Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

МАРТ 1948 ГОДА. ДОКУМЕНТЫ ЛУБЯНКИ О ПЛАНЕ ЛИКВИДАЦИИ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСТВА В ЗАКАРПАТЬЕ

См. библиографию.

Публикуется по: З архiвiв ВУЧК ГПУ НКВД КГБ // Науковий i документальний журнал // 1/2 (10/11) 1999 // сс. 406-418

Ист: Док №1 ЦДАВО Украiни, ф. 4648, оп. 3, спр. 49, арк. 14-19
Док №2 Там же, оп. 4, спр. 26, арк. 58-62
Док №2 Там же, оп. 3, спр. 49, арк. 21-24

Док. № 1

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

СПРАВКА
о мероприятиях по ликвидации греко-католической (униатской) церкви в Закарпатской области УССР

Ввиду того, что греко-католическая униатская церковь в Закарпатской области УССР проводит открыто активную антисоветскую работу против всех мероприятий партии и советского правительства, является, по существу, массовой иностранной резидентурой на нашей территории, каналом антисоветского влияния Ватикана на верующее население и базой иностранных разведок, которым служит Ватикан, в целях пресечения ее враждебной деятельности греко-католическая церковь должна быть ликвидирована.

Ликвидацию этой церкви осуществить путем проведения ряда мероприятий, основными из которых должны являться следующие:

а) изъятие всех греко-католических униатских дочерних церквей и передача их православной церкви, а также изъятие у униатов и передача православной церкви всех бывших православных церквей, выстроенных православным духовенством и верующими за период нахождения Закарпатской Украины в составе Чехословакии и впоследствии захваченных униатами;

б) организация активной миссионерской работы православного духовенства среди униатского духовенства и верующих, направленной на отрыв униатских священников и верующих от греко-католической униатской церкви и возвращение их в лоно русской православной церкви путем присоединения к последней.

Для успешного осуществления задач по ликвидации греко-католической униатской церкви в Закарпатской области УССР, считать необходимым проведение следующих практических мероприятий:

1. В целях соответствующей подготовки общественного мнения среди населения Закарпатской области УССР, в связи с предстоящей ликвидацией греко-католической униатской церкви, опубликовать в местной печати Закарпатской области статьи, разоблачающие реакционную роль униатской церкви, как орудия закабаления в прошлом русского и украинского населения Закарпаться австро-венгерскими феодалами и немецко-венгерскими оккупантами во время войны и средства борьбы Ватикана в настоящее время против закарпатского народа. Для этого:

а) Поручить "Владимиру Россовичу" написать статью об истории Закарпатской унии, в которой показать, как была навязана православной церкви уния с Ватиканом, непримиримую борьбу закарпатского народа против Ватикана, руками которого австро-венгерские феодалы проводили полонизацию и мадьяризацию закарпатского народа в целях его порабощения.

В этой же статье использовать в качестве разоблачающего материала факты предательства и измены народу со стороны греко-католического духовенства Закарпатья во время Отечественной войны и немецко-венгерской оккупации Закарпатской Украины. Статья должна быть подписана другим псевдонимом.

б) Спустя некоторое время после опубликования статьи "Владимира Россовича", опубликовать в местной печати Закарпатской области вторую статью от имени группы интеллигенции из числа греко-католиков Закарпатья с требованием более тесного единения закарпатского народа с его братским русским и украинским народами, путем воссоединения греко-католической церкви в Закарпатье с русской православной церковью.

В этой статье красной нитью должно быть отражено положение закарпатского народа до и после присоединения Закарпатской Украины к УССР и показана антинародная деятельность реакционного униатского духовенства в его стремлении противопоставить верующих униатов Закарпатья его единокровным братьям — русским и украинцам.

Авторами статьи подобрать несколько человек из числа прогрессивно настроенной авторитетной интеллигенции из униатов.

в) Как первую, так и вторую статьи, после опубликования в прессе, издать также отдельными брошюрами для широкого распространения среди населения Закарпатской области.

2. Одновременно с этим поручить протопресвитеру доктору Костельнику выступить с противокатолической статьей в "Епархиальном вестнике", издающемся во Львове, острие которой должно быть направлено против греко-католической церкви в Закарпатье и с церковных позиций разоблачать антинародный характер унии и антинародную деятельность капитулы Мукачевской епархии и униатского духовенства в Закарпатье.

Распространить этот "Епархиальный вестник" среди духовенства и верующих в Закарпатской области.

3. После опубликования указанных выше статей, реализовать решение Закарпатского облисполкома, утвержденное Советом Министров СССР, прав об изъятии у греко-католиков и передаче в ведение православной церкви кафедрального собора в г. Ужгороде и помещений резиденции капитулы Мукачевской епархии.

Одновременно с этим закрыть нелегально существующую в г. Ужгороде под видом курсов церковного хора, греко-католическую духовную семинарию.

4. Для укрепления руководства православным духовенством и организации миссионерской работы среди греко-католического духовенства и верующих в Закарпатской области, немедленно направить в качестве правящего епископа православной церкви в Ужгородской и Мукачевской епархий архиепископа Львовско-Тернопольской епархии Макария вместо ныне действующего епископа Нестора, подлежащего переводу на другую епархию.

5. Одновременно для укрепления православной церкви, усиления миссионерской работы и занятия свободных униатских приходов, направить в Закарпатскую область, в распоряжение архиепископа Макария, протопресвитера доктора Костельника с группой 10-15 человек православных священников из числа бывших униатов западных областей УССР.

Указанные священники, при вступлении их на освободившиеся бывшие греко-католические приходы в Закарпатской области, должны проводить богослужение, придерживаясь униатских обрядов (исключая поминовение папы Римского), чтобы показать верующим-униатам, что переход в православие не является изменением религии.

Кроме того, через экзарха Украины отобрать и направить в Закарпатье, в распоряжение архиепископа Макария 50-60 православных священников, желательно знающих украинский язык, для организации миссионерской работы и занятия свободных церквей в униатских приходах.

Для проведения миссионерской работы в Закарпатской области использовать также всех местных православных священников, монахов и монашек.

В этих же целях из местных православных священников и монахов при епархиальном управлении Мукачевско-Ужгородской православной епархии создать кратковременные богословские курсы.

6. В качестве главной задачи перед миссионерами православной церкви должно стоять разъяснение верующим униатам и униатскому духовенству антинародного характера унии, направленной на духовное разъединение украинского и русского народов, и путем активной обработки — привлечение униатского духовенства и верующих на сторону православия с одновременной передачей православной епархии соответствующих униатских приходов.

Обработку верующих униатов и перевод их их униатских церквей в православные начать, в первую очередь, в населенных пунктах, где имеются униатские дочерние церкви.

Путем обработки верующих создавать православные "двадцатки" и на этой основе через уполномоченного по делам религиозных культов и уполномоченного по делам РПЦ отбирать у униатов дочерние церкви и передавать их в ведение православной "двадцатки".

Одновременно аналогичным путем изымать у униатов и передавать в ведение православной церкви все здания церквей, построенных православным духовенством и верующими в период вхождения Закарпатской Украины в состав Чехословакии, но захваченных потом униатами.

7. В соответствии с решением Закарпатского облисполкома, передать в ведение православного епископа униатскую приходскую церковь в г. Мукачеве, использовав ее как базу для миссионерской работы в г. Мукачеве.

Настоятелем этой церкви назначить бывшего униатского священника Павлосюка И. О., проводившего активную работу по воссоединению церквей в западных областях УССР. Предложить указанному священнику проводить богослужение, придерживаясь униатских обрядов, исключая повиновения папы Римского с тем, чтобы быстрее склонить верующих униатов этого прихода к переходу в православие.

В этих же целях через Закарпатский облисполком, передать в ведение православного епископа Цегельнянскую церковь в г. Ужгороде, лишив таким путем униатов последней их базы в г. Ужгороде.

В порядке усиления миссионерской работы по линии православной церкви в Закарпатье, провести необходимые перемещения отдельных, наиболее сильных, православных священников на приходы, где имеются также униатские священники.

Разрешить православным священникам обслуживать соседние церкви, где нет приходского священника.

8. Выпустить на экраны Закарпатской области кинокартину "Собор греко-католической церкви в г. Львове", демонстрируя ее в униатских населенных пунктах, где будет проводиться миссионерская работа.

Кроме того, направить в Закарпатье для распространения среди униатского духовенства и верующих греко-католиков брошюру "Дiянiя Львiвського Собору".

9. Закрыть существующие в Закарпатье униатские монастыри и сселить монахов и монашек в один мужской и один женский монастырь, запретив им всякие выезды.

Запретить разъезды и обслуживание греко-католическими священниками приходов в других населенных пунктах.

Через уполномоченного по делам религиозных культов запретить греко-католическому и римо-католическому духовенству Закарпатья взаимное обслуживание верующих униатов и католиков. Одновременно с проведением указанных мероприятий в отношении греко-католического духовенства Закарпатской области УССР и постепенным изъятием у него и передачей православному духовенству церквей, всемерно усилить также налоговый пресс по взысканию налогов с униатского духовенства, создавая этим самым трудные условия для их существования и деятельности.

10. Издать обращение от имени экзарха Украины к греко-католикам Закарпаться о возвращении в "лоно матери русской православной церкви". Напечатать его на русском и украинском языках и распространить в Закарпатской области после того, когда практически начнется присоединение униатского духовенства и верующих к православной церкви.

ВЕРНО:
26.03.48 г.

Док. № 2
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

по содействию воссоединению греко-католической униатской церкви Закарпатской области УССР с Русской православной церковью.

При осуществлении мероприятий, содействующих воссоединению греко-католической униатской церкви Закарпаться с Русской православной церковью, необходимо исходить из следующих основных положений:

более длительного, сравнительно с Западной Украиной, процесса воссоединения; более активной и непосредственно организующей роли в этом процессе со стороны русской православной церкви; проведения отдельных общественно-политических и административных мероприятий, содействующих коренному населению Закарпатской области в освобождении его от навязанного ему греко-католического вероисповедания.

В связи с этими исходными положениями необходимо провести следующие практические мероприятия:

а) По линии Русской православной церкви.

1. При Мукачевском епархиальном Управлении Русской православной церкви создать постоянно действующий орган с миссионерскими функциями, назвав его "Закарпатским братством по возвращению греко-католиков в лоно русской православной церкви".

В состав руководства "Братством" включить также 2-3-х наиболее подготовленных бывших униатских священников из Львовской епископии. Председатель "Братства" — мукачевский православный епископ Нестор.

2. Работу "Братства" вести не в плане охвата своей деятельностью сразу всех 330 униатских приходов, а сосредоточивать свои главные силы и внимание на отдельные приходы (или группы приходов), наиболее "уловимые" и подготовленные к воссоединению, ведя линию на последовательное "откалывание в православие" отдельных частей Закарпатской греко-католической церкви.

3. Разрешить "Братству":

а) издавать от своего имени брошюры и лстовки, например, на такие темы: "Как насаждалась в Закарпатье церковная уния", "Латинская или православная вера", "Почему мы из унии вернулись к нашей родной православной вере" (листовка группы верующих), "Иcтория Мукачевского православного монастыря во имя Николая Чудотворца", "Как римские папы окатоличивали православных русинов", "Мукачевское братство по возвращению греко-католиков в лоно русской православной церкви" (цели и задачи "Братства") и др. Все это — для распространения среди верующих униатских приходов;

б) иметь в униатских приходах своих представителей, возглавляющих местные филиалы "Братства" и созывать совещания этих представителей;

в) принимать от инициативных групп верующих униатов и филиалов "Братства" заявлений о переходе их в православие и (при наличии 20-30 подписей актива верующих) ходатайствовать перед государством о передачи этим верующим просимой ими униатской церкви;

г) принимать заявления от униатов-клириков о переходе их в православие и по усмотрению епископа, обеспечивать приходами;

д) посылать на места православных миссионеров, в частности из бывших униатов, для проведения специальных миссионерских бесед с верующими униатами;

е) входить с ходатайствами перед государством о скорейшем возвращении бывших православных церквей и монастырей, захваченных в свое время греко-католиками, с обоснованием этих ходатайств соответствующими историко-архивными материалами и документами;

ж) устраивать торжественные панихиды по деятелям православной церкви, активно боровшихся в свое время с насаждением унии;

з) использовать по своему усмотрению прокат кинофильма "Львовский собор греко-католической церкви 1946 г." с сопровождением его демонстрации соответствующими беседами православных миссионеров и др.

4. Рекомендовать Московской Патриархии:

а) выдвинуть 1-2-х быв. униатских священников в качестве викарных Мукачевского православного епископа;

б) командировать в Закарпатье 20-30 священников для занятия вакантных должностей в б[ыв]. Униатских приходах и ведения миссионерской работы;

в) предложить Мукачевскому православному епископу произвести перемещения наиболее активных и авторитетных православных священников в места особенного скопления и произрастания корней униатов;

г) активизировать пропаганду воссоединения греко-католиков с православной церковью через журналы "Московская Патриархия" и "Львовский епархиальный вестник".

5. Уполномоченным советов по делам русской православной церкви и религиозных культов по Закарпатской области поддерживать с "Братством" непрерывную связь, всячески активизировать и направлять его деятельность, оказывая в необходимых случаях и соответствующую государственную поддержку, в частности: принимать и незамедлительно оформлять получаемые от "Братства" заявления униатских "двадцаток" о переходе их в православие и передаче им соответствующих церквей, оказывать "Братству" помощь в напечатании соответствующей миссионерской литературы, предоставлении транспорта и т.д.

б) По линии общественно-политическо и административной.

1. Греко-католический собор и резиденцию греко-католического епископа в г. Ужгороде передать в бесплатное и бессрочное пользование Ужгородско-Мукачевской епархии русской православной церкви. Это значительно укрепит авторитет православия в Закарпатье. Передачу Собора провести в торжественной обстановке. Для этого подсказать экзарху Украины мыль о направлении в Ужгород 3-5 епископов и во время торжества организовать "Братство по возвращению греко католиков в лоно русской православной церкви".

2. Издать для широкого распространения брошюру "Греко-католическая церковь в годы второй мировой войны".

3. Опубликовать в местной прессе ряд статей о борьбе закарпатских народных масс против унии с использованием соответствующих исторических, архивных материалов и фотодокументов. В качестве авторов этих статей привлечь местных научных работников и культурных деятелей.

4. Использовать в полной мере налоговый пресс на служителей греко-католической церкви, предоставив местным финорганам право повышать ставки налога в связи с тем, что эти служители не являются зарегистрированными. В полной мере облагать также псаломщиков, церковных старост и всех членов приходских советов униатских церквей.

5. В связи с тем, что мужские греко-католические монастыри в селах Малое Березное Велико-Березнянского района и Бронево — Хустского района имеют всего 10 монахов, находятся один в одном, а второй в одиннадцати километрах от госграницы — оба монастыря закрыть. То же необходимо сделать и в отношении Ужгородского мужского монастыря, где осталось всего 3 монаха (кстати, здание этого монастыря целиком передано было Университету еще решением Закарпатской Народной Рады). Таким образом всех монахов греко-католиков (а их всего 47 человек) поскольку они к тому же еще и одного ордена Василия Великого, можно сосредоточить в одном Имстичевском монастыре, куда уже недавно бли переведены греко-католические монахи из Мукачевского монастыря.

6. Греко-католическую семинарию в Ужгороде, с контингентом учащихся в 30 человек (в возрасте от 19 до 25 лет и не пользующихся отсрочками по призыву) — закрыть.

7. Запретить греко-католикам строительство новых церквей и не оказывать содействия в ремонте существующих.

8. В связи с тем, что по советскому законодательству каждое религиозное общество может пользоваться только одним молитвенным зданием, изучить целесообразность существования т.н. "дочерних" (филиальных) униатских церквей на предмет постепенной передачи их православным.

9. Запретить взаимное обслуживание римско-католическими и греко-католическими служителями культа своих церквей (костелов) а также использование для этой цели хоров, предметов культа, материальных средств и т.д.

10. Греко-католическим служителям культа (в том числе и составу капитула) без санкции Уполномоченного Совета по делам религиозных культов не разрешать каких-либо разъездов и командировок по области.

Этот план мероприятий согласован с руководителем совета по делам религиозных культров и совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР, а также с руководством Закарпатской области.

Для обеспечения данных мероприятий по линии советов и Уполномоченных Советов по Украинской ССР в Закарпатскую область выезжает в длительную командировку группа ответственных работников.

Прошу Ваших указаний по данному вопросу.

Уполномоченный Совета
по делам религиозных культов
при Совете Министров СССР
по Украинской ССР
(ВИЛЬХОВЫЙ).


Док. № 3.

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

Проведения мероприятий по ликвидации греко-католической униатской церкви в Закарпатской области УССР.

Наименование мероприятий

Кто выполняет

Срок выполнения

1. В целях обеспечения успешного проведения в Закарпатье мероприятий по ликвидации греко-католической униатской церкви, просить сектор кадров ЦК КП(б)У назначить на должность Уполномоченного по делам РПЦ по Закарпатской области т. Шерстюка, освободив его от этой должности в Дрогобычской области.

Уполномоченный совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР по УССР т. Ходченко

к 15.IV.1948 г.

2. Через Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР добиться назначения архиепископа Львовско-Тернопольской епархии Макария на Мукачевскую епархию с сохранением за ним Львовской епархии.

Тоже

к 20.IV.1948 г.

3. Собрать подробные данные о бывших православных приходских церквах в Закарпатье, захваченных в разное время униатами и т.н. дочерних греко-католических церквах, кем и когда они построены, кто в настоящее время из духовенства их возглавляет и т.п.

Уполномоченный по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по УССР т. Вильховый и т. Ходченко.

к 25.IV.1948 г.

4. Согласно решения Закарпатского Облисполкома и совета по делам религиозных культов при совете Министров СССР, сселить монахов мужских униатских монастырей в Закарпатье в один монастырь в с. Имстичево.

Тов. Вильховый

к 20.IV.1948 г.

5. Подготовить сселение монашек женских униатских монастырей в Закарпатье в один из сельских монастырей

Тов. Вильховый

к 20.IV.1948 г.

6. Через экзарха Украины подобрать 50-60 православных священников для направления их в Закарпатье в распоряжение архиепископа Макария:
первую группу в 10 человек
вторую группу в 20
третью группу в 20-30

Тов. Ходченко

к 20.IV.
к 10.V
к 1.VI.1948 г.

7. Через Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР добиться Указа Патриарха о командировании протопресвитера Костельника из Львова в Закарпатскую область в распоряжение архиепископа Макария сроком на 5-6 месяцев.

Тоже

к 1.V.1948 г.

8. Подобрать через архиепископа Макария 10-15 православных священников из числа бывших униатских священников Западных областей УССР для направления в качестве миссионеров в Закарпатскую область.

Тоже

к 1.V.1948 г.

9. В соответствии с решением Закарпатского Облисполкома, утвержденного решением Совета Министров СССР от декабря месяца 1947 года изъять у униатов и передать в ведение православного епископа кафедральный собор и резиденцию греко-католической капитулы в гор. Ужгороде

Тт. Вильховый и Ходченко

к 1.VI.1948 г.

10. Закрыть нелегально существующую в гор. Ужгороде греко-католическую семинарию

Тов. Вильховый

к 1.VI.1948 г.

11. Поручить "Владимиру Россовичу" написать для опубликования в местной Закарпатской печати статью "Об истории Закарпатской унии", разоблачающую роль греко-католической униатской церкви в Закарпатье и антинародную деятельность ее духовенства

-

к 25.IV.1948 г.

12. Опубликовать указанную выше статью "Россовича" под другим псевдонимом в областных закарпатских газетах на русском и украинском языках

-

к 28.IV.1948 г.

13. Подготовить обращение к униатскому духовенству и верующим от группы прогрессивно настроенной интеллигенции из числа униатов Закарпатья с призывом о воссединении с русской православной церковью.

-

к 25.IV.1948 г.

14. Поручить протопресвитеру д-ру Костельнику написать противокатолическую статью, направленную против униатской церкви в Закарпатье и напечатать ее в "Епархиальном вестнике", издающемся в гор. Львове. Распространить этот "Епархиальный вестник" в количестве 4000 экземпляров в Закарпатье.

Тов. Ходченко

к 20.V.1948 г.

15. По ходатайству архиеп. Макария через Закарпатский облисполком изъять у униатов и передать в ведение православной церкви Мукачевскую приходскую церковь и Цегельнянскую церковь в гор. Ужгороде

Тоже

к 15.VI.1948 г.

16. Через архиепископа Макария направить настоятелем указанных церквей бывших униатских священников, воссоединившихся с православием из западных областей УССР или из числа местных перешедших в православие в Закарпатской области.

Тоже

к 15.VI.1948 г.

17. Через архиепископа Макария и протопресвитера Костельника развернуть среди униатского духовенства и верующих активную миссионерскую работу по отрыву их от греко-католической церкви и воссоединению с русской православной церковью.

Тов. Ходченко

с 25.IV.1948 г.

18. Через миссионеров из числа православного духовенства создавать в униатских приходах "двадцатки" и по ходатайству последних передавать и освободившиеся униатские церкви.

Тов. Ходченко

с 25.IV.1948 г.

19. В первую очередь эту работу организовать в приходах, где имеются дочерние церкви, а также церкви, ранее построенные православным духовенством и верующими.

-

-

20. Выпустить на экраны Закарпатья кинокартину "Львовский собор", демонстрируя ее в населенных пунктах, где будет проводиться миссионерская работа православным духовенством.

Тов. Ходченко

с 20.IV.1948 г.

21. Рекомендовать патриаршему Экзарху Украины выпустить обращение к греко-католическому духовенству и верующим Закарпатья с призывом "возвращении из в лоно матери русской православной церкви"

Тов. Ходченко.

Июнь 1948 г.

22. Издать это обращение на русском и украинском языках тиражом в 20.000 экземпляров и распространить в Закарпатской области, когда практически начнется присоединение униатского духовенства к православной церкви

Уполномоченный Совет
по делам Русской православной церкви
при Совете Министров СССР по Украинской ССР (Ходченко)


Уполномоченный Совета
по делам религиозных культов
при Совете Министров СССР по Украинской ССР (Вильховый).

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова