Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Эммануэль Рингельблюм

Записки. 1940 год - 1941 год - 1942 год.

Оригинал на идиш, перевод на английский 1958 года, на русский выполнен с английского Анастасией Альпер (США, http://sites.google.com/site/onegshabbatarchives/, /one-way.livejournal.com - с многочисленными иллюстрациями) по книге: Emmanuel Ringelblum, Jacob Sloan. Notes from the Warsaw Ghetto. 2006. С любезного разрешения переводчицы Я.Кротову, 2011.

Реферат Кротова.

О нём: Samuel D. Kassow. Who Will Write Our History?: Emanuel Ringelblum, the Warsaw Ghetto, and the Oyneg Shabes Archive (The Helen and Martin Schwartz Lectures in Jewish Studies).

Биография с сайта: http://www.sem40.ru/anti/20508/, взято 2011 г.

Еврейский историк и общественный деятель, создатель архива исторических свидетельств о Варшавском гетто и летописец его судьбы Эммануэль (Менахем) Рингельблюм родился 21 ноября 1900 года в местечке Бучач, Австро-Венгрия, ныне Украина. Получил традиционное еврейское образование в хедере и светское - в польской гимназии.

В 1919 году Эммануэль поступил на факультет гуманитарных наук Варшавского университета. В студенческие годы зарабатывал на жизнь частными уроками и преподаванием в одной из вечерних еврейских школ, в ассоциации которых вскоре занял видное место. Тогда же начал общественную деятельность в рамках левого крыла движения Поалей Цион, где также сразу обратил на себя внимание незаурядными способностями и преданностью национальным интересам.

В 1927 году он окончил университет со степенью доктора (диссертация на тему «История варшавских евреев до их изгнания в 1527 году»). Работая затем учителем в средней школе, совмещал интенсивную научную работу в области еврейской истории с активным участием в деятельности еврейских организаций Варшавы.

В 1927–37 гг. были опубликованы на идише и польском языке его работы: «К истории еврейской печати и книги в Польше 18 века», «Проекты и опыты приобщения евреев к производительному труду в Польше при короле Станиславе Августе», «Участие евреев в восстании Костюшко в 1794 г.», а также ряд статей в научных журналах («Евреи в освещении польской печати 18 века», «Гигиена у евреев в старой Польше», «Врачи-евреи в Польше» и другие). В эти же годы Рингельблюм руководил основанным им Обществом молодых историков и его печатным органом «Молодой историк», был членом и активистом ИВО, редактором «Фолкс-hилф» — органа Еврейского кооперативного фонда, участвовал в партийной деятельности и борьбе на стороне идейно близких к коммунистам кругов сионистского рабочего движения. Первое потрясение от обращения нацистов с евреями Рингельблюм пережил в начале 1939 года в приграничном местечке Збоншинь, куда он прибыл в составе группы посланцев Джойнта для оказания помощи примерно 17 тысячам евреев, которые без всяких средств к существованию были депортированы из Германии. Рингельблюм, самоотверженно стремясь облегчить участь несчастных, помогая им организоваться и изыскивая пути доставки продовольствия, одежды и медикаментов, уделил большое внимание сбору свидетельских показаний о касавшихся евреев событиях в нацистской Германии.

В августе 1939 года Эммануэль Рингельблюм участвовал в работе 21-го Сионистского конгресса в Женеве и вернулся в Варшаву в день вторжения нацистской Германии в Польшу. С первых дней войны в осажденной и подвергавшейся массированным воздушным налетам Варшаве Рингельблюм стал одним из руководителей Организации еврейской взаимопомощи: по его инициативе в сентябре 1939 г. была создана сеть домовых комитетов (спустя год их насчитывалось уже около двух тысяч), которые сыграли важную роль в тушении пожаров, возникавших при бомбардировках, и предоставлении крова пострадавшим.

Позднее, возглавляя отдел социальной помощи еврейской организации в оккупированной Варшаве, он основное внимание уделял подыскиванию тайных убежищ для евреев, которым угрожала непосредственная опасность, и оказанию материальной помощи беженцам и другим остро нуждавшимся евреям.

После создания Варшавского гетто и заключения в нем всех евреев города, Рингельблюм, используя свой официальный статус, сумел установить контакты со всеми районами Варшавы, а также многими населенными пунктами за ее пределами, и благодаря этому получать и сообщать лидерам еврейского подполья важную информацию, в частности, о готовившихся антиеврейских акциях.

Рингельблюм еще в начале сентября 1939 года понял беспрецедентность в мировой истории начавшихся событий и счел своим профессиональным долгом запечатлеть их для последующих поколений. Он сразу же стал вести систематические записи о происходящем в гетто (вел их почти до конца жизни), но вскоре понял их недостаточность и принял решение создать тайный архив документов и свидетельств о судьбе евреев Варшавы и Польши в период нацистской оккупации.

Рингельблюм хотел, чтобы о событиях в гетто, казалось бы, невероятных в двадцатом веке, рано или поздно стало известно всему миру. Сразу же после создания гетто он, возглавив целый коллектив научных работников и просто сочувствующих, организовал настоящий секретный научный институт под безобидным религиозным названием «Онег-шаббат» (Общество проведения субботнего отдыха). 22 ноября 1940 года Рингельблюм утвердил рабочий план института. Главная его задача состояла в сборе документов. Собирались комплекты оккупационных и подпольных газет, плакатов и объявлений, хроники, мемуары и дневники, написанные в гетто, фотографии, даже такие предметы, как фуражки и нарукавные повязки еврейской полиции. К работе были привлечены люди из всех слоев общества, всех политических направлений, кроме, разумеется, прямых агентов гестапо. Каждому объясняли важность задуманного, говорили о его личной ответственности за точность переданных в подпольный архив сведений. Осторожности ради авторы большей части передаваемых в архив материалов не оставляли своих имен, и лишь немногие знали о местонахождении архива.

Эта кропотливая работа велась более полутора лет. В архиве Рингельблюма собирались распоряжения нацистских властей и юденрата, сообщения очевидцев об антиеврейских акциях, обзоры чиновников еврейских учреждений в гетто о положении во вверенных им сферах, отчеты о деятельности Организации самопомощи, о нелегальной работе в области образования и культуры, номера выходивших в гетто подпольных газет, а также образцы продовольственных карточек, этикеток, даже записи анекдотов, детских песенок и другого фольклорного материала в гетто. Позднее по инициативе Рингельблюма оказавшиеся в гетто экономисты, социологи и другие ученые занимались научными исследованиями о положении различных еврейских общин на оккупированных нацистами территориях, о механизме функционирования нацистской машины депортации и уничтожения евреев.

Собранные таким образом к середине 1942 года 20 ящиков документов были в августе того же года (когда уже не оставалось сомнений, что гетто будет скоро окончательно ликвидировано) в трех больших контейнерах зарыты в землю.

В обнаруженных после войны двух из них (третий, самый большой, до сих пор не найден) содержатся десятки тысяч страниц документов, которые являются бесценным источником для всех исследований по истории Варшавского гетто. Эти материалы хранятся в Еврейском историческом институте в Варшаве, а их фотокопии — в «Яд ва-Шеме» в Иерусалиме.

Личная судьба Рингельблюма сложилась трагически. Переправленный незадолго до ликвидации гетто в тайное убежище в одном из «арийских» районов Варшавы, он был летом 1943 г. схвачен и отправлен в концлагерь Травники. Попытка спасти его была предпринята с помощью польского антинацистского подполья, которое организовало побег Рингельблюма из лагеря и нашло для него и его семьи укрытие в Варшаве. Однако 7 марта 1944 г. он был вновь схвачен гестаповцами и после жестоких пыток казнен вместе с женой и малолетним сыном.

В 1961-63 гг. вышли в свет на языке идиш в двух томах записи, которые Рингельблюм вел в гетто («Ксовим фун гето»). Они и сегодня поражают изображением человеческих страданий, а также беспощадностью, с которой автор осуждает предательство и коллаборационизм, даже если в них виновны сами жертвы.

Именем Рингельблюма названы улицы в Иерусалиме, Тель-Авиве и Беэр-Шеве

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова