Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Манифест 19 февраля 1861 года

СТР.

Божиею милостию Мы, Александр Второй, император и самодержец27
всероссийский,царьпольский,великийкнязьфинляндский,и
прочая, и прочая, и прочая. Объявляем всем нашим верноподданным.
Божиим провидением и священным законом престолонаследиябыв
призваны на прародительский всероссийский престол, в соответствие
сему призванию мы положили в сердцесвоемобетобниматьнашею
царскоюлюбовиюипопечением всех наших верноподданных всякого
звания и состояния,от благородновладеющегомечомназащиту
Отечествадоскромноработающегоремесленныморудием,от
проходящего высшую службу государственную до проводящего наполе
борозду сохою или плугом.
Вникая в положение званий и состояний в составе государства,
мы усмотрели,чтогосударственноезаконодательство,деятельно
благоустрояя высшие и средние сословия, определяя их обязанности,
права и преимущества,недостиглоравномернойдеятельностив
отношенииклюдямкрепостным,такназванным потому,что они
частию старыми законами,частию обычаемпотомственноукреплены
под властию помещиков,на которых с тем вместе лежит обязанность
устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и
неопределенысточностиюзаконом,местокоторого заступали
предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего
происходилидобрыепатриархальные отношения искренней правдивой
попечительности иблаготворительностипомещикаидобродушного
повиновениякрестьян.Ноприуменьшении простоты нравов,при
умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных
отеческихотношений помещиков к крестьянам,при впадении иногда
помещичьих прав в руки людей,ищущих только собственнойвыгоды,
добрыеотношенияослабевалииоткрывалсяпутькпроизволу,
отяготительномудлякрестьянинеблагоприятномудляих
благосостояния,чемувкрестьянахотвечаланеподвижностьк
улучшениям в собственном быте.
Усматривали cиeиприснопамятныепредшественникинашии
принималимеры к изменению на лучшее положение крестьян;но это
былимеры,частиюнерешительные,предложенныедобровольному,
свободолюбивому действованию помещиков, частию решительные только
для некоторых местностей,по требованию особенныхобстоятельств
или в виде опыта.Так, император Александр I издал постановление
о свободных хлебопашцах, и в бозе почивший родитель наш Николай I
—постановлениеобобязанных крестьянах.В губерниях западных28
инвентарными правилами определены наделение крестьян землею иих
повинности.Но постановления о свободных хлебопашцах и обязанных
крестьянах приведены в действие в весьма малых размерах.
Таким образом,мы убедились,что дело измененияположения
крепостныхлюдейналучшееестьдлянасзавещание
предшественников наших и жребий,чрез течениесобытийподанный
нам рукою провидения.
Мы началиcиeделоактомнашегодовериякроссийскому
дворянству,кизведаннойвеликимиопытамипреданностиего
престолуиготовности его к пожертвованиям на пользу Отечества.
Самому дворянству предоставили мы,по собственномувызовуего,
составить предположения о новом устройстве быта крестьян,причем
дворянам предлежало ограничить свои права на крестьяниподъять
трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие
наше оправдалось.В губернскихкомитетах,влицечленових,
облеченныхдовериемвсего дворянского общества каждой губернии,
дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных
людей.Всихкомитетах,пособраниипотребныхсведений,
составлены предположения о новом устройствебытанаходящихсяв
крепостном состоянии людей и о их отношениях к помещикам.
Сии предположения,оказавшиеся, как и можно было ожидать по
свойству дела,разнообразными,сличены,соглашены,сведеныв
правильный состав,исправлены и дополнены в Главном по сему делу
комитете;исоставленныетакимобразомновыеположенияо
помещичьихкрестьянахидворовыхлюдяхрассмотреныв
Государственном совете.
Призвав Богавпомощь,мырешилисьдатьсемуделу
исполнительное движение.
В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в
свое время полные права свободных сельских обывателей.
Помещики, сохраняя право собственности на всепринадлежащие
им земли,предоставляют крестьянам, за установленные повинности,
в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для
обеспечениябытаихиисполненияобязанностейихпред
правительством,определенноевположенияхколичествополевой
земли и других угодий.
Пользуясь сим поземельным наделом,крестьяне за cиe обязаны
исполнятьвпользупомещиковопределенныевположениях
повинности.В сем состоянии,которое есть переходное, крестьяне
именуются временнообязанными.
Вместе стемимдаетсяправовыкупатьусадебнуюих
оседлость,ассогласияпомещиковонимогутприобретатьв
собственность полевые земли идругиеугодья,отведенныеимв
постоянноепользование.С таковым приобретением в собственность
определенногоколичестваземликрестьянеосвободятсяот
обязанностейкпомещикамповыкупленнойземлеивступятв
решительное состояние свободных крестьян-собственников.
Особым положением одворовыхлюдяхопределяетсядляних29
переходноесостояние,приспособленноекихзанятиями
потребностям;по истечении двухлетнего срока от дня издания сего
положения они получат полное освобождение и срочные льготы.
На сихглавныхначалахсоставленнымиположениями
определяетсябудущееустройствокрестьянидворовыхлюдей,
установляетсяпорядокобщественногокрестьянского управления и
указываются подробно даруемые крестьянам и дворовым людям права и
возлагаемыенанихобязанности в отношении к правительству и к
помещикам.
Хотя жесииположения,общие,местныеиособые
дополнительныеправиладлянекоторыхособыхместностей,для
имений мелкопоместных владельцев и длякрестьян,работающихна
помещичьихфабрикахизаводах,по возможности приспособлены к
местнымхозяйственнымпотребностямиобычаям,впрочем,дабы
сохранитьобычныйпорядоктам,гдеонпредставляет обоюдные
выгоды,мыпредоставляемпомещикамделатьскрестьянами
добровольныесоглашенияизаключатьусловияоразмере
поземельного надела крестьян и о следующих за оный повинностяхс
соблюдениемправил,постановленных для ограждения ненарушимости
таковых договоров.
Как новое устройство, по неизбежной многосложности требуемых
оным перемен,не может быть произведено вдруг, а потребуется для
сего время,примерно неменеедвухлет,товтечениесего
времени,вотвращениезамешательстваидлясоблюдения
общественной и частной пользы,существующий доныне впомещичьих
имениях порядок должен быть сохранен дотоле, когда, по совершении
надлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок.
Для правильногодостижениясегомыпризнализаблаго
повелеть:
1. Открытьвкаждойгуберниигубернскоепо крестьянским
делам присутствие,которому вверяется высшее заведованиеделами
крестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях.
2. Длярассмотрениянаместахнедоразуменийиспоров,
могущих возникнуть при исполнении новыхположений,назначитьв
уездахмировыхпосредникови образовать из них уездные мировые
съезды.
3. Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления,
длячего,оставляясельскиеобществавнынешнем их составе,
открыть в значительных селениях волостныеуправления,амелкие
сельские общества соединить под одно волостное управление.
4. Составить,поверитьиутвердитьпокаждому сельскому
обществу или имению уставную грамоту,в которой будет исчислено,
наоснованииместногоположения,количествоземли,
предоставляемой крестьянам впостоянноепользование,иразмер
повинностей,причитающихся с них в пользу помещика как за землю,
так и за другие от него выгоды.
5. Сии уставныеграмотыприводитьвисполнениепомере30
утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям
ввести в действие в течение двух лет содняизданиянастоящего
манифеста.
6. Доистечениясегосрокакрестьянамидворовым людям
пребыватьвпрежнемповиновениипомещикамибеспрекословно
исполнять прежние их обязанности.
7. Помещикамсохранить наблюдение за порядком в их имениях,
с правом судаирасправы,впредьдообразованияволостейи
открытия волостных судов.
Обращая вниманиенанеизбежныетрудностипредприемлемого
преобразования,мы первое всего возлагаем упование навсеблагое
провидение Божие, покровительствующее России.
Засим полагаемсянадоблестнуюоблагеобщемревность
благородного дворянского сословия,которому не можем не изъявить
отнасиотвсегоОтечествазаслуженнойпризнательности за
бескорыстное действование к осуществлениюнашихпредначертаний.
Россиянезабудет,чтоонодобровольно,побуждаясьтолько
уважениемкдостоинствучеловекаихристианскоюлюбовиюк
ближним,отказалосьотупраздняемогоныне крепостного права и
положилооснованиеновойхозяйственнойбудущностикрестьян.
Ожидаем несомненно, что оно также благородно употребит дальнейшее
тщаниекприведениювисполнениеновыхположенийвдобром
порядке,вдухемира и доброжелательства и что каждый владелец
довершит в пределахсвоегоимениявеликийгражданскийподвиг
всегосословия,устроив быт водворенных на его земле крестьян и
его дворовых людей на выгодных для обеих сторон условиях,итем
дастсельскомунаселениюдобрый пример и поощрение к точному и
добросовестному исполнению государственных повинностей.
Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности владельцев о
благекрестьянипризнательностикрестьянкблагодетельной
попечительности владельцев утверждают нашу надежду, что взаимными
добровольнымисоглашениями разрешится большая часть затруднений,
неизбежныхвнекоторыхслучаяхпримененияобщихправилк
разнообразнымобстоятельствамотдельныхимений,ичтосим
способом облегчится переход от старогопорядкакновомуина
будущеевремяупрочитсявзаимноедоверие,доброесогласие и
единодушное стремление к общей пользе.
Для удобнейшего жеприведениявдействиетехсоглашений
между владельцами и крестьянами, по которым сии будут приобретать
всобственностьвместесусадьбамииполевыеугодья,от
правительства будут оказаны пособия,на основании особых правил,
выдачею ссуд и переводом лежащих на имениях долгов.
Полагаемся наздравыйсмыслнашегонарода.Когдамысль
правительстваоупразднениикрепостного права распространилась
междунеприготовленнымикнейкрестьянами,возникалибыло
частныенедоразумения.Некоторые думали о свободе и забывали об
обязанностях.Нообщийздравыйсмыслнепоколебалсявтом31
убеждении,чтоипоестественномурассуждениюсвободно
пользующийсяблагамиобществавзаимнодолженслужитьблагу
обществаисполнениемнекоторыхобязанностей,ипозакону
христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим
(Рим.XIII,1),воздаватьвсем должное,и в особенности кому
должно,урок,дань,страх,честь;что законноприобретенные
помещикамиправанемогутбытьвзятыотних без приличного
вознаграждения или добровольной уступки;чтобылобыпротивно
всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести
за cиe соответственной повинности.
И теперьснадеждоюожидаем,чтокрепостныелюдипри
открывающейсядля них новой будущности поймут и с благодарностию
примут важное пожертвование,сделанноеблагороднымдворянством
для улучшения их быта.
Они вразумятся,что,получаядлясебяболеетвердое
основаниесобственностиибольшуюсвободурасполагатьсвоим
хозяйством,онистановятсяобязаннымипредобществоми пред
самимисобоюблаготворностьновогозаконадополнитьверным,
благонамереннымиприлежнымупотреблением в дело дарованных им
прав.Самыйблаготворныйзаконнеможетлюдейсделать
благополучными,еслионинепотрудятсясамиустроитьсвое
благополучиеподпокровительствомзакона.Довольство
приобретаетсяиувеличиваетсянеиначе как неослабным трудом,
благоразумным употреблением сил и средств,строгою бережливостию
и вообще честною в страхе Божием жизнию.
Исполнители приготовительныхдействийкновому устройству
крестьянского быта и самого введения в cиeустройствоупотребят
бдительное попечение, чтобы cиe совершалось правильным, спокойным
движением,снаблюдениемудобностивремени,дабывнимание
земледельцевне было отвлечено от их необходимых земледельческих
занятий.Пусть они тщательно возделывают землю и собираютплоды
ее,чтобыпотомиз хорошо наполненной житницы взять семена для
посеваназемлепостоянногопользованияилиназемле,
приобретенной в собственность.
Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови
с нами Божие благословение на твой свободный труд,залогтвоего
домашнегоблагополучияиблагаобщественного.Данв
Санктпетербурге,вдевятнадцатыйденьфевраля,влетоот
рождестваХристоватысячавосемьсотшестьдесятпервое,
царствования же нашего в седьмое.

Выверено по изданию: Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.7. Документы крестьянской реформы. Отв. ред. О.И.Чистяков. М., Юридическая литература, 1989.
Ист.: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/feb1861.htm
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова