССР и РСФСР "0 свободе совести и религиозных организациях","0 свободе вероисповеданий",юридически закрепившие право граждан на свободу совести, на удовлетворение ими своих религиозных потребностей. Диалог церкви и государства вышел на качественно новые ступени развития, характеризующийся ныне деловым сотрудничеством во многих областях социальной жизни и внутренней политики. Однако, диалог этот складывался далеко не просто. Сложилось так, что демократические процессы в государственно-церковных отношениях в условиях республики начали развиваться лишь на третьем году перестройки. До этого религиозная обстановка в республике внешне находилась как бы в застывшем состоянии многие предыдущие годы, хотя процессы в религиозной среде, конечно же, происходили, но подспудно, в силу существовавшей авторитарной практики решения религиозных проблем. Рубежным периодом оказался 1988 год, в течение которого годами копившиеся проблемы и противоречия выплеснулись наружу под воздействием политики демократизации и гласности. Это выразилось в массовом обращении верующих в местные органы власти, республиканские и центральные инстанции по поводу образования новых религиозных обществ, передачи им бывших культовых зданий, в большинстве занятых под различные народно-хозяйственные нужды, и по другим вопросам религиозной жизни.

касалось отношения людей к религии и церкви. Названные выше цифры- лишнее тому свидетельство. Активно идет процесс политизации религиозной общественности. Это - также одна из особенностей религиозной обстановки. Священнослужители всемерно поддерживают политику демократизации жизни общества (рассматривая ее как гарантию обеспечения конституционного права на свободу совести, с удовлетворением воспринимают усилившееся внимание общественности к церкви, в частности избрание ряда служителей культа народными депутатами Советов разных уровней, членами руководящих органов общественных организаций и т.д. В облике современного служителя культа появились такие новые черты, как сопричастность к происходящим в стране политическим процессам, интерес к политическому самосовершенствованию, чувство уверенности, собственного достоинства, убежденности в необходимости своего бытия в современном обществе. Заметно омолаживается состав духовенства. Среди 90 служителей православного культа,/ а всего в республике зарегистрировано 105 священнослужителей разного вероисповедания /,55*? составляют лица в возрасте до 50 лет, 8Л% с неполным средним и средним образованием. 43 священника РПЦ из 60 имеют среднее и высшее духовное образование. За три последних года в епархию пришли 22 новых священника в возрасте до 30 лет, окончившие духовные семинарии,14 из них посвящены в духовный сан здесь правящим архиереем Варнавой. Эти данные свидетельствуют об усилении кадрового состава церкви. Молодые, образованные священнослужители способны легко адаптироваться к современным условиям и усиливать религиозное воздействие на население, тем более в нынешней обстановке эйфории вокруг церкви. Вместе с тем, нельзя отрицать и того, что в среде священнослужителей, церковного актива есть люди, отягощенные религиозным фанатизмом, аполитичные, не способные правильно осмысливать происходящие политические процессы и направлять верующих на активное участие в перестройке. Помимо того имеют место факты мздоимства, другие аморальные явления. Глубокое знание социально-политической ориентации современного духовенства становится обязательным условием для правильного осуществления государственной политики в отношении религии и церкви, приобретает большую значимость воспитание служителей культов в духе гражданственности, патриотизма, уважения к закону. Анализируя религиозную ситуацию в национальном аспекте важно подчеркнуть, что до настоящего времени негативных явлений на межнациональной почве, в религиозной среде в республике не фиксировалось. не возникало отношений национального неравенства или смыкания националистических элементов с религиозными фанатиками. И сегодня обстановка в этом плане характеризуется в целом как нормальная. Соотношение служителей православного культа .например, по национальному признаку выглядит следующим образом: представители коренной национальности составляют 75,4% от общего тлела служителей культа, русские - 13%,других национальностей - 5,5%, что соответствует демографическому составу населения республики. Богослужение в большинстве церквей ведется на чувашском языке, а там, где преобладает русское население - на русском. / Алатырский, Яорецкий районы /. В Введенском кафедральном соборе в Чебоксарах богослужение проводится на русском и чувашском языках. —Вместе- с тем верующих интересует вопрос о соотношении служителей культа по национальному признаку в плане того, нет ли здесь нарушений национального равенства. Об этом говорят письма отдельных верующих и недавняя публикация в газете "Советская Чувашия" протоиерея Иоанна о том, что правящий архиерей Варнава, русский, якобы препятствует совершению богослужений на чувашском языке. Такое обвинение не соответствует действительности и является результатом неприязненных отношений между ними. Кстати, не поддержали протоиерея и верующие. Однако, этот факт заставляет острее оценивать подобного рода сигналы. Работа на данном направлении должна строиться на принципах органического сочетания равенства религий и верующих независимо от национальности. Это положение имеет принципиальный характер. Требует осмысления обозначившаяся тенденция установления контактов с церковью различных неформальных организаций, народных фронтов и т.п. В наших условиях такие связи фиксируются со стороны «Альтернативы», некоторых других неформальных движений. Нельзя не видеть, что отдельные из них ищут в таких контактах свои, особого рода цели. Основная часть духовенства предпочитает занимать позицию невмешательства, неучастия в реализации политических целей этих неформальных организаций, дабы не повредить авторитету церкви, ее социальной миссии. Такая позиция представляется правильной, так как отсекает любые попытки использования церкви в политических, порой спекулятивных акциях. При этом важно, чтобы верующие, церковь оставались на патриотических позициях, свойственных им, и необходимо всемерно поддерживать инициативы духовенства и верующих, способствующих деду перестройки. В условиях развернутой демократии появляются проблемы в межконфессиональных отношениях. Новые Законы о свободе совести определяют равенство религий. Однако, на практике эта норма не всегда выдерживается. В республике наряду с православной церковью действуют 12 мусульманских обществ в Батыревском, Комсомольском, Шемуршинском и Яльчикском районах. В среде мусульман нередко высказываются упреки по поводу предоставления священнослужителям Русской православной церкви возможностей для выступления в республиканской печати, по радио и телевидению. Они совершенно справедливы. В самом деле, публикациям и передачам о жизни мусульманских обществ, равно как и протестантских объединений, почти не находится места. Между тем отсутствие меры в освещении жизни православной церкви провоцирует нездоровую реакцию представителей других конфессий. Необходимо исключить такую ситуацию, при которой более мощная церковная организация, какой является в республике РПЦ, имела бы преимущества перед менее сильной. Справедливы также замечания мусульман в адрес местных органов о необходимости к ним равноценного внимания. В отчетном периоде немало времени занимала работа, связанная с приемом граждан, рассмотрением их писем, заявлений, жалоб. Принято около 200 человек по различным вопросам жизнедеятельности религиозных организаций. Рассмотрено 26 жалоб и заявлений, которые потребовали определенного разбирательства и проверки, по некоторым с выездом на места. По каждому из них даны соответствующие ответы. Итак, положение религии и церкви в государстве за годы перестройки резко изменилось. Церковь прочно заняла позиции в политической, социальной, духовной жизни общества. Новые Законы о свободе совести обеспечивают ей все условия для активного участия в его обновлении. Сегодня, например, стало возможным иметь религиозным организациям и центрам собственные средства массовой информации и они не медлят с такой возможностью. В частности, Чебоксарско-Чувашское епархиальное управление на днях подало заявку на регистрацию своей еженедельной газеты, которую предполагают издавать на русском и чувашском языках. Предоставление религиозным организациям права собственности, возможности заниматься производственно-хозяйственной деятельностью создаст множество проблем в области имущественно-правовых отношений, что вообще является новым элементом в государственно-церковных отношениях. Новые Законы существенно изменили ситуацию в этих отношениях. Признано целесообразным изменить функции будущего нового государственного органа по связям с религиозными организациями на информационные, экспертно-консультативные и в связи с этим упразднить институт уполномоченных Совета по делам религий. В этом смысле настоящему отчету уполномоченного суждено быть последним.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова