Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
(Ежемесячное издание)

1933 год. Год издания третий. № 13

Цена отдельного № - 2 р.
Адрес редакции: Москва, 5, Бауманский пер., д. №6.

Издание Митрополита Сергия (Страгородского)
Редактор: А.С. Воскресенский
Главлит № А90678
Типография 3. С. Сошникова, Петровка, 28 Тираж 3000

Постановления Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Священного Синода
О переименовании Нижегородской епархии (от 16 октября 1932 года, № 134)

Предложение Преосвященного Заместителя следующего содержания: "В Известиях ЦИК от 10 октября напечатан декрет о переименовании Нижнего Новгорода в Горький и Края Нижегородского в Горьковский. По общему правилу надлежит соответственно изменить наименование епархии и титул епархиального архиерея".

Постановили: Нижегородской епархии усвоить наименование "Горьковской", а Нижегородскому архиерею титул "Горьковский", о чем уведомить как Преосвященного митрополита Нижегородского, так и прочих епархиальных Преосвященных к исполнению указами.

Управление приходами Сызранской епископии (от 19 октября 1932 года, № 139)

Слушали: Рапорт Преосвященного архиепископа Самарского от 30 августа 1932 года следующего содержания. "Преосвященный Кузнецкий Серафим (Юшков) 20 сего августа обратился ко мне с докладом следующего содержания: "Сызранская епископия своими границами на далекое пространство тянется вдоль Кузнецкой епископии. Очень много приходов Сызранской епископии находятся вблизи гор. Кузнецка, а самые дальние приходы Сызранской епископии отстоят от гор. Кузнецка не далее 150 верст, тогда как от гор. Сызрани некоторые приходы будут на расстоянии 250 верст, а от гор. Самары около 400 верст. Духовенство и миряне Сызранской епископии за отсутствием своего Преосвященного очень часто по церковным делам обращаются в гор. Кузнецк. В этих случаях я обыкновенно направляю к Вашему Преосвященству. Но не всегда они на это охотно соглашаются, в большинстве случаев отказываются за дальностью расстояния ехать в Самару и уходят не удовлетворенными в своих нуждах. По этому вопросу я беседовал с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, будучи в Московской Патриархии. Он, со своей стороны, находит, что гораздо удобнее было бы духовенству и мирянам Сызранской епископии, ввиду ее территориального положения, со своими церковными нуждами обращаться в гор. Кузнецк, и предложил мне по поводу этого переписаться с Вашим Преосвященством. Я полагаю, что Вы для удобства и блага Святой Церкви вряд ли будете против, если духовенство и миряне Сызранской епископии будут обращаться со своими церковными нуждами в гор. Кузнецк и, если в будущем не будут назначаться Преосвященные на Сызранскую кафедру, совсем объединятся с Кузнецкой епископией". На этом докладе Преосвященного я, ничего не имея против удовлетворения им духовных нужд церковных принтов и мирян Сызранской епископии, в ответном ему письме просил его, согласно выраженному им желанию, принять на себя впредь до особых распоряжений Патриархии архипастырское попечение о приходах Сызранской епископии, расположенных в районах Инзенском, Барышевском, Верхне-Свияжском, или Кузоватовском, ввиду удобств сношения этих приходов с Преосвященным. Что же касается населения приходов Сызранского, Теренгульского и Новодевического, то на мои частные предложения некоторым священникам этих районов последние не выразили своего желания обращаться по церковным делам в гор. Кузнецк, а более тяготеют к Самаре, о чем вследствие указа Патриархии от 29 декабря 1928 года за № 2166 и имею долг почтительнейше донести Вашему Высокопреосвященству".

Постановили: Районы Инзенский, Барушевский, Верхне-Свияжский (Кузоватовский), Николаевский и Новоспасский поручить архипастырскому ведению Преосвященного Кузнецкого, а районы Сызранский, Теренгульский и Новодевический - оставить в ведении Преосвященного архиепископа Самарского, о чем Преосвященному архиепископу Самарскому и Преосвященному Кузнецкому дать указы.

По делу епископа Дометиана Горохова (от 3 октября 1932 года за № 130)

Слушали: Рапорт Горьковского Епархиального совета на имя Преосвященного Заместителя от 30 сентября 1932 года за № 624 следующего содержания. "Судебный процесс о Преосвященном Дометиане 18 сего сентября закончился - Преосвященный осужден на 8 лет строгой изоляции. Дело показывает, что и высшая церковная власть не может оставить виновного епископа без суда церковного. Поэтому Епархиальный совет необходимым считает ознакомить Вас, Ваше Высокопреосвященство, и Патриарший Священный Синод со всем делом, для чего и пересылаем вырезки из "Нижегородской Коммуны" за 14 сентября № 214, за 18 сентября № 218 и за 20 сентября № 219".

Справка. Газета "Арзамасская правда", № 276 и 218.

Постановили: 1. Принимая во внимание, что хотя епископ Дометиан и понес наказание за свои политические преступления со стороны государственной власти, но на суде еще выяснились его преступления против целомудрия, в которых он сам сознался, признать, что церковный суд не может оставить настоящее дело епископа Дометиана без своего суждения и что каноны церковные требуют лишения его сана; но, имея в виду невозможность в настоящее время вызвать епископа Дометиана к церковному суду, применить к нему предсудебную меру: запретить епископа Дометиана в священнослужении впредь до рассмотрения его дела церковным судом.

2. Принимая во внимание общий церковный соблазн, произведенный делом епископа Дометиана, теперь же отрешить его от кафедры епископа Арзамасского.

О порядке сношений епархиального духовенства с Патриархией (от 20 октября 1932 года, № 140)

Прошение протоиерея Калининской епархии........по вопросу о порядке раздела братских доходов причта Троицкой церкви гор. Калинина.

Постановили: Препроводить прошение Преосвященному архиепископу Калининскому на распоряжение, с тем чтобы были предварительно истребованы от псаломщика объяснения по содержанию прошения протоиерея ........и чтобы протоиерею........ было разъяснено, что с недоуменными вопросами пресвитеры должны обращаться сначала к своему епархиальному архиерею и только в случае надобности после него и через него - к высшей церковной власти.

От 21 октября 1932 года, № 142

Рапорт митрополита Одесского и Херсонского Анатолия с ходатайством о разъяснении того, может ли он рукоположить в сан священника псаломщика........, приговоренного еще при старом режиме к каторжным работам по обвинению в убийстве и ограблении помещицы того села, где он проживал, и затем освобожденного по выяснившейся невиновности в означенном преступлении.........При этом документ об этой полной гражданской реабилитации........, хранившийся при деле об определении просителя псаломщиком, исчез во время церковных беспорядков 1922 года.

Постановили: Проситель должен сам выхлопотать себе у гражданской власти подтверждение своей реабилитации и представить Преосвященному.

О запрещении в священнослужении (от 21 октября 1932 года, № 142)

Прошение диакона-псаломщика Иваново-Вознесенской епархии ........ о разрешении священнослужения. Из прошения диакона ........ оказывается, что он, будучи второбрачным, в 1923 году обновленческим (в то время) архиепископом........был рукоположен во диакона и только 13 сентября сего 1932 года Преосвященным архиепископом Иваново-Вознесенским........запрещен в священнослужении.

Постановили: Признать запрещение, наложенное на диакона ........, правильным и пожизненным.

О праве апелляции (от 21 октября 1932 года, № 145)

Представленное Преосвященным Кузнецким дело о запрещении протоиерея Пензенской епархии ........ в священнослужении. Из рапорта Преосвященного Кузнецкого следует, что протоиерей........продолжал оставаться на приходе и служить в храме, несмотря на отчисление его Преосвященным от места. При этом протоиерей ........ позволил себе бесчиние и шум в храме, в частности и в присутствии Преосвященного. На последовавшее со стороны Преосвященного объявление протоиерея ........вновь запрещенным в священнослужении последний все же облачился и служил панихиду. В заключение своего рапорта Преосвященный Кузнецкий полагает, что протоиерей........за свое бесчиние заслуживает лишения священного сана.

Постановили: Разъяснить Преосвященному, что постановление епархиального архиерея о лишении кого-либо сана должно предваряться затребованием от обвиняемого объяснений и сопровождаться предоставлением осужденному права апелляции к Патриархии.

Об организации Экзаршего Управления на Украине (от 22 октября 1932 года, № 149)

Рапорт Преосвященного Экзарха всея Украины митрополита Харьковского Константина на имя Преосвященного Заместителя от 9/Х-32, № 975 следующего содержания. "Вследствие указания инспектуры культов Секретариата ВУЦИК, а также в целях упорядочения всего делопроизводства Экзархата, я счел необходимым и для Церкви Божией полезным ввести с сего числа институт ответственного управляющего делами Экзархата и создать постоянно действующее, ответственное Экзаршее Управление, в лице моем как Экзарха, ответственного Управляющего делами и епископа той области, от которой будет поступать то или иное дело на рассмотрение Экзарха Украины. На санкцию же и утверждение решения таковых дел будут своевременно представляться мною Вашему Высокопреосвященству.

На должность ответственного Управляющего делами мною сего числа назначен мой личный секретарь протоиерей Димитрий Григорьевич Кепов.

Вышеизложенное мое от сего числе постановление представляю Вашему Высокопреосвященству и почтительнейше прошу таковое утвердить".

Постановили: Рапорт Преосвященного Экзарха Украины об учреждении постоянно действующего Экзаршего Управления принять к сведению.

О самостоятельности Кунгурской епархии (от 22 октября 1932 года, № 151)

Рапорт на имя Преосвященного Заместителя от 1 сентября 1932 года за № 83 благочинных гор. Кунгура 8 округов Кунгурского викариатства Пермской епархии с ходатайством об учреждении ввиду значительного количества приходов в викариатстве (114) и особого Центрального положения гор. Кунгура особой самостоятельной Кунгурской епархии с епархиальным центром в гор. Кунгуре и о бытии Преосвященному Иоанникию, викарию Пермской епархии, епархиальным епископом Кунгурским. Справка. Определением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного Патриаршего Священного Синода от 14 мая 1930 года за № 94 постановлено: "В соответствии с новым гражданским делением приходы Кунгурской епархии, перешедшие в Свердловский и Сарапульский округа, передать в ведение местных Преосвященных, саму же Кунгурскую епархию преобразовать в Кунгурское викариатство Пермской епархии с правами полусамостоятельности".

По бывших суждениях постановили: не усматривая новых оснований к отмене своего постановления от 14 мая 1930 года за № 84, в ходатайстве благочинных гор. Кунгура и Кунгурского викариатства Пермской епархии отказать, но во внимание к почтенному возрасту и заслугам Преосвященного Кунгурского Иоанникия предоставить ему лично права епархиального архиерея.

Об архивах (от 28 октября 1932 года, № 156)

Слушали: Доклад на имя Преосвященного Заместителя Преосвященного Веневского, Управляющего Тульской епархией, от 10 июля 1932 года за № 434 о необходимости хранения архивов как Преосвященными, так равно и отцами благочинными. В большинстве случаев отсутствие должного отношения к хранению служебных бумаг вытекает из несерьезного отношения и несознания должной ответственности как Преосвященными, так и отцами благочинными. Часто оказывается невозможным получить и дать необходимую справку по тому или иному делу.

По бывших суждениях постановили разъяснить Преосвященным: 1. Необходимость хранения поступающих на их имя служебных бумаг и в первую очередь имеющих значение церковных документов, каковы циркуляры и указы Патриархии, ставленнические дела, отпускные грамоты клирикам, переходящим из других епархий, послужные списки и под. 2. Пользу ведения реестра резолюций Преосвященного с кратким резюме бумаг, на которых они положены, и с отметками об исполнении. Со своей стороны Преосвященные имеют предложить вышеизложенное благочинным своих епархий. О чем и дать знать циркулярными указами.

О восстановлении в сане

Слушали: П. Поданное в порядке апелляции прошение бывшего священника села Озерок Сергачской епископии ........, лишенного священного сана, о восстановлении в священном сане и заключение по содержанию сего прошения Горьковского Епархиального совета от 22 октября 1932 года за № 707.

Справка. Бывший священник........за нетрезвость и неблагоповедение в апреле месяце 1932 года постановлением Горьковского Епархиального совета, утвержденным Преосвященным митрополитом Горьковским, 11 того же апреля был запрещен в священнослужении. Но не придал значения запрещению в священнослужении и, не подчинившись суду своего митрополита, продолжал служение в состоянии запрещения, почему и был лишен священного сана, с правом обжалования в месячный срок перед Патриархией, постановлением Горьковского Епархиального совета от 10 июня сего года, утвержденным Преосвященным митрополитом Горьковским. В своем заключении от 20 октября 1932 года за № 705 Горьковский Епархиальный совет считает осуждение........справедливым и постановление о лишении его сана не подлежащим, по церковным правилам, изменению, хотя и ходатайствует об оказании........архипастырской милости.

По бывших суждениях постановили: ввиду отсутствия в прошении бывшего священника........новых данных и завершения всех условий, требуемых порядком канонического судопроизводства, оставить в силе прежнее решение о лишении священника........священного сана.

О раздельном жительстве диакона с его женой (от 23 ноября 1932 года, № 173)

Рапорт Преосвященного Саткинского на имя Преосвященного Заместителя от 2 ноября 1932 года за № 162 следующего содержания: Настоящим осмеливаюсь утруждать Ваши Святительства по следующему вопросу: в моем управлении в гор. Нижнем Тагиле Уральской области в Казанской Богородицкой Единоверческой Церкви имеется диакон ........, трезвого скромного поведения, хорошо знающий священнослужение и церковный устав, прилежный и усердный к службе. Диаконом служит 7 лет, возраст его около 40, и в настоящее время имеет желание принять сан священника. Ввиду его вышеуказанных достоинств многие общины желают иметь его себе пастырем, но к его рукоположению я имею некоторое сомнение, т. к. он со своею женою по обоюдному соглашению уже 4 года живут на разных квартирах или даже в разных селениях. Диакон живет в церковной сторожке со своею матерью. Прошу Вашего указания, можно ли его рукоположить во священника; если да, то нужно ли применять к нему 30-е правило VI Вселенского Собора, чтобы он,........, после рукоположения во священника ни под каким видом не сходился на совместное жительство со своею женою.

По бывших суждениях постановили разъяснить Преосвященному Саткинскому: 1) что раздельное жительство клириков со своими женами вообще неправильно; 2) что если диакон........имеет основание обвинять свою жену в нарушении святости брака, он обязан, по священству, возбудить дело о снятии бракоблагословения; 3) если он живет в гражданском разводе, он может подлежать установленным Патриархией правилам касательно фиктивных разводов и 4) что в настоящем своем неопределенном семейном положении диакон........ рукоположен быть не может.

А.Лебедев о безбрачии епископата.

Хроника церковной жизни

30 октября 1952 года в Киеве, в малом Софийском кафедральном соборе, состоялась хиротония во епископа Уманского архимандрита Александра.

Архимандрит Александр родился в 1851 году; окончил Волынскую семинарию, последовательно занимал должности: наместника Донского монастыря в гор. Москве, настоятеля Лубенского монастыря, настоятеля Псково-Печерского монастыря и, наконец, наместника Никольского Киевского монастыря.

Хиротонию совершали Преосвященные архиепископы Сергий Киевский, Василий Каневский и архиепископ-схимонах Антоний.

13 ноября 1932 года в Киеве, в малом же Софийском соборе, состоялась хиротония во епископа Новоград-Волынского архимандрита Вячеслава.

Архимандрит Вячеслав родился в 1836 году; окончил Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. Новопоставленный епископ - питомец Киево-Печерской Лавры. Хиротонию совершали архиепископ Сергий Киевский, Василий Коневский, архиепископ-схимонах Антоний и епископ Уманский Александр.

В ночь под 22 октября нов. ст. 1932 года скончался в гор. Арзамасе Преосвященный Софроний (Старков), назначенный на Арзамасскую кафедру и только что в этот день прибывший на место своего служения. Покойный родился в 1875 году. Был хиротонисован во епископа Селенгинского в 1922 году.

17 января [ст. ст.] 1933 года скончался архиепископ Уфимский и Давлекановский Иоанн (Поярков). Пред кончиной Преосвященный архиепископ принял схиму.

Покойный родился в 1883 году и по окончании Казанской академии был настоятелем единоверческого храма, а затем по принятии монашества был поставлен во епископа Давлекановского в 1922 году.

5 октября [нов. ст.] 1932 года скончался епископ Тутаевский Вениамин (Воскресенский). Покойный - кандидат Московской Духовной академии. Родился в 1871 году, хиротонисован во епископа в 1921 году.


ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
(Ежемесячное издание)

1933 год. Год издания третий. № 14-15

Цена отдельного № - 4 р.
Адрес редакции: Москва, 5, Бауманский пер., д. №6.

Издание Митрополита Сергия (Страгородского)
Редактор: А.С. Воскресенский
Главлит № А90718
Типография 3. С. Сошникова, Петровка, 28 Тираж 3000

Послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Блаженнейшему Патриарху Сербскому от 23 марта 1933 года, № 311

Постановления Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Священного Синода

О безбрачии и монашестве епископов (историко-канонический очерк) (продолжение публикации)

Хроника церковной жизни

Послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Блаженнейшему Патриарху Сербскому от 23 марта 1933 года, № 311

Блаженнейшего архиепископа Печского, Митрополита Белградско-Карловацкого и Патриарха Сербского Господина Варнаву, нашего возлюбленного о Христе Брата и Сослужителя, во святом лобзании братски обнимая, сердечно приветствуем.

Всегдашнее истинно братское отношение Вашего Блаженства к нашей Святой Православной Церкви Русской вселяет в меня надежду найти в Вашем лице доброжелательного и беспристрастного посредника в деле уврачевания нашей застарелой церковной болезни, уже много времени озабочивающей нашу Патриархию и причиняющей ей глубокую скорбь.

Вашему Блаженству без сомнения известно слез достойное церковное положение русской православной паствы, эмигрировавшей за границу и теперь рассеянной по разным странам.

Среди эмигрантов было немало духовенства. Оставались причты и при прежних русских храмах за границей. Все эти духовные лица продолжали и продолжают до сих пор обслуживать духовные нужды заграничной русской паствы. Едва ли против такого обслуживания возникли бы возражения с чьей-либо стороны. Но на беду среди эмигрантов оказались несколько архиереев, оставивших свои епархии в СССР, но не пожелавших вместе с тем оставить и свои иерархические полномочия.

По ясному смыслу церковных канонов, архиерей, порвавший с епархией, вместе с тем теряет и право в церковном управлении, даже священнодействовать по-архиерейски может только в сослужении с местным архиереем, по приглашению последнего или, по крайней мере, с его согласия (III Вселенский Собор, 9).

Не изменяет дела и ссылка эмигрантов на некоторые правила (например, Святых Апостолов, 36; Антиохийский, 18; VI Вселенский Собор, 37), как будто сохраняющие все права за епископом, который кафедру, куда он поставлен, не может занять "по причине, от него независящей" (Антиохийский, 18).

Помимо всего прочего правила эти говорят о епископе, который только еще стремится занять назначенную ему кафедру; наши же архиереи уже занимали кафедры и оставили их. Да и причину оставления нельзя назвать не зависящей от воли епископа хотя бы по одному тому, что другие архиереи Русской Церкви (и таких большинство) своих кафедр не оставили и до сих пор пасут свою паству в пределах СССР.

Не подходит к делу и аналогия с переселением Кипрского Архиепископа Иоанна в Геллеспонтскую область "купно со своим народом", то есть, по епископу Никодиму, "с подведомственными ему епископами, клиром и народом" (см.: Правила Православной Церкви. Т. I. С. 524), о чем говорит 39-е правило VI Вселенского Собора. В Геллеспонт переселилась со своими епископами вся или почти вся Кипрская церковь, во всяком случае настолько значительная ее часть, что на острове Кипре церковная жизнь должна была временно замереть. Между тем у нас, по существу, почти вся православная паства, а равно и клир за ушедшими архиереями не последовала и, оставаясь в СССР, нуждалась в архиерейском окормлении. Ввиду этого епархии, покинутые ушедшими архиереями, вскоре же получили себе законно поставленных новых архиереев. Не видится, таким образом, никаких причин поддерживать существование как бы двойников этих епархий за границей.

С другой стороны, Архиепископ Кипрский, в сущности, и не оставлял своей паствы: он вместе с нею ушел с Кипра и вместе с нею жил в Геллеспонтской области. Наши же архиереи уходили за границу, можно сказать, совершенно растворившись в массе чужой для них иноепархиальной паствы. Только какие-нибудь единицы из бывшей паствы могли за границей оказаться поблизости к своему архиерею и могли поддерживать с ним духовную связь.

Несмотря на такие канонические данные, вследствие ли укоренившейся у нас привычки серьезно считаться лишь с указами власти, а не с канонами церковными, вероятнее же всего просто по указанию политических руководителей эмиграции русские архиереи-эмигранты отнюдь не думали отказываться от иерархической власти (теперь уже не принадлежащей им) не только над случайными, оказавшимися поблизости единицами своего бывшего клира, но пожелали управлять и всем вообще заграничным русским духовенством. Руководствуясь не канонами и нуждами Церкви, а больше соображениями политическими, они постарались организовать эмиграцию в некоторое самостоятельное и даже автокефальное церковное тело. В Сремских Карл овцах, злоупотребляя братским гостеприимством Сербской Православной Церкви, они устроили свой церковный центр в виде Архиерейского Синода и Собора, присвоивший себе права высшего управления и суда над всей заграничной русской паствой. Центр этот стал учреждать за границей новые епархии и викариатства, ставил для них архиереев и так далее.

Чтобы положить конец этой деятельности, принимавшей ярко политическую окраску и приносившей неисчислимый вред нашей Русской Церкви, покойный Святейший Патриарх Тихон особым указом в 1922 году упразднил Карловацкое управление. Но Патриарший указ уже не мог остановить заграничных церковников. Наоборот, теперь как будто подгоняемые своей канонической безнадежностью, они с удвоенной энергией устремились в свое самочиние, доводя его подчас почти до абсурда. Я разумею ходившую среди карловацкой группы мысль избрать за границей Патриарха для Русской Церкви или, по крайней мере, присвоить Карловацкому Управлению права высшей власти над всей Русской Церковью, не исключая и СССР. Конечно, это было уже слишком притязательно, чтобы иметь реальное значение. Однако в пределах достижимого Карловацкое Управление старалось привести свои планы в исполнение. Оно стало требовать себе подчинения не только от эмигрантских приходов, но и от таких заграничных епархий Русской Церкви, которые никогда к эмиграции не принадлежали, причем такие требования иногда (например, в обращении к Митрополиту Японскому) сопровождались угрозами низложения и замены своим карловацким архиереем. Правда, Высокопреосвящен-нейший Предстоятель Японской Церкви с достоинством отверг такую претензию. Но другие епархии, например Харбинская и (кажется) Пекинская, в конце концов сдались и подчинились Карловацкому Управлению.

Однако при всем кажущемся успехе, Карловацкая система канонически оставалась зданием на песке. Не имея под собою законных, общепризнанных и общеобязательных оснований, она могла держаться только, так сказать, на третейских началах, на добровольном согласии заинтересованных сторон, а этого согласия и не могло быть. И вот эмигрантское церковное здание, искусственно созданное политиками и в целях политических, скоро же дало трещину. Эмигранты, группирующиеся в церковном отношении около митрополита Евлогия, не захотели больше подчиняться Карловацкому Управлению. Как люди малоцерковные и мало сознающие значение церковных принципов, они с легким сердцем пошли на раскол сначала с карловцами. Чтобы спасти свое церковное положение, митрополит Евлогий попытался восстановить свою непосредственную зависимость от нашей Патриархии. Но для политиков и эта зависимость оказалась стеснительной, и они со столь же легким сердцем пошли на раскол и с Патриархией.

С эмигрантами собственно Карловацкой группы дело шло более прямым путем. В связи с рассмотрением апелляции митрополита Евлогия наша Патриархия (в лице моем и Временного при мне Патриаршего Священного Синода) напомнила указ покойного Патриарха об упразднении Карловацкого Управления и со своей стороны объявила это Управление (Собор, Синод и все подведомственные им административные органы) упраздненным; его действия и распоряжения не имеющими канонической силы и отмененными. Архиереям и клирикам, входившим в состав органов Карловацкого Управления или состоявшим в его ведении, предлагалось немедленно сделать постановление о ликвидации подлежащих учреждений или, по крайней мере, самим лично выйти из состава этих учреждений. В случае непослушания архиереи, клирики и миряне, последующие Карловацкому Управлению, объявлялись "самочинным сборищем" (Василия Великого 1; Апостолов 31 и др.) с.преданием непослушных суду церковному и с возможным запрещением особо упорных и виновных (Постановление от 9 мая 1928 года за № 104).

Это постановление, имевшее характер не столько судебного решения, сколько предупреждения и призыва к исправлению и миру, не изменило положения вещей. Сторонники Карловацкого Управления ранее определили линию своего поведения и отступать от нее не хотели. Из моего послания от 1927 года и из других моих актов они могли убедиться, что, в сознании своего архипастырского долга перед Русской Православной Церковью и в заботах о ее благостоянии, я строго осуждаю их увлечение политикой, притом враждебной нашему советскому Правительству, и от подведомых мне церковных учреждений и должностных лиц требую решительного отказа от такой политики в их церковной деятельности. Поэтому сторонники Карловацкой группы не только не думали о подчинении постановлению Патриархии, но и сами перешли в наступление. И церковными проповедями, газетными статьями и посланиями, и соборными постановлениями, всякими вообще средствами они возбуждали церковное общество против Патриархии. Вероятно, многое из того, что тогда писалось про нас, теперь и сами наши обличители не решились бы повторить. Как бы то ни было, но обличения эти немало добрых душ соблазнили и за границей; многие обязаны карловчанам своим отпадением от Церкви Православной. Выступая против нас словом, карловчане не упускали случая повредить Патриархии и делом. Где они видели приверженность к Патриархии (например, в Японии) или хотя бы несколько неопределенные отношения (например, вначале у митрополита Евлогия или в Америке), туда они спешили со своими угрозами и с требованием отказаться от Патриархии или посылали туда и прямо агентов сеять там смуту и совращать.

В результате наша духовная эмиграция, вместо того чтобы, подчинившись воле Божией, раскрыть пред западным христианством сокровище православной веры и жизни, доставляет Европе малоназидательное зрелище бессмысленного с церковной точки зрения раскола со всеми его неприглядными сторонами: со взаимными запрещениями, с травлей противников в газетах и с церковного амвона, со вторжением в чужие приходы и так далее.

Такова болезнь, которой страдает наша православная русская паства в эмиграции. Болезнь эта, конечно, глубоко озабочивает прежде всего нас, русских архипастырей, на которых лежит долг окорм-ления упомянутой паствы. Но и для других Сестер - Православных Церквей наша болезнь не может быть безразлична. Помимо братского сочувствия нам им необходимо думать и об ограждении своей паствы от соблазна. Ведь самый факт безбедного в церковном отношении существования Карловацкого Управления, самый факт этого самочиния, организованного на глазах у всех, не может не действовать разлагающе на сознание православного общества далеко за пределами Русской Церкви, не может не колебать авторитет церковных установлений и не подрывать необходимость вообще считаться с указаниями Церкви. В этих видах мы довели в свое время постановление наше о Карловацком Управлении до сведения Предстоятелей Сестер - Православных Поместных Церквей с просьбой о содействии к уврачеванию зла.

Дальнейших мер в отношении к Карловацкой группе наша Патриархия до сих пор не предпринимала, терпеливо предоставляя действовать всеисцеляющему времени. Хотелось верить, что и сами эмигранты все более и более будут приходить к сознанию по крайней мере того, что их церковная организация не может иметь характера постоянной организации, ни даже долгосрочной. Сомнительность канонической почвы, на которой построено все здание (точнее говоря, ее отсутствие) неотвратимо ведет к краткосрочности здания. Если угодно, только этой краткосрочностью и могут, пожалуй, отчасти оправдываться или хоть несколько объясняться все неправильности и весь риск, допущенный при постройке. Одним из главных членов веры монархической партии, заправляющей Карловацкой группой, было предположение, что в ближайшие годы, если не месяцы, у нас произойдет желательный для партии государственный переворот. Тогда Карловацкая организация полностью войдет в государственную систему и в этом победном торжестве потонут все дефекты здания, как бы ни были они существенны. Государство найдет возможность затушевать все канонические недочеты и заставить смолкнуть всякие возражения и сомнения. Но расчеты монархистов оказались жестоко битыми.

Как же дальше жить Карловацкой церковной организации и какой смысл для нее продолжать идти на поводу у монархического совета, который и сам становится бесцельным? Очевидно, для карловацких церковников приходит время поставить серьезно вопрос о своем церковном существовании самом в себе, вне зависимости от политических программ и чаяний. Не может же Карловацкая церковная организация навсегда остаться в своем настоящем странном положении, в качестве какой-то части, оторвавшейся от целого, вроде кометы, блуждающей в междуцерковном пространстве. Быть автокефальной Поместной Церковью названная организация данных не имеет. Ей остается одно: возвратиться в юрисдикцию родной Православной Русской Церкви, тем более что такое возвращение предписывается и каноническими правилами.

В надежде, что теперь, в 1933 году, время уже отчасти сделало свою подготовительную работу и уровняло путь к возвращению "в дом отчий" если не всем, то хотя некоторым из участников Карловацкой группы, я решаюсь еще раз обратиться к Преосвященным архипастырям, пастырям и церковникам-мирянам Карловацкой группы с братским призывом к исправлению ими своей церковной позиции и к примирению с Матерью-Церковью Русской в лице ее законной представительницы - Московской Патриархии. Пора уже убедиться, что возврата к старому не может быть. Сетования и заботы о бывшем государстве, которого уже нет, предоставим тем, кто имеет к тому досуг; нас же, обязанных служением Церкви, воля Божия призывает думать прежде и более всего о Церкви, всецело отдаться ее устроению.

Что касается условий и способов, которыми могло бы быть осуществлено предлагаемое примирение, то они в общем остаются те же, что указаны были в моем послании 1927 года (в Декларации).

По моему убеждению, причиной церковного развала среди наших эмигрантов является политика: там церковное почти без остатка заслонено и поглощено политикой. Происходит ли это оттого, что наше эмигрантское духовенство само признает свою миссию прежде всего политической, или оттого, что оно находится там в зависимости от политиков, для дела большой разницы не представляет. Соответственно этому первым и главным средством к уврачеванию нашей заграничной болезни я считал (и считаю) так или иначе освободить эмигрантское духовенство от пут политики, в которые оно волею или неволею попало. Желать такого освобождения побуждали меня, кроме всего прочего, и прямые практические соображения: политика, увлекавшая наше заграничное эмигрантское духовенство, имела характер непримиримо враждебный к нашему правительству, а по временам и откровенно интервентский.

Исходя из всех этих соображений, я и предложил нашему эмигрантскому духовенству дать обязательство воздерживаться в своей церковно-пастырской деятельности от всяких выступлений нелояльных, тем более враждебных по отношению к нашему правительству.

Этим я отнюдь не хотел навязать эмигрантам, не желающим быть гражданами СССР, советскую политическую программу; еще менее требовал я от них как бы верноподданнических отношений к нашему правительству (как поспешили истолковать мое предложение эмигранты). Я только налагал на заграничных духовных лиц ограничение их внешней деятельности и притом такое, что оно не могло нисколько препятствовать основному служению этих лиц, наоборот, оно ему способствовало, очищая его от посторонних примесей и тем возвышая.

Вместе же со всем этим мое распоряжение давало в руки желающим оружие против возможного нажима со стороны партийных политиков (если и они люди церковные) или, по крайней мере, обеспечивало пастырю спокойствие совести при конфликтах из-за этого с политиками.

Не давшие по каким-либо причинам требуемого обязательства исключались из состава клира, подведомого Московской Патриархии.

Это свое предложение в настоящее время я решаюсь повторить Преосвященным архипастырям и пастырям русским Карловацкой группы. Правда, на мое первое предложение или, точнее, на каноническое постановление Московской Патриархии 1928 года архипастыри и пастыри Карловацкой группы ответили упорным непослушанием и даже прямо враждебными выступлениями против Патриархии. Правда и то, что Карловацкая группа, утверждаясь в своем самочинии, до сих пор не перестает систематически работать над подрывом престижа нашей Патриархии за границей и здесь, в СССР, и всячески старается тормозить усилия наши управить церковный корабль ко благу. Однако братские узы, связующие нас, как сынов одной Матери-Церкви Русской, архипастырский долг блюсти единство Церкви и стремление вообще к миру между братьями заставляют меня теперь вспоминать не о непослушании, а о том, что нет греха, побеждающего милосердие Божие, что всякое преткновение, всякое пятно бесследно исчезают в покаянии.

Конкретное мое предложение состоит в следующем:

1. Архипастыри и пастыри, желающие дать вышеизложенное обязательство, заявляют о том в Патриархию или же Преосвященному митрополиту Литовскому и Виленскому Елевферию в Ковно, Управляющему русскими церквами в Западной Европе, и поступают в ведение Московской Патриархии. В зависимости от того, следует ли за ними паства или нет, они остаются на своих прежних местах или же получают новое назначение.

2. Архипастыри и пастыри, почему-либо не принимающие на себя предложенного обязательства, тоже подают о том заявление Патриархии, причем указывают и церковь, в юрисдикцию которой они желают перейти. Храмы и другие церковные учреждения, при которых состояли уходящие духовные лица, передаются ими (насколько это будет от них зависеть) в ведение нашей Патриархии, если эти учреждения были в ведении Святейшего Правительствующего Синода.

3. Независимо от того, будет ли избран первый из вышеизложенных путей или второй, непременным условием принятия Карловацкой группы в целом в прежнее общение с Патриархией является отказ от всяких притязаний на власть (без благословения Патриархии) над заграничными русскими епархиями, приходами и другими церковными учреждениями и как выражение такого отказа - ликвидация Синода и Собора. Ликвидировав свой центр, Карловацкая группа предоставляет всем подчинявшимся этому центру определять свое дальнейшее церковное бытие по собственному усмотрению.

4. Если сторонники примирения с Московской Патриархией окажутся в меньшинстве и ликвидация центра в целом не состоится или кто-либо из архипастырей и пастырей вообще предпочтет почему-либо не дожидаться этой ликвидации и действовать самостоятельно, каждый из них должен соответственно выйти из состава Собора и Синода или просто из подчинения Карловацкому центру и впредь до ликвидации последнего воздержаться от молитвенного общения с этим центром и последующими ему.

5. Исполнения своего постановления 1928 года наша Патриархия ожидает от Карловацкой группы уже пятый год. Однако мы и теперь не желаем признать дело оконченным и делать из него последний вывод немедленно. Мы и теперь предоставляем желающим срок для обдумывания, для могущих понадобиться сношений и под. Этим сроком пусть будет 9 мая текущего года, когда исполнится ровно пять лет постановлению Патриархии. Неполучение ответа к указанному сроку или ответ отрицательный будет служить основанием для нашей Патриархии применить к нарушителям церковного мира и порядка, упорствующим в своем самочинии, более строгие меры воздействия. Подтвердив свое прежнее общее постановление о Карловацком Соборе и Синоде со всеми подчиняющимися им как о самочинном сборище, отступившем и отлученном от общения со своим законным Священноначалием, наша Патриархия вынесет решение лично о каждом архипастыре Карловацкой группы с запрещением им священнослужения впредь до суда. Мера эта несомненно будет иметь для означенных духовных лиц весьма ощутительные последствия, поскольку она неизбежно осложнит и затруднит отношения к ним со стороны местного православного населения и местной православной церковной власти. Главное же, если Карловацкая группа останется в своем настоящем внеканоническом положении, она может быть источником всяческих недоразумений и даже прямого расстройства во взаимных отношениях Сестер - Поместных Православных Церквей, с которыми эта группа будет так или иначе соприкасаться.

Значит, определить линию своего дальнейшего поведения карло-вацким архипастырям и пастырям предстоит не только физической возможностью настоять на своем, но и сознанием великой ответственности каждого из них за мир и благостояние Святой Христовой Церкви в ее целом.

Представляя все вышеизложенное благосклонному вниманию Вашего Блаженства, я и наш Патриарший Священный Синод братски просим Вашу Святыню быть доброжелательным посредником между нами и архипастырями и пастырями Карловацкой группы, передать им наше предложение и своим отеческим и архипастырским влиянием и авторитетом воздействовать на них в желательном направлении.

В заключение испрашиваю Святительских молитв Вашего Блаженства для себя и для Преосвященных членов Патриаршего Священного Синода и для всей вверенной нам православной паствы и с совершенным почтением и братской о Христе любовию остаюсь

Вашего Блаженства
о Христе брат и слуга
Сергий, Митрополит Горьковский

Постановления Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Священного Синода
О составе летней сессии (от 21 марта 1933 года, № 26)

Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и Временный при нем Патриарший Священный Синод слушали предложение Преосвященного Заместителя следующего содержания: "Ввиду предстоящего окончания зимней сессии Патриаршего Священного Синода присутствующие в Синоде Преосвященные архиепископы Вятский и Слободской Евгений и Днепропетровский Георгий и епископы Тобольский Артемий, Кубанский Феодосии и Алма-Атинский Герман увольняются от присутствия в Синоде во вверенные им епархии; к означенному же присутствию в состав летней сессии Синода 1933 года вызываются в порядке очереди Преосвященные епископы Саранский Филипп, Минусинский Димитрий, Олонецкий Феодор, Черниговский Стефан и Крымско-Симферопольский Порфирий. Таким образом, состав летней сессии Патриаршего Священного Синода 1933 года будет следующий: Преосвященные митрополиты Старорусский, Управляющий Новгородской епархией Алексий, Одесский Анатолий, Саратовский Серафим, Ярославский Павел и Харьковский, Экзарх Украины Константин, архиепископы Ивановский Павел, Дмитровский, Управляющий Московской епархией Питирим, епископы Саранский Филипп, Минусинский Димитрий, Олонецкий Феодор, Черниговский Стефан и Крымско-Симферопольский Порфирий. Первое (полное) заседание летней сессии имеет быть во вторник 9 мая. Священный Синод не оставит сделать по сему надлежащее распоряжение".

Постановили: По содержанию предложения Преосвященного Заместителя уведомить помянутых в нем Преосвященных к исполнению указами и напечатать настоящее постановление в "Журнале Московской Патриархии".

Об Ивановской епархии (от 1 февраля 1933 года, № 2)

Слушали: Предложение Преосвященного Заместителя следующего содержания. "В Известиях ВЦИК напечатан декрет Правительства о переименовании гор. Иваново-Вознесенска в гор. Иваново и Иваново-Вознесенской области в Ивановскую область. По общему правилу надлежит соответственно изменить название епархии и титул архиерея".

Постановили: Иваново-Вознесенской епархии усвоить наименование "Ивановской" и Иваново-Вознесенскому архиерею титул "Ивановский", о чем уведомить как Преосвященного архиепископа Иваново-Вознесенского, так и прочих Преосвященных области.

От 3 февраля 1933 года, № 8

Слушали: I. Рапорт Преосвященного Могилевского на имя Преосвященного Заместителя от 19 декабря 1932 года за № 978 с ходатайством о перечислении в состав Могилевской епархии из состава Минской епархии районов БССР Рогачевского и Жлобинского и из состава Могилевской епархии в состав Минской епархии районов БССР Брачинского, Лосвецкого, Хойниковского и Речицкого ввиду удобств сообщения с епархиальным Преосвященным и лучшего духовного окормления указанных районов.

2. Рапорт Преосвященного Минского по данному делу на имя Преосвященного Заместителя от 11 января 1933 года, в коем Преосвященный Минский ходатайствует об оставлении границ Минской и Могилевской епархий в нынешнем их виде.

Постановили: Принимая во внимание, что районы Рогачевский и Жлобинский лежат на прямой дороге из Могилева в южную часть Могилевской епархии и сами искони принадлежали к Могилевской епархии, для пользы дела возвратить означенные два района в состав Могилевской епархии.

О переходе клириков из одной епархии в другую (от 21 марта 1933 года, № 28)

Слушали: Рапорт Преосвященного архиепископа........от 19 марта 1933 года за № 243 с сообщением о передаче 5 приходов, кои в порядке гражданского районирования входят в состав........викариатства, и о непризнании Преосвященным........, викарием........епархии, рукоположения в приход с. Фантырева диакона той же церкви Владимира Успенского с отказом священнику Владимиру Успенскому выдать увольнительную грамоту из своего викариатства на предмет назначения его священником села Вески другой епархии, куда он был избран общиной означенного прихода.

Справка. Определением Патриархии от 15 декабря 1932 года за № 176 постановлено: Разъяснить Преосвященному........, что дела о переходе клириков из одной епархии в другую решаются совместным согласием подлежащих Преосвященных, причем сношения должны вестись непосредственно с епархиальным, а не викарным Преосвященным, и что епархии многоклирные не должны отказывать в братской помощи епархии, испытывающей недостаток в клире.

Постановили: 1. Признать действия Преосвященного ........ в отношении приходов 5-го Тейковского благочиннического округа правильными и хиротонию священника Владимира Успенского действительной.

2. Приходы сел: Фантырева, Игрищи, Черноводки, Никольско-Красенского и Шижегды - считать в составе Владимирской епархии.

3. Преосвященному........предложить разъяснить Преосвященному своему викарию........, что согласно определения Патриархии от 2 декабря 1932 года за № 175 Преосвященный........все дела о переходе клириков из одной епархии в другую должен вести непосредственно через своего епархиального Преосвященного и не отказывать в братской помощи епархии, испытывающей недостаток в клириках.

О принятии из обновленческого раскола (от 22 марта 1933 года, № 30)

Слушали: Рапорт Преосвященного........на имя Преосвященного Заместителя от 13 марта 1933 года за № 43 с представлением в копии прошения иеромонаха иркутского Вознесенского монастыря Мефодия Мищенко, вступившего по рукоположении в брак в 1924 году и состоявшего в обновленческом расколе, о принятии его в общение с Церковью в сане иеромонаха.

Постановили: Как вступившего в брак по рукоположении принять Мищенко по покаянии в церковное общение в звании мирянина.

От 22 октября 1932 года, № 152

Слушали: Вторичное ходатайство бывшего священника Сызран-ского округа Владимира Никольского от 23 октября 1932 года о пересмотре его дела и об отмене резолюции Преосвященного Сызранского ........о лишении его, священника Владимира Никольского, священного сана.

Справка 1. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и Временный Патриарший Священный Синод определением своим от того же 21 октября за № 145 постановили: Разъяснить Преосвященному архиепископу Самарскому, что хотя Преосвященный........
и не затребовал предварительных объяснений о священнике Никольском и допустил нарушение процессуального порядка канонического суда, однако Никольский, продолжая служить не только после запрещения, но и после лишения сана, тем самым оправдал резолюцию Преосвященного ........ и лишил себя по силе 4-го правила Антиохийского Собора даже права апелляции перед высшей церковной властью, ввиду чего оставить прошение Никольского без последствий, о чем и уведомить Преосвященного архиепископа Самарского указом.

Справка 2. Во втором своем прошении бывший священник Владимир Никольский свое священнослужение объясняет подачей прошения и объяснений по своему делу Преосвященному Сызранскому, каковые, однако, Преосвященным не были получены. Раскаиваясь в своем каноническом преступлении, бывший священник Владимир Никольский просит вновь о его прощении и помиловании. По обсуждении

Постановили: Принимая во внимание то обстоятельство, что Преосвященный Сызранский не имел возможности рассмотреть поданное ему бывшим священником Владимиром Никольским прошение с объяснением содеянного канонического преступления, и имея в виду раскаяние бывшего священника Владимира Никольского, при исключительных обстоятельствах его дела, - в отмену определения своего от 21 октября 1932 года за № 143 предоставить Преосвященному архиепископу Самарскому наложить на священника Владимира Никольского епитимию и по исполнении епитимий определить его на священническое место.

От 22 ноября 1932 года, № 168

Слушали: 1. Словесный доклад члена Патриаршего Священного Синода Преосвященного ........ о продолжающемся отсутствии из епархии Преосвященного Рыбинского.

2. Доклад настоятеля Казанского рыбинского кафедрального собора и Благовещенской церкви гор. Рыбинска протоиерея Яснева от 5 октября 1932 года за № 7 с прошением о включении Рыбинской епископии в состав Ярославской епархии под непосредственное духовное водительство Преосвященного митрополита Ярославского.

Постановили: Ввиду того, что продолжительное отсутствие Преосвященного Рыбинского из епископии не может не отражаться отрицательно на делах епархиального управления и принимая во внимание доклады по сему делу члена Патриаршего Священного Синода Преосвященного митрополита Ярославского и настоятеля Рыбинского Казанского собора:

1. Преосвященного Рыбинского по болезненному состоянию уволить от Управления Рыбинской епархией на покой и назначить в распоряжение архиепископа Калининского.

2. Рыбинскую епархию включить в состав Ярославской епархии.

От 23 ноября 1933 года, № 171

Слушали: Предложение Преосвященного Заместителя следующего содержания. "Ввиду исполнившегося 11/24 сего ноября XXV-летия архиерейского служения Преосвященного архиепископа Костромского Никодима считаю справедливым присвоить ему право ношения креста на клобуке. Священный Синод не оставит по сему сделать распоряжение".

От 23 ноября 1932 года, № 173*

* Текст определения опущен, так как с незначительными изменениями он был приведен в предыдущем номере Журнала. - Примеч. ред.

О безбрачии и монашестве епископов (историко-канонический очерк) (продолжение публикации)

Хроника церковной жизни

По имеющимся сведениям, Блаженнейший Патриарх Сербский благосклонно принял на себя братское посредничество по Карловацкому делу (см. напечатанное выше Послание Заместителя). Между Блаженнейшим и Заместителем теперь идут соответствующие сношения.

Постановлением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Священного Синода от 13 февраля сего года за № 11 Преосвященный Питирим, архиепископ Дмитровский, Управляющий Московской епархией, за сложностью дел освобожден от должности Управляющего делами Священного Синода и на эту должность назначен Преосвященный Петр (Руднев), епископ Коломенский, викарий Московской епархии.

Преосвященный Петр родился в 1891 году, окончил Московскую Духовную академию в звании кандидата богословия в 1916 году. Затем состоял настоятелем московского Симонова ставропигиального монастыря и в 1928 году хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Московской епархии.

По сообщению митрополита Новгородского, 18 февраля [ст. ст.] сего года в гор. Ташкенте скончался Преосвященный митрополит Ташкентский и Туркестанский Никандр (Феноменов), 60 лет от роду.

Покойный окончил Киевскую Духовную академию. Хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии, в 1905 году.

Преосвященный Никандр последовательно занимал кафедры Нарвскую, Вятскую, Крутицкую, Одесскую и Ташкентскую. Последнее время состоял членом Временного Патриаршего Священного Синода.

Отпевание Преосвященного митрополита Никандра совершал Преосвященный митрополит Новгородский Арсений с сонмом духовенства.

25 сего февраля [ст. ст.] в гор. Киеве скончался ректор и профессор Киевской Духовный академии Преосвященный архиепископ Василий (Богдашевский).

Преосвященный родился в 1861 году. Окончил Киевскую Духовную Академию, где и состоял профессором по кафедре Нового Завета.

Своим большим и ценным трудом о послании Апостола Павла к Ефесянам покойный приобрел большую популярность среди ученого мира.

За свои труды по богословию Преосвященный архиепископ имел звание доктора богословия.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова